"Индивидуальная программа развития ученика 4 класса специальной коррекционной школы I вида "
статья (4 класс) на тему

Соколкова Мария Николаевна

Индивидуальная программа развития необходима каждому ученику с особыми образовательными потребностями, находящемуся в специальном или общеобразовательном классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ipr.docx46.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ТЕМУ

«Индивидуальная программа развития ученика 4 класса специальной коррекционной школы I вида»

Пояснительная записка: Придерживаясь передовых достижений науки, в частности сурдопедагогики,  в обучении неслышащих детей принят «комплексный подход» - использование всех способов, облегчающих ребенку с недостатками слуха усвоение устной речи (чтение, письмо, чтение с губ, язык жестов и дактилология). Наряду с речевыми компетенциями ребенок с нарушением слуха должен овладеть практическими компетенциями на основе требований типовых специальных образовательных учебных программ.

Главная проблема данного ребенка (с диагнозом: двусторонняя нейросенсорная тугоухость IV степени, глухота, ДЦП, ЗПР церебрально-органического происхождения, РЭП) заключается в низком уровне усвоения базовой программы специальной коррекционной школы I вида, а также замедленном развитии слухового восприятия и формирования произношения вследствие сочетанного дефекта, а также замедленного развития ВПФ.

Ребенок затрудняется в калькирующей жестовой речи (Калькирующая жестовая речь - это жестовое сопровождение устной речи: вместе с каждым словом исполняется соответствующий жест). КЖР не имеет собственной грамматики – построение высказывания отражает порядок обычного предложения. Однако если у ребенка с нарушенным слухом недостаточно развита словесная речь, навык чтения с губ, то он затрудняется в понимании сообщений, высказываний, передаваемых при помощи КЖР, ему сложнее переводить тексты с языка слов на жесты и наоборот.  Указанный в программе ребенок, плохо владеет активным и пассивным словарным запасом и не может опереться на вспомогательные  средства  обучения – жесты, дактиль. При ситуации неуспеха данный ребенок подвержен стрессовым ситуациям, после которых замыкается в себе и не реагирует на раздражающие его факторы. В силу своего дефекта (ДЦП) ребенок медленно пишет (каракули) и читает, что сказывается на темпе урока и реакции ученика на ожидание его другими сверстниками.

Индивидуальная программа развития направлена на коррекцию произносительных навыков, на развитие индивидуальных возможностей для дальнейшего саморазвития и достижения максимальных результатов обучения, воспитания и социализации.

Цель программы: коррекция и развитие познавательных, произносительно-мыслительных, психологических особенностей ребенка.

Задачи программы:

1. Развивать слуховое восприятие через различение, опознавание и распознавание речи.

2. Формировать произносительную сторону устной речи.

3. Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения ИКТ.

4. Применять звукоусиливающую аппаратуру, адекватную слуховым возможностям учащегося.

5. Развивать психические процессы обучающего: память, внимание, мышление и т.д.

6. Снимать стрессовые ситуации в ходе учебно-воспитательного процесса, а также в процессе общения с педагогами, сверстниками и слышащими сверстниками.

7. Направлять, поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей в подготовке домашней работы, создании слухо-речевой среды дома, а также, пролечивании ребенка (массаж, медикаментозное лечение каждые полгода).

8. Создавать моделирующие ситуации для вызывания устной речи в естественных ситуациях.

9. Расширять социализирующее пространство через проведение внеклассных  мероприятий со слышащими сверстниками, а также при выезде на экскурсии.

10.  Организовать дополнительные занятия по внедрению новых изобразительных технологий.

Данная программа разработана в результате педагогического запроса классного руководителя и сурдопедагога. Данный запрос поступил после отправления  ребенка на школьный психолого-педагогический консилиум. Программа составлена с целью комплексного развития и коррекции ребенка с ОВ, а также, согласована  и одобрена родителями обучающего.

Сроки: программа рассчитана на первую четверть.

