Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по ФГОС УМК "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для 1 класса | 86.8 КБ |
Мероприятие ко Дню Пожилых | 51 КБ |
Урок русского языка во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" | 9.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г.Альметьевска
«Рассмотрено» Руководитель МО _________З.А.Гиздатуллина Протокол № от « » 2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по НО МБОУ «СОШ № 4» _________Л.Ф.Фахразиева « » 2012г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 4» _________ С.Н. Симонова Приказ № от « » 2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Гиздатуллиной Зульфии Анваровны
(высшая квалификационная категория)
по окружающему миру в 1А классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_____________2012 г.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 1 А классе создана на основе:
- федерального государственного стандарта начального общего образования;
- Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
- примерной основной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе стандарта;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №4»,
- авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой;
- инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РТ № 4067 от30.10.2006г. «Об особенностях преподавания учебного предмета.….»;
- базисного учебного плана РТ на 2012-2013 учебный год;
- учебного плана МБОУ «СОШ №4» на 2012-2013 учебный год;
- положения школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей)»;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
Данная рабочая программа составлена по учебнику Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч., рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации . – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
В основе построения курса «Окружающий мир» лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во – первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.
4. Принцип экологизации решает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.
5. Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность образования, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
В программе 1 класса представлены следующие ведущие содержательные линии.
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.
В 1 классе это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твоё здоровье».
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи».
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родину, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Родная страна».
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть задания, по тематике связанные с ремеслами и промыслами данной местности, населяющих регион.
Цель предмета «Окружающий мир» в 1 классе.:
- формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
Задачи курса:
- воспитание любви к своему городу, к своей Родине;
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, истории своего края, народа;
- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:
Планируемые результаты обучения учащихся 1 класса по данной программе содержат три компонента:
называть – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
различать (сопоставлять) – владение конкретными умениями и навыками;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях – группа умений и навыков, которыми ученик может пользоваться в учебной и во внеучебной деятельности.
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся :
называть:
- своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
- основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
- основные правила здорового образа жизни;
- основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
- основные условия благополучной жизни растений и животных;
- профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5 – 6 профессий), профессии людей родного города;
- улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
- основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать (сопоставлять):
- знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
- основные нравственно – этические понятия ( сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
- различных представителей растительного мира ( по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
- времена года;
- животных, объединять их в группы ( звери, птицы, насекомые);
- произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- выполнять режим своего дня;
- определять время по часам с точностью до часа;
- подготавливать своё учебное место к работе;
- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
- выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
- ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
- выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
- составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
— различать основные нравственно-этические понятия;
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа:
Всего -66 часов
в неделю -2 часа
для проведения практических работ-6 часов
для проведения исследований-2 часа
составления проектов-2 часа
для проведения экскурсий -8 часов
Содержание программы
Согласно примерной образовательной программе на изучение предмета «Окружающий мир» отводится ___66_ часов; по учебному плану МБОУ «СОШ № 4», составленному по базисному плану РТ, отводится ___66_ часов. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Этот удивительный мир. | 1 |
Мы — школьники | 2 |
Твоё здоровье | 6 |
Я и другие люди | 3 |
Труд людей | 6 |
Родная природа | 31 |
Семья | 2 |
Наша страна - Россия. Родной край. | 15 |
Итого | 66 |
Введение. Этот удивительный мир.(1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (2 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Универсальные учебные действия:
- определять время по часам с точностью до часа;
- анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
- воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
- описывать назначение различных школьных помещений;
- конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
- реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Твоё здоровье (6 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Я и другие люди. (3ч)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы.
Универсальные учебные действия:
Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Труд людей (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия:
- классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
- ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (31 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия:
- описывать сезонные изменения в природе;
- создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать внешние признаки растения;
- характеризовать условия роста растения;
- выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
- различать животных по классам (без термина);
- сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
- различать животных по месту обитания.
Семья (2 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Универсальные учебные действия:
- составлять небольшой рассказ о своей семье;
- взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
Наша страна- Россия. Родной край (15 ч)
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и игровых площадках родного города.
Универсальные учебные действия:
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в.
- называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), родного города, ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
- различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
- реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
- анализировать дорогу от дома до школы; замечать опасные участки, знаки дорожного движения и пользования транспортом.
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
Экскурсии. Экскурсии по школе. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями уголка природы, проектные работы «Мой дом», «Моя семья»
Учебно-методическое и программное обеспечение
УМК «Начальная школа XXI века» рук. Н.Ф. Виноградова
Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 4 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011.
Для учащихся:
1.Учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011.
2. Рабочие тетради: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир для учащихся общеобразовательных учреждений - М. : Вентана – Граф, 2011.
Для учителя:
1.Н.Ф.Виноградова Программа «Окружающий мир» - М. : Вентана – Граф, 2012.
