Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века", 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 45.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Тимониной Г.Р.
учителя начальных классов
по предмету «Окружающий мир и ОБЖ» 3А класс
Пояснительная записка.
Изучение окружающего мира и ОБЖ в 3 классе направлено на:
- создание условий для самопознания и саморазвития учащихся;
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- Развитие умения работать с учебными и научно-популярными текстами;
- Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Курс окружающего мира и ОБЖ содержит следующие разделы:
Введение. Где ты живешь. Историческое время.
Земля - наш общий дом. Солнечная система. Солнце, Земля. Изображение Земли. Глобус. Условия жизни на Земле.
Вода. Значение воды, разное состояние, водоемы, охрана водоемов.
Воздух. Значение воздуха, охрана воздуха.
Почва. Состав почвы, плодородие, охрана почвы.
Природные зоны.
Растительный мир Земли.
Животный мир Земли.
Каким был человек в разные исторические времена. Портрет славянина, основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом, культура быта, одежда.
Труд людей в разные исторические времена.
В результате изучения окружающего мира ученик должен
Знать:
· название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села); · государственную символику России;
· государственные праздники.
· основные свойства воздуха, воды;
· условия, необходимые для жизни живого существа;
· правила охраны и укрепления здоровья;
· правила дорожного движения;
Уметь:
· определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
· различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
· различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
· приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
· показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
· описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· использовать термометр для измерения температуры воздуха;
· устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
· применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
. выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
· устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
· рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
В конце обучения в 3 классе ученик должен:
1) называть тела живой и неживой природы;
планеты Солнечной системы;
свойства воздуха, воды;
состав почвы;
древние города и их достопримечательности;
причины исчезновения растений и животных;
2) различать:
год, век, арабские и римские цифры;
названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
растения разных групп (водоросли. мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
животпых разных групп (одноклеточные - многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);
приспособления животных к среде обитания;
особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
понятия ~земледелие», ~ремесло», «торговля»-, ~деньги»-;
3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: объяснять значение Солнца для жизни на Земле; объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
работать с картами, глобусом, работать с контурной картой.
Рабочая программа курса разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой.
Программа рассчитана на 68 часов.
Программа обеспечена методическим комплектом:
Виноградова Н.Ф.Окружающий мир, учебник, 3 класс. Вентана - Граф, 2005
Учимся думать и фантазировать, рабочие тетради.
Тематическое планирование
3 класс УМК «Начальная школа 21 века»
№ п/п |
Тема урока
| К-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения План факт | |
1 | 2 | 3 | 6 | 7 | 8 | ||||
1 | Введение Где и когда ты живешь? | 1 | Комбинированный | Человек - член общества. Россия - наша Родина. Символика России | Знать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России | Текущий | сообщение«Символика города, в котором живем» | ||
2 | Земля-наш общий дом Солнечная система | 1 | Комбинированный | Живая и неживая природа. Солнце | Знать общие условия, необходи-мые для жизни живых организ-мов. Уметь различать объекты живой и неживой природы | Текущий | Учебник, с. 8-10. Р. т., с. 4, №5 | ||
3 | Земля - планета Солнечной системы | 1 | Комбинированный | Земля - планета. Форма, размер Земли | Текущий | Уч. с. 10-12. Р. т., с. 5 | |||
4 | Изображение Земли | 1 | Комбинированный | Глобус как модель Земли. Геог-рафическая карта. Историческая карта | Уметь пользоваться геогра-фической картой, читать условные обозначения | Текущий | Уч.с. 12-15 | ||
5- 6 | Условия жизни | 2 | Комби- нированныйЭкскурсия | Условия жизни на Земле свет, тепло. Явления природы: смена дня и ночи,смена времен года | Текущий | Учебник,.с.16-18 | |||
7 | Вода - условие жизни на Земле | 1 | Комби- нированный | Условия жизни на Земле: вода. Охрана природных богатств | Текущий | Уч.с. 19-20. Р. т., № 14-16 | |||
8 | Воздух - условие жизни на Земле | 1 | Комби нированный | Условия жизни на Земле: воз-дух.Охрана природных богатств | Текущий | Учебник с. 21-22 | |||
9-10 | Почва — среда жизни организмов | 2 | Комбинированный | Почва. Охрана природных богатств | Текущий | Уч. с. 26-27. Р.т.с. 12-13 | |||
