Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Развернутая рабочая программа по окружающему миру. А.А.Плешаков. 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка. | 80 КБ |
Развернутая рабочая программа | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ»
Автор А.А.Плешаков
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2010.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2010.
Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2004.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 68.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в I четверти – 18.
Количество часов во II четверти – 14.
Количество часов в III четверти – 20.
Количество часов в IV четверти – 16.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей
-развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.
Курс "Мир вокруг нас» является частью программы «Зелёный дом» и имеет ярко выраженную экологическую направленность. Это определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Именно формирование экологической компетенции - одно из главных направлений учебно-методического комплекта.
Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая граждански ориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривающимся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира - важный аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействия человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества,
целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики. Знания об экологических связях формируются при изучении каждого раздела. Раскрывается разнообразное значение растений для животных (пища, кислород для дыхания, убежище).Представлены экологические группы животных, различающихся по характеру питания: вводится понятие «цепь питания», которое раскрывается на простейших примерах.
Уважение к миру - это применяемая автором формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Развитие этой идеи , как и других идей курса, можно проследить с первых и до последних страниц учебника. Рассматривается значение каждого изучаемого природного компонента в жизни людей, анализируется отрицательное и положительное воздействие человека на все эти компоненты. Значительное внимание уделено формированию знаний о правильном, то есть экологически целесообразном поведении людей в природном окружении; эти знания помогут выработке у учащихся необходимых навыков поведения в природе, предполагающих её повседневное сбережение. Содержание курса связано со стремлением рассматривать природные компоненты в ракурсе современных экологических проблем. В учебном тексте достаточно материала о научном поиске, о науках (почвоведение, биология, зоология, экология и др.)
Внутри большинства разделов материал сгруппирован в тематические блоки. Связующим звеном между тематическими блоками в учебнике является особая рубрика – своего рода «анонс»: «На следующем уроке…». В учебнике имеется рубрика «Для самых любознательных». Важным структурным элементом учебника являются вопросы и задания. Они сгруппированы в несколько рубрик: «Подумай!», «Проверь себя», «Задания», которые содержат задания разных типов: проведи опыт; сделай своими руками; узнай у старших; придумай и нарисуй; найди и прочитай в детской книге, журнале; подготовь рассказ (устно или письменно); повтори правила и др.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Формы организации работы при изучении курса разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, мастер-класс специалистов, заочное путешествие. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям, практическим работам, демонстрации опытов, организации учебного диалога в ходе урока, созданию долгосрочных и краткосрочных проектов, презентаций.
Программа «Зеленый дом» представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы. На первом этапе обучения (1 и II классы школы 1-4) дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, а в последующих классах изучают природоведение. Программа построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Основные курсы дополнены факультативными - «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», - что позволяет полнее учитывать интересы и способности детей, обеспечивать более широкую и разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды. Программа «Зеленый дом» получает развитие в средней школе, где создан новый учебный курс для V класса, обеспечивающий переход к изучению естественнонаучных дисциплин (биология, физика, химия и др.).
3-4 классы
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной потребности в действенном экологическом воспитании младших школьников призвано служить изучение курса «Природоведение» в 3-4 классах четырехлетней начальной школы.
Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
При изучении природоведения продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатое на занятиях по курсу «Мир вокруг нас». Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Изучение природоведения способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Формы организации работы при изучении курса природоведения разнообразные уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий. Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные явления. В частности, дети изображают с помощью моделей простейшие пищевые связи между организмами. Особое значение имеют модели, отражающие взаимодействие человека и природы. Они помогают учащимся прогнозировать последствия поступков людей или определенных способов хозяйственной деятельности и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования. Для лучшего усвоения правил поведения в природе целесообразно использовать знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека. Нельзя недооценивать и значения яркого, эмоционального рассказа учителя. Содержание и форма такого рассказа способствуют пробуждению интереса и любви к природе у детей. Важное место в учебном процессе должны занять ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной литературы, практическая работа по охране природы.
В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая дает возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека и служит введением курса. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воду и воздух, полезные ископаемые и почву»., «Сохраним удивительный мир растений и животных». Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между неживой природой и живой, внутри живой природы, а также, между природой и человеком. Затем изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены.