2. Н.Ф.Виноградова Методика обучения - М. : Вентана – Граф, 2011
-Интернет-ресурсы, используемые в работе:
-www.km.ru -www.int.ru -www.wikirdf.ru -http\\metod/samara/rcde/ru.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности ученика (универсальные учебные действия) | Планируемые результаты обучения | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Нас окружает удивительный мир | 1 | Комбинированный | Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради УУД: классификация предметов и объектов окружающего мира, сравнение, обобщение, умение выражать своё мнение, построение суждения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Уметь называть предметы и объекты окружающего мира. | 4.09 | |
2 | Давай познакомимся | 1 | Комбинированный | Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится». Рисование «Варежки» (работа в парах). Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек». Речевая разминка. УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
| Уметь называть друзей, рассказывать о любимых занятиях | 7.09 | |
3 | Мы – школьники | 1 | Экскурсия | Знакомство со школой: класс, столовая, спортзал, комнаты гигиены Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками , описывать назначение различных школьных помещений;
| Уметь ориентироваться в школе, называть кабинеты, залы, комнаты | 11.09 | |
4 | Правила поведения в школе | 1 | Комбинированный | Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок». УУД: конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке; реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности | Уметь соблюдать правила поведения в школе, работать в парах. | 14.09 | |
5 | Сентябрь – первый месяц осени НРК. | 1 | Экскурсия | Природа родного края. Красота природы, сезонные изменения. Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка : название, особенности внешнего вида. УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Сравнивать результаты наблюдений за изменениями в природе, сравнение внешнего вида разных деревьев. | 18.09 | |
6 | Что нам осень подарила | 1 | Комбинированный | Классификация фруктов и овощей. УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. | Уметь различать признаки живой и неживой природы; классифицировать овощи и фрукты | 21.09 | |
7 | Грибная пора | 1 | Комбинированный | Классификация грибов: название, окраска, форма, размер. Грибы съедобные и несъедобные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Знать названия грибов. Уметь различать грибы, Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. | 25.09 | |
8 | Семья | 1 | Комбинированный | Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр. Взаимоотношения членов семьи. Семейные обязанности. УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Знать членов своей семьи. Уметь составлять рассказ о своей семье, выполнить проектную работу «Моя семья» | 28.09 | |
9 | Любимые занятия НРК | 1 | Комбинированный | Занятия членов семьи. Разучивание татарских народных игр. Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста. УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; контроль выполнения правил ролевой игры. | Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие, трудолюбие, леность, послушание – непослушание, равнодушие). | 2.10 | |
10 | Как из зерна получилась булка | 1 | Комбинированный | Трудовая деятельность людей. Особенности труда тракториста, мельника, пекаря УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; | Знать названия профессий, связанных с сельским хозяйством; основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность). Уметь рассказать | 5.10 | |
11 | Человек и домашние животные. | 1 | Комбинированный | Домашние животные. Профессии людей, ухаживающих за животными. Правила безопасного поведения с животными. Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. УУД: : развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | 9.10 | ||
12 | Октябрь уж наступил | 1 | Экскурсия | Сезонные изменения в природе в октябре. Перелётные птицы. Как животные готовятся к зиме. УУД: Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года, находить ошибки в предложенной последовательности. . | Знать и называть перелётных птиц. Уметь различать времена года; называть основные условия жизни растений и животных | 12.10 | |
13 | Птицы осенью НРК | 1 | Комбинированный | Наблюдение за птицами. Перелетные птицы. Птицы водоемов. УУД: классификация предметов и объектов окружающего мира, сравнение, обобщение, умение выражать своё мнение, построение суждения | Знать названия перелетных птиц. Уметь называть птиц | 16.10 | |
14 | Явление природы | 1 | Комбинированный | Явления природы разных времён года УУД: Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. | Знать сезонные явления природы | 19.10 | |
15 | Где ты живешь? НРК | 1 | Комбинированный | Родной город . Трудовая деятельность людей в родном городе . Наблюдения общественных событий и труда людей родного города . УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Знать различия города, села; особенности построек, дорог, труда жителей сельских и городских. Уметь назвать домашний адрес, улицы, расположенные вблизи школы и дома | 23.10 | |
16 | Правила дорожного движения ОБЖ | 1 | Экскурсия | Безопасный путь из дома в школу. Правила перехода улицы и перекрёстка УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом; различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
| Уметь различать знаки светофора; выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуаций. | 26.10 | |
17 | Ты и вещи | 1 | Комбинированный | Труд людей, которые делают для нас вещи: одежду, обувь, книги. Бережное отношение к вещам, уход за ними. УУД: классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.); ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов. | Знать профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью. | 30.10 | |