11 | Природные зоны России | 1 | Комбинированный | Природные зоны | Природные зоны России: ледяная зона, зона тундры, тайга, зона смешанных лесов,зона степей | Тематический | Учебник, с. 27-30 | ||
12 | Растительный мир Земли Какие растения живут на Земле | 1 | Комбинированный | Живая и неживая природа (различие, краткая характеристика объектов живой и неживой природы) | Знать общие условия для жизни живых организмов | Текущий | Учебник, с. 32-34. Р. т., с. 14-15 | ||
13 | Растения и человек | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жиз-ни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикора-стущие и культурные растения, их различия на примере расте-ний родного края | Уметь различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) раскрывать особенности их внешнего вида. | Текущий | Учебник, с. 34-40 | ||
14 | Разнообразие растений на Земле | 1 | Комбинированный | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения) | Использовать приобретенные знания и умения в практичес-кой деятельности и повседнев-ной жизни для: установления связи между сезонными изме-нениями в неживой и живой природе, поиска дополнитель-ной информации о растениях родного края, страны | Тематический | Учебник, с. 40-42. Р. т., с. 14-15 | ||
15 | Разнообразие растений на Земле | 1 | Комбинированный | Растения родного края | Текущий | Уч., с. 43-44. Р. т.с.16 | |||
16-18 | Растения - живые тела (организмы) | 3 | Комбинированный | Части растений (корень, сте-бель, лист, цветок, плод, семе-на). Деревья, кустарники. Тра-вы, нахождение отличительных признаков | Знать основные части растений. Уметь определять растения, знать названия деревьев,кустарников, травы | Текущий | Учебник, с. 45-46 | ||
19 | Как питается растение | 1 | Обобщающий | Знать основы питания растения | Текущий | Р. т., с. 18 | |||
20 | Размножение растений | 1 | Комбинированный | Растения: части растений (плоды и семена) | Размножение растений | Текущий | Учебник, с. 50-53 | ||
21 | Продолжительность жизни растений | 1 | Комбинированный | Растения | Знать однолетние, двулетние и многолетние растения | Текущий | Учебник, с. 53-55 | ||
22 | Охрана растений | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и в жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Красная книга России, ее значение, отдельные представители Красной книги | Текущий | Учебник, с. 55-57 | ||
23 | Грибы | 1 | Комбинированный | Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные гри-бы (узнавание). Правила сбора грибов | Правила сбора грибов. Разновидности грибов | Тематический | Учебникс. 57-59 | ||
24 | Животный мир Земли Животные -часть природы. Роль животных в природе | 1 | Комбинированный | Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы.Звери. Роль животных в природе | Знать общие условия, необходи-мые для жизни живых организ-мов Цепи питания. Место жи-вотных и растений в цепи питания | Текущий | Учебник с. 60-62 | ||
25 | Животные и человек | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Уметь различать объекты жи-вой и неживой природы; приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности жизни | Текущий | Учебник, с. 62-63. Р. т., с. 20, № 58, 59, 60 | ||
26 | Разнообразие животных | 1 | Комби- нированный | Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы,звери. Различие групп животных по существенным признакам, лег-ко выделяемым во внешнем строении | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повсед-невной жизни для ухода за животными; оценки воздействия человека на природу | Текущий | Учебник | ||
с. 64-67 | |||||||||
27 | Позвоночные животные:рыбы, земноводные, пресмыкающиеся | 1 | Комби- нированный | Животные и их разно- образие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении | Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении | Текущий | Учебник | ||
с. 68-71. Р. т., с. 22 | |||||||||
28 | Птицы и звери - позвоночные животные | 1 | Комби- нированный | Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы,звери. Различие групп животных по существенным признакам | Уметь различать группы животных по существенным признакам | Текущий | Учебник с. 71-75 | ||
29 | Животные - живые тела (организмы) | 1 | Комбинированный | Особенности питания разных животных (хищные, растите-льноядные, зерноядные | Знать особенности питания разных животных | Текущий | Учебникс. 75-77 | ||
30 | Жизнедеятельность животных | 1 | Комби- нированный | Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) | Знать условия необходимые для существования и жизни животных | Текущий | Учебник с. 78-80 | ||
31 | Размножение животных | 1 | Комби- нированный | Размножение разных живот-ых(млекопитающих, птиц, рыб | Знать признаки всех живых существ (размножение) | Текущий | Учебник, с. 80-81 | ||
32 | Поведение животных | 1 | Комби- нированный | Особенности внешнего вида, питания, размножения животных | Знать особенности поведения животных. Органы чувств у животных | Текущий | Учебник с. 82-85 | ||
33 | Как животные приспосабливаются к условиям жизни | 1 | Комби- нированный | Цепи питания. Природные сообщества родного края | Текущий | Учебник с. 86-87 | |||
