Экологическая программа "Удивительное рядом""
материал по окружающему миру по теме
Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием угрозы экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обусловливает необходимость экологического воспитания юного поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnoe_ryadom.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов "Удивительное рядом".
Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием угрозы экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обусловливает необходимость экологического воспитания юного поколения.
современных подростков культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне:
- полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским, безграмотным отношением к природе;
- знания о необходимости охраны окружающей среды зачастую соседствуют с отчуждённостью от неё из-за разрастающейся урбанизацией и губительных её последствий;
- общая информированность учащихся об экологических бедствиях сочетается с пренебрежением элементарными правилами безопасного поведения.
Всё это свидетельство того, что в экологическом воспитании школьников нет системности,всесторонности, и оно не может обеспечить достижение конечной цели – воспитание человека,ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами. В данном проекте экологическое воспитание представлено как целостный процесс,охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Основу воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание и Самоограничение.
Предлагаемые воспитательные технологии выполняют познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого они предназначены (младшим школьникам),призваны помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Сюда входит: подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа (планируется в 4классе).
Основная задача –содействие удовлетворению детской любознательности.
Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. В работе над этой программой я стараюсь создавать творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой работе, поощрять творческие проявления учащихся, стремление к поиску.
Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять.
Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
Программа включает в себя 4направления:
- познавательное;
- познавательно-развлекательное;
- практическое;
- исследовательское.
Основные направления курса –экология, изучение родного края.
Проект работы программы эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов "Удивительное рядом "
Пояснительная записка
Стратегия народного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определённый образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственных связей между поколениями.
Содержание познавательного блока составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношениях людей к природе. Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретают пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.
Один из важнейших принципов программы является краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родной деревни. В классе создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.
Цели работы: воспитание духовно-нравственной личности; привитие навыков здорового образа жизни; расширение экологических знаний; повышение культуры взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной;
Задачи:
- формирование представлений о взаимосвязях экологической, биологической, социальной и духовно-нравственной сторонах науки и жизни;
- теоретическая и практическая направленность курса, призвана способствовать учащимися, реализовать познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и здоровью окружающих.
Программа предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий: фиксации основного материала по теме, выбор проблемы для более детального изучения, формулировка целей и задач, анализ литературы, исследовательская деятельность с последующим предоставлением результатов. Всё это должно способствовать раскрытию духовных, творческих дарований учащихся.
Учебные занятия по курсу проводятся в виде –бесед, конкурсов, игр, викторин, экскурсий. Они предполагают:
- изучение основной и дополнительной литературы;
- составление обзоров и информационных справок;
- экскурсий;
- обсуждение проблем;
- просмотр фильмов и мультфильмов;
Ожидаемый результат
Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности. У учащихся должны быть сформированы представления о взаимосвязях экологической, природоведческой, биологической, социальной:
а) формирование экологических знаний, умений, навыков;
б) обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
в) развитие эмоционально – чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
– что такое экология;
– основные проблемы экологии на современном этапе развития науки и общества;
– морально-нравственные, социальные и правовые аспекты экологических проблем.
Учащиеся должны уметь:
– определять значимость экологических проблем;
– характеризовать и анализировать экологические проблемы;
– работать с различными источниками информации;
– высказывать собственные суждения по проблеме;
– изучать и анализировать мнения других людей по проблемам экологии.
У учащихся должны быть сформированы следующие навыки:
– самоанализ;
– самоорганизация;
– самоконтроль;
– самооценка;
– самокоррекция и регуляция.
Содержание программы курса
Теоретическая часть.
Введение. Экология, понятие, связь с другими естественными науками. Экология как наука, цели, задачи, значение. Фенология. Экология в России. Основные экологические проблемы района, края. Природа в литературе. Поэты и писатели о природе. Народные приметы, поговорки, пословицы. Сказки. Природа весной. Приход весны. Наблюдения за природой. Растения и животные весной.
Практическая часть
- Экология. Просмотр и анализ фильма об исчезающих животных.
- Экологические задачи. Обсуждение проблемы.
- Урок – игра «Нужны ли нам болота и лягушки?»
- Проведение исследовательских работ по следующим темам: / 4 класс/
– фенологические наблюдения за природой;
– прилёт и отлет птиц по наблюдениям за животным миром; /встреча с работниками охраны природы.
Приложения.