В 4 классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Работая с глобусом картой полушарий, учащиеся получают общие представления о Земле - ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Продолжается изучение природоведения в 4 классе темой «Сбережем природу России», которая знакомит детей с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются поверхность, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
В программе указан минимум экскурсий, практических работ, демонстраций, обобщающих уроков. При планировании учебного материала учителем их количество может быть увеличено. В ряде случаев проведение экскурсий может быть затруднено или невозможно. Целесообразно при этом заменить экскурсии полевым практикумом с выходом учащихся на несколько часов за счет времени, отведенного для экскурсий, а также теоретических занятий. Учебную работу учащихся в условиях полевого практикума следует сочетать с отдыхом, играми.
Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении. Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники 3-4 классов, определены в специальном разделе программы. В программе указана также примерная тематика дополнительных материалов для учащихся.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределить часы по темам программы, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данном классе.
Программа
4 класс (64ч.)
Земля и человечество. (10 ч)
Наша планета среди других планет. Форма и размеры Земли. География - одна из наук о Земле. Красота природы нашей планеты.
Глобус и карта полушарий. Определение сторон горизонта на глобусе и карте полушарий. Северный полюс, Южный полюс, экватор. Вращение Земли вокруг своей оси; смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца; смена времен года. Материки и океаны. Моря. Низменности, возвышенности, горы. Изображение нашей страны на глобусе и карте полушарий.
Представление об экологических проблемах планеты: проблемы защиты океана от загрязнения, спасения джунглей, сохранения видового многообразия растений и животных, утилизация мусора. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международная Красная книга.
Практические работы: с глобусом и картой полушарий: определить стороны горизонта, найти и показать западное и восточное полушария, полюсы, экватор, океаны и материки, более глубокие и более мелкие места в океанах, низменности, возвышенности и горы на суше, нашу страну и ее столицу.
Демонстрации: смена дня и ночи, смена времен года (на теллурии).
Природа России (11 ч)
Россия на карте. Равнины, горы, моря, озера, реки России (в форме путешествия по карте). Представление об островах и полуостровах. Природные зоны России: зона арктических пустынь (ледяная зона), зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь. Карта природных зон.
Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности жизни и хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Изменения в природе под влиянием человека в каждой из зон, примеры нарушения природных связей. Охрана природы каждой из зон; виды растений и животных, нуждающихся в особой охране. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление о природном равновесии. Необходимость учета природного равновесия при хозяйственной деятельности людей для предупреждения отрицательных изменений в природе.
Практические работы: найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки, острова и полуострова, изучаемые природные зоны; рассматривание гербарных экземпляров растений природных зон, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни.
Моделирование: цепи питания в различных природных зонах; нарушение природного равновесия в результате деятельности человека.
Родной край – часть большой страны (12 ч)
Наш край на карте. План местности. Ориентирование на местности. Погода в нашем крае. Поверхность края (равнинная, гористая), ее красота. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края: восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами.
Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Ограниченность и невосстановимость запасов полезных ископаемых. Охрана недр: извлечение из сырья попутных компонентов, борьба с потерями при транспортировке полезных ископаемых, использование металлолома, замена металла пластмассами, экономия строительных материалов и топлива в быту.
Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов от загрязнения удобрениями и ядохимикатами, бензином, смазочными маслами, бытовым мусором.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Значение почв для существования живых организмов на суше. Общее представление о круговороте веществ в природе с участием растений, животных, микроорганизмов. Охрана почв от прямого уничтожения, от разрушающего действия ветра и потоков воды, от загрязнения ядохимикатами, засоления.
Лес, луг, водоем - природные сообщества. Организмы в сообществах: растения, животные, грибы, микроорганизмы, их разнообразие и приспособленность к условиям жизни, роль в сообществе. Взаимосвязи в сообществах.
Растениеводство края, его отрасли: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. Представление о биологической защите урожая. Животноводство края, его отрасли: разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и т. д. Особенности сельского хозяйства, связанные с природными условиями. Представление о сортах культурных растений и породах домашних животных.
Правила поведения в природе: не мыть в водоемах машины, мотоциклы, мопеды, велосипеды; не выбрасывать в воду мусор; на лугах не поджигать сухую траву; не разорять гнезда шмелей, жилища бобров, ондатр; соблюдать правила разведения костра.
Экскурсии: 1-2. Поверхность, полезные ископаемые, почвы родного края. 3-5. Природные сообщества родного края.
Практические работы: чтение плана местности, ориентирование по солнцу, компасу и местным признакам; определение свойств полезных ископаемых своего края; рассматривание, гербарных экземпляров растений различных сообществ, распознавание растений; рассматривание гербарных экземпляров культурных растений края, их распознавание.
Моделирование: круговорот веществ в природе; цепи питания в сообществах края; регулирование численности растительноядных животных (в поле, саду, огороде) с помощью их природных врагов.
