Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Н.Ф.Виноградовой.
рабочая программа по окружающему миру по теме
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф.Виноградовой содержит пояснительную записку, в которой представлены цели, структура, результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные), тематическое планирование, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, перечень учебно-методического обеспечения, материально-технического обеспечения учебного предмета, приложения к программе в виде тестов за 1, 3 четверти; I и II полугодие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО: С.В.Корзун _/_ __________/ Протокол № ___ от «__» ____________2011г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УР МОУ «СОШ № 8»: Морозова Н.Г./______________/ «__»____________2011_г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «СОШ № 8»: Медведева Г.И./______________/ Приказ № ___ от «__»____2011_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по_____окружающему миру, 2 в класс____
Предмет, класс и т.п.
_ Шмаковой Оксаны Юрьевны, первая квалификационная категория
Ф.И.О., категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2011 г.
г. Петровска
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир».
Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
Задачи курса:
Образовательная задача – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.
Развивающая задача – обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета – формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая задача – решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на
окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.
Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают
познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
«Окружающий мир» - предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии.
Изучение курса «Окружающий мир» способствует формированию целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего Я), расширяют представления о психической природе человека(познавательных процессах, отличие от высших животных и др.)
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений;
- педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставления каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты;
- культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудированного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию;
- необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задач экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром;
- принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность спешного обучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы;
- краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей и т. п.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменить себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Методы и формы обучения предмета:
-продуктивные (наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды)
- тематические экскурсии;
-рассматривание пейзажей;
- использование художественной литературы и научно-познавательной книги;
- практические методы изучения окружающего мира;
- дидактические игры;
- проблемные методы.
Срок реализации программы – 1 год
Тематическое планирование по _окружающему миру__
Класс_______2 в______ Учитель _Шмакова Оксана Юрьевна__
Количество часов на год: всего __68_____; в неделю __2_____
Плановых контрольных работ: 1 четверть ____1____
2 четверть ____1___
3 четверть ____1__
4 четверть _____1__
Административных контрольных работ_________
Планирование составлено на основе сборника программ, созданного на основе концепции «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Программа начальной школы «Окружающий мир» Виноградова Н.Ф.,
Калинова Г.С. .
/указать документ/
Учебник «Окружающий мир», 2 класс в 2-х частях (авторы Виноградова Н.Ф. ), Москва.: Вентана-Граф, 2010
Рабочая тетрадь «Окружающий мир». 2 класс, Виноградова Н.Ф. , Москва.: Вентана-Граф, 2011
/название, автор, издательство, год издания/
I четверть
№ | Раздел | Кол-во часов | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Что тебя окружает | 2 ч | 1. Что такое окружающий мир | 1 |
2. Бывают ли на свете чудеса | 1 | |||
2. | Кто ты такой? | 12 ч | 3. Все мы - люди | 1 |
4-5. Наши помощники – органы чувств | 2 | |||
6. Чтобы меньше болеть | 1 | |||
7. Режим дня | 1 | |||
8. Что такое физическая культура | 1 | |||
9. Закаляться может каждый | 1 | |||
10. Что такое правильное питание | 1 | |||
11. О витаминах | 1 | |||
12. О правилах питания | 1 | |||
13. Правила дорожного движения. Чтобы избежать неприятностей | 1 | |||
14. Зачем изменять себя | 1 | |||
3. | Кто живёт рядом с тобой? | 2 ч | 15-16 . Что такое семья | 2 |
Отметка о прохождении программы:___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
II четверть
№ | Раздел | Кол-во часов | Тема урока | Кол-во часов |
3. | Кто живёт рядом с тобой? | 4 ч | 17. Домашнее хозяйство | 1 |
18. Семейный досуг | 1 | |||
19. Какие бывают правила | 1 | |||
20. Умеешь ли ты Дружить и общаться? | 1 | |||
4. | Россия – твоя Родина | 12 ч | 21. Родина – что это значит? | 1 |
22. Города России | 1 | |||
23. День России 12 июня – День России. Родной край – частица Родины | 1 | |||
24. История рассказывает о прошлом. Как Русь начиналась. | 1 | |||
25. О труде славян | 1 | |||
26. Первые русские князья | 1 | |||
27. Мы – граждане России | 1 | |||
28. Как трудятся россияне | 1 | |||
29. Все профессии нужны… | 1 | |||
30-31-32.. Знаменитые города России. | 3 | |||
Отметка о прохождении программы:___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III четверть
№ | Раздел | Кол-во часов | Тема урока | Кол-во часов |
4. | Россия – твоя Родина | 1 ч | 33. Россия многонациональная страна | 1 |