18 | Кто работает ночью | 1 | Комбинированный | Дидактическая игра «Я работаю ночью» Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; | Уметь оценивать результаты своей и чужой работы | 2.11 | |
19 | Твои помощники – органы чувств | 1 | Комбинированный | Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Практическая работа по исследованию органов чувств. Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». УУД: использование знаково-символических средств представления информации УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Знать и выполнять основные правила здорового образа жизни (ЗОЖ) | 13.11 | |
20 | Правила гигиены | 1 | Комбинированный | Предметы личной гигиены. Обсуждение проблемы: что дает человеку знание и соблюдение правил гигиены? УУД: демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды. | Знать предметы личной гигиены. Уметь пользоваться предметами личной гигиены | 16.11 | |
21 | О режиме дня | 1 | Комбинированный | Распорядок работы, отдыха, сна, питания. Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение» УУД: определять время по часам с точностью до часа, использование знаково-символических средств представления информации. | Знать о режиме дня кольника. Уметь соблюдать режим дня | 20.11 | |
22 | Игры-соревнования на ловкость, быстроту. | 1 | Комбинированный | Урок в спортивном зале. Правила безопасного поведения во время спортивных мероприятий. УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки | Знать правила безопасного поведения в спортзале во время игр-соревнований. | 23.11 | |
23 | Ноябрь – зиме родной брат | 1 | Экскурсия | Сезонные изменения в природе, характеристика времени года. УУД: Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года, находить ошибки в предложенной последовательности. | Знать названия времен года, животных; правила поведения (безопасности) на экскурсии. Уметь различать времена года, животных, объединять их в группы; рассказывать о птицах: строение, питание и т. д. | 27.11 | |
24 | Дикие животные | 1 | Комбинированный | Животные вокруг нас: звери, птицы, млекопитающие. Правила безопасного поведения с животными. УУД: классификация предметов и объектов окружающего мира, сравнение, обобщение, умение выражать своё мнение, построение суждения | 30.11 | ||
25 | Звери – млекопитающие | 1 | Комбинированный | Разнообразие мира животных. Правила безопасного поведения с млекопитающими. УУД: классификация предметов и объектов окружающего мира, сравнение, обобщение, умение выражать своё мнение, построение суждения | 4.12 | ||
26 | Что мы знаем о птицах | 1 | Комбинированный | Птицы – наши друзья. Просмотр слайдов «Самые, самые» Правила безопасного поведения с птицами. УУД: классификация предметов и объектов окружающего мира, сравнение, обобщение, умение выражать своё мнение, построение суждения. | 7.12 | ||
27 | Город-село НРК | 1 | Комбинированный | Достопримечательности родного города . Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин», просмотр слайдов «Город-село» УУД: использование знаково-символических средств представления информации. | Знать название города, в котором живёшь. Уметь называть основные учреждения быта, образования, культуры | 11.12 | |
28 | Дом, в котором ты живёшь. НРК | 1 | Комбинированный | Описание жилого дома, его архитектурных особенностей Проектная работа «Мой дом» УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; | Уметь описывать жилой дом, его архитектурных особенностей | 14.12 | |
29 | Зачем люди трудятся | 1 | Экскурсия в библиотеку, музей | Произведения народного творчества: песни, танцы, сказки, игрушки. Выразительное чтение фольклорных произведений. УУД: различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в. | Знать, почему, в каких случаях руки, голову называют золотыми. Уметь выразительно читать фольклорные произведения | 18.12 | |
30 | В декабре, в декабре все деревья в серебре | 1 | Комбинированный | Сезонные изменения в природе. Характеристика времени года. УУД: Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. | Уметь различать представителей животного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.) | 21.12 | |
31 | Какая бывает вода? | 1 | Комбинированный | Наблюдение разных состояний воды. Исследовательская работа. УУД: Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности. | Уметь различать состояние воды | 25.12 | |
32 | О дружбе | 1 | Комбинированный | Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Как нужно относиться к друзьям. Речевая разминка. «Расскажи о своём друге» УУД: Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности, различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы; | Уметь различать основные нравственно-этические понятия; выполнять трудовые поручения взрослых. | 28.12 | |
33 | Идем в гости | 1 | Комбинированный | Как вести себя в гостях (ролевые игры) Практическая работа «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». УУД: Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности, различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
| Знать правила этикета | 15.01 | |
34 | С новым годом | 1 | Праздник. Ролевая игра | Участие в праздничном шоу (ролевая игра, инсценированное действие) УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; контролировать выполнение правил ролевой игры. | Уметь рассказать новогоднюю историю от имени выбранной роли. | 18.01 | |
35 | Январь – году начало, зиме – середина | 1 | Экскурсия | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Виды деревьев, растущих в твоём краю. УУД: Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы | Знать виды деревьев родного края, сезонные изменения в природе. Уметь делать выводы по итогам наблюдений за природой | 22.01 | |
36 | Хвойные деревья | 1 | Комбинированный | Ель, сосна и лиственница (сравнительная характеристика). УУД: классификация предметов и объектов окружающего мира, сравнение, обобщение, умение выражать своё мнение, построение суждения | Знать хвойные деревья. Уметь различать хвойные деревья | 25.01 | |
