Рабочая программа по окружающему миру 1 - 4 классы
рабочая программа (окружающий мир) по теме

Афанасьева Анита Михайловна

Рабочая программа по окружающему миру 1 - 4 классы по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_poyasnitelnaya.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Плотниковская основная  общеобразовательная школа»

Рассмотрено:                                                

На педсовете

Согласовано :

Зам.дир.по УВР

Утверждено:

Директор школы

Протокол №                               ____А.М.Афанасьева               ____О.П.Ушакова

«___»____2012г                        «___»____2012г                        «___»____2012г                                                

           

Рабочая программа

По курсу «Окружающий мир»

1 -  4 класс

Учитель: Афанасьева Анита Михайловна

2012-2016 учебный год

c.Плотниково 2012

                                              Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по курсу «окружающий мир» разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по окружающему миру  и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

Цели обучения, планируемые результаты

«Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

• получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ  (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от

вымыслов;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в  официальной обстановке, участвовать в коллективной

коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Количество часов в год: I класс – 66, II-IV классы  по 68 часов. Всего 270 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

• умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

• формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

• формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

• развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

• овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

• формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

• формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Учебно – тематический план

                                                                      1 класс

Раздел

Количество часов

Практические,контрольные работы

1

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире

Практическая  работа №1

2

Живая природа

10ч

Практическая  работа №2,3

3

Природа и ее сезонные изменения

38ч

Практическая  работа № 4,5,6

Экскурсия№1,2,3

4

Наша родина — Россия

10ч

Контрольная работа№1

Экскурсия №4

Всего:

66ч

                                                                 Содержание программы 

                                                               1 класс (66 ч)

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

Живая природа (10 ч)

Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.

Природа и ее сезонные изменения (38 ч)

Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе.

Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.

Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.

Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

Наша родина — Россия (10 ч)

Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).

Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.

Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.

                       Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

                                                      1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Выразительно читать и пересказывать текст.
  4. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

  1. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  2. объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  3. называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  4. называть основные особенности каждого времени года.
  5. оценивать правильность поведения людей в природе;
  6. оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. название своего города,  номер своего дома, адрес школы;
  2. названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
  3. государственную символику России;
  4. первый куплет и припев гимна России;
  5. виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
  6. правила поведения в городе во время экскурсии;
  7. что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
  8. название органов чувств и их функции;
  9. названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
  10. основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
  11. названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);
  12. название каждого времени года и их последовательность;
  13. основные признаки времен года;
  14. правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

Уметь:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
  2. проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
  3. различать объекты природы и изделия человека;
  4. различать объекты живой и неживой природы;
  5. различать части растений, отображать их в рисунке;
  6. приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
  7. приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
  8. приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
  9. приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
  10. приводить примеры съедобных грибов своего края;
  11. приводить примеры ядовитых ягод своего края;
  12. ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
  13. называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
  2. установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  3. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
  4. написания на конверте своего адреса;
  5. выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  6. подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).

Литература.

1 класс

Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

Содержание программы 

2 класс (68 часов)

Источники информации об окружающем нас мире (6 ч)

Обмен письмами как одно из средств информации: письмо экологов школьникам (природа живая и неживая (повторение)).

Книга как основной источник информации об окружающем нас мире. Учебник «Наш мир»: оглавление, иллюстрации, система значков-пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, словарик в учебнике. Иллюстрированный словарик.

Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Опыт и наблюдение.

Практические работы, экскурсии: обучение учащихся работе с учебником, хрестоматией, Тетрадью для самостоятельной работы из учебного комплекта по окружающему миру. Экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края», экскурсия в школьную библиотеку «Книги — наши друзья».

Планеты и звезды (9 ч)

Земля. Вид Земли из космоса. Глобус — уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи. Звезды. Полярная звезда. Север как направление на Полярную звезду. Созвездия. Планеты. Солнце — ближайшая звезда к планете Земля. Солнце — источник тепла и света для планеты Земля. Вращение Земли вокруг Солнца — причина смены сезонов года на нашей планете. Взаимосвязь живой и неживой природы (на конкретных примерах). Условия жизни на планете Земля: вода, воздух, свет, тепло.

Общие представления о воздухе как смеси газов. Легко определяемые свойства воздуха (прозрачный, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи).

Вода — источник жизни на Земле. Легко определяемые свойства воды (прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, вода — растворитель, текучесть воды). Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды.

Демонстрации: вращение Земли вокруг своей оси (с помощью глобуса), движение Земли вокруг Солнца (с помощью теллурия).

Практические работы: обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачный, бесцветный). Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса, вода — растворитель, текучесть).

Фильтрование воды в быту. Определение прозрачности и цвета воды из разных источников (вода из-под крана, колодец, водоем, лужа).