Предполагаемый результат: В процессе реализации индивидуальной программы разовьются способности к самореализации в учебе, социуме, произойдет накопление и активизация словарного запаса, жестов, коррекция дефектов речи, формируется  ситуация успеха через научение решения арифметических задач и примеров, улучшится память, внимание, ребенок будет стрессоустойчив, произойдет знакомство с различными формами организации развивающего досуга, появится интерес к ИКТ и изобразительным технологиям, усидчивость, появится самостоятельное побуждение к речи. У учащегося формируется устойчивость культуры общения, умение в определенных ситуациях идти на компромисс, умение слушать и слышать, понимать другого человека.

Условия эффективности коррекционной работы:

Индивидуальный и дифференцированный подход;

Использование ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры);

Использование фонетической ритмики;

Межпредметные связи;

Взаимосвязь  всех участников образовательного процесса;

Включение на уроках, индивидуальных занятиях по коррекции слуховой функции и произношения заданий на развитие психических функций.

Риски:

- отсутствие медикаментозного лечения ребенка;

- отсутствие звукоусиливающей аппаратуры;

- минимальная активность родителей в принятии участия в жизни ребенка;

- психологический климат в классном коллективе;

- отрицание родителями дефекта ребенка, вспомогательных средств обучения;

(С данными рисками может столкнуться весь педагогический коллектив).

Риски ученика:

- низкая работоспособность, повышенная утомляемость, негативная реакция на внешние факторы (слово, жест, плохая оценка, действие).

Риски родителей:

- жесткие требования педагогов, направленные на обучение ребенка;

- материальные и моральные затраты родителей на лечение, слухопротезирование и реабилитацию ребенка.

Участники программы: ученик, сурдопедагог класса, классный руководитель, психолог, воспитатель, учителя – предметники, ученики класса, школы, руководитель школьного методического объединения, заместитель директора по УВР.

Индивидуальная программа развития:

Задачи, ответственные

Формы

Средства реализации

1. Диагностическая реабилитация

  • Обследование слуха ребенка на речь.

  • Обследование внятности речи школьника.  

  • Обследование произношения: звуки и их сочетания, речевое дыхание, голос, слово и фраза.

  • Мониторинг знаний, умений и навыков и их речевого сопровождения на основе требований базовой  (цензовой) программы коррекционной школы I вида уровень знаний ребенка.

  • Обследование психических функций ученика.

  • Сбор данных о жилищно-бытовых условиях ребенка.

  • Сбор анамнестических данных школьника.
  • Выполнение аудиограммы неслышащего ребенка.
  • Слухопротезирование ученика.

-Входящее и итоговое обследование слуха ребенка на речь.

-Итоговое обследование внятности речи школьника с привлечением незаинтересованных лиц.

-Обследование (входящее, промежуточное, итоговое) произношения.

-Мониторинг (входящий, промежуточный, итоговый) речевых и практических компетенций ученика.

-Обследование психических процессов ученика.

-Описание жилищно-бытовых условий ребенка.

-Выполнение аудиограммы, сбор анамнестических данных, слухопротезирование ученика.

-составление и заполнение речевой карты школьника;

-внятное проговаривание учеником таблиц слов (50), высчитывание процента внятности речи;

-составление экрана произношения;

-проведение входящих самостоятельных, контрольных работ, тестов, практических заданий, четвертных и годовых контрольных работ, проверка техники чтения и т.д.;

-индивидуальные занятия с психологом;

-уроки КРЗ (коррекционно-развивающие занятия) с психологом;

-посещение воспитателем места проживания ребенка и составление акта ЖБУ;

-посещение родителями сурдолога в больнице;

-консультации сурдолога с родителями в школе во второй половине дня;

Ответственные: сурдопедагог, классный руководитель, психолог, воспитатель, сурдолог, родители.

Результат:

2. Коррекционно-развивающая  реабилитация

  • Формирование остаточной слуховой функции обучающего.

  • Развитие слухового восприятия школьника. Разработка экрана произношения для данного ученика.
  • Формирование  произношения.
  • Постановка отсутствующих звуков речи.
  • Коррекция дефектов произношения.
  • Формирование уклада речевых органов, способствующих правильному, четкому произношению звуков речи и их сочетаний.
  • Формирование восприятия неречевых и речевых звучаний.
  • Работа над дыханием и слитностью речи.
  • Работа над голосом и над словесным ударением.
  • Произношение слов и фраз с соблюдением правил орфоэпии и развитие в речи выразительности.
  • Овладение ритмико-интонационной структурой речи.
  • Выработка слухового самоконтроля.
  • Развитие внимания:

- умение концентрировать внимание;

- умение переключать внимание.