37 | Жизнь птиц зимой | 1 | Комбинированный | Разнообразие животных, птиц. Просмотр слайдов «Жизнь птиц зимой». Чтение и обсуждение стихотворения «Покормите птиц зимой» УУД: классификация предметов и объектов окружающего мира, сравнение, обобщение, умение выражать своё мнение, построение суждения | Знать основных представителей животного мира ближайшего окружения; основные условия благополучной жизни животных и птиц. Уметь различать животных и птиц по видам | 29.01 | |
38 | Наша страна – Россия НРК | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Москва. Красная площадь. Кремль. Государственная символика РФ и РТ. Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города». УУД: называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), родного города | Знать свою страну, главный город страны; символику РФ и РТ; чем богата и знаменита родная страна. Уметь объяснить, почему гражданин любит свою Родину | 1.02 | |
39 | Богата природа России | 1 | Комбинированный | Животные, обитающие на территории России. Природа России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы. Прослушивание СD “Животные Сибири», просмотр слайдов «Леса России» УУД: использование знаково-символических средств представления информации. | Знать животных, обитающие на территории России. | 5.02 | |
40 | Мы – россияне. НРК | 1 | Комбинированный | Народы России. Национальные костюмы УУД: ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек; | Различать русский и татарский национальные костюмы, знать их особенности. | 8.02 | |
41 | Народная сказка и народные игрушки НРК | 1 | Комбинированный | Русские народные сказки, загадки, потешки, скороговорки, прибаутки, песни. Татарские народные сказки, загадки, песни. УУД: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; | Уметь пересказывать сказки; выразительно читать фольклорные произведения | 12.02 | |
42 | Февраль – месяц метелей и вьюг | 1 | Комбинированный | Зимние явления природы. Жизнь животных зимой УУД: Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы | Знать о питании, передвижении зверей, из жизни в зимний период | 15.02 | |
43 | Звери – млекопитающие | 1 | Комбинированный | Насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные звери. УУД: классификация предметов и объектов окружающего мира, сравнение, обобщение, умение выражать своё мнение, построение суждения | Знать отличия в питании и передвижении зверей разных видов | 26.02 | |
44 | Наш уголок природы. | 1 | Комбинированный | Комнатные растения: название, внешний вид, условия роста. Уход и наблюдение за комнатными растениями. Оформление уголка природы. Подведение итогов и запись выводов по теме в дневнике наблюдений. Практическая работа. УУД: классификация предметов и объектов окружающего мира, сравнение, обобщение, умение выражать своё мнение, построение суждения | Знать основные условия благополучного роста растений. Уметь выполнять основные поручения по уголку природы: поливать растения, сеять семена, сажать черенки | 1.03 | |
45 | Растения уголка природы | 1 | Комбинированный | 5.03 | |||
46 | Мы – граждане России | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Наши права и обязанности. УУД: использование знаково-символических средств представления информации. | Знать основные конституционные права и обязанности гражданина России | 8.03 | |
47 | Правила поведения | 1 | Комбинированный | Разговор по телефону. Поздравление друга с днём рождения. Настоящий друг. УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; | Знать о правилах поведения при общении с друзьями, во время разговора по телефону | 12.03 | |
48 | 8 Марта – праздник женщин | 1 | Комбинированный | Опыт общения со сверстниками и взрослыми, освоение правил поведения в обществе УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; | Уметь различать основные нравственно-этические понятия | 15.03 | |
49 | Март-капельник | 1 | Экскурсия | Сезонные изменения природы (весна). УУД: Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы | Знать об изменениях в природе весной; названия перелетных птиц | 19.03 | |
50 | Птичьи разговоры | 1 | Комбинированный | Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры» | Знать правила отношения к птичьим гнездам | 22.03 | |
51 | Здоровая пища | 1 | Комбинированный | Режим питания. Культура поведения за столом. Полезные и вредные привычки УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за своё здоровье; | Знать основные правила здорового образа жизни (ЗОЖ), что значит режим питания для организма человека | 2.04 | |
52 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | 1 | Комбинированный | Закаливание. Принципы закаливания. Практическая работа. УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за своё здоровье; | Знать, какое действие на организм человека оказывают закаливающие процедуры. | 5.04 | |
53 | Какое бывает настроение | 1 | Комбинированный | Опыт общения со сверстниками и взрослыми, освоение правил поведения в обществе УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; | Уметь различать основные нравственно-этические понятия | 9.04 | |
54 | Апрель – водолей | 1 | Комбинированный | Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы. Сезонные изменения в разгар весны УУД: Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы | Знать условия благополучной жизни растений и животных. Уметь объяснить взаимосвязь и взаимозависимость растений и животных | 12.04 | |
55 | Жизнь насекомых весной | 1 | Комбинированный | Календарь появления насекомых после зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др. УУД: классификация предметов и объектов окружающего мира, сравнение, обобщение, умение выражать своё мнение, построение суждения | Уметь объяснять появление насекомых весной, описывать внешний вид насекомых | 16.04 | |
