Рабочая программа по окружающему миру. Программа Н.Ф.Виноградовой, 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Борисова Ирина Валерьевна

Рабочая программа соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:  Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального  общего образования по окружающему миру и авторской  программы  Н. Ф. Виноградовой Окружающий мир Класс:1–М: Вентана-Граф, 2011,  

Цели и задачи курса

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста  знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также  последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
  4. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
  5. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

  1. уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том числе в дошкольном детстве;
  2. необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
  3. зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
  4. преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

Особенности содержательных линий

  1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс)

  1. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник»,, «Мы м вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).

  1. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
  2. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
  3. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс). Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного

учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох:

«Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».

К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  2. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  3. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  4. Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  5. Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  6. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  7. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  8. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  9. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  10. Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  11. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  12. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  13. ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.
  14. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место учебного предмета в учебном плане

 Согласно  базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе- 66ч (2 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2.3,4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе)

Результаты изучения учебного предмета  

Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  1. готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  2. достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  1. личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  1. воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  2. понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  3. формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  1. осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  2. обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  1. овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  2. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  3. расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  1. интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  2. регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  3. коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Содержание курса

Название раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

1 класс

Введение. Этот удивительный мир

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради

Мы — школьники

Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе

Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».

Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек».

Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»

Родная природа

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери  в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы

Семья

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

Труд людей

Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос

Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»

Наша страна — Россия.

Родной край

Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России

Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города».

Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».

Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы

Твоё здоровье

Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»

Я и другие люди

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества

Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год

Поурочное  планирование по  окружающему миру

Классы         1

Учитель        Борисова Ирина Валерьевна

Количество часов

Всего 66 часов; в неделю 2 часа.

Комплексная контрольная работа: 1

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата урока

1.

Природа вокруг нас

Нас окружает удивительный мир

1

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

2.

Я – школьник

Давай познакомимся

1

Познакомиться с учителем и одноклассниками. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

3.

Я – школьник

Мы – школьники

1

Познакомиться с правилами поведения в школе. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе.

4.

Я – школьник

Правила поведения в школе

1

Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их.

5.

Времена года

Сентябрь – первый месяц осени.

1

Пересказывать и понимать тексты о природе. Характеризовать признаки времен года

Группировать (классифицировать) овощи и фрукты по отличительным признакам.





6.

Природа неживая и живая

Что нам осень подарила

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Характеризовать признаки времён года.

Исследовать дары осени

7.

Природа неживая и живая

Грибная пора

1

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

8.

Моя Родина

Семья. Взаимоотношения в семье.

1

Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность).

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

9.

Родной край – частица Родины

О маме

1

Поддерживать семейные традиции.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

10

Родной край – частица Родины

Любимые занятия.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Подготовить рассказ о своих любимых занятиях

11

Моя Родина

Воскресный день.




1

Приводить примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.


Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

12

Значение труда для человека и общества

Как из зерна получилась булка

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Рассуждать о профессиях, связанных с сельским хозяйством.

Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов труда

13

Природа вокруг нас

Человек и домашние животные

1

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие.

Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).

14

Времена года

Октябрь уж наступил

1

Описывать сезонные изменения в природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

15

Природа неживая и живая

Явления природы.

1

Сравнивать и  различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.


16

Моя Родина

Где ты живешь. Памятные места города

1

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях города.

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

17

Правила безопасной жизнедеятельности

Правила поведения на дорогах. Беседа по
вопросам

1

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге.

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

18

Значение труда для человека и общества

Ты и вещи

1

Уметь ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами; убирать учебное место после занятий.

19

Значение труда для человека и общества

Кто работает ночью

1

Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

20

Тело человека

Что такое здоровье

1

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

21

Тело человека

Твои помощники – органы чувств

1

Характеризовать основные функции органов чувств Анализировать основные правила здорового образа жизни.

22

Правила безопасной жизнедеятельности

Правила гигиены

1

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

23



Я – школьник

О режиме дня

1

Оценивать, в какой мере выполняется режим дня.

Работать в группах по составлению режима дня

Определять время по часам с точностью до часа. Оценивать, в какой мере выполняется режим дня.

24

Я – школьник

О времени и часах

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Ориентироваться  по часам .

25

Правила безопасной жизнедеятельности

Урок в спортивном зале

1

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Развивать ловкость, быстроту.

Моделировать и оценивать правила поведения в спортивном зале

26

Времена года

Ноябрь – зиме родной брат.

1

Характеризовать признаки времен года.

Описывать сезонные изменения в природе.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

27

Времена года

Дикие животные

1

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

28

Природа вокруг нас

Звери - млекопитающие

1

Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.

Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

29

Времена года

Что мы знаем о птицах

1

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

30

Родной край – частица Родины

Родной край

1

Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион.