Живая природа Земли (33 ч)

Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет). Развитие растений из семени (фасоль или горох). Корень, стебель, лист растения. Дыхание и питание растений.

Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения.

Размножение растений (семенами, усами, луковицами, корнями, клубнями). Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жизни человека. Сельское хозяйство своей местности (на примере овощных, плодовых, бобовых, зерновых, декоративных растений). Охрана растений. Растения Красной книги России. Охраняемые растения своей местности.

Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

Другие виды грибов (общее представление о плесневых грибах).

Животные Земли. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. Защитные приспособления у животных, как проявление тесной связи организмов с окружающей средой (иглы ежа, зеленая окраска кузнечика, предупреждающая окраска божьей коровки, сходство мухи-журчалки и пчелы). Взаимосвязи животных и растений.

Значение диких и домашних животных в жизни человека. Охрана животного мира. Животные Красной книги России. Охраняемые животные своей местности.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений. Опыт «Передвижение воды по стеблю от корня к листьям». Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. Наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними, размножение с помощью черенков. Знакомство с разделами Красной книги России. Составление Красной книги своей местности. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для первоклассников.

Человек разумный (6 ч)

Человек разумный — часть природы. Условия, необходимые для жизни человека. Разнообразие внешности человека, его индивидуальность (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга.

Понятие о здоровье. Питание и здоровье. Режим дня школьника. Режим питания. Правила организации домашней учебной работы (освещенность рабочего места). Личная гигиена. Предупреждение простудных заболеваний.

Практическая работа: составление режима дня (труд, отдых, физические упражнения).

Младший школьник и семья (4 ч)

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения в быту, на улице, при встрече с незнакомыми людьми.

Семья ребенка (фамилии, имена, отчества членов семьи). Родословная семьи. Уважение к своим соученикам, старшим, к членам семьи, к ветеранам труда и Великой Отечественной войны.

Практические работы: общение с родителями и родственниками как способ получения информации для составления генеалогического древа (родословной семьи). Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

Родная страна — Россия (8 ч)

Я — гражданин России. Россия — наша Родина. Государственная символика России: флаг, герб, гимн.

Государственные праздники и памятные даты: 9 Мая — День Победы. 12 декабря — День Конституции. Конституция — основной закон Российской Федерации. Москва — столица России. История возникновения названия города. История Московского Кремля.

Родной город (село): название, основные предприятия города, достопримечательности. Особенности труда людей родного города (села). Влияние практической деятельности человека на природу.

Экскурсии: по родному городу, посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны своей местности.

Заключительные уроки (2 ч) — обобщение изученного материала.

                        Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

                                                             2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

 

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  2. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  3. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  4. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  5. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  6. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  2. Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  3. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  4. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  5. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Выразительно читать и пересказывать текст.
  4. Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  5. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  6. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих умений:

 

  1. объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  2. объяснять влияние притяжения Земли;
  3. связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  4. наблюдать за погодой и описывать её;
  5. уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;
  6. пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;
  7. называть основные природные зоны и их особенности.
  8. оценивать правильность поведения людей в природе;
  9. уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
  2. название нашей планеты;
  3. форму Земли;
  4. глобус — модель Земли, ось Земли — воображаемая линия;
  5. смена дня и ночи — следствие вращения Земли вокруг своей оси;
  6. смена времен года — следствие вращения Земли вокруг Солнца; Солнце — ближайшая к Земле звезда;
  7. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  8. основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  9. разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  10. группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
  11. дикорастущие и культурные растения своей местности;
  12. сельскохозяйственные растения своей местности;
  13. названия растений Красной книги (не менее 2–3);
  14. группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  15. об особенностях диких и домашних животных;
  16. названия животных Красной книги России (не менее 2–3);
  17. о значении природы для здоровья и жизни человека;
  18. об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
  19. средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
  20. фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
  21. основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
  22. названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
  23. название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города;
  24. государственную символику России;
  25. правила безопасного поведения в природе.

Уметь:

  1. работать с оглавлением и справочниками учебника;
  2. различать объекты неживой и живой природы;
  3. устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  4. приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;
  5. раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
  6. называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3);
  7. приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2–3 представителей каждой группы;
  8. раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
  9. называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;
  10. называть своих ближайших родственников;
  11. описать портрет своего друга;
  12. проводить простейшие опыты;
  13. выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
  14. работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
  15. описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;
  2. демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца;
  3. нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока;
  4. ухода за комнатными растениями;
  5. ухода за домашними животными;
  6. соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  7. узнавания в окружающей природе изученных растений и животных;
  8. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  9. выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
  10. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  11. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

Литература.

