урок окружающего мира в 1 классе "Птицы, которые не улетают"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме
. Систематизировать и обогатить знание детей о зимующих птицах.
. Формирование исследовательских умений:
- проводить наблюдения;
- работать с дополнительной литературой;
- выдвигать гипотезу и делать выводы;
- представлять результаты исследовательской работы;
. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr.mir_1_kl.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Птицы, которые не улетают.
Цель:
- провести исследование за зимними изменениями в природе, за особенностями жизни птиц в зимнее время года;
-расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелетных.
Задачи:
1. Систематизировать и обогатить знание детей о зимующих птицах.
2. Формирование исследовательских умений:
- проводить наблюдения;
- работать с дополнительной литературой;
- выдвигать гипотезу и делать выводы;
- представлять результаты исследовательской работы;
3. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Планируемые результаты:
- научатся различать наиболее распространенных зимующих птиц;
- научатся делать кормушку из бумажного пакета;
- подбирать корм для птиц;
- повторят правила бережного отношения к окружающей среде
Оборудование:
-простой карандаш, цветные карандаши , карточки с заданиями для работы в группах
-используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.
-презентация «Зимующие птицы»
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня, у нас необычный урок: мы будем учиться проводить исследование. Такой работой обычно занимаются учёные. А вы хотите попробовать? Нам надо выяснить, как птицы зимуют? Я предлагаю вместе подумать, понаблюдать и ответить на этот вопрос. Самое главное в исследовании, это умение всё замечать.
- Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы . Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся. Скольким людям птицы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках.
Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!
III.Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите в окно. Какое время года сейчас? Почему вы так думаете?
- Какие зимние месяцы вы знаете? Каждый месяц имеет свои особенности, которые народ излагал в песнях, стихах, загадках, пословицах.
- Вспомните, какие стихи вы знаете о зимних месяцах.
1. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.
2. Месяц зимний,
Месяц снежный
Открывает первым год,
И со снегом и морозом
В гости к нам январь идёт
4. Февраль гуляет на дворе
И щиплет уши детворе,
И красит щёки до красна.
Уйдёт февраль – придёт весна.
- А какой месяц на дворе?
IV.Работа по теме урока.
1.Беседа, работа по учебнику.
- Что вам известно о птицах, которых вы видели зимой в наших краях? Рассмотрите на рисунке с.74.Чтение статьи.
- Какие птицы бывают?
- Почему их называют перелетными? Назовите их.
- Каких птиц называют зимующими?
- Что вы можете сказать о жизни птиц зимой.
2. Практическая работа. Выступления заранее подготовленных учащихся о зимующих птицах.
- А вот и первая птица появилась, кто она, узнаете, отгадав загадку
Хоть я птичка невеличка,
У меня, друзья, привычка,
Как начнутся холода
Прямо с севера сюда.
Кто же это? (синица)
Ученик: «Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала».
Учитель: С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму, оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из-под коры и из гниющих пней яйца тлей, очищают наши леса от вредителей.
Хотя синичек и много видов, у всех у них много общего. Все они остаются зимовать и лишь редко перекочевывают на небольшие расстояния. Синичка поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Свои гнёзда обычно устраивает в дуплах дятла. Иногда гнёзда синичкам делают люди и называют их синичниками. В них птицы ночуют.
- Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета. Вот бы и нам посмотреть! V.Физкультминутка .
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
VI.Продолжение работы.(выступлений).
- А эту птичку знают все.
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей)
Ученик: «Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей».
Прослушивание сообщений о вороне, снегире.
Просмотр презентации «Зимующие птицы».
VII. Физкультминутка. Игра «Мы птицы»
Учитель: Встаньте в круг.
Девочки и мальчики
Вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц превратитесь.
Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц.
Учитель: Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой загадка.
1.Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору гуляет,
Крошки собирает.
2.Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук-тук-тук ответил ...
3.А вот маленькая птичка –
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поет,
Сало вкусное клюет.
4.Известная персона,
А зовут ее ... (ворона)
5.Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
6.Вещунья белобока
А зовут её ..
Учитель: Но быстро зимний день кончается,
Птичьи игры прекращаются.
Зимующие птицы вокруг себя повернитесь
В мальчиков и девочек превратитесь.
Ученики снимают шапочки с изображением птиц и садятся на места.
VIII. Беседа (о корме для птиц, о видах кормушек).
- А как вы думаете, о чём разговаривают птицы зимой? Давайте перенесёмся в зимний лес и послушаем их голоса.
- Что выражают птичьи голоса? (тревогу, веселое пение, радость, беспокойство, зов о помощи).
- Почему вы так думаете? Объясните.
Вывод: Птицам холодно и голодно зимой.
- Конечно, зимующие птицы могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете .
-Посмотрите, какие бывают кормушки (слайды). А эти кормушки смастерили наши ребята! Молодцы! После урока мы развесим эти кормушки, положим корм и этим поможем нашим пернатым друзьям!
- А чтоб понять, как чувствуют себя птицы зимой, посмотрим сценку под названием «Доживем до весны», которые подготовили наши девочки.
IХ. Сценка «Доживем до весны».
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:
Сорока возмущенно:
Чик – чирикин , Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!
Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно!
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
ХI. Рефлексия.
- Оцените свою работу.
ХII. Итог.
- Наше исследование подошло к концу.
-Что интересного вы узнали на уроке? Чему вы научились на уроке?
знаю
Расскажите по схеме: Я запомнил
- Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо определять зимующих и перелетных птиц? (Практическая работа)
- Перечислите перелетных и зимующих птиц. Какую помощь мы должны оказывать зимующим птицам?
-Ну а теперь мы пойдем развесим несколько кормушек возле школы и будем подкармливать птиц, а остальные вы с родителями повесите возле своих домов
Литература:
1.Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир», 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Вентана-Граф, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Город,в котором мы живем"
Урок окружающего мираТема «Что нас окружает»Город, в котором мы живёмЗадачи урока:Показать детям, что взаимопомощь людей разных профессий – основа существования каждого из нас (1-ая линия развития – у...
урок по окружающему миру "Страна,в которой мы живём"
Урок решает следующие задачи: расширение представлений детей о стране, в которой они живут; знакомство с основными символами РФ и РТ; развитие умения ориентироваться по карте; прод...
Технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором мы живём" в 1 классе ("Школа 2100")
Данная технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе технологии деятельностного метода....
технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором я живу" 1 класс
технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Город, в котром я живу" 1 класс по программе Занкова...
Урок окружающего мира в 1 классе "Дом, в котором ты живёшь"
Урок окружающего мира в 1 классе "Дом, в котором ты живёшь"...
конспект открытого урока по окружающему миру "Дом, в котором я живу"
Урок дает представление о предназначении жилища, о его частях идомашнем адресе, развивает кругозор и увеличивает словарный запас обучающихся...
Конспект урока по окружающему миру"Город в котором мы живем" 1 класс
Конспект урока по окружающему миру"Город в котором мы живем" 1 класс УМК школа 2100...