56–57 | Весенние работы | 2 | Комбинированный | Труд людей весной (на полях, в цветниках, в парках) Практическая работа. УУД: описывать сезонные изменения в природе; создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы; определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; использование знаково-символических средств представления информации. | Уметь рассказывать о весенних работах людей на полях, в садах, парках | 19.04 23.04 | |
58 | Кто работает на транспорте | 1 | Комбинированный | Виды транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный, грузовой, легковой, общественный, личный. УУД: классификация предметов и объектов окружающего мира, сравнение, обобщение, умение выражать своё мнение, построение суждения | Знать виды транспортных средств и профессии людей, которые трудятся на транспорте | 26.04 | |
59 | День космонавтики | 1 | Комбинированный | Ознакомление с информацией по освоению космоса. УУД: использование знаково-символических средств представления информации. | Уметь называть важные события общественной жизни | 30.04 | |
60 | Май весну завершает | 1 | Комбинированный | Сезонные изменения в природе. Домашние и дикие животные. УУД: описывать сезонные изменения в природе; создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы; определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; различать животных по классам (без термина); сравнивать домашних и диких животных. | Знать названия времен года. Уметь различать времена года; называть основных представителей растительного мира ближайшего окружения животных, выделять признаки домашних животных; | 3.05 | |
61 | Жизнь земноводных весной | 1 | Комбинированный | Земноводные. Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы. УУД: классификация предметов и объектов окружающего мира, сравнение, обобщение, умение выражать своё мнение, построение суждения | Знать условия благополучной жизни растений и животных. Уметь объяснить их зависимость и взаимосвязь | 7.05 | |
62 | Животное – живое существо | 1 | Комбинированный | Признаки живого. Отличие живого от неживого. УУД: классификация предметов и объектов окружающего мира, сравнение, обобщение, умение выражать своё мнение, построение суждения | Знать отличительные признаки живого и неживого | 10.05 | |
63 | Природе нужны все! | 1 | Комбинированный | Природа – среда обитания всех живых существ на Земле, ее нужно беречь. УУД: использование знаково-символических средств представления информации. | Уметь рассказывать о правилах поведения в природе | 14.05 | |
64 | Скоро лето | 1 | Экскурсия | Особенности времени года (лето) УУД: описывать сезонные изменния в природе; создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы; определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; | Знать времена года | 17.05 | |
65 | Ты – пешеход. Беседа по технике безопасности ОБЖ | 1 | Комбинированный | Безопасное поведение на дорогах. Обращение с бытовыми электроприборами. Противопожарная безопасность. Моделирование ситуаций. УУД: анализировать дорогу от дома до школы; замечать опасные участки, знаки дорожного движения и пользования транспортом. различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. | Знать правила поведения в опасных для жизни ситуациях. Уметь различать знаки дорожного движения | 21.05 | |
66 | Повторение и обобщение знаний по окружающему миру за 1 класс. Итоговая контрольная работа. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Контроль усвоения учащимися учебного материала УУД: использование знаково-символических средств представления информации. | Уметь применять знания в практических и учебных (смоделированных) ситуациях | 24.05 |
Приложение 1
Нормы оценок
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания:
- деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
- статистические данные;
- работы учащихся;
- результаты тестирования.
Методы оценивания:
- наблюдение,
- открытый ответ,
- краткий ответ,
- выбор ответа,
- самооценка.
Приложение 2
Итоговая контрольная работа
Задание 1.
Закончи предложение .
Столица России – город____________________.
Задание 2.
Раскрась флаги России и Татарстана
Задание 3.
Найди ошибку в последовательности месяцев. Впиши цифры 1,2,3.
март, май, апрель
Задание 4.
Вспомни и напиши название татарской народной сказки
________________________________________________________
Задание 5.
Напиши, о каких гостях говорится в предложении.
Наступила весна. Скоро прилетят гости.
_________________________________________
Задание 6.
У кого сколько ног. Соедини цифру и животное.
2 собака
4 воробей
6 паук
8 бабочка
Задание 7.
Заполни схему.
_________________ _________________________
Животное-живое существо.
питается_______________ ___________________________
Задание 8.
Закончи предложение: что сначала, что потом.
Весна-_____________________, осень-___________________.
Задание 9.
Нарисуй дорожные знаки, которые встречаются на твоём пути в школу.
Задание 10.
Напиши названия растений, растущих в наших лесах.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Приложение 3
Лист
корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Предварительный просмотр:
«Бабушка рядом с дедушкой»
Мероприятие, посвященное Международному дню пожилых людей.
Цели:
- Воспитывать уважительное, заботливое отношение к старшему поколению;
- Вызвать у детей интерес к фольклору, традициям нашего народа;
- Способствовать преемственности в семейном воспитании.
Предварительная работа:
- Дети оформляют фотогазету «Бабушка рядышком с дедушкой»
- В классе оформляется выставка изделий «У дедушек и бабушек руки золотые»
- На уроках труда дети готовят сувениры для гостей
- Выбираются по желанию пары, которые будут участвовать в конкурсной программе.
Выходят ведущие девочка и мальчик:
-Что же за праздник готовится тут?
Может почётные гости придут?
Может, придут генералы?
Может, придут адмиралы?
Может герой, облетевший весь свет?
-Гадать понапрасну бросьте!
Смотрите, вот они, наши гости!
Почётные, важные самые!
Наши дорогие дедушки и бабушки!
Здравствуйте!
-Здравствуйте, дорогие наши гости!