Демонстрации: знаки к правилам поведения в природе. Рекомендуемые обобщающие уроки: 1. Природное равновесие. 2. Судьба природы - наша судьба.
Рекомендуемая тематика дополнительных материалов для учащихся: сведения о жизни и деятельности выдающихся ученых; о географических исследованиях; о профессиях, связанных с использованием и охраной природы; о заповедниках различных природных зон; о видах растений и животных, нуждающихся в охране.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.
Этот раздел поможет школьникам:
- получить представление о том, на какие большие отрезки времени разделяют ученые историю человечества;
- узнать, какой из этих временных отрезков самый продолжительный, а какой самый короткий;
- познакомиться с некоторыми достижениями людей в разные исторические времена.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Вторая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 20-30-х годов. Великая война и Великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Этот раздел поможет школьникам узнать о важных событиях истории России.
Современная Россия (9 ч)
Основной закон России и права человека «Дети имеют право на особую защиту и помощь». Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.
Этот раздел поможет учащимся:
- получить представление о государственном устройстве нашей страны;
- узнать, что такое права человека;
- познакомиться с государственной символикой;
- побывать на главных праздниках страны.
Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс
учащиеся должны знать:
- Земля - планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- Способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта;
- Что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- Некоторые современные экологические проблемы;
- Природные зоны России;
- Особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества;
- Исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
- Важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- Государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
- Распознавать природные объекты с помощью атласа- определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоёма. Основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края:
- Проводить наблюдения природных тел и явлений;
- В учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
- Приводить примеры животных Красной книги России, международной Красной книги и красной книги Курской области;
- Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- Приводить примеры народов России;
- Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме природоведческого и общественного характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- Владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Средства обучения | Домаш-нее задание | Дата | ||
План | Факт | Примечание | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Мир глазами астронома | 1 | комбини-рованный | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете | текущий | Мультимедиа | стр.. 4–8, | |||
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа | 1 | комбини-рованный | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные | фронтальный опрос | Мультимедиа, карточки | стр. 9–15, вопросы | |||
3 | Звездное небо – великая книга | 1 | комбини-рованный | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий | фронтальный опрос | Таблица | С. 16–21, «Проверь себя», | |||
4 | Мир глазами географа. | 1 | комбини-рованный | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря | фронтальный опрос | Глобус, географическая карта | С. 22–29, вопросы «Проверь себя», задания 1, 2 | |||
5 | Пояса Земли | 1 | Практи-ческого примене-ния знаний | Условия жизни | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать | фронтальный опрос | Карточка | С. 30–34, вопросы, | |||
6 | Мир глазами историка | 1 | комбини-рованный | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории | Тест (10 мин) | Мультимедиа | С. 35–41, вопросы, задания | |||
7 | Когда и где? История – путешествие в глубь времен | 1 | Урок-игра | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени | фронтальный опрос | Карточка, таблицы | С. 42–46, вопросы, задания | |||
8 | Прошлое | 1 | комбини-рованный | Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, | Тест | Мультимедиа | С. 47–53, вопросы, | |||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | комбини-рованный | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу | фронтальный опрос | Карточки | С. 54–62, вопросы, задания | |||
10 | Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа. | 1 | Урок-контроля | Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике | Самостоятельная | 10 | Карточки | Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир» | |||
Природа России (11 ч) | |||||||||||
11 | Равнины и горы России | 1 | экскурсия | Россия на карте. Неживая и живая Формы земной Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | фронтальный опрос | Мультимедиа, карточка | С. 64–71, вопросы «Проверь себя», текст | |||
12 | Моря, озера и реки России | 1 | комбини-рованный | Водоемы, их разнообразие, использование человеком | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Тест (10 мин) | Мультимедиа, физическая карта России | С. 72–77, | |||
