Рабочая программа по окружающему миру. Программа Н.Ф.Виноградовой, 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы Н. Ф. Виноградовой Окружающий мир Класс:1–М: Вентана-Граф, 2011,
Цели и задачи курса
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
- Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
- Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
- уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том числе в дошкольном детстве;
- необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
- зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
- преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
Особенности содержательных линий
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс)
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Ты — первоклассник»,, «Мы м вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс). Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного
учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох:
«Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».
К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
- ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе- 66ч (2 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2.3,4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе)
Результаты изучения учебного предмета
Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли
России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Содержание курса
Название раздела (темы) | Программное содержание | Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) |
1 класс | ||
Введение. Этот удивительный мир | Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира | Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради |
Мы — школьники | Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе | Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится». Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек». Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок» |
Родная природа | Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы |
Семья | Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье | Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста |
Труд людей | Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос | Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса» |
Наша страна — Россия. Родной край | Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России | Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города». Игра с пазлами «Знаки дорожного движения». Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы |
Твоё здоровье | Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться | Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение» |
Я и другие люди | Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества | Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год |
Поурочное планирование по окружающему миру
Классы 1
Учитель Борисова Ирина Валерьевна
Количество часов
Всего 66 часов; в неделю 2 часа.
Комплексная контрольная работа: 1
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата урока |
1. | Природа вокруг нас Нас окружает удивительный мир | 1 | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | |
2. | Я – школьник Давай познакомимся | 1 | Познакомиться с учителем и одноклассниками. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | |
3. | Я – школьник Мы – школьники | 1 | Познакомиться с правилами поведения в школе. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе. | |
4. | Я – школьник Правила поведения в школе | 1 | Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их. | |
5. | Времена года Сентябрь – первый месяц осени. | 1 | Пересказывать и понимать тексты о природе. Характеризовать признаки времен года Группировать (классифицировать) овощи и фрукты по отличительным признакам. | |
6. | Природа неживая и живая Что нам осень подарила | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Характеризовать признаки времён года. Исследовать дары осени | |
7. | Природа неживая и живая Грибная пора | 1 | Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). | |
8. | Моя Родина Семья. Взаимоотношения в семье. | 1 | Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность). Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. | |
9. | Родной край – частица Родины О маме | 1 | Поддерживать семейные традиции. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. | |
10 | Родной край – частица Родины Любимые занятия. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Подготовить рассказ о своих любимых занятиях | |
11 | Моя Родина Воскресный день. | 1 | Приводить примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Работать с текстом и иллюстрациями учебника. | |
12 | Значение труда для человека и общества Как из зерна получилась булка | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Рассуждать о профессиях, связанных с сельским хозяйством. Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов труда | |
13 | Природа вокруг нас Человек и домашние животные | 1 | Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие. Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности). | |
14 | Времена года Октябрь уж наступил | 1 | Описывать сезонные изменения в природе. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |
15 | Природа неживая и живая Явления природы. | 1 | Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. | |
16 | Моя Родина Где ты живешь. Памятные места города | 1 | Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях города. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | |
17 | Правила безопасной жизнедеятельности Правила поведения на дорогах. Беседа по | 1 | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | |
18 | Значение труда для человека и общества Ты и вещи | 1 | Уметь ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами; убирать учебное место после занятий. | |
19 | Значение труда для человека и общества Кто работает ночью | 1 | Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | |
20 | Тело человека Что такое здоровье | 1 | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | |
21 | Тело человека Твои помощники – органы чувств | 1 | Характеризовать основные функции органов чувств Анализировать основные правила здорового образа жизни. | |
22 | Правила безопасной жизнедеятельности Правила гигиены | 1 | Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. | |
23 | Я – школьник О режиме дня | 1 | Оценивать, в какой мере выполняется режим дня. Работать в группах по составлению режима дня Определять время по часам с точностью до часа. Оценивать, в какой мере выполняется режим дня. | |
24 | Я – школьник О времени и часах | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Ориентироваться по часам . | ||
25 | Правила безопасной жизнедеятельности Урок в спортивном зале | 1 | Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Развивать ловкость, быстроту. Моделировать и оценивать правила поведения в спортивном зале | |
26 | Времена года Ноябрь – зиме родной брат. | 1 | Характеризовать признаки времен года. Описывать сезонные изменения в природе. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |
27 | Времена года Дикие животные | 1 | Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |
28 | Природа вокруг нас Звери - млекопитающие | 1 | Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | |
29 | Времена года Что мы знаем о птицах | 1 | Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |
30 | Родной край – частица Родины Родной край | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион. | |
31 | Моя Родина Дом, в котором ты живешь | 1 | Уметь называть основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности. | |