  • Развитие памяти:

- зрительной;

 - вербальной;

 - слуховой;

-  смысловой;

 - тактильной.

  • Развитие познавательных способностей

(анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение)

-Индивидуальные занятия по РСВ и ФП с сурдопедагогом (по учебному плану и базовой программе).

-Сопутствующее и планомерное РСВ и ФП в семье.

-Сопутствующее и планомерное РСВ и ФП во второй половине дня с воспитателем.

-Создание единой слухо-речевой среды на уроках, в семье, во второй половине дня, на прогулке.

-Учебно-воспитательный процесс.

-Коррекционно-развивающие занятия.

-Индивидуальные и подгрупповые занятия.

-развитие слухового восприятия и формирование произношения на занятии;

-развитие слухового восприятия на уроках;

-различение материала с общеобразовательных уроков; терминов, выражений, правил, текстов, задач.

-проведение речевых зарядок на каждом уроке;

-постоянный контроль за проговариванием ученика автоматизированных звуков;

-создание речевых ситуаций в игровой деятельности;

-использование ИКТ, специальных компьютерных программ, например «Дельта», компьютерных развивающих игр;

-использование различных игр и упражнений на развитие ВПФ;

-внедрение и использование ИКТ;

Ответственные: сурдопедагог, учитель класса, воспитатель, родители, психолог.

Результат:

3. Психолого-педагогическая реабилитация

Работа с ребенком:

  • Формировать культуру общения;
  • Обучать  нормам морали, правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
  • Формировать  правомерное, социально- активное поведение;
  • Формирование системы  правовых знаний.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости,
  • Овладение средствами выражения эмоционально-оценочного отношения к окружающему миру

Работа с родителями:

  • Оказание помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии  ребёнка.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс своего ребёнка.
  • Выработка коллективных решений и требований
  • Информация об особенностях и перспективах развития ребёнка.
  • Знакомство родителей  содержанием, формами и методами воспитания и обучения.
  • Оказание помощи родителям  по организации включения ребёнка в социум.
  • Выявление и распространение  положительного опыта семейного воспитания.

-Беседы.

-Практикумы.

-Отметка в уголке поведения.

-Сюжетно – ролевые

игры.

-Нравственные ситуации.

-Праздники.

-Экскурсии.

-Посещение культурно- массовых учреждений.

-Родительские собрания.

-Тетради взаимосвязи.

-Анкетирование.

-Письма родителям.

-Еженедельное знакомство с достижениями детей.

-Дни открытых дверей.

-Индивидуальные беседы.

-Посещение семей.

-Консультации.

-Знакомство с портфолио ребёнка.

-приучение;

-упражнение;

-воспитывающие ситуации;

-поощрение;

-наказание;

-пример для подражания;

-разъяснение;

-выработка правил;

-показ образца;

-организация самооценки  и взаимооценки учащихся;

-подведение итогов;

-личное дело;

-классный журнал;

-дневник ученика;

-рабочие тетради;

-протокол усвоения ребенком индивидуального словаря;

-табель;

-портфолио ребенка;

-нтернет-ресурсы;

Ответственные:  учитель класса, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель, родители.

Результат:

4. Образовательная реабилитация

  • Коррекция  учебных компетенций по общеобразовательным и коррекционным предметам.

Развитие речи:

Развитие разговорной речи. Развитие связной речи (устной и письменной).

Математика:

Формирование вычислительных навыков при письменном сложении и вычитании. Усвоение единиц измерения времени.

Чтение:

Развитие навыка беглости, выразительности, осмысленности чтения вслух целыми словами. Произношение слов и фраз с соблюдением правил орфоэпии и развитие в речи выразительности.

Грамматика:

Запоминание грамматических терминов.

Естествознание:

Запоминание и отработка специфических терминов по предмету.

  • Создание здоровье-сберегающей среды.

  • Создание ситуации успеха через легкий, средний, сложный уровень заданий.

  • Развитие калькирующей жестовой речи, как вспомогательного средства обучения.

  • Развитие психических процессов ребенка.

-Классно-урочная организация учебного процесса.

-Индивидуальные занятия.

