рабочая программ по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая прграмма по окружающему мира по программе Перспективная начальная школа для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_okr_mir_programma_moya_rabochaya.docx | 73.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор МОУСОШ№3
протокол №___ от_______
_____________________ _____________________ ____________________
«_____»_______________ «______»_____________ «______»___________
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 «В» класса
учителя Мансуровой Юлии Петровны
Принята на
педагогическом совете
протокол №_____от____________
2012-2013 учебный
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой (УМК «Перспективная начальная школа»).
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. В программе представлены три содержательных блока: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Предмет «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных коммуникативных, регулятивных).
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:
-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации);
-последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
-изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
-воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
-охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучении свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе: практических -15 работ, проверочных работ – 11, экскурсий –5.
Количество часов в 1 триместре - 20 часов.
Количество часов во 2 триместре – 21часов.
Количество часов в 3 триместре - 27часов
Программу обеспечивают:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир: тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
- характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения;
- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
- определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
- сравнивать и различать формы земной поверхности;
- моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;
- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоемы»;
- называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, озеро, пруд, болото);
- находить на географической карте разные водоемы и определять их название;
- характеризовать формы земной поверхности;
- ориентироваться на местности при помощи компаса;
-приводить примеры веществ;
- сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
- исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;
- исследовать в группах свойства воздуха;
- сравнивать свойства воды и воздуха;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии и других дополнительных источников;
- характеризовать круговорот воды в природе;
- исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
- различать изученные полезные ископаемые;
- характеризовать природные сообщества;
- опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;
- определить характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния человека на природу;
-помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в поле;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;
- извлекать необходимую информацию из книг и других источников;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
- обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
- выполнять правила безопасного поведения в лесу.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
- описывать достопримечательности Московского Кремля;
- различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами;
- находить место изучаемого события на ленте времени;
- находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;
- искать необходимую информацию из книг и других источников;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей;
- находить на ленте времени место изученного исторического события;
- проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы;
-использовать дополнительные источники информации.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
- понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
- понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования
своего самочувствия при простуде;
- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время
купания летом, при переправе через водные пространства;
- соблюдать правила безопасности в гололед;
- сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение.
- Содержание программы учебного курса
Человек и природа (52ч)
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус_ модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океан на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины и на территории России (Юго-Восточная и Западно -Сибирская). Особенности поверхности и родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещества, тела, частицы. Вещество- это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы)- человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др. ) искусственные тела- предметы. Молекулы и атомы- мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль. Природный газ и др. твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды- твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком , твердом и газообразном состояниях. Вода- растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.
Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.
Круговорот воды в природе.
Воздух- это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха- ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определение направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».
Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото- единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.
Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек- защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер- шмели- мыши-кошки). Природные сообщества родного края (два- три примера). Посильное участие в охране природы родного края.
Человек и общество (12ч)
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья Конституции российской Федерации : гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль)- весна (март, апрель, май)- лето (июнь, июль, август)- осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век- отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век- деревянный, XIV век- белокаменный, XV век- из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей- основателей городов (Ярослав Мудрый- Ярославль, Юрий Долгорукий- Кострома, Переславль- Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI -XVII вв., Троице- Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде- XIV в., музей «Ботик» в Переславле- Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме- XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире- XII в.).
Город Санкт- Петербург. План –карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). строительство города. Санкт- Петербург- морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.
Правила безопасного поведения (4ч)
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.
Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.
Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде ( учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).
Быстрая помощь человеку на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).
Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.