Сегодня мы собрались на праздник-День пожилых людей. День, когда по всей стране славится мудрость и житейский опыт, день, когда отдаётся дань уважения тем, кто прожил славную, нелёгкую жизнь, день, когда поздравляют тех, у кого за плечами добрые дела и поступки. Люди, которых чествуют в этот день - наша история, наши радости и победы.
-Листает жизнь прожитые страницы.
Их память долго сохранит.
Но новых лет манящие страницы
Всегда нам душу сладко бередят.
- Очень хочется порадовать
Нам сегодня всех гостей.
И для них мы приготовили
Много праздничных затей.
Ученики рассказывают стихи:
У меня есть бабушка,
Бабушка родная.
Бабушка родная-
Очень молодая.
Ах, как хорошо!
Очень молодая!
Рано утром бабушка
Делает зарядку.
Делает зарядку,
Учит всех порядку.
Ах, как хорошо!
Учит всех порядку!
Ходим вместе с бабушкой
На коньках кататься.
На коньках кататься
И в бассейн купаться.
Ах, как хорошо!
И в бассейн купаться!
У меня есть дедушка,
Как зима седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой.
В день знакомства нашего-
Это не секрет-
Было мне полмесяца,
А ему сто лет.
Маленькие ласточки,
Песнями звеня.
Будят вместе с дедушкой
На заре меня.
На зарядке солнышко
Рядом видит нас.
Поднимаем руки мы
По команде «Раз».
А над нами мокрая
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «два»
И водой холодною
Прямо из ручья
Вместе умываемся
Дедушка и я.
Мы берёмся за руки
С дедушкой моим.
Вдоль аула нашего
Мы гуляем с ним.
Кто не повстречается
На дороге нам.
Кланяется дедушке,
Говорит –Салам
Я шагаю с дедушкой,
Думая о том.
Что и я наверное,
Каждому знаком!
И с людьми здороваюсь,
Как большой, в пути.
Хорошо мне за руку
с дедушкой идти!
У мамы – работа,
У папы – работа.
У них для меня
Остается суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
Да ты не спеши.
Ну, что там стряслось у тебя,
Расскажи?
Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку сидит, перебирает…
Нам хорошо вот так вдвоём.
Без бабушки какой же дом?
- Маму очень я люблю.
Ей привет горячий шлю.
Но не только ей одной,
Но и бабушке родной!
Мы с моею бабушкой
Старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
- Я и дедушка живём
В дружбе неразлучной!
Потому что нам вдвоём
Никогда нес скучно.
То он сказку сочинит,
То он быль расскажет.
То ружье мне смастерит,
То коня покажет.
Любит хлопотать в саду,
Любит песню, шутку.
От него не отойду
Даже на минутку.
Я и дедушка живём
В дружбе неразлучной!
Потому что нам вдвоём
Никогда не скучно.
-У нас сегодня в гостях наши замечательные бабушки и дедушки.
Для вас исполняется танец «Бабушки- старушки»
Ведущие:
- Ну, какие же бабушки-старушки?
Это наши старшие подружки.
-Сколько будет дважды два?
Что такое острова?
Для чего медведь залез в берлогу?
Где снегурочка живёт?
Как летает самолёт?
Бабушки на всё ответить могут.
-Мы едва успели встать с постели,
Как наши бабушки успели
Нам косички заплести,
Пол в квартире подмести,
Кашу вкусную сварить,
В магазине хлеб купить.
Спасибо Вам, бабушки!
-Ну что, гости дорогие, порадовали вас внучата? И то правда, где песня поётся, там весело живётся. А еще в народе говорят так: «У кого есть бабка, у того цел дитятка», «У кого есть дед, у того и обед». Решили мы проверить, так ли это. Покликали, покликали, покликали по белу свету и нашли. Сейчас знакомиться начнем.
Ведущие представляют заранее выбранные пары, участники конкурсной программы занимают места на сцене.
Конкурс «Посидим, посудачим о старине»
-У каждой семьи есть свои привычки, свои традиции, обычаи. У меня есть вопрос к гостям: есть ли в вашей семье какая-либо традиция, которую вы хотели бы передать по наследству своим внукам? (слово гостям)
-А теперь узнаем, как наши уважаемые конкурсанты знают старинные обычаи.
Вопросы:
- В какой значительный момент жизни принято было трижды объезжать вокруг дуба? (Молодожёны трижды объезжали вокруг дуба в день свадьбы)
- Кого и зачем клали на расстеленную шубу? (Младенца на крестинах клали на шубу и желали богатства)
- В какой день парню достаточно было принародно накрыть покровом девушку, чтобы она считалась его невестой? (14 октября, в праздник покрова пресвятой Богородицы)
- В какой день всей семьей квасили капусту? (8 октября, в Сергий-капустник)
-Молодцы гости. Кто старину почитает, тот бедным не бывает. Ибо богатство души ничем не измеришь и не заменишь. А мы переходим к следующему конкурсу.