13 | Зона арктических пустынь | 1 | комбини-рованный | Растения и животные, их разнообразие. Понимание Условия, необходимые для жизни | Знать общие условия, необходимые Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | фронтальный опрос | Мультимедиа | С. 78–86, вопросы «Проверь себя», | |||
14 | Тундра. Природа тундры | 1 | комбини-рованный | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | Знать общие условия, необходимые Уметь приводить примеры представителей разных групп растений | фронтальный опрос | Мультимедиа, карточка | С. 87–97, задания 1, 3 (по вариантам) | |||
15 | Леса России | 1 | Урок- игра | Роль растений | Знать общие условия, необходимые Уметь приводить примеры представителей разных групп растений | графический диктант | Предметные картинка | С. 98–105, задание 1 | |||
16 | Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин) | 1 | комбини-рованный | Роль растений | Понимать основные правила поведения Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | проверочная работа | Карточки, таблицы | С. 106– 113, составить памятку | |||
17 | Зона степей | 1 | комбини-рованный | Растительный | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | фронтальный опрос | Мультимедиа | С. 114– 122, | |||
18 | Пустыни | 1 | комбини-рованный | Растительный | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить | фронтальный опрос | Мультимедиа, карточка | С. 122– задания | |||
II четверть – 14 часов | |||||||||||
19 (1) | У Черного | 1 | комбини-рованный | Растительный | Знать общие условия, | фронталь-ный опрос | Мультимедиа | С. 132– задания | |||
20 (2) | Экологическое равновесие | 1 | комбини-рованный | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе | Знать общие условия, | Работа с Красной книгой родного края | Таблицы | С. 141– | |||
21 (3) | Обобщение по разделу «Природа | 1 | Урок контроля | Формы земной | Уметь использовать | Тест Тематический | Карточки, таблицы | Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своем городе» | |||
Родной край – часть большой страны (12ч) | |||||||||||
22 (4) | Наш край | 1 | комбини-рованный | Наблюдение | Знать название родного города (села). Уметь показывать | текущий | Мультимедиа | С. 146, | |||
23 (5) | Поверхность нашего края | 1 | комбини-рованный | Особенности | Уметь показывать | текущий | Мультимедиа, карточки | С. 147– 153, задания 1–3, вопросы «Проверь себя» | |||
24 (6) | Водоемы нашего края | 1 | комбини-рованный | Водоемы родного края (названия, краткая характеристика) | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки | Графический диктант | Мультимедиа, карточки | С. 154– 158, вопросы, задание 2 | |||
25 (7) | Наши подземные богатства | 1 | комбини-рованный | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Уметь использовать | текущий | Мультимедиа, природные объекты | С. 159– 170, вопросы, задание 3 | |||
26 (8) | Земля-кормилица | 1 | комбини-рованный | Почва, ее состав | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять | текущий | Мультимедиа | С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы, загадки о земле | |||
27 (9) | Жизнь леса. Лес – при- | 1 | комбини-рованный | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, | работа с Красной книгой | Предметные картинки | С. 175– 182, вопросы, задание 3 | |||
28 (10) | Жизнь луга. Луг – при- | 1 | комбини-рованный | графический диктант | Таблица | С. 182– 190, вопросы, задание 5 | |||||
29 (11) | Жизнь | 1 | Урок- игра | текущий. фрон-тальный опрос | Карточка | С. 191– 200, вопросы, задание 3 |
30 (12) | Растение-водство | 1 | комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | Тест (10 мин) | Мультимедиа | с.201– 207, | |||
31 (13) | Незамет-ные защитники урожая | 1 | комбинированный | Роль животных | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями | фронтальный опрос | Таблица и карточки | С. 208– 213, вопросы, задание 2 | |||
32 (14) | Животновод-ство | 1 | комбинированный | Роль животных | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными | фронтальный опрос | Мультимедиа | С. 214– 222, вопросы, задание 3 | |||
III четверть – 20 часов | |||||||||||
33 (1) | Обобщение по разделу «Родной | 1 | Урок контроля | Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять | Тест | Индивидуальные карточки | С. 222, | |||
Страницы всемирной истории (6 ч) | |||||||||||
34 (2) | Начало истории человечества | 1 | комбини-рованный | Человек – часть Способы познания окружающего мира | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | фронтальный опрос | Мультимедиа | С. 4–7, задания | |||
35 (3) | Мир древности: далекий | 1 | комбинированный | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | фронтальный опрос | Таблицы и карточки | С. 8–14, вопросы задание 2 | ||||
36 (4) | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | комбинированный | Знать историю средних веков | фронтальный опрос | Мультимедиа | С. 15–21, вопросы задания | ||||
37 (5) | Новое время: встреча | 1 | комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать выдающихся людей нового времени. Уметь работать с географической картой | фронтальный опрос | Мультимедиа | С. 22–27, вопросызадания | |||
38 (6) | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать выдающихся людей новейшего времени | фронтальный опрос | Таблицы | С. 28–32, вопросы задания | |||
