Экологическая программа "Удивительное рядом""
материал по окружающему миру по теме

Шпанова Евгения Сергеевна

Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием угрозы экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обусловливает необходимость экологического воспитания юного поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnoe_ryadom.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:


Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов "Удивительное рядом".

Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием угрозы экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обусловливает необходимость экологического воспитания юного поколения.

современных подростков культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне:

  1. полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским, безграмотным отношением к природе;
  2. знания о необходимости охраны окружающей среды зачастую соседствуют с отчуждённостью от неё из-за разрастающейся урбанизацией и губительных её последствий;
  3. общая информированность учащихся об экологических бедствиях сочетается с пренебрежением элементарными правилами безопасного поведения.

Всё это свидетельство того, что в экологическом воспитании школьников нет системности,всесторонности, и оно не может обеспечить достижение конечной цели – воспитание человека,ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами. В данном проекте экологическое воспитание представлено как целостный процесс,охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Основу воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание и Самоограничение.

Предлагаемые воспитательные технологии выполняют познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого они предназначены (младшим школьникам),призваны помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Сюда входит: подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа (планируется в 4классе).

Основная задача –содействие удовлетворению детской любознательности.

Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. В работе над этой программой я стараюсь создавать творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой работе, поощрять творческие проявления учащихся, стремление к поиску.

Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять.

Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Программа включает в себя 4направления:

  1. познавательное;
  2. познавательно-развлекательное;
  3. практическое;
  4. исследовательское.

Основные направления курса –экология, изучение родного края.

Проект работы программы эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов "Удивительное рядом "

Пояснительная записка

Стратегия народного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определённый образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственных связей между поколениями.

Содержание познавательного блока составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношениях людей к природе. Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретают пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.

Один из важнейших принципов программы является краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родной деревни. В классе создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.

Цели работы: воспитание духовно-нравственной личности; привитие навыков здорового образа жизни; расширение экологических знаний; повышение культуры взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной;

Задачи:

  1. формирование представлений о взаимосвязях экологической, биологической, социальной и духовно-нравственной сторонах науки и жизни;
  2. теоретическая и практическая направленность курса, призвана способствовать учащимися, реализовать познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и здоровью окружающих.

Программа предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий: фиксации основного материала по теме, выбор проблемы для более детального изучения, формулировка целей и задач, анализ литературы, исследовательская деятельность с последующим предоставлением результатов. Всё это должно способствовать раскрытию духовных, творческих дарований учащихся.

Учебные занятия по курсу проводятся в виде –бесед, конкурсов, игр, викторин, экскурсий. Они предполагают:

  1. изучение основной и дополнительной литературы;
  2. составление обзоров и информационных справок;
  3. экскурсий;
  4. обсуждение проблем;
  5. просмотр фильмов и мультфильмов;

Ожидаемый результат 

Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности. У учащихся должны быть сформированы представления о взаимосвязях экологической, природоведческой, биологической, социальной:
а) формирование экологических знаний, умений, навыков;
б) обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
в) развитие эмоционально – чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

– что такое экология;
– основные проблемы экологии на современном этапе развития науки и общества;
– морально-нравственные, социальные и правовые аспекты экологических проблем.

Учащиеся должны уметь:

– определять значимость экологических проблем;
– характеризовать и анализировать экологические проблемы;
– работать с различными источниками информации;
– высказывать собственные суждения по проблеме;
– изучать и анализировать мнения других людей по проблемам экологии.

У учащихся должны быть сформированы следующие навыки:

– самоанализ;
– самоорганизация;
– самоконтроль;
– самооценка;
– самокоррекция и регуляция.

Содержание программы курса

Теоретическая часть.

Введение. Экология, понятие, связь с другими естественными науками. Экология как наука, цели, задачи, значение. Фенология. Экология в России. Основные экологические проблемы района, края. Природа в литературе. Поэты и писатели о природе. Народные приметы, поговорки, пословицы. Сказки. Природа весной. Приход весны. Наблюдения за природой. Растения и животные весной.

Практическая часть

  1. Экология. Просмотр и анализ фильма об исчезающих животных.
  2. Экологические задачи. Обсуждение проблемы.
  3. Урок – игра «Нужны ли нам болота и лягушки?»
  4. Проведение исследовательских работ по следующим темам: / 4 класс/

– фенологические наблюдения за природой;
– прилёт и отлет птиц по наблюдениям за животным миром; /встреча с работниками охраны природы.

                          Приложения.

Тематика

Предваритель

ная работа

Содержание работы

Последующая работа

Лес и человек.

Сбор пословиц о лесе

Беседа – диалог «Лес служит людям для чего?»