Учебно-тематический план
Дата | № урока | Тема (раздел) | Материал учебника | Планируемые результаты обучения | Электронное обеспечение | Домашнее задание | ||||||||||
освоение предметных знаний (базовые понятия) | универсальные учебные действия | |||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||
I триместр(20ч) | ||||||||||||||||
4.09 | Наш мир знакомый и загадочный | ч.1: с.5-6 | Ознакомление с учебником, тетрадью | смыслообразование и самоопределение | ч.1: с.5-6 | |||||||||||
7.09 | Изображение Земли на глобусе и карте Глобус - модель земного шара | ч.1: с.7-11; Т1: с.2, Х.с.7-11 | Модель Земли – глобус. Понятия «меридиан», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор». Работа с глобусом: меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария. | Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (глобус) для наблюдений, выявления признаков и свойств объектов. | Презентация «Глобус-модель земного шара» | ч.1: с.7-11 | ||||||||||
11.09 | Материки и океаны на глобусе | ч.1: с.12-14 Т1: с. 3-4, Х.с. 12-15 | Термины «океан», «материк». Работа с глобусом: океаны, материки. | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (глобус) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | ч.1: с.12-14 | |||||||||||
14.09 | Формы поверхности Земли Проверочная работа по разделу: «Изображение Земли на глобусе» | ч.1: с.15-18 Т1: с. 5, Х.с. 16 | Глобус как источник информации. Формы поверхности – равнины, горы. | Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | Викторина о глобусе | ч.1: с.15-18 | ||||||||||
18.09 | О чем рассказала географическая карта Географическая карта | ч.1: с.19-24 Т1: с. 6-7, Х.с.17-18 | Разнообразие карт (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.). Умение работать с картой. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | ч.1: с.19-24 | |||||||||||
21.09 | Учимся читать карту | ч.1: с.25-27 Т1: с. 8-9, Х.с.19-24 | Карта полушарий. Формирование умения находить и показывать на карте физические объекты | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | Презентация «Учимся пользоваться картой» | ч.1: с.25-27 | ||||||||||
25.09 | План местности | ч.1: с.28-30 Т1: с.10, | Понятие «план местности». | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, план, план-карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | ч.1: с.28-30 | |||||||||||
28.09 | Холмы и овраги | ч.1: с.31-34 Т1: с.11-12, Х.с. 25-27 | Способы изображения земной поверхности. Понятия «холмы», «овраги». | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания. | ч.1: с.31-34 | |||||||||||
2.10 | Урок-экскурсия «Основные формы поверхности родного края» | Знакомство с основными формами поверхности родного края. | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. | ч.1: с.31-34 | ||||||||||||
5.10 | Стороны горизонта | ч.1: с.35-37 Т1: с.13-15 | Горизонт. Линия горизонта. Определение сторон горизонта на местности с помощью солнца. | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. | Слайды «Горизонт» | |||||||||||
16.10 | Урок-экскурсия: Ориентирование на местности. Компас | ч.1: с.38-43 Т1: с.16-17, Х.с.28-32 | Определение сторон горизонта на местности по различным признакам природы. Устройство компаса. Определение сторон горизонта с помощью компаса. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков. Проводить несложные наблюдения, используя простейшие измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. | ч.1: с.38-43 | |||||||||||
19.10 | Урок-соревнование Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности /ГШО/ Проверочная работа по разделу: «О чём рассказала карта» | ч.1: с.42 | Закрепление знаний по основным вопросам изученных тем. Формирование практических умений. | Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион, главный город своего региона, сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией и др. | Кроссворд на тему «Глобус и карта» | ч.1: с.42 | ||||||||||
23.10 | Из чего все на свете Тела, вещества, частицы | ч.1: с.43-48 Т1: с.18-20, Х.с.33-34 | Тела, вещества, частицы | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | ч.1: с.43-48 | |||||||||||
26.10 | Твердые вещества, жидкости и газы | ч.1: с.49-52 Т1: с.21, Х.с.35 | Тела, вещества, частицы (молекулы) | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. | Презентация «Твердые вещества, жидкости, газы» | ч.1: с.49-52 | ||||||||||
30.10 | Вода – необыкновенное вещество /ГШО/ Проверочная работа по разделу: «Вещества» | ч.1: с.53-56 Т1: с.22 Х.с. 36-40 | Свойства воды. Три состояния воды | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. | ч.1: с.53-56 | |||||||||||
