"Индивидуальная программа развития ученика 4 класса специальной коррекционной школы I вида "
статья (4 класс) на тему
Индивидуальная программа развития необходима каждому ученику с особыми образовательными потребностями, находящемуся в специальном или общеобразовательном классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ipr.docx | 46.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ТЕМУ
«Индивидуальная программа развития ученика 4 класса специальной коррекционной школы I вида»
Пояснительная записка: Придерживаясь передовых достижений науки, в частности сурдопедагогики, в обучении неслышащих детей принят «комплексный подход» - использование всех способов, облегчающих ребенку с недостатками слуха усвоение устной речи (чтение, письмо, чтение с губ, язык жестов и дактилология). Наряду с речевыми компетенциями ребенок с нарушением слуха должен овладеть практическими компетенциями на основе требований типовых специальных образовательных учебных программ.
Главная проблема данного ребенка (с диагнозом: двусторонняя нейросенсорная тугоухость IV степени, глухота, ДЦП, ЗПР церебрально-органического происхождения, РЭП) заключается в низком уровне усвоения базовой программы специальной коррекционной школы I вида, а также замедленном развитии слухового восприятия и формирования произношения вследствие сочетанного дефекта, а также замедленного развития ВПФ.
Ребенок затрудняется в калькирующей жестовой речи (Калькирующая жестовая речь - это жестовое сопровождение устной речи: вместе с каждым словом исполняется соответствующий жест). КЖР не имеет собственной грамматики – построение высказывания отражает порядок обычного предложения. Однако если у ребенка с нарушенным слухом недостаточно развита словесная речь, навык чтения с губ, то он затрудняется в понимании сообщений, высказываний, передаваемых при помощи КЖР, ему сложнее переводить тексты с языка слов на жесты и наоборот. Указанный в программе ребенок, плохо владеет активным и пассивным словарным запасом и не может опереться на вспомогательные средства обучения – жесты, дактиль. При ситуации неуспеха данный ребенок подвержен стрессовым ситуациям, после которых замыкается в себе и не реагирует на раздражающие его факторы. В силу своего дефекта (ДЦП) ребенок медленно пишет (каракули) и читает, что сказывается на темпе урока и реакции ученика на ожидание его другими сверстниками.
Индивидуальная программа развития направлена на коррекцию произносительных навыков, на развитие индивидуальных возможностей для дальнейшего саморазвития и достижения максимальных результатов обучения, воспитания и социализации.
Цель программы: коррекция и развитие познавательных, произносительно-мыслительных, психологических особенностей ребенка.
Задачи программы:
1. Развивать слуховое восприятие через различение, опознавание и распознавание речи.
2. Формировать произносительную сторону устной речи.
3. Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения ИКТ.
4. Применять звукоусиливающую аппаратуру, адекватную слуховым возможностям учащегося.
5. Развивать психические процессы обучающего: память, внимание, мышление и т.д.
6. Снимать стрессовые ситуации в ходе учебно-воспитательного процесса, а также в процессе общения с педагогами, сверстниками и слышащими сверстниками.
7. Направлять, поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей в подготовке домашней работы, создании слухо-речевой среды дома, а также, пролечивании ребенка (массаж, медикаментозное лечение каждые полгода).
8. Создавать моделирующие ситуации для вызывания устной речи в естественных ситуациях.
9. Расширять социализирующее пространство через проведение внеклассных мероприятий со слышащими сверстниками, а также при выезде на экскурсии.
10. Организовать дополнительные занятия по внедрению новых изобразительных технологий.
Данная программа разработана в результате педагогического запроса классного руководителя и сурдопедагога. Данный запрос поступил после отправления ребенка на школьный психолого-педагогический консилиум. Программа составлена с целью комплексного развития и коррекции ребенка с ОВ, а также, согласована и одобрена родителями обучающего.
Сроки: программа рассчитана на первую четверть.
Предполагаемый результат: В процессе реализации индивидуальной программы разовьются способности к самореализации в учебе, социуме, произойдет накопление и активизация словарного запаса, жестов, коррекция дефектов речи, формируется ситуация успеха через научение решения арифметических задач и примеров, улучшится память, внимание, ребенок будет стрессоустойчив, произойдет знакомство с различными формами организации развивающего досуга, появится интерес к ИКТ и изобразительным технологиям, усидчивость, появится самостоятельное побуждение к речи. У учащегося формируется устойчивость культуры общения, умение в определенных ситуациях идти на компромисс, умение слушать и слышать, понимать другого человека.
