РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ I ВИДА
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа по природоведению для 3 класса специальной (коррекционной) обшеобразовательной школы I вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_dlya_3_klassa.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       В 3 класса на уроках природоведения изучаются сезонные изменения в природе данной местности при прохождении темы: «Летние, осенние, зимние и весенние  явления в природе». Личный опыт учащихся обогащается путем проведения с ними систематических наблюдений за живой и неживой природой и оформлением своих наблюдений в «Календаре природы». Так же на уроках природоведения учащиеся получают некоторые знания о значении охраны природы, об охране природы в нашей местности.

     При изучении курса природоведения ведущее место занимают практические методы, свойственные естественным наукам: ознакомление с природным окружением путем проведения наблюдений, опытов, экскурсий, практических работ. Такие виды работ, как чтение деловых статей, рассказов, объяснение учителя, являются обязательными на уроках природоведения, но они занимают значительно меньше времени, чем практические.

     Большое значение при изучении курса природоведения имеют экскурсии в природу. Для проведения программных экскурсий в 3 классе целесообразно использовать один объект (парк, участок леса и т. п.), чтобы иметь возможность проследить изменения одних и тех же объектов природы в разные времена года. Наблюдения, сделанные на экскурсиях, фиксируются и широко используются на уроках.

      Изложение материала по этим темам осуществляется по одному плану: изменения в неживой природе, изменения в жизни растений и их охрана, сезонный труд людей. Такая последовательность диктуется естественными связями, существующими в самой природе. В процессе изучения природы устанавливается, какие изменения происходят в разное время года в неживой природе, какое влияние они оказывают на жизнь растений и животных, на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности человека.

        В 3 классе на уроках природоведения школьники получают сведения об охране  здоровья человека.

        

          РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ

  • Какая сегодня температура на улице (в классе)?
  • Живая природа – это …
  • Неживая природа – это …
  • Задай вопрос …
  • Ты соблюдаешь режим дня?
  • Расскажи о режиме дня.
  • Будет практическая работа.
  • Что изменилось в жизни растений (животных)?
  • Как называется дерево (кустарник, животное, птица)?

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

     К концу учебного года учащиеся должны:

  • знать характерные признаки лета, осени, зимы, весны;
  • знать некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;
  • знать значение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей;
  • знать строение и назначение термометра;
  • уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра;
  • знать особенности зимующих птиц;
  • знать особенности и различия деревьев, кустарников, травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
  • знать части растений;
  • уметь охранять свое здоровье от простудных заболеваний;
  • уметь вести наблюдения в природе по заданиям;
  • уметь правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены;
  • уметь ухаживать за комнатными растениями;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Кол – во часов

Сроки

Цели

Словарь

Примечание

І четверть

1-2

Что такое природа?             Живая и неживая природа.

2

Формировать первоначальные знания о природе; умение различать искусственные предметы и предметы природы; знания учащихся о признаках живой и неживой природы; умение различать их.

Назови предметы природы. Назови предметы, сделанные человеком. Живая природа – это…

3

Экскурсия.

 Наблюдения в природе.

1

Формировать умения учащихся находить в природе предметы живой и неживой природы.

Будем наблюдать.

4-5

Термометр. Строение термометра.

2

Формировать знания учащихся о строении и назначении термометра.

Комнатный, водный, медицинский, уличный, термометр.

м/п  - урок ППО (изготовление термометра).

6

Практическая работа.

Измерение температуры воздуха, воды.

1

Формировать умение измерять температуру воздуха и воды с помощью термометра.

Температура воздуха плюс 12 градусов.

7-8

Неживая природа летом и осенью.

2

Формировать знания учащихся о характерных признаках лета, осени своей местности, взаимосвязи в живой и неживой природе.

Летом дни длинные, осенью становятся короче. Осенью солнце греет слабее, чем летом.

9-10

Деревья, кустарники, травы.

Экскурсия – 1 час

2

Формировать знания учащихся о названиях местных растений, их изменений по сезонам.