2.11 | Вода и ее свойства Первое заседание клуба Свойства воды в жидком состоянии | ч.1: с.57-62 Т1: с.23, Х.с.41-46 | Свойства воды при нагревании и охлаждении. проведение опытов и фиксация их результатов. | Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | Слайды «Свойства воды» | ч.1: с.57-62 | ||||||||||
6.11 | Термометр и его устройство | ч.1: с.63-67 Т1: с.24-25 | Устройство термометра. Использование термометра. | Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | ч.1: с.63-67 | |||||||||||
9.11 | Второе заседание клуба Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда) | ч.1: с.68-71 Т1: с.26 | Свойства льда | Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | ч.1: с.68-71 | |||||||||||
13.11 | Свойства воды в газообразном состоянии /ГШО/ Проверочная работа по разделу: «Вода и её свойства» | ч.1: с.72-75 Т1: с.27 | Три состояния воды. Свойства водяного пара | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | ч.1: с.72-75 | |||||||||||
16.11 | Чудесные превращения воды в природе Круговорот воды в природе | ч.1: с.76-80 Т1: с.28, Х.с. 47-60 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. | Презентация «Круговорот воды в природе» | ч.1: с.76-80 | ||||||||||
2 триместр ( 21 час ) | ||||||||||||||||
27.11 | Туман и облака | ч.1: с.81-84 Т1: с.29 | Превращения воды в природе (туман, облака). Виды облаков. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. | ч.1: с.81-84 | |||||||||||
30.11 | Осадки | ч.1: с.81-84 Т1: с.29 | Осадки, выпадающие из облаков (дождь, снег, град). Осадки, выделяющиеся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморось) | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. | ч.1: с.81-84 | |||||||||||
4.12 | Третье заседание клуба Вода – растворитель | ч.1: с.85-87 Т1: с.30 | Вода как растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. | Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | ч.1: с.85-87 | |||||||||||
7.12 | Растворы в природе | ч.1: с.88-90 Т1: с.31-33 | Вода как растворитель. Значение природных растворов. | Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. | ч.1: с.88-90 | |||||||||||
11.12 | Почему воду надо беречь? /ГШО/ Проверочная работа по разделу: «Круговорот воды в природе | ч.1: с.91-95 Т1: с.34-35 | Значение воды в жизни человека. Способы очистки воды. | Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. | ч.1: с.91-95 | |||||||||||
14.12 | Воздух и его свойства Океан, которого нет на карте и глобусе | ч.1: с.96-99 Т1: с.36, Х.с. 61-68 | Атмосфера – воздушный океан Земли. | Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. | ч.1: с.96-99 | |||||||||||
18.12 | Воздух – это смесь газов | ч.1: с.100-102 Т1: с.37-38 | Воздух – смесь газов. Свойства кислорода и углекислого газа. | Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | Презентация «Воздух и его свойства» | ч.1: с.100-102 | ||||||||||
21.12 | Четвертое заседание клуба Свойства воздуха /ГШО/ Проверочная работа по разделу: «Воздух и его свойства» | ч.1: с.103-110 Т1: с.39-40 | Проведение опытов: воздух занимает пространство; воздух можно сжать; воздух можно взвесить; свойства воздуха при охлаждении и нагревании. | Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. | ч.1: с.103-108 | |||||||||||
25.12 | ч.1: с.109-110 | |||||||||||||||
28.12 | Движение воздуха Температура воздуха | ч.1: с.111-114 Т1: с.41, Х.с. 69-76 | Почему земная поверхность нагревается неодинаково. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. | Проводить несложные наблюдения, используя измерительные приборы, делать выводы на основании полученных результатов. | ч.1: с.111-114 | |||||||||||
9.01 | Ветер | ч.1: с.115-119 Т1: с.42 | Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли. Созидательная и разрушительная работа ветра. Приборы: флюгер и анемометр. | Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. | ч.1: с.115-119 | |||||||||||
11.01 | Что такое погода? | ч.1: с.120-122 Т1: с.43-33 | Понятие о погоде. Наблюдение за погодой, фиксация их в дневнике наблюдений. | Использовать готовые модели (глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков. | Викторина «У природы нет плохой погоды» | ч.1: с.120-122 | ||||||||||
15.01 | Заключительный урок по теме: «Вода и воздух» /ГШО/ Проверочная работа по разделу: «Движение воздуха» | ч.1: с.123-124 | Повторение и закрепление знаний о воде, воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека. | Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | ч.1: с.123-124 | |||||||||||