5. | Мы- жители Земли | 19 ч | 34. Солнечная "семья" | 1 |
35. Земля - планета Солнечной системы Глобус – модель Земли | 1 | |||
36. Царства живой природы. Бактерии | 1 | |||
37. Грибы | 1 | |||
38. Какие животные живут на Земле | 1 | |||
39. Как животные воспринимают мир | 1 | |||
40-41. Как животные защищаются, питаются, строят жилища | 2 | |||
42. Животные воспитывают потомство | 1 | |||
43. Какие бывают растения | 1 | |||
44. Органы растения и их значение для его жизни | 1 | |||
45. Что такое лес? | 1 | |||
46. Как развивается растение | 1 | |||
47. Деревья леса | 1 | |||
48. Кустарники леса | 1 | |||
49. Травянистые растения леса | 1 | |||
50. Лесная аптека | 1 | |||
51. Звери леса | 1 | |||
52. Птицы – лесные жители | 1 | |||
Отметка о прохождении программы:___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
IV четверть
№ | Раздел | Кол-во часов | Тема урока | Кол-во часов |
5. | Мы- жители Земли | 16 ч | 53. Ужи – обитатели леса | 1 |
54. Насекомые леса | 1 | |||
55. Мы пришли в лес… | 1 | |||
56. Путешествие Капельки | 1 | |||
57. Свойства воды | 1 | |||
58-59 . Рыбы – обитатели водоемов | 2 | |||
60. Пресный водоем. Обитатели пресных водоемов. | 1 | |||
61. Болото -естественный водоем | 1 | |||
62-63. Растения и животные луга | 2 | |||
64. Растения и животные поля | 1 | |||
65. Растения и животные сада | 1 | |||
66-67. Будем беречь природу Животные –друзья человека | 2 | |||
68.Урок повторения | 1 | |||
Отметка о прохождении программы:___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание тем учебного курса
№ | Содержание | Кол-во часов |
1. | Что нас окружает? | 2 |
2. | Кто ты такой? | 12 |
3. | Кто живет рядом с тобой? | 6 |
4. | Россия - твоя Родина. | 13 |
5. | Мы – жители Земли. | 35 |
Всего: | 68 |
Введение. Что нас окружает (2 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Универсальные учебные действия:
- «читать» информацию, предс тавленную в виде схемы;
- сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой (12 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники — органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Универсальные учебные действия:
- описывать кратко особенности разных органов чувств;
- сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;
- анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;
- различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;
- характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;
- реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.
Кто живет рядом с тобой (6 ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на
природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению —правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать»
выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Универсальные учебные действия.
- составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;
- реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия — твоя Родина (13 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие
его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в
последние годы (экономист, программист). Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права
детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов
России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия
сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита,
Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы.
Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;
- различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;
- ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.
Мы — жители Земли (35 ч)
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы. Животное и растение — живые существа. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных. Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий). Практические работы. Составление режима дня для будней выходных.
Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
Универсальные учебные действия:
- кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);
- выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;
- называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;
- различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;
- узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);
- различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;
- составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;
- моделировать на примере цепи питания жизнь леса;
- конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;
- отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- проводить несложные опыты по определению свойств воды;
- отличать водоем от реки как водного потока;
- описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);
- приводить примеры лекарственных растений луга;
- узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;
- отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ.
- приводить примеры культур, выращиваемых на полях.
- «Читать» информацию, представленную в виде схемы;
- описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям).
- Различать плодовые и ягодные культуры;
- составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;
- приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;
- приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);
- называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
— называть царства природы;
— описывать признаки животного и растения как живого существа;
— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:
— «читать» информацию, представленную в виде схемы;
— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник:
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир : 2 класс: учебник для общеобразова-
тельных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2010.
