Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "ПНШ"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена по программе О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой "Окружающий мир". УМК "Перспективная начальная школа". 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________
Приказ №______
от ________2012
Рабочая программа
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
Ершовой Татьяны Анатольевны
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Начальное общее образование, 4 класс
(базовый уровень)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________
______________2012
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
__________
_____________2012
2012-2013 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089) и авторской программы «Окружающий мир» О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Цель курса – формирование у школьников целостной картины окружающей их природной и социальной среды и их места в этой среде как личности.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательно формировать у школьников общеучебные умения, основанные на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальные умения — работы с научно-популярной, справочной литературой;
- формировать умения проводить фенологические наблюдения, физические опыты, простейшие измерения;
- способствовать изучению школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно - научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитывать у школьников бережное отношение к объектам природы и результатам труда людей, сознательное отношение к здоровому образу жизни, формировать элементарную экологическую культуру, формировать навыки нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- охранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей.
Важнейшая роль в развитии ребенка отводится социализации — усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике.
Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины — России на планете Земля.
Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников с устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Большая роль в программе 4-го класса отводится истерическому материалу — истории отечества.
Программа рассчитана на 68 учебных часов в год, что соответствует 2 часам в неделю.
Сроки реализации рабочей учебной программы: 2012 – 2013 учебный год.
- СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Земля — планета солнечной системы
Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.
Родная страна — Россия
Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.
Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.
Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.
Практикум
Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)
Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов.
Страны и народы мира
Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.
Практическая работа с картой мира.
Человек — часть природы. Человек — член общества
Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.
Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.
Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи.
Человек — член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России.
Практикум
Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.
Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).
История Отечества
Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.
Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории Отечества.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Практ.раб. | Экскурс. | |||
1 | Земля — планета солнечной системы | 3 | 1 | - |
2 | Родная страна — Россия | 20 | 11 | - |
3 | Страны и народы мира | 4 | 3 | - |
4 | Человек — часть природы. Человек — член общества | 22 | 3 | - |
5 | История Отечества | 19 | 2 | - |
Итого | 68 | 20 | - |
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать/понимать:
- Солнце — небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);
- климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
- строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
- основы личной гигиены;
- влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
- способы сохранения и укрепления здоровья;
- даты важнейших событий в истории в соответствии с программой.
Уметь:
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
- устно описывать объекты природы;
- вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
- в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
- пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека;
- лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
- соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:
- постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
- выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Бакланова С. Л. География Алтайского края. Уроки краеведения: учебно-методическое пособие. – Бийск: Издательский дом «Бия», 2008.
- Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010.
- Каткова Е. Г. Окружающий мир: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе /авт.-сост. Н. Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Федотова О. Н. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Кудрова Л. Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Федотова О. Н. Окружающий мир. 4 класс: методическое пособие для учителя / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
- Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов).
- Географические и исторические настенные карты.
- Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток).
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||
История Отечества | ||||
Древние славяне (территория расселения, жилища). | ||||
Древние славяне (охота, земледелие древних славян). | ||||
Древние славяне (верования древних славян). | ||||
Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности. | ||||
Времена Древней Руси. Практическая работа с картой Древней Руси. | ||||
Времена Древней Руси. | ||||
Крещение Руси. | ||||
Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. | ||||
Возникновение Москвы. | ||||
Первые московские князья. | ||||
Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. | ||||
Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. | ||||
Обобщение по теме «История Отечества». Практическая работа. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории Отечества. | ||||
Земля — планета солнечной системы | ||||
Солнечная система. | ||||
Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. | ||||
Природные зоны России. Практическая работа с картой природных зон России. | ||||
Родная страна — Россия | ||||
Зона арктических пустынь. Положение на карте, состояние неживой природы. | ||||
Зона арктических пустынь. Состояние растительного и животного мира, деятельность человека. | ||||
Зона тундры. Положение на карте, состояние неживой природы. | ||||
Зона тундры. Состояние растительного и животного мира, деятельность человека. Практическая работа с гербарием. | ||||
Зона лесов. Положение на карте, состояние неживой природы. Практическая работа с картой природных зон России. | ||||
Зона лесов. Состояние растительного и животного мира, деятельность человека. Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в зоне лесов. | ||||
Зона степей. Положение на карте, состояние неживой природы. Практическая работа с картой природных зон России. | ||||
Зона степей. Состояние растительного и животного мира, деятельность человека. Практическая работа с гербарием. | ||||
Зона пустынь. Положение на карте, состояние неживой природы. Практическая работа с картой природных зон России. | ||||
Зона пустынь. Состояние растительного и животного мира, деятельность человека. | ||||
Субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы. Практическая работа с картой природных зон России. | ||||
Субтропическая зона. Состояние растительного и животного мира, деятельность человека. Практическая работа с гербарием. | ||||
Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение. | ||||
Родной край – часть великой России. Практическая работа. Зимняя подкормка животных. | ||||
Родной край – часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы. | ||||
Родной край – часть великой России: полезные ископаемые. Практическая работа с картой полезных ископаемых России. | ||||
Родной край – часть великой России: состояние растительного и животного мира. Практическая работа. Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов. | ||||
Родной край – часть великой России: деятельность людей. | ||||
Родной край – часть великой России: деятельность людей. | ||||
Родной край – часть великой России. Охрана природы. Красная книга и ее назначение. | ||||
Человек — часть природы. Человек — член общества | ||||
Общие представления о строении тела человека. | ||||
Клетки и ткани. | ||||
Строение кожи. Практическая работа. Оказание первой помощи при легких травмах. | ||||
Опорно-двигательная система, ее роль в жизнедеятельности человека. | ||||
Пищеварительная система, ее роль в жизнедеятельности человека. | ||||
Система кровообращения, ее роль в жизнедеятельности человека. Наблюдения за изменением пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки. | ||||
Дыхательная система, ее роль в жизнедеятельности человека. | ||||
Дыхательная система. | ||||
Выделительная система, ее роль в жизнедеятельности человека. | ||||
Нервная система, ее роль в жизнедеятельности человека. | ||||
Нос – орган обоняния. | ||||
Язык – орган вкуса. | ||||
Глаз – орган зрения. | ||||
Ухо - орган слуха. | ||||
Ухо - орган равновесия. Охрана органа слуха. | ||||
Орган осязания – кожа. | ||||
Личная гигиена и укрепление здоровья. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. | ||||
Личная гигиена и укрепление здоровья. Практическая работа. Составление режима дня ученика 4 класса. | ||||
Страны и народы мира | ||||
Многообразие стран на Земле. Названия стран. | ||||
Расположение США на карте, их столица, главные достопримечательности. Практическая работа с картой мира. | ||||
Расположение Великобритании на карте, ее столица, главные достопримечательности. Практическая работа с картой мира. | ||||
Расположение Франции на карте, ее столица, главные достопримечательности. Практическая работа с картой мира. | ||||
История Отечества | ||||
Москва как летопись истории России. День народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). | ||||
Отечественна война 1812 года. | ||||
Великая Отечественная война. | ||||
Великая Отечественная война. | ||||
Освоение космического пространства. | ||||
Важнейшие события, происходящие в современной России. | ||||
Человек — часть природы. Человек — член общества | ||||
Имя нашей страны - Россия, или Российская Федерация. | ||||
Основной закон страны - Конституция России. | ||||
Права и обязанности ребенка. | ||||
Государственная власть в России. Президент России. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...