Назови деревья, кустарники, растения. Назови лиственные (хвойные) деревья.

ИКТ

11

Части растений. Практическая работа.

1

Формировать знания учащихся о строении растений, умение называть их.

Обозначь части растений. Сравни строение дерева и кустарника.

ИКТ

12-14

Изменение в жизни растений осенью. Охрана растений осенью и летом. Экскурсия-1 час

3

Формировать знания учащихся о взаимосвязи в живой и неживой природе.

Осенью листья опадают с кустов и деревьев потому, что ночью бывают заморозки.

15-16

Изменения в жизни диких и домашних животных осенью. Подготовка к зиме зверей.

2

Формировать знания учащихся об изменениях условий жизни животных с приходом осени.

У зверей к зиме отрастает густая шерсть. Некоторые звери меняют окраску шерсти.

17-18

Насекомые. Исчезновение насекомых.

2

Формировать знания учащихся об изменениях в жизни насекомых.

Осенью насекомые прячутся от холода. Мухи и пауки прячутся в коре деревьев.

ИКТ

2 четверть

1-2

Изменения в жизни перелетных и зимующих птиц.

2

Формировать знания учащихся об особенностях жизни перелетных и зимующих птиц.

Осенью в наши леса прилетают снегири. Перелетные птицы улетают в теплые края, потому, что в лесу становится мало корма.

3

Самостоятельная работа. Растения и животные  летом и осенью.

1

Проверить знания учащихся по изученным темам.

4-5

Труд людей осенью и летом.

2

Формировать знания учащихся об особенностях, назначении и зависимости от изменений в природе сезонного труда людей.

Летом и осенью люди готовят корм домашним животным. На полях и огородах убирают богатый урожай.

6

Труд людей, связанный с охраной природы.

1

Формировать умения учащихся в доступной форме охранять растения и животных.

Хозинвентарь, помощь родителям

7

Охрана здоровья человека. Предупреждение простудных заболеваний.

1

Формировать умения учащихся охранять свое здоровье от простудных заболеваний.

Физкультура, спорт, труд укрепляют здоровье человека, помогают хорошо учиться.

ИКТ

8-9

Неживая природа зимой.

Экскурсия.

2

Формировать знания учащихся о характерных признаках зимы своей местности.

Зимой часто бывают морозы и метели. Снег покрыл землю глубокими сугробами.

м/п связь – урок р/р.

10-11

Снег и лед. Состояние водоемов и почвы.

Экскурсия.

2

Формировать знания учащихся о простейших физических свойствах снега и льда.

Снег белый, а лед бесцветный. Лед прозрачный, а снег нет. Снег бывает мягкий, рыхлый, а лед – твердый.

12

Установление снегового покрова. Измерение глубины снегового покрова. Практическая работа.

1

Формировать знания учащихся о значении снега, его разновидностях.

Хлопья снега, ледяная крупа, наст, метель.

13

Охрана здоровья человека зимой. Первая помощь при обморожении.

Практическая работа.

1

Формировать знания учащихся о необходимости выполнять правила личной гигиены.

После прогулки нужно сушить одежду. Нужно умываться и обтираться холодной водой. Закаленные люди не болеют.

ИКТ

14

Контрольная работа. Неживая природа зимой.

1

Проверить знания учащихся по изученной теме.

3 четверть

1

Повторение. Неживая природа.

1

Закреплять знания учащихся.

2-3

Растения зимой. Особенности зимовки растений под снегом.

Экскурсия.

2

Формировать знания учащихся об особенностях зимовки растений под снегом; значении снегового покрова для защиты растений.

Чем больше снега зимой, тем больше защищены растения от мороза.

м/п связь – урок р/р.

4-6

Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Охрана растений в природе зимой.

3

Формировать знания учащихся об особенностях зимовки хвойных и лиственных деревьев и кустарников.

Хвойные деревья весь год стоят зеленые. На лиственных деревьях зимой нет листьев.

ИКТ

7

Наблюдение за состоянием деревьев и кустарников зимой. Экскурсия.