Условия эффективности коррекционной работы:
Индивидуальный и дифференцированный подход;
Использование ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры);
Использование фонетической ритмики;
Межпредметные связи;
Взаимосвязь всех участников образовательного процесса;
Включение на уроках, индивидуальных занятиях по коррекции слуховой функции и произношения заданий на развитие психических функций.
Риски:
- отсутствие медикаментозного лечения ребенка;
- отсутствие звукоусиливающей аппаратуры;
- минимальная активность родителей в принятии участия в жизни ребенка;
- психологический климат в классном коллективе;
- отрицание родителями дефекта ребенка, вспомогательных средств обучения;
(С данными рисками может столкнуться весь педагогический коллектив).
Риски ученика:
- низкая работоспособность, повышенная утомляемость, негативная реакция на внешние факторы (слово, жест, плохая оценка, действие).
Риски родителей:
- жесткие требования педагогов, направленные на обучение ребенка;
- материальные и моральные затраты родителей на лечение, слухопротезирование и реабилитацию ребенка.
Участники программы: ученик, сурдопедагог класса, классный руководитель, психолог, воспитатель, учителя – предметники, ученики класса, школы, руководитель школьного методического объединения, заместитель директора по УВР.
Индивидуальная программа развития:
Задачи, ответственные | Формы | Средства реализации |
1. Диагностическая реабилитация | ||
| -Входящее и итоговое обследование слуха ребенка на речь. -Итоговое обследование внятности речи школьника с привлечением незаинтересованных лиц. -Обследование (входящее, промежуточное, итоговое) произношения. -Мониторинг (входящий, промежуточный, итоговый) речевых и практических компетенций ученика. -Обследование психических процессов ученика. -Описание жилищно-бытовых условий ребенка. -Выполнение аудиограммы, сбор анамнестических данных, слухопротезирование ученика. | -составление и заполнение речевой карты школьника; -внятное проговаривание учеником таблиц слов (50), высчитывание процента внятности речи; -составление экрана произношения; -проведение входящих самостоятельных, контрольных работ, тестов, практических заданий, четвертных и годовых контрольных работ, проверка техники чтения и т.д.; -индивидуальные занятия с психологом; -уроки КРЗ (коррекционно-развивающие занятия) с психологом; -посещение воспитателем места проживания ребенка и составление акта ЖБУ; -посещение родителями сурдолога в больнице; -консультации сурдолога с родителями в школе во второй половине дня; |
Ответственные: сурдопедагог, классный руководитель, психолог, воспитатель, сурдолог, родители. | ||
Результат: | ||
2. Коррекционно-развивающая реабилитация | ||
- умение концентрировать внимание; - умение переключать внимание.
- зрительной; - вербальной; - слуховой; - смысловой; - тактильной.
(анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) | -Индивидуальные занятия по РСВ и ФП с сурдопедагогом (по учебному плану и базовой программе). -Сопутствующее и планомерное РСВ и ФП в семье. -Сопутствующее и планомерное РСВ и ФП во второй половине дня с воспитателем. -Создание единой слухо-речевой среды на уроках, в семье, во второй половине дня, на прогулке. -Учебно-воспитательный процесс. -Коррекционно-развивающие занятия. -Индивидуальные и подгрупповые занятия. | -развитие слухового восприятия и формирование произношения на занятии; -развитие слухового восприятия на уроках; -различение материала с общеобразовательных уроков; терминов, выражений, правил, текстов, задач. -проведение речевых зарядок на каждом уроке; -постоянный контроль за проговариванием ученика автоматизированных звуков; -создание речевых ситуаций в игровой деятельности; -использование ИКТ, специальных компьютерных программ, например «Дельта», компьютерных развивающих игр; -использование различных игр и упражнений на развитие ВПФ; -внедрение и использование ИКТ; |
Ответственные: сурдопедагог, учитель класса, воспитатель, родители, психолог. | ||
Результат: | ||
3. Психолого-педагогическая реабилитация | ||
Работа с ребенком:
Работа с родителями:
| -Беседы. -Практикумы. -Отметка в уголке поведения. -Сюжетно – ролевые игры. -Нравственные ситуации. -Праздники. -Экскурсии. -Посещение культурно- массовых учреждений. -Родительские собрания. -Тетради взаимосвязи. -Анкетирование. -Письма родителям. -Еженедельное знакомство с достижениями детей. -Дни открытых дверей. -Индивидуальные беседы. -Посещение семей. -Консультации. -Знакомство с портфолио ребёнка. | -приучение; -упражнение; -воспитывающие ситуации; -поощрение; -наказание; -пример для подражания; -разъяснение; -выработка правил; -показ образца; -организация самооценки и взаимооценки учащихся; -подведение итогов; -личное дело; -классный журнал; -дневник ученика; -рабочие тетради; -протокол усвоения ребенком индивидуального словаря; -табель; -портфолио ребенка; -нтернет-ресурсы; |
Ответственные: учитель класса, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель, родители. | ||
Результат: | ||
4. Образовательная реабилитация | ||
Развитие речи: Развитие разговорной речи. Развитие связной речи (устной и письменной). Математика: Формирование вычислительных навыков при письменном сложении и вычитании. Усвоение единиц измерения времени. Чтение: Развитие навыка беглости, выразительности, осмысленности чтения вслух целыми словами. Произношение слов и фраз с соблюдением правил орфоэпии и развитие в речи выразительности. Грамматика: Запоминание грамматических терминов. Естествознание: Запоминание и отработка специфических терминов по предмету.