Тематика | Предваритель ная работа | Содержание работы | Последующая работа |
Лес и человек. | Сбор пословиц о лесе | Беседа – диалог «Лес служит людям для чего?» | Панно «Лес – украшение планеты» |
Лес – родной дом для растений и животных. | Рассматривание картин леса. | Учебное занятие с использова нием ИКТ «Ярусы леса» | Дидактическая игра «Что растет у нас в лесу?» |
Деревья леса. | Слушание звуков музыки в природе – шум листвы и т.д. | Рассматривание деревьев, опавших листьев Экодесант | Разучивание песни «Лес до небес» |
Ягодные адреса. | Рассматривание гербариев ягодных кустарников | Поиск ягодных кустарников на участке леса | Аппликация «Ягодки на кочке» |
Знай и выполняй правила сбора лесных ягод. | Виртуальная экскурсия «Мы идём за ягодой» | Беседа – практикум «Составь правила сбора лесных ягод» | Составление памяток о сборе лесных ягод |
Грибные места. | Отгадывание загадок о грибах | Интеллектуальный марафон «Почему гриб так назвали?» | Составление грибной Азбуки |
Съедобные грибы. | Отгадывание ребусов, шарад о грибах | Игра – соревнование «Собери корзинку полную грибов» | Аппликация из опилок «Грибок» |
Запомни ядовитые грибы. | Рассматривание коллекции ядовитых грибов на открытках | Деловая игра «Распознай гриб» | Выставка рисунков «Грибы нашего леса» |
Правила сбора грибов. | Составление правил сбора грибов | Игра «Кто соберёт больше грибов?» | Рисование плакатов «Собираем правильно грибы» |
Цветущие растения на лесной поляне. | Рассматривание гербариев растений. | Узнавание цветущих растений по силуэтам | Коллаж «На лесной полянке» |
Знай ядовитые растения леса! | Сбор информации о ядовитых растениях нашего леса | Экопрактикум. | Книжка – малышка «Ядовитые растения нашего леса» |
Лесная аптека. | Рассматривание гербариев растений. Рассматривание семян, которые имеют приспособления к переносу ветром | Сбор лекарственных растений | Организация фиточая |
Лес – дом для многих животных. | Подготовка материала для экологической тропинки | Экскурсия в лес | Рисование на тему «Кого мы повстречали на своем пути?» |
Дятел – лесной доктор. | Какую работу выполняет дятел в лесу? Сбор информации | Дискуссия «Дятел – друг или враг деревьев?» | Оригами «Доктор - дятел» |
Чьё гнездо? | Сбор рисунков разных гнёзд птиц | Ролевая игра «Кому принадлежат гнёзда?» | Конкурс на лучшую кормушку для птиц |
Береги, охраняй муравьёв! | Составление правил поведения по охране муравейников | Нарисовать плакаты в защиту муравьёв | Операция «Муравей» |
Будь другом лесу! | Чтение и обсуждение ситуации «Жалейкин и птенчик» по Н. Сладкову | Экологический театр «Будь человеком человек» | Составление правил кодекса «Защитники природы» |
«Красная книга». | Знакомство с Красной книгой | Экологический светофор «Остановись, подумай!» | Презентация – защита «Эти животные под угрозой исчезновения» |
С «Красной книгой» по летнему лесу. | Рассматривание фотографий природы нашего края | Классный час «Не дай исчезнуть планете» | Составление списка охраняемых растений нашего края |
Человек в гостях у природы. | Цикл наблюдений за поведением людей на природе | Трудовые десанты. Очистка территории | Концерт, посвящённый Дню Земли. |
Составь тексты-призывы. | Рисунки «Защитим природу!» | Оформление книги о правилах поведения в природе | Экологический десант. Очистка территории |
Экологический праздник «Будь природе другом!» | Подготовка к празднику | Проведение праздника | Озеленение школьного двора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
Проект " Этно-экологическая тропинка " Удивительное рядом"
Выступление на семинаре: "Создание этно-экологической тропы" Удивительное рядом", которая является подпроектом Международного проекта" Туристическая тропа " Селенга-Байкал&quo...
Внеклассное мероприятие: Заочное путешествие по экологической тропинке «Удивительное рядом»
Направление внеурочной работы:Тема: Путешествие по экологической тропинке «Удивительное рядом» 3 классОбразовательная цель: формирование представлений об экологии; а...
Технологическая карта урока математики, тема: «Принцип построения числового ряда. Предыдущее число. Уменьшение чисел в числовом ряду на 1», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Математика.1 класс....
Проект этно-экологической тропинки "Удивительное рядом".
Инновационный проект Международного туристического маршрута "Селенга-Байкал". Цель проекта:Моделирование международного маршрута по реке Селенга из Монголиии до озера Байкал, в котором реали...
Проект этно-экологической тропинки "Удивительное рядом"
В нашей школе ведется работа над инновационным проектом "Международный туристический маршрут "Селенга-Байкал"...
Экологическая тропа «Удивительное рядом»
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письме...