1

Закреплять знания учащихся о состоянии деревьев и кустарников зимой.

Будем наблюдать.

8-9

Комнатные растения зимой. Уход за комнатными растениями. Практическая работа.

2

Формировать умения учащихся ухаживать за комнатными растениями.

Комнатным растениям нужны: солнечный свет, вода, тепло. За растениями нужно ухаживать: поливать, рыхлить почву, смывать с листьев пыль.

10-12

Зимующие птицы. Охрана птиц зимой.

3

Формировать знания учащихся о жизни птиц в зимнее время.

Зимой птиц нужно подкармливать, потому что им холодно и голодно.

м/п связь – урок р/р.

13-15

Жизнь зверей и домашних животных в зимнее время. Охрана диких животных зимой.

3

Формировать знания учащихся об особенностях жизни, охране диких и домашних животных в зимнее время года.

Бурундуки, медведи, суслики зимой спят в берлоге.

16-17

Труд людей зимой. Труд людей, связанный с охраной природы в зимнее время года.

2

Формировать знания учащихся о зимнем труде; показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой и живой природе.

Зимой люди готовятся к весенним работам. Зимой люди расчищают снег с дорог, посыпают лед песком.

ИКТ

18-20

Неживая природа весной.

Экскурсия.

3

Формировать знания учащихся о сезонных изменениях в природе.

Яркое теплое солнце согревает землю. Весной журчат веселые ручьи.

м/п связь – урок р/р., чтения.

4 четверть

1-2

Растения весной. Охрана растений весной.

2

Формировать знания учащихся об особенностях жизни растений весной.

Весной расцветает первый весенний цветок – подснежник.

3-4

Размножение растений. Практическая работа.

2

Формировать знания учащихся о способах размножения растений, цикла развития от семени до плода.

Черенок, лист, отросток.

5-7

Животные весной. Появление насекомых. Охрана животных весной.

3

Формировать знания учащихся об особенностях жизни животных весной.

После долгой зимы выползают из коры деревьев насекомые.

8-10

Птицы весной. Гнездование птиц.

3

Формировать знания учащихся об особенностях жизни птиц весной, изменении условий питания.

Первыми из теплых стран прилетают грачи и скворцы.

ИКТ

11

Наблюдение за весенними изменениями в природе. Экскурсия.

1

Закреплять знания учащихся о сезонных изменениях в природе.

Будем наблюдать.

12-13

Труд людей весной. Труд людей связанный с охраной природы.

2

Формировать знания учащихся об особенностях, назначении, и зависимости от изменений в природе сезонного труда людей местности.

Весной у людей в садах и огородах много работы. Весной подрезают деревья, кустарники, высаживают новые растения.

ИКТ

14

Контрольная работа. Времена года.

1

Проверить знания учащихся по изученным темам.

15

Работа над ошибками.

1

Формировать умение учащихся анализировать допущенные ошибки.

16

Летнее закаливание организма.

1

Формировать умение учащихся охранять свое здоровье.

Физкультура, спорт, труд укрепляют здоровье человека, помогают хорошо учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс для учащихся коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по математике 7 класс специальной коррекционной школы VIII вида

   Рабочая программа по математике для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида разработана на основе Примерной программы коррекционных общеобразовател...

Адаптированная рабочая программа по математике 2 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (индивидуальное обучение на дому).

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Математика" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осно...

Рабочая программа по математике 1 класс. Специальная (коррекционная) школа 8 вида.

Рабочая программа по математике для 1 класса.          Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственн...

Адаптированная рабочая программа по математике в 4классе специальной коррекционной школы VIII вида

Тематическое планирование на учебный  год с коррекционными задачами на каждый урок....

рабочая программа по математике 3 класс специальной коррекционной школы VIII вида

рабочая программа по математике 3 класс специальной коррекционной школы VIII вида...

"Индивидуальная программа развития ученика 4 класса специальной коррекционной школы I вида "

Индивидуальная программа развития необходима каждому ученику с особыми образовательными потребностями, находящемуся в специальном или общеобразовательном классе...