34 | Охрана животных | 1 | Комби- нированный | Роль животных в жизни лю-дей. Бережное отношение че-ловека к животным. Охрана животного мира. Заповедни-ки, национальные парки, их роль в охране природы. | Красная книга России, её значение. | Тематический | Учебник с. 87-89 | ||
35 | Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) Как называли нашу Родину в разные времена | 1 | Комбинированный | Россия - наша Родина | Знать название родной страны и ее столицы; государственную символику России | Текущий | Учебник, с. 90-92 | ||
36 | Как называли нашу Родину в разные времена | 1 | Комбинированный | Государственная символика России (герб, флаг) | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Текущий | Учебникс. 93-96 | ||
37 | Как тебя зовут? | 1 | Комбинированный | Семья | Использовать приобретенные знания и умения в практичес-кой деятельности и повседнев-ной жизни, поиска дополни-тельной информации о родной стране | Текущий | Учебникс. 97-100 | ||
38 | Портрет славянина | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Текущий | Уч. с. 101-104 | |||
39-40 | Характер славянина | 2 | Комбинированный | Картины быта, труда, традиций людей вооружения воинов | Текущий | Уч.с.104-106с. 106-109 | |||
41 | О чем рассказывают вещи | 1 | Комбинированный | Картины быта (жилище) | Текущий | Учебникс.109-112 | |||
42 | О чем рассказывают вещи | 1 | Комбинированный | Картины быта. История вещей | Уметь рассказать о истории возникновении вещи, ее применение в жизни. | Текущий | Уч. с.112-116 | ||
43 | Журнал мод | 1 | Комбинированный | Изготовление одежды Картина И. С. Глазунова «Русская красавица» | Текущий | ||||
44 | Сколько стоят лапти | 1 | Комби- нированный | Изготовление одежды (обувь, головные уборы) | Лапти, ва- ленки, башмаки, галоши, сандалии | Текущий | Уч. с. 116-117 | ||
45-46 | Русская трапеза | 2 | Комби- нированный | Традиции в разные истории-ческие времена Репродукция картины Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем» | Текущий | Учебник с. 118-119 | |||
47 | Во что верили славяне | 1 | Комби- нированный | Отдельные наиболее важные события общественной и культурной жизни России. Выдающиеся люди разных эпох | Знать кто такие язычники. Православие. Понятие «религия» | Тематиче- ский | Учебник, с. 120-123 | ||
48 | Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)- Что такое земледелие? | 1 | Комбинирован-ный | Картины труда, традиций людей в разные исторические времена - | Знать название нашей страны и ее столицы.Уметь: показывать на карте города России. Испо-льовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удов-летворения познавательных интересов | Земледелие. | Уч.с.124-126 | ||
49-50 | О крепостных и помещиках | 2 | Комби- нированный | Картины быта, труда Выдаю-щиеся люди разных эпох. Отдельные яркие и наиболее важные события обществен-ной жизни России | Крестьян помещики | Уч.с.126-128 | |||
51 | Что такое ремесло | 1 | Комби- нированный | Картины быта, труда | Знать понятия: ремесло,ремесленники. Умелый, талантливый, творческий | Текущий | Учебни с.129-130 | ||
52-53 | Русская ярмарка | 2 | Экскурсия в музей | Картины быта, труда Выдающиеся люди разных эпох | Текущий | Учебникс.130-131 | |||
54 | 0 веретене, прялке и ткацком станке | 1 | Комби- нированный | Картины быта, труда | Знать орудия труда. Которые использовались в давние времена | Текущий | Уч с.132-133 | ||
55 | О фабриках, заводах, капиталистах и рабочих | 1 | Комби- нированный | История Отечества. Картины быта, труда | Знать понятия: фабрика, заводы, капиталисты, рабочие. Товар. | Текущий | Уч. с.134-135 | ||
56 | О купцах, торговле и деньгах | 1 | Комби- нированный | Картины быта, труда. Младший школьник и семья. Хозяйство семьи. Деньги | Знать понятия купцы, деньги | Текущий | Учебник | ||
с. 134 | |||||||||
57 | От палки до космического корабля | 1 | Комби- нированный | История Отечества. Отде-льные яркие и наиболее важ-ные события общественной жизни России | Знать историю Отечества. наиболее важные историчес-кие события России | Текущий | Учебник с.136-138 | ||
58-60 | Как люди мечтали | 3 | Комбинированный | Сообщ.уча-щихся | |||||
60 | Когда появился первый автомобиль | 1 | Комби- Нир. | Картины быта, труда, возникновение автомобиля | Знать историю возникновения первого автомобиля | Текущий | Уч.с. 139-140 | ||
61-62 | Как возникали и строились города.Как дом вышел из Земли Первые русские поселения и города | 2 | Комбинированный | Строительство и возникнове-ние городов, первые селе-ния.Киев, Новгород, Владимир... | Знать историю и дату возникновения городов | Текущий | Уч.с.141-142, 144 | ||
63 | Путешествие по старинным русским городам | 1 | Комби нированный | Господин Великий Новго-род. История Отечества: наи-более важные и яркие исторические картины быта, тру-да, традиций людей в разные исторические времена | История Отечества: наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Текущий | Учебник С.144-146 | ||
64-65 | Путешествие по старинным русским городам | 2 | Комбинированный | Московия (Московская Русь) | Текущий | Учебник с.146-149 | |||
66-68 | Уроки обобщения Древняя Русь. Россия времен Петра I. Россия XX века | 3 | Комбинированный | Итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...