18.01 | Тайны недр земли Горные породы | ч.2: с.5-8 Т2: с.2-3, Х.с. 77-84 | Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. | Презентация «Горные породы» | ч.2: с.5-8 | ||||||||||
22.01 | Разрушение горных пород | ч.2: с.9-11 Т2: с.2-3 | Образование осадочных горных пород. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. | ч.2: с.9-11 | |||||||||||
25.01 | Что такое минералы? | ч.2: с.12-15 Т2: с.4 | Минералы как составная часть горных пород. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | ч.2: с.12-15 | |||||||||||
29.01 | Полезные ископаемые | ч.2: с.16-21 Т2: с.5 | Понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «руда», «сплавы». Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | Слайды «Полезные ископаемые нашего края» | ч.2: с.16-21 | ||||||||||
1.02 | Пятое заседание клуба Свойства полезных ископаемых | ч.2: с.22-25 Т2: с.6-7 | Выявление (с помощью опытов) свойств известняка, мрамора, песка, глины. | Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать готовые модели (условные знаки, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | ч.2: с.22-25 | |||||||||||
5.02 | Почему надо беречь полезные ископаемые Проверочная работа по разделу: «Тайны недр Земли» | ч.2: с.26-30 Т2: с.8-9 | Необходимость охраны полезных ископаемых. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека. | ч.2: с.26-30 | |||||||||||
8.02 | Почва Как образуется почва | ч.2: с.31-34 Т2: с.10-11 | Почва как единство живой и неживой природы. Цепи питания. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | Презентация «Почва – единый живой организм» | ч.2: с.31-34 | ||||||||||
12.02 | Шестое заседание клуба Почва и её состав | ч.2: с.35-38 Т2: с.12-14 | Состав почвы | Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. | ч.2: с.35-38 | |||||||||||
3 триместр ( 27 часов) | ||||||||||||||||
15.02 | Экскурсия «Исследование почвы родного края | Определение примерного состава почвы. | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. | Ч.2 с.31-38 | ||||||||||||
26.02 | Седьмое заседание клуба Зачем и как люди заботятся о почве Проверочная работа по разделу: «Почва» | ч.2: с.39-42 Т2: с.15 | Мероприятия по охране почв в родном крае. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека. | ч.2: с.39-42 | |||||||||||
1.03 | Природные сообщества Лес и его обитатели | ч.2: с.43-49 Т2: с.16-17, Х.с.85-96 | Многообразие растительного и животного мира леса, возможность их совместного обитания. Лес как природное сообщество. Цепи питания. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | Слайды «Лес и его обитатели» | ч.2: с.43-49 | ||||||||||
5.03 | Лес и его обитатели | |||||||||||||||
12.03 | Луг и его обитатели | ч.2: с.50-54 Т2: с.18, Х.с. 113-120 | Луг как природное сообщество. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | ч.2: с.50-54 | |||||||||||
15.03 | Поле и его обитатели | ч.2: с.55-58 Т2: с.19 | Поле как природное сообщество, искусственно созданное человеком для культурных растений. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | Викторина «Обитатели леса,луга и поля» | ч.2: с.55-58 | ||||||||||
19.03 | Пресные водоемы и его обитатели | ч.2: с.59-64 Т2: с.20-22, Х.с.97-104 | Искусственные и естественные водоемы, их использование человеком. Пресный водоем как природное сообщество. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. | Презентация «Водоем и его обитатели» | ч.2: с.59-64 | ||||||||||
22.03 | Пресные водоемы и его обитатели | ч.2: с.59-64 Т2: с.20-22 Х.с.97-104 | ч.2: с.59-64 | |||||||||||||
26.03 | Болото и его обитатели Проверочная работа по разделу: «Природные сообщества» | ч.2: с.65-68 Т2: с.23-24, Х.С. 105-112 | Болото как природное сообщество | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания. | ч.2: с.65-68 | |||||||||||
29.03 | Экскурсия «Природные сообщества родного края» и его обитатели» | Наблюдения природных сообществ родного края /водоем, лес,луг/ | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. | Ч.2 с. 43-68 | ||||||||||||
2.04 | Человек и природные сообщества Значение лесов | ч.2: с.69-73 Т2: с.25-26, Х.с.121-126 | Необходимость бережного отношения к лесным богатствам. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. | ч.2: с.69-73 | |||||||||||
5.04 | Восьмое заседание клуба Безопасное поведение в лесу | ч.2: с.74-78 Т2: с.27-28 | Способы ориентирования на местности. Правила безопасного поведения в лесу. | Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | Презентация «Охраняй лес» | ч.2: с.74-78 | ||||||||||