31

Моя Родина

Дом, в котором ты живешь

1

Уметь  называть основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности.

32

Значение труда для человека и общества

Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов труда

Моделировать профессиональные ситуации

33

Времена года

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

1

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводить групповые наблюдения.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

34

Природа неживая и живая

Какая бывает вода

1

Характеризовать свойства воды.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды.

35

Человек – член общества

О дружбе. Как нужно относиться к друзьям.

1

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном.


36

Человек – член общества

Идем в гости

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Моделировать ситуацию похода в гости.

Различать формы поведения в гостях

37

Моя Родина

С Новым годом!

1

 Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

38

Времена года

Январь – году начало, зиме середина

1

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Пересказывать и понимать тексты о природе.

39

Природа вокруг нас

Хвойные деревья. Названия, внешний вид.

1

Характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям). Делать выводы.

40

Природа вокруг нас

Жизнь птиц.

1

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности). Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.


41

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Наша страна – Россия

1

Уважать, узнавать и описывать государственные символы.

Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России.

Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ.

42

Природа неживая и живая

Богата природа России




1

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

43

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Мы – граждане России

1

Уважать и описывать обычаи народов России.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

44

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Народная сказка

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Анализировать литературные сказки, различать авторские от народных.

45

Времена года

Февраль – месяц метелей и вьюг

1

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Описывать сезонные изменения в природе.

46

Природа вокруг нас

Звери – млекопитающие

1

Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.

47

Природа вокруг нас

Наш уголок природы

1

Анализировать влияние современного человека на природу,

Оценивать примеры зависимости благополучия жизни от состояния природы.

Моделировать ситуацию ухода за домашними животными.

48

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Мы – граждане России

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

Отвечать на итоговый вопросы и оценивать свои достижения на уроке

49

Человек – член общества

О правилах поведения

1

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

50

Моя Родина

8 Марта – праздник всех женщин

1

Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

51

Времена года

Март - капельник

1

Характеризовать признаки времен года. Проводить групповые наблюдения.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

52

Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровая пища. Режим питания.

1

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

54

Я – школьник

Какое бывает настроение

1

Чувства и эмоции. Учимся владеть собой.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

55

Времена года

Апрель – водолей.

1

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе.

56

Природа неживая и живая

Весенние работы

1

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Выращивание растения в группе (из семя, листа).

57

Значение труда для человека и общества


Кто работает на транспорте

1

Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

Знать профессии людей, связанных с транспортом

58

Моя Родина

День космонавтики

1

Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

59

Времена года

Май весну завершает, лето начинает.

1

Характеризовать признаки времен года.

Описывать сезонные изменения в природе.

60

Природа вокруг нас

Жизнь земноводных весной

1

Характеризовать способы развития земноводных (на примере лягушек).

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (на реке и озере).

61

Человек – часть природы

Животное – живое существо

1

Анализировать влияние современного человека на природу.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

62

Времена года

Скоро лето

1

Характеризовать признаки времен года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

63

Времена года

Скоро лето

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Анализировать  изменения в природе весной.

64

Правила безопасной жизнедеятельности

Ты - пешеход

1

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге.

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

65

   Правила безопасной жизнедеятельности

  Ты - пешеход                      

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил  дорожного движения

66

Я – школьник

Урок-экзамен


1

Самоконтроль и самооценка

Итого

66 ч

Учебно – методическое обеспечение

Литература:

Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.- 192с. – (Начальная школа XXI века).

Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.

Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 кл.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Цифровые образовательные ресурсы:

Современная мультимедиа – энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия

(2 CD), ООО «Кирилл и Мефодий».

Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск».

Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )

Электронное учебное пособие

Оборудование:

  1. Учебные столы.
  2. Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Компьютер.
  5. Экран.

 Дидактические материалы:

  1. Таблицы ( «Времена года.», «Дикие животные», «Домашние животные»).
  2. Модель часов.
  3. Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии».
  4. Фотографии и иллюстрации.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:

  1. Воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
  2. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
  3. Ориентироваться в основных помещениях школы, их месторасположении;
  4. Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
  5. Различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
  6. Определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;
  7. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  8. Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
  9. Сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научиться:

  1. Анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
  2. Различать основные нравственно-этические понятия;
  3. Рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
  4. Участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" (2-3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ"...

рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 век" 1 класс

рабочая  программа по окружающему миру "Школа 21 век" 1 класс  с учетом ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»....

Рабочая программа по окружающему миру по программе ПНШ 1 класс ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального базисного учебного плана....

Рабочая программа по Окружающему миру, программа Начальная школа 21 века, 1 класс

Рабочая программа по Окружающему миру, программа Начальная школа 21 века, 1 класс...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по окружающему миру 3 класс для 2 класса

Календарно-темаическое планирование разработана на основе ФГОС начального общего образования. Изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии начального образования...