Конкурс «Пословицы и поговорки»
- Без копейки не бывать…. (рублю)
- Чужого не желай, а своего….(не теряй)
- Хлеб-соль кушай, добрых людей….(слушай)
- Умел дитя родить, умей и …(научить)
- Сын мой, а ум у него….(свой)
- Спать долго - жить…..(с долгом)
-Пока конкурсанты отдыхают, внуки исполнят песню «Золотая свадьба»
-Кто пляшет да поёт, того старость не берёт. Вот вам задание:
Конкурс «Песенный»
Пары по очереди достают из шкатулки записки, где написаны строки из известных русских народных песен и исполняют её вместе со зрителями.
-Ох, и ладно получилось! Да ведь песнями сыт не будешь. Самовар нас уже заждался. А это значит: пора подводить итоги.
-Пусть лицо озаряет улыбка,
Даже если седины как снег.
Возраст, это ей богу, ошибка,
Если молод душой человек.
-Белой стаей годы пролетели,
Но душа как прежде молода.
Соловьи ещё не все пропели,
Утекла ещё не вся вода.
-Не беда, что виски серебрятся
И как тройка мчатся года.
Надо жить и судьбе улыбаться
И душой не стареть никогда.
-Пусть каждой день, что отвела судьба,
Приносит радость с солнечным восходом.
И светит вам счастливая звезда,
Храня от бед и жизненной невзгоды.
-Удачи вам и искреннего смеха,
Здоровья вам на долгие года.
Желаем вам во всех делах успеха.
И рады новой встрече мы всегда.
Исполняется танец“Праздник”
Ученики вручают участникам конкурсной программы сувениры и приглашают на чаепитие в классы.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание суффиксов -онок-, -ёнок
Тип урока: открытие нового знания
Основные цели: 1)сформировать представление о написании суффиксов –ёнок-, -онок-;
2) сформировать опыт выполнения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения, умение применять алгоритм выбора суффиксов –ёнок- или –онок-.
Демонстрационный материал: : слайды с изображением детёнышей животных, таблица с эталоном.
Ход урока
I.Организационный момент (1-2мин)
_Сегодня ребята, у нас с вами необычный урок - урок-экскурсия. А куда мы с вами отправимся на прогулку, вы узнаете, если запишете элементы для чистописания.
Зеоеоепеаереке
Слайды 1,2.
-Зоопарк-это музей живой природы, в котором вы можете познакомиться с представителями животного мира нашей планеты.
-Ребята, а у нас в городе есть зоопарк?(да)
-Дикие зверушки приглашают нас к себе в гости.
Просмотр видеофильма «Детский зоопарк»
-Кто из вас был очень внимательным и заметил, каких животных мы увидели в зоопарке?
(Мы увидели детёнышей)
- Кто понял, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Мы будем учиться писать названия детёнышей животных)
-Как мы будем узнавать новое?( Мы сначала должны понять, что мы не знаем, а потом самостоятельно открыть новый способ, новые знания)
-А чтобы работа была успешной на уроке, что необходимо? ( Вспомнить те знания , которые нам пригодятся для изучения нового, внимательно слушать друг друга, быть активными).
-Итак, с чего обычно мы начинаем урок русского языка? ( С повторения необходимых знаний)
-Я желаю вам преодолеть все трудности и открыть новые знания.
II.Актуализация знаний (5-7 мин)
1 задание. Работа по вариантам. Учащиеся отгадывают загадки и подбирают родственные слова, выделяют корни и суффиксы.
1.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Лось, лосиха, лосёнок, лосята.
2. За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Лиса, лисица, лисёнок, лисята.
Обобщение знаний учащихся:
-Какие слова называются родственными ? Какие части слова помогают образовывать новые слова? Какие суффиксы образуют слова, обозначающие мам, много детёнышей?( на доске открываются эталоны)
лосята
тигрята
котята
тигрица
лисица
лосиха
-их
-Что мы с вами повторили? С какой целью? ( Чтобы использовать наши знания при изучении нового)
-А теперь, я что вам предложу сделать? ( Выполнить пробное действие)
2 задание с затруднением.
-А теперь, каждый из вас попробует образовать родственные слова, обозначающие детёнышей волчицы и медведицы.
Дети работают самостоятельно.
- Кто не справился с заданием? Почему? ( я не смог написать суффикс в слове медвежонок)
- Кто справился с заданием, но не уверен, что у него получилось правильно? ( Я сомневаюсь, какую букву написать в суффиксе –онок- или -ёнок-)
III.Проблемное объяснение нового знания (15-17 мин)
Учитель выбирает разные варианты выполнения заданий и прикрепляет на доску.
- Почему у вас получились разные варианты написания слов медвежонок и волчонок?
( Мы не знаем правило написания этих суффиксов)
Учитель убирает неправильные варианты написания слов.
-Как вы думаете, какая гласная буква пишется в суффиксе слова бельчонок после ч? (Выслушиваются варианты детей)
- Что мы знаем об особенностях буквы ч? (Буква ч всегда обозначает мягкий согласный звук. Он шипящий.)