Панно «Лес – украшение планеты»

Лес – родной дом для растений и животных.

Рассматривание картин леса.

Учебное занятие с использова

нием ИКТ «Ярусы леса»

Дидактическая игра «Что растет у нас в лесу?»

Деревья леса.

Слушание звуков  музыки  в природе – шум листвы и т.д.

Рассматривание деревьев, опавших листьев

Экодесант

Разучивание песни «Лес до небес»

Ягодные адреса.

Рассматривание гербариев ягодных кустарников

Поиск ягодных кустарников на участке леса

Аппликация «Ягодки на кочке»

Знай и выполняй правила сбора лесных ягод.

Виртуальная экскурсия  «Мы идём за ягодой»

Беседа – практикум «Составь правила сбора лесных ягод»

Составление памяток о сборе лесных ягод

Грибные места.

Отгадывание загадок  о грибах

Интеллектуальный марафон «Почему гриб так назвали?»

Составление грибной Азбуки

Съедобные грибы.

Отгадывание ребусов, шарад о грибах

Игра – соревнование «Собери корзинку полную грибов»

Аппликация из опилок «Грибок»

Запомни ядовитые грибы.

Рассматривание коллекции ядовитых грибов на открытках

Деловая игра «Распознай гриб»

Выставка рисунков «Грибы нашего леса»

Правила сбора грибов.

Составление правил сбора грибов

Игра «Кто соберёт больше грибов?»

Рисование плакатов «Собираем правильно грибы»

Цветущие растения на лесной поляне.

Рассматривание гербариев растений.

Узнавание цветущих растений  по силуэтам  

Коллаж «На лесной полянке»

Знай ядовитые растения леса!

Сбор информации о ядовитых растениях нашего леса

Экопрактикум.

 Книжка – малышка «Ядовитые растения нашего леса»

Лесная аптека.

Рассматривание гербариев растений. Рассматривание семян, которые имеют приспособления  к переносу ветром

Сбор лекарственных растений

Организация фиточая

Лес – дом для многих животных.

Подготовка материала для экологической тропинки

Экскурсия в лес

Рисование на тему «Кого мы повстречали на своем пути?»

Дятел – лесной доктор.

Какую работу выполняет дятел в лесу? Сбор информации

Дискуссия «Дятел – друг или враг деревьев?»

Оригами «Доктор - дятел»

Чьё гнездо?

Сбор рисунков разных гнёзд птиц

Ролевая игра «Кому принадлежат гнёзда?»

Конкурс на лучшую кормушку для птиц

Береги, охраняй муравьёв!

Составление правил поведения по охране муравейников

Нарисовать плакаты в защиту муравьёв

Операция «Муравей»

Будь другом лесу!

Чтение и обсуждение ситуации «Жалейкин и птенчик» по Н. Сладкову

 Экологический театр «Будь человеком человек»

Составление правил кодекса   «Защитники природы»

«Красная книга».

Знакомство с Красной книгой

Экологический светофор «Остановись, подумай!»

Презентация – защита «Эти животные под угрозой исчезновения»

С «Красной книгой» по летнему лесу.

Рассматривание фотографий природы нашего края

Классный час  «Не дай исчезнуть планете»

  Составление списка охраняемых растений нашего края

Человек в гостях у природы.

Цикл наблюдений за поведением людей на природе

Трудовые десанты. Очистка территории

Концерт, посвящённый Дню Земли.  

Составь тексты-призывы.

 Рисунки «Защитим природу!»

Оформление книги о правилах поведения в природе

Экологический десант. Очистка территории

Экологический праздник  «Будь природе другом!»

Подготовка к празднику

Проведение праздника

Озеленение школьного двора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Проект " Этно-экологическая тропинка " Удивительное рядом"

Выступление на семинаре: "Создание этно-экологической тропы" Удивительное рядом", которая является подпроектом Международного проекта" Туристическая тропа " Селенга-Байкал&quo...

Внеклассное мероприятие: Заочное путешествие по экологической тропинке «Удивительное рядом»

Направление внеурочной работы:Тема: Путешествие по экологической тропинке «Удивительное рядом» 3 классОбразовательная цель: формирование представлений   об экологии;  а...

Проект этно-экологической тропинки "Удивительное рядом".

Инновационный проект Международного туристического маршрута "Селенга-Байкал". Цель проекта:Моделирование международного маршрута по реке Селенга из Монголиии до озера Байкал, в котором реали...

Проект этно-экологической тропинки "Удивительное рядом"

В нашей школе ведется работа над инновационным проектом "Международный туристический маршрут "Селенга-Байкал"...

Экологическая тропа «Удивительное рядом»

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письме...