16.04 | Луг и человек | ч.2: с.79-82 Т2: с.29-30 | Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране. Правила поведения в природе | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | ч.2: с.79-82 | |||||||||||
19.04 | Надо ли охранять болота? | ч.2: с.83-85 Т2: с.31 | Необходимость бережного отношения ко всем природным сообществам. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | ч.2: с.83-85 | |||||||||||
23.04 | Дары рек и озёр | ч.2: с.86-89 Т2: с.32 | Реки и озера родного края, их практические использование людьми. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. | Викторина «Чем богата Волга?» | ч.2: с.86-89 | ||||||||||
26.04 | Девятое заседание клуба Безопасное поведение у водоемов | ч.2: с.90-93 Т2: с.33 | Безопасное поведение у водоемов в разное время года. | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | ч.2: с.90-93 | |||||||||||
30.04 | Человек-защитник природы | ч.2: с.94-96 Т2: с.34, Х.с.127-132 | Заповедные места России. Растения и животные из Красной книги России. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | ч.2: с.94-96 | |||||||||||
3.05 | Природа будет жить Проверочная работа по разделу: «Человек и природные сообщества | ч.2: с.97-102 Т2: с.35-37 | Развитие (размножение) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | ч.2: с.97-102 | |||||||||||
7.05 | Путешествие в прошлое Лента времени | ч.2: с.103-107 Т2: с.38 | Лента времени (месяц, год, век). Основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени. | ч.2: с.103-107 | |||||||||||
10.05 | Золотое кольцо | ч.2: с.108-123 Т2: с.39-41, Х.с.133-138 | Наследие городов Золотого кольца России | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов Золотого кольца. Различать прошлое, настоящее и будущее, ориентироваться в важнейших для страны событиях, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени. | Презентация «Золотое кольцо России» | ч.2: с.108-123 | ||||||||||
Золотое кольцо | ||||||||||||||||
14.05 | Десятое заседание клуба Путешествие по Санкт-Петербургу | ч.2: с.124-136 Т2: с.42-44, Х.с.139-146 | Значимость деяний Петра Великого. Исторические достопримечательности Санкт-Петербурга. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе составлении плана рассказа. Использовать готовые модели (условные знаки, план, план-карту) для выявления признаков и свойств объектов. Работать с картой: находить и показывать на карте г.Санкт-Петербург. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на ленте времени. | ч.2: с.124-136 | |||||||||||
17.05 | Десятое заседание клуба Путешествие по Санкт-Петербургу | |||||||||||||||
21.05 24.05 | 64,65 | Урок-экскурсия по изучению окружающего мира Достопримечательности родного края | Работать с картой: находить и показывать на карте свой регион, главный город своего региона. Описывать достопримечательности своего края. Соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на ленте времени. | |||||||||||||
23.05 | 66 | Итоговое тестирование | Определение уровня сформированности предметных результатов у учащихся 3 класса по окружающему миру | |||||||||||||
28.05 | 67 | Заключительный урок /ГШО/ | ч.2: с.137-139 | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | ||||||||||||
31.05 | 68 | Итоговое заседание членов клуба «Мы и окружающий мир |
- Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа». Концептуальные основы личностно- ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения. Р.Г. Чуракова. Москва. Академкнига/Учебник .2010г.
- Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Под редакцией А.Г. Асмолова / Пособие для учителя/ Москва. «Просвещение»2010г.
- Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г. С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. Москва. «Просвещение» 2010г.
- Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. Под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. Москва. «Просвещение» 2010г.
- Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях. Москва. «Просвещение». 2010г.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях. Москва «Просвещение» 2010г.
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. Под редакцией Р.Г. Чураковой. Москва. Академкнига/Учебник 2010г.
- Образовательная программа МОУ СОШ №3 г. Хвалынска, 2010г.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва «Просвещение» 2010г.
12. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
13.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
14.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир: тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
15.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...