Рабочие тетради:
Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир. Рабочая тетрадь» - М. : Вентана – Граф, 2010.
Методическое обеспечение:
Окружающий мир. 1-2 классы. Методическое пособие - М. : Вентана – Граф, 2010.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета (Окружающий мир)
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количе ство | Примечания | |||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||||
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.). Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения). Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружаю щем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.). Методические пособия для учителя | К П П Д | Библиотечный фонд комп лектуется на основе феде рального перечня учебников, рекомендованных (допущен ных) Минобрнауки РФ | |||
Печатные пособия | |||||
Таблицы природоведческого и обществоведче ского содержания в соответствии с программой обучения. Плакаты по основным темам естествознания — магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.). Портреты выдающихся людей России (полити ческих деятелей, военачальников, писателей, поэ тов, композиторов и др.). | Д Д Д | ||||
Географические и исторические настенные карты. Атласы. Иллюстративные материалы (альбомы, комплек ты открыток и др.) | Д К Ф | Например, репродукции картин | |||
Технические средства обучения | |||||
Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Проигрыватель. Персональный компьютер. | Д Д Д | Размер не менее 1 50 х 50 см | |||
Экранно-звуковые пособия | |||||
Видеофильмы по предмету (в том числе в циф ровой форме). | Д Д | Например, могут быть ис пользованы фрагменты му зыкальных произведений, за писи голосов птиц и др. | |||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||||
Термометры для измерения температуры возду ха, воды. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп. | К Д К Д Д | ||||
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом со держания обучения). | . | ||||
Натуральные объекты | |||||
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения.) | Ф/П Ф/П Ф/П Д | С учётом местных особен ностей и условий школы | |||
Игры и игрушки | |||||
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путеше ствия и пр.). Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, мага зин и др.). Наборы карандашей, красок, альбомов для ри сования | П П К | ||||
Оборудование класса | |||||
Ученические столы двухместные с комп лектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстратив ного материала. Подставки для книг, держатели для карт и т. п. | Ф Д Д Д Д | В соответствии с санитар но-гигиеническими нормами |
Список литературы
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»- М.: Вентана – Граф, 2009. – 176с.
Беседы с учителем : методика обучения: 2 класс /Под редакцией Л.Е. Жу –
ровой. – М. : Вентана – Граф, 2005. – 384с.
Приложение.
Тест за 1 четверть
1.Вокруг чего вращаются все планеты Солнечной системы?
вокруг Луны
вокруг Солнца
вокруг Земли
2.Какой город является столицей России?
Санкт-Петербург
Москва
Новгород
3.К чему относится то, что сделано человеком?
к живой природе
к неживой природе
не относится к природе
4.Что должен делать человек в природе?
разорять птичьи гнёзда
выжигать траву
лечить раненых животных
5.Найди группу, в которой указаны правильные признаки живых существ.
дышат, питаются, двигаются
растут, приносят потомство, умирают
дышат, растут, общаются друг с другом
6.Закончи определение: «Явления природы – это …»
снег, дождь, град, иней
изменения, происходящие вокруг нас
все изменения, происходящие в природе
7.В какое время года можно наблюдать листопад?
осенью
весной
летом
8.Как называется прибор для измерения температуры?
градусник
барометр
термометр
9.Какая температура показывает границу между градусами тепла и холода?
10
100
0
10.Закончи определение: «Погода – это …»
то, что сообщают по радио и телевидению
то, что мы видим на улице
сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра
11. Сколько созвездий в зодиаке?
10 созвездий
12 созвездий
20 созвездий
12.Найди минерал, который не входит в состав гранита.
полевой шпат
кварц
графит
Тест за 2 четверть
1.К живой природе относятся:
вода
растения
камень
2.Источник света и тепла для живых существ:
Луна
звёзды
Солнце
3.Все изменения, происходящие в природе, называются:
явления погоды
явления природы
сезонными явлениями
4.Крыжовник относится:
к деревьям
к кустарникам
к травам
5.Шесть ножек являются признаком:
насекомых
рыб
зверей
6.Слово «экономика» означает:
промышленность
деньги
хозяйство
7.Сельское хозяйство занимается:
строительством домов
производством одежды, обуви, посуды
выращиванием культурных растений и домашних животных
8.К воздушному транспорту относятся:
теплоход
самолёт
легковой автомобиль
9.Признаками зимы являются:
листопад
снегопад
дожди
10.К учреждениям культуры относятся:
музей
ферма
завод
Тест за 3 четверть.