32 | Значение труда для человека и общества Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей. | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов труда Моделировать профессиональные ситуации | |
33 | Времена года В декабре, в декабре все деревья в серебре. | 1 | Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводить групповые наблюдения. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |
34 | Природа неживая и живая Какая бывает вода | 1 | Характеризовать свойства воды. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды. | |
35 | Человек – член общества О дружбе. Как нужно относиться к друзьям. | 1 | Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном. | |
36 | Человек – член общества Идем в гости | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Моделировать ситуацию похода в гости. Различать формы поведения в гостях | |
37 | Моя Родина С Новым годом! | 1 | Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. | |
38 | Времена года Январь – году начало, зиме середина | 1 | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Пересказывать и понимать тексты о природе. | |
39 | Природа вокруг нас Хвойные деревья. Названия, внешний вид. | 1 | Характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям). Делать выводы. | |
40 | Природа вокруг нас Жизнь птиц. | 1 | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности). Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | |
41 | Наша Родина – Россия, Российская Федерация Наша страна – Россия | 1 | Уважать, узнавать и описывать государственные символы. Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России. Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ. | |
42 | Природа неживая и живая Богата природа России | 1 | Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | |
43 | Наша Родина – Россия, Российская Федерация Мы – граждане России | 1 | Уважать и описывать обычаи народов России. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. | |
44 | Наша Родина – Россия, Российская Федерация Народная сказка | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Анализировать литературные сказки, различать авторские от народных. | |
45 | Времена года Февраль – месяц метелей и вьюг | 1 | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Описывать сезонные изменения в природе. | |
46 | Природа вокруг нас Звери – млекопитающие | 1 | Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. | |
47 | Природа вокруг нас Наш уголок природы | 1 | Анализировать влияние современного человека на природу, Оценивать примеры зависимости благополучия жизни от состояния природы. Моделировать ситуацию ухода за домашними животными. | |
48 | Наша Родина – Россия, Российская Федерация Мы – граждане России | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Отвечать на итоговый вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
49 | Человек – член общества О правилах поведения | 1 | Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. | |
50 | Моя Родина 8 Марта – праздник всех женщин | 1 | Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. | |
51 | Времена года Март - капельник | 1 | Характеризовать признаки времен года. Проводить групповые наблюдения. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |
52 | Правила безопасной жизнедеятельности Здоровая пища. Режим питания. | 1 | Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. | |
54 | Я – школьник Какое бывает настроение | 1 | Чувства и эмоции. Учимся владеть собой. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. | |
55 | Времена года Апрель – водолей. | 1 | Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |
56 | Природа неживая и живая Весенние работы | 1 | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Выращивание растения в группе (из семя, листа). | |
57 | Значение труда для человека и общества Кто работает на транспорте | 1 | Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. Знать профессии людей, связанных с транспортом | |
58 | Моя Родина День космонавтики | 1 | Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. | |
59 | Времена года Май весну завершает, лето начинает. | 1 | Характеризовать признаки времен года. Описывать сезонные изменения в природе. | |
60 | Природа вокруг нас Жизнь земноводных весной | 1 | Характеризовать способы развития земноводных (на примере лягушек). Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (на реке и озере). | |
61 | Человек – часть природы Животное – живое существо | 1 | Анализировать влияние современного человека на природу. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | |
62 | Времена года Скоро лето | 1 | Характеризовать признаки времен года. Пересказывать и понимать тексты о природе. | |
63 | Времена года Скоро лето | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Анализировать изменения в природе весной. | |
64 | Правила безопасной жизнедеятельности Ты - пешеход | 1 | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | |
65 | Правила безопасной жизнедеятельности Ты - пешеход | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил дорожного движения | |
66 | Я – школьник Урок-экзамен | 1 | Самоконтроль и самооценка | |
Итого | 66 ч |
Учебно – методическое обеспечение
Литература:
Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.- 192с. – (Начальная школа XXI века).
Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 кл.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Цифровые образовательные ресурсы:
Современная мультимедиа – энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия
(2 CD), ООО «Кирилл и Мефодий».
Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск».
Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )
Электронное учебное пособие
Оборудование:
- Учебные столы.
- Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
- Экран.
Дидактические материалы:
- Таблицы ( «Времена года.», «Дикие животные», «Домашние животные»).
- Модель часов.
- Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии».
- Фотографии и иллюстрации.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
- Воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
- Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
- Ориентироваться в основных помещениях школы, их месторасположении;
- Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
- Различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
- Определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;
- Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- Сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научиться:
- Анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
- Различать основные нравственно-этические понятия;
- Рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
- Участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" (2-3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ"...
рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 век" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 век" 1 класс с учетом ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»....
Рабочая программа по окружающему миру по программе ПНШ 1 класс ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального базисного учебного плана....
Рабочая программа по Окружающему миру, программа Начальная школа 21 века, 1 класс
Рабочая программа по Окружающему миру, программа Начальная школа 21 века, 1 класс...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по окружающему миру 3 класс для 2 класса
Календарно-темаическое планирование разработана на основе ФГОС начального общего образования. Изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии начального образования...