2 класс

Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2007-2010.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2007-2010.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир знакомый и загадочный. 2 класс: Учебник-хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2007-2010.

                                                 Содержание программы 

                                                                   3 класс (68 часов)

Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов (2 ч)

Знакомство с устройством простейших приборов, их назначением, приемами использования: микроскоп (система увеличительных стекол), термометр, часы, флюгер, компас и др.

Примечание. Раздел программы раскрывается в процессе изучения тем, связанных с необходимостью использования тех или иных приборов.

Планета, на которой мы живем (12 ч)

Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.

Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.

Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).

План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.

Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.

Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.

Практикум

Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.

Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.

Неживая природа (16 ч)

Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.

Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель.

Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.

Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.

Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.

Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).

Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.

Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.

Практикум

Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании.

Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.

Взаимосвязь неживой и живой природы (16 ч)

Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.

Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Практикум

Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».

Практические работы: определение примерного состава почвы.

Природные сообщества (16 ч)

Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).

Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.

Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.

Практикум

Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.

Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).

Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

Наша страна Россия (6 ч)

Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).

Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).

Практикум

Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.

Экскурсия в краеведческий музей.

                          Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

                                                                  3  класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3 – м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  3. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  5. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  5. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  6. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3-ем классе является формирование следующих умений: 

  1. приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;
  2. приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  3. объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  4. приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  5. перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  6. животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
  7. доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
  8. узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  9. отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  10. объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  11. по году определять век, место события в прошлом;
  12. отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
  13. учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу третьего года обучения.

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
  2. понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);
  3. три состояния веществ в природе;
  4. основные свойства воды и воздуха;
  5. источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;
  6. некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);
  7. полезные ископаемые родного края;
  8. значение почв в жизни человека, называть мероприятия по охране почв;
  9. положение России и своего края (города), примерное положение своего края (города) на карте;
  10. особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;
  11. города Золотого кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;
  12. достопримечательности Санкт-Петербурга.

Уметь:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  2. пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);
  3. ориентироваться на местности по Солнцу, местным признакам и по компасу;
  4. проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
  5. измерять температуру воды и воздуха;
  6. письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
  7. узнавать в окружающем их мире изученные растения и животных;
  8. показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (город Санкт-Петербург, города Золотого кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);
  9. описывать историю возникновения и строительства Санкт-Петербурга;
  10. делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся вторых-третьих классов;
  11. написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  1. ориентироваться на местности по компасу;
  2. принимать посильное участие в охране и защите природы;
  3. использовать термометр для измерения температуры воздуха;
  4. оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное);
  5. выполнять правила поведения в природе;
  6. рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
  7. удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.

Литература.

3 класс

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2007-2010.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2007-2010.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2003–2007-2010.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2007-2010

Содержание программы 

                                                                       4 класс (68 часов)

Земля — планета солнечной системы (3 ч)

Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.

Родная страна — Россия (21 ч)

Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.

Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.

Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.

Практикум

Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)

Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1–3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2–3 классов.

Страны и народы мира (2 ч)

Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.

Практическая работа с картой мира.

Человек — часть природы. Человек — член общества (22 ч)

Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.

Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.

Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи.

Человек — член общества. Права и обязанности ребенка. Труд и общение как способы взаимодействия людей в обществе. Трудовая деятельность как особенность жизни человека, необходимое условие благополучия семьи и развития общества. Хозяйство, бюджет, деньги (на примере семьи).

Практикум

Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.

Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).

История Отечества (20 ч)

Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси.

Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Первые московские князья.

Строительство Санкт-Петербурга. Преобразования Петра I: рождение русского флота, изменения в быту, культурные преобразования (межпредметные связи с курсом литературного чтения); Отечественная война 1812 года; Великая Отечественная война; освоение космического пространства. Россия сегодня. Москва — столица России. Важнейшие события, происходящие в современной России.

Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2–3 классов по истории отечества.

                            Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

                                                                            4 класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в  4 – м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  3. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  5. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  5. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  6. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих умений:

  1. объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  2. применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  3. называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  4. объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  5. объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  6. находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
  7. оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  8. доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
  9. по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  10. отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  11. объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
  12. объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  13. замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу четвертого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. Солнце — небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь)
  2. климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
  3. строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
  4. основы личной гигиены;
  5. влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
  6. способы сохранения и укрепления здоровья;
  7. даты важнейших событий в истории в соответствии с программой.

Уметь:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  2. устно описывать объекты природы;
  3. вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
  4. в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
  5. пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
  6. устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
  7. соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
  8. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:

  1. обогащения постоянного жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
  2. выполнять правила поведения в природе;
  3. рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Литература.

4 класс

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2007-2010.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2007-2010.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях.4 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2007-2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...