Выбери правильные ответы и отметь их знаком «+».
- К царствам живой природы относятся:
__ грибы ___ бактерии
___ рыбы ___ растения ___ животные
- К съедобным грибам относится:
___ мухомор ___ шампиньон ___ бледная поганка
3. Животные – живые существа, потому что они:
___ двигаются ___ дышат
___ спят ___ размножаются
___ питаются
- К зверям относится:
___ крокодил ___ белка ___ бабочка
- Ящерица, змея, уж – это:
___ рыбы ___ звери ___ пресмыкающиеся
- Молоком выкармливают детёнышей:
___ рыбы ___ пресмыкающиеся
___ птицы ___ звери
- К насекомым относятся:
___ паук ___ муха
___ креветка ___ жаба
- Что необходимо для прорастания семян?
___ почва
___ тепло, вода, воздух
___ свет
- К травам относятся:
___ смородина ___ подорожник ___ клевер
- Подорожник, календула, зверобой – это растения:
___ редкие ___ лекарственные ___ исчезнувшие
- К кустарникам относятся:
___ шиповник ___ орешник ___ осина
- К хвойным растениям относится:
___ мак ___ берёза ___ лиственница
- Дерево отличается от кустарника тем, что у него:
___ корень ___ несколько стволиков
___ ствол ___ высота больше
- К лесным птицам относятся:
___ дятел ___ сойка
___ утка ___ козодой
Итоговый тест. 2 класс
Задание 1. Найди лишнее слово и подчеркни его:
Пчела, муравей, жаба, комар. Медведь, крокодил, лиса, волк. Сосна, тополь, лиственница, можжевельник. Музей, завод, цирк, театр. Стриж, ласточка, страус, дятел. | Каменщик, плотник, портной, маляр. Курица, утка, скворец, индюк. Ягненок, лисенок, теленок, жеребенок. Черный, яркий, теплый, большой. Вода, лед, бензин, водяной пар. |
Задание 2. Напиши названия:
весенних месяцев _______________________________
двух растений, из которых делают ткани ___________
трех комнатных растений ________________________
четырех планет _________________________________
нашей страны ____________________________
Задание 3. Подчеркни названия:
домашних птиц:
курица, журавль, лебедь, утка, ворона, индюк, голубь
зимующих в наших местах птиц:
воробей, грач, синица, лебедь, ласточка, цапля
лекарственных растений:
дурман, герань луговая, алоэ, наперстянка, шиповник, подорожник, белена, лапчатка гусиная, зверобой
травянистых растений:
колеус, фасоль, ясень, сирень, подсолнечник, ива, ольха, белена, дуб, хлорофитум, клен, ландыш, лиственница
Задание 4. Вставь пропущенные цифры и слова:
1 век = _____ лет …………………………………………….
1 час = ________ минут.
Суббота – _______________________ – понедельник.
Ноябрь – _____________________________ – январь.
Икра – ________________________ – взрослая рыба.
Задание 5. Запиши температуру:
цифрами «Двадцать градусов тепла» ___________________________________________;
словами «–4о» ________________________________________
Задание 6. Найди в книгах.
Какую длину тела имеет майский жук?
Ответ: ________________________
Что означает название растения «Астильба», которое выращивают в садовых цветниках?
Ответ: ________________________
Бывают ли ядовитые сыроежки?
Ответ: ________________________
Задание 6. Нарисуй родословную семьи.
У девочки Ани есть брат Денис, их родителей зовут Татьяна Сергеевна и Алексей Петрович.
У Татьяны Сергеевны есть сестра Наталья Сергеевна, а их родителей зовут Сергей Васильевич и Ирина Федоровна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. ...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века")
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 68 часов....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по оркужающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс перспективная начальная школа
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения в 1 классе, список литературы...
рабочая программа по окружающему миры 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), ...