| -Классно-урочная организация учебного процесса. -Индивидуальные занятия. -Воспитательная работа. -Обучающие тренинги, семинары, собрания для родителей, посвященные методам и приемам работы с ребенком. -Учебно-воспитательный процесс. | -использование ИКТ (тренажер таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, презентации, показ учебных фильмов); -динамические, глазные и ручные паузы; -разработка словаря по тематике уроков, разговорно-обиходного характера по мере усложнения и увеличения материала; -разработка для обучающегося ребенка индивидуальных напечатанных карточек, перфокарт, рабочих листов, рабочих тетрадей; -проведение речевых зарядок на каждом уроке; -использование таблиц скоростного чтения; -оформление учебных «двигающих» стендов; -разработка словаря разговорно-обиходного характера по мере усложнения и увеличения материала; -внеклассное чтение и создание читательского дневника; -чтение газет; -выполнение домашней работы; -создание единой слухо-речевой среды с учителем, сурдопедагогом и воспитателем; -обеспечение родителей учебной литературой (книга «Жестовая речь», пособия для работы родителей с данной категорией детей); -специальные упражнения развития ВПФ; |
Ответственные: классный руководитель, сурдопедагог, воспитатель, психолог, родители. | ||
Результат: | ||
5. Социальная реабилитация | ||
| -Родительские собрания. -Беседы. -Сюжетно – ролевые игры. -Нравственные ситуации. -Праздники со слышащими детьми. -Экскурсии со слышащими детьми. -Посещение культурно- массовых учреждений. -Интеграция со слышащими детьми. | -приучение; -упражнение; -воспитывающие ситуации; -поощрение; -наказание; -пример для подражания; -разъяснение; -выработка правил; -методическое оснащение экскурсий; -компьютерные ресурсы; -технические средства (индивидуальные слуховые аппараты); -оснащение бытовых и производственных помещений (световые лампы на дверном и телефонном, школьном звонках); |
Ответственные: сурдопедагог, классный руководитель, учителя-предметники, психолог, воспитатель, родители, педагог-психолог, заместитель директора по УВР. | ||
Результат: | ||
6. Творческая реабилитация | ||
| -Посещение праздников, концертов, культурных мест и центров, участие в них. -Уроки рисования. -Творческие уроки. -Музыкально-ритмические занятия. -Участие в различных творческих конкурсах. -Арт-терапии. | -игра на музыкальных инструментах; -жестовое пение; -хореография; -театральный жанр; -выставки; -ярмарки; -компьютерные разнообразные виды раскрасок; |
Ответственные: сурдопедагог, классный руководитель, учителя-предметники, воспитатель, родители, музыкальный руководитель, хореограф, заместитель директора по УВР. | ||
Результат: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"
На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...
Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида с СНР средней степени по теме: «Зимующие птицы».
Закрепление навыка диалогической речи, обогащение словарного запаса по теме "Зимующие птицы"....
Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)
Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...
Листы индивидуальных достижений учеников начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Листы индивидуальных достижений школьников составлены по основным предметам, преподаваемым в специальной (коррекционной) школе VIII вида, и представляют собой критерии отслеживания качества знаний, ум...
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой. Тема: «Установление связи слов в предложении.»
Тема урока: «Установление связи слов в предложении.»Цели:· Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;· Ф...