39 (7) | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа. | 1 | Урок контроля | Счет лет в истории. Человек – часть природы | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач | Тест | Карточки | С. 28–32, вопросызадание 3
| |||
Страницы истории Отечества (20 ч) | |||||||||||
40 (8) | Жизнь древних славян | 1 | комбинированный | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать | фронтальный опрос | Мультимедиа | С. 34–39, вопросы задания | |||
41 (9) | Во времена Древней Руси | 1 | комбинированный | фронтальный опрос | Карточки | С. 40–45, вопросы задание 2 | |||||
42 (10) | Страна | 1 | комбинированный | тематический | Карточки | С. 46–54, вопросы задание 2 | |||||
43 (11) | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории | фрон-тальный опрос | Таблицы | С. 55–58, вопросызадания | |||
44 (12) | Трудные времена на Русской земле | 1 | комбинированный | Россия на карте Охрана памятников истории и культуры | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать | фронтальный опрос | Мультимедиа | С. 59–64, вопросы задание 2 | |||
45 (13) | Русь расправляет крылья | 1 | комбинированный | фронтальный опрос | Карточки | С. 65–69, вопросы задание 2 | |||||
46 (14) | Куликовская | 1 | комбинированный | фронтальный опрос | Таблицы | С. 70–74, вопросы задания | |||||
47 (15) | Иван Третий | 1 | комбинированный | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории | фронтальный опрос | Мультимедиа | С. 75–81, вопросы задания | ||||
48 (16) | Мастера печатных дел | 1 | комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать | фронтальный опрос | Картинки | С. 82–86, вопросы задание 2 | |||
49 (17) | Патриоты | 1 | комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | фронтальный опрос | Карточки | С. 87–93, вопросы | ||||
50 (18) | Петр Великий | 1 | комбинированный | Выдающиеся | тест (10 мин) | Мультимедиа | С. 94–100, вопросызадание по вари- | ||||
51 (19) | Михаил | 1 | комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю развития образования на Руси | фронтальный опрос | Карточки | С. 101– 104, | |||
52 (20) | Екатерина | 1 | комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать реформы Екатерины Великой | тематический | Карточки | С. 105– | |||
IV четверть – 16 часов | |||||||||||
53 (1) | Отечественная война 1812 года | 1 | комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | фронтальный опрос | Мультимедиа | С. 112– 121, | |||
54 (2) | Страницы истории | 1 | комбинированный | Россия на карте | Знать историю России XIX века. Уметь показывать | фронтальный опрос | Таблицы и карточки | С. 122– 126, | |||
55 (3) | Россия вступает в XX век | 1 | комбинированный | Отдельные яркие | Уметь использовать | тематический | Карточки | С. 127– 135, вопросы задание 2 | |||
56 (4) | Страницы истории 20–30-х годов | 1 | комбинированный | Россия на карте | Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | фронтальный опрос | Таблицы | С. 136– 139, задание 2 | |||
57 (5) | Великая война и Великая Победа | 1 | комбинированный | Государственные праздники (День Победы) | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого | фронтальный опрос | Мультимедиа | С. 140– 146, задание 2 | |||
58 (6) | Страна, открывшая путь в космос | 1 | комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Уметь описывать | фронтальный опрос | Мультимедиа | С. 147– 152, вопросызадание 3 | |||
59 (7) | История | 1 | Урок контроля | Охрана памятников истории | Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | тест тематический | Таблицы и карточки | С. 150, | |||
Современная Россия (9 ч) | |||||||||||
60 (8) | Основной | 1 | комбинированный | Человек – член общества. Россия | Знать государственные праздники, Основной Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | фронтальный опрос | Книга «Закон РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ» | С. 153– 159, задание 2 | |||
61 (9) | «Дети имеют право на особую заботу | 1 | комбинированный | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | фрон-тальный опрос | Мультимедиа | С. 160– 163, задание 2 | ||||
62 (10) | Мы – граждане России | 1 | комбинированный | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | Знать основной закон России и права человека, название нашей Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | тематический. тест | Таблицы | С. 164– 167, задания | |||
63 (11) | Славные символы России | 1 | комбинированный | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, | фронтальный опрос | Карточки | С. 168– 174, задание | |||
64 (12) | Такие разные праздники | 1 | комбинированный | Государственные праздники (День | Знать государственные праздники. Уметь описывать | фронтальный опрос | Мультимедиа | С. 175– 179, задание 2 | |||
65 (13) | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 | комбинированный | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | текущий | Таблицы и карточки | С. 180– | |||
66 (14) | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 1 | комбинированный | текущий | Мультимедиа | С. 187– | |||||
67 (15) | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 1 | комбинированный | текущий Графичес-кий диктант | Карточки | С. 194– задание | |||||
68 (16) | Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) | 1 | Урок - игра | Тест | Карточки | Написать реферат на тему |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...