-Воспитательная работа.

-Обучающие тренинги, семинары, собрания для родителей, посвященные методам и приемам работы с ребенком.

-Учебно-воспитательный процесс.

-использование ИКТ (тренажер таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, презентации, показ учебных фильмов);

-динамические, глазные и ручные паузы;

-разработка словаря по тематике уроков, разговорно-обиходного характера по мере усложнения и увеличения материала;

-разработка для обучающегося ребенка индивидуальных напечатанных карточек, перфокарт, рабочих листов, рабочих тетрадей;

-проведение речевых зарядок на каждом уроке;

-использование таблиц скоростного чтения;

-оформление учебных «двигающих» стендов;

-разработка словаря разговорно-обиходного характера по мере усложнения и увеличения материала;

-внеклассное чтение и создание читательского дневника;

-чтение газет;

-выполнение домашней работы;

-создание единой слухо-речевой среды с учителем, сурдопедагогом и воспитателем;

-обеспечение родителей учебной литературой (книга «Жестовая речь», пособия для работы родителей с данной категорией детей);

-специальные упражнения развития ВПФ;

Ответственные: классный руководитель, сурдопедагог, воспитатель, психолог, родители.

Результат:

5. Социальная реабилитация

  • Воспитание культуры взаимодействия с окружающим миром, осознания себя как личности и индивидуальности.
  •  Информирование и  консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов.
  • Обучение самообслуживанию, в том числе информирование о технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приёмам для самообслуживания, обучение правилам личной гигиены, пользованию одеждой, одеванию, приёму пищи и т. д.
  • Обучение пользованию техническими средствами реабилитации.
  • Организация жизни в быту;
  • Обучение персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками таких видов деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортном, лекарствами и др.
  • Обучение социальным навыкам.
  • Обучение социальному общению.
  • Обучение социальной независимости.
  • Консультирование по правовым вопросам.
  • Обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.

-Родительские собрания.

-Беседы.

-Сюжетно – ролевые

   игры.

-Нравственные ситуации.

-Праздники со слышащими детьми.

-Экскурсии со слышащими детьми.

-Посещение культурно- массовых учреждений.

-Интеграция со слышащими детьми.

-приучение;

-упражнение;

-воспитывающие ситуации;

-поощрение;

-наказание;

-пример для подражания;

-разъяснение;

-выработка правил;

-методическое оснащение экскурсий;

-компьютерные ресурсы;

-технические средства (индивидуальные слуховые аппараты);

-оснащение бытовых и производственных помещений (световые лампы на дверном и телефонном, школьном звонках);

Ответственные: сурдопедагог, классный руководитель, учителя-предметники, психолог, воспитатель, родители, педагог-психолог, заместитель директора по УВР.

Результат:

6. Творческая реабилитация

  • Развитие творчества в процессе рисования (формирование умения передать свои впечатления в рисунке, умение радоваться рисункам), аппликации, конструирования
  • Развитие творческих способностей, овладение умениями и навыками творческой деятельности, чувства коллективизма приобщение детей и молодежи с нарушениями слуха к миру художественных ценностей развитие ассоциативно-образного мышления и интереса к творческой деятельности.
  • Формирование эстетических эталонов
  • Развитие музыкального слуха, танцевальных навыков.

-Посещение праздников, концертов, культурных мест и центров, участие в них.

-Уроки рисования.

-Творческие уроки.

-Музыкально-ритмические занятия.

-Участие в различных творческих конкурсах.

-Арт-терапии.

-игра на музыкальных инструментах;

-жестовое пение;

-хореография;

-театральный жанр;

-выставки;

-ярмарки;

-компьютерные разнообразные виды раскрасок;

Ответственные: сурдопедагог, классный руководитель, учителя-предметники, воспитатель, родители, музыкальный руководитель, хореограф, заместитель директора по УВР.

Результат:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

Листы индивидуальных достижений учеников начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Листы индивидуальных достижений школьников составлены по основным предметам, преподаваемым в специальной (коррекционной) школе VIII вида, и представляют собой критерии отслеживания качества знаний, ум...

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой. Тема: «Установление связи слов в предложении.»

Тема урока: «Установление связи слов в предложении.»Цели:·        Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;·        Ф...