- Какие ещё шипящие согласные вы знаете? (ж, ш)
- Какую цель мы поставим на уроке? ( научиться писать слова с суффиксами –онок и –ёнок)
Открывается тема урока «Правописание суффиксов –онок- и –ёнок»
- Хотите сами попробовать вывести эталон? ( Хотим)
Работа по учебнику «Русский язык» на стр. 109-110 (дети работают парами)
Наблюдение над правописанием суффиксов –ёнок-, -онок-.
лосёнок
тигрёнок
гусёнок
лисёнок
мышонок
волчонок
бельчонок
скворчонок
львёнок
телёнок
ежонок
галчонок
Если ученик не смогут догадаться, в каких случаях пишется в суффиксах гласная о, в каких-ё, учитель задаёт наводящие вопросы
.
-
Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс –ёнок-? (нет)
- Можно ли сказать, что суффикс -онок -пишется только после твёрдых согласных звуков? (нет)
- Можно ли сказать, что суффикс –онок- пишется после всех шипящих звуков? (да)
- Какой вывод можем сделать? ( суффикс –онок пишется после всех шипящих звуков , в остальных случаях пишется суффикс –ёнок)
- А теперь обратимся к учебнику и прочитаем правило.
-Хотите сами попробовать написать алгоритм применения правила правописания суффиксов –ёнок-, и –онок-. ( Попробуем)
Работа по группам. Сравнение своего алгоритма с эталоном, который учитель вывешивает на доске.(слайд 3)
1.Прочитать слово. Выделить корень.
2.Определить, какой согласный звук перед суффиксом.
3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,
4. После мягких согласных пишем –ёнок-.
-Какое было затруднение? Вы преодолели затруднение?
IV. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин)
Отработка правила и алгоритма его применения фронтально.
-Выполним упражнение на отработку алгоритма.
Образуйте слова, обозначающие детёнышей и запишите в два столбика.
-онок- -ёнок-
Два ученика читают надписи на слайдах.
Слайд 4.
Перед бассейном в зоопарке-
Медвежьи следы.
С тяжёлым плеском в полдень жаркий
Медведь выходит из воды. (медвежонок)
Слайд 5.
Эй, не стойте слишком близко-
Я тигрёнок, а не киска! (тигрёнок)
Слайд 6.
На верблюде, на верблюде,
Как в пустыне, ездят люди,
Проезжают мимо рва,
За которым видят льва. (верблюжонок)
Слайд 7.
Белой тундрой целый день
Ходит северный олень. (оленёнок)
Слайд 8.
У колючего ежа
Все в семействе сторожа. (ежонок)
Слайд 9.
Ну а здесь резвятся пони,
Пони-маленькие кони. (жеребёнок)
Слайд 10.
Словно в зимние морозы
В тёплых шубах ходят козы. (козлёнок)
Слайд 11.
Всех огромней в джунглях слон,
Напролом шагает слон,
Грозно бивнями блестит,
Вкусно листьями хрустит. (слонёнок)
V. Самостоятельная работа с самопроверкой (3-5 мин)
-А теперь мы что с вами должны сделать? (выполнить самостоятельную работу)
-Однажды в зоопарке мам и малышей выпустили погулять. Звери разбрелись кто - куда. Вдруг
навстречу им волк. Зверята испугались, бросились наутёк и далеко убежали от своих мам. Помогите им встретиться, напишите малыша.
Мамы и малыши.
Ежиха-
Белка-
Зайчиха-
Учитель организует проверку по слайду 12.
-Ребята, если вы написали верно, поставьте плюс.
-Мамы с малышами благодарят вас за помощь.
Открывается слайд 13, на котором изображены мамы с детёнышами.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение (5-8 мин)
-Я предлагаю вам закрепить свои знания, выполнив упражнение 2. в учебнике.
Упражнение 2. Запиши названия детёнышей. (два ученика работают у доски, остальные на местах, организуется фронтальная проверка)
слонёнок
волчонок
лосёнок
лисёнок
бельчонок
тигрёнок
моржонок
телёнок
львёнок
оленёнок
барсучонок
мышонок
страусёнок
орлёнок
VII. Итог урока (2-3 мин)
- Какова была цель нашего урока? ( Научиться правильно писать суффиксы –онок- и –ёнок-)
-Вы достигли поставленной цели? ( Да, мы составили алгоритм, выполнили тренировочные упражнения и самостоятельную работу)
- Кто сможет нам рассказать, как нужно правильно подбирать суффикс?
- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами лежат колобки с разным выражением лица. Поднимите тот , который соответствует вашему настроению.
Учащиеся оценивают себя.
- Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? ( Выучим правило в учебнике. Выполним тренировочные упражнения в рабочей тетради).
- Я предлагаю вам выбрать домашнюю работу по желанию:
1. Выполнить задания в рабочей тетради «Пишем грамотно»
2. Написать сочинение о своём любимом животном, используя суффиксы –онок- или –ёнок-.
-Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно? Кто пополнил свои знания новым багажом?
-Прогулка по зоопарку заканчивается. Маленькие детёныши прощаются с вами . (Слайд 14)
Хочется вам пожелать: любите окружающий нас мир, он очень интересен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...