Проект " Этно-экологическая тропинка " Удивительное рядом"
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Выступление на семинаре: "Создание этно-экологической тропы" Удивительное рядом", которая является подпроектом Международного проекта" Туристическая тропа " Селенга-Байкал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnoekologicheskaya_tropinka_vystuplenie.docx | 28.26 КБ |
karta_-_shema.pdf | 129.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Этно-экологическая тропинка «Удивительное рядом»
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Отличительные особенности данной экологической тропинки.
3. Паспорт этноэкологической тропинки.
4. Маршрут этноэкологической тропинки.
5. Остановки маршрута этноэкологической тропинки.
6. Формы работы с детьми на этноэкологическойтропинке
1.Пояснительная записка
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет могучую силу, воздействующую на природу Земли. Если не учитывать эти взаимодействия то, на Земле возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом катастроф, вызванных их деятельностью, поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, которая помогает найти пути выхода из возникающего кризиса. Все современное благополучие человечества и дальнейшая судьба зависят от В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.
Поэтому создание экологической тропы сегодня актуально.
Экологическая тропа – это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время продвижения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций.
Таким образом, организация экологической тропы способствует:
- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.
С октября 2017 года была начата работа по созданию этноэкологической тропинки Условием для выбора маршрута экотропы является удобство, безопасность и доступность для посещения. Для младших школьников, учитывая их возрастные особенности, протяженность тропы должна составлять до 1 км., продолжительность экскурсий 30-40 минут. Поэтому мы решили создать экологическую тропинку во дворе своей начальной школы. Она получила название « Удивительное рядом». Рядом с нами находится интересный и увлекательный мир природы. Надо только суметь его увидеть. Почему тропинка? Потому что она является маленькой частью большой этноэкологической тропы « До берега Уды » в 18 квартале.
2.Отличительные особенности данной тропинки.
Отличительной особенностью данной тропинки является :
- Направленность на изучение и знакомство с традициями народов населяющих республику Бурятию. Коренными жителями данной местности. ( русские, буряты, эвенки, татары )
- Знакомство со знаменитыми людьми нашего края
- Экологические традиции и обряды в фольклоре.
- Краеведение.
Этноэкологическая тропинка решает познавательные, обучающие, развивающие , воспитательные и оздоровительные задачи, где помимо расширения школьных знаний, важной задачей является самостоятельная исследовательская работа школьников, разработка ими проектов по экологии и окружающему миру.
3.Паспорт этноэкологической тропинки «Удивительное рядом»
Составление паспорта экотропинки с указанием его вида , местоположения, состояния , назначения , с указанием целей и задач является обязательным.
Вид тропинки: этноэкологическая.
Местонахождения: Республика Бурятия, г.Улан –Удэ, школьный двор
Год закладки: 2017
Состояние тропы: хорошее
Охрана маршрута: осуществляется.
Протяженность: 1 км.
Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, свободное посещение, подвижные игры.
Краткое описание границ маршрута: начало маршрута вход в здание школы, затем движение по территории школьного двора: Дерево Дружбы, Аленький цветочек, Птичья столовая, Зеленый доктор, Сортировочная, Погодушка, Здоровячок.
Тип тропы: кольцевая
Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.
Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.
Образовательная – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы. Знакомство с родным краем. Культурой и традициями коренных жителей Бурятии.
Важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию , а научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.
Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы. Воспитывает любовь к Родине, уважительное отношение к людям других национальностей.
Развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропинка используется для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.
С образовательными целями этноэкологическая тропинка может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для проведения уроков окружающего мира, первичного ознакомления с природой родного края, индивидуальной исследовательской деятельности ; воспитанниками детского сада , а также для внеурочных занятий в кружках и секциях естественного цикла;
В воспитательных целях необходимо перед походом по тропинке разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Так же можно подготовить экскурсоводов из числа учащихся 3 – 4 классов.
Задачи тропы:
- дать природоохранные знания и умения учащимся школы;
- воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;
- формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;
- привлечение учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах
Цели экскурсий:
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование экологической культуры поведения в природе;
- показ причинно-следственных связей в природе;
- проведение природоохранительных связей в природе;
- проведение природоохранительной работы;
- пропаганда экологических знаний.
Разработчики тропы: Хунданова А.Р., учитель начальных классов.
- Оформление этноэкологической тропинки.
Оборудование этноэкологической тропинки было начато с составления картосхемы, на которой обозначились объекты, на местности. Далее обследовался маршрут тропы, и были выявлены места для установки информационных досок, экологических знаков и указателей. Мы использовали следующие типы информационных текстов и знаков:
- общий указатель и схема тропы;
- правила поведения на природе;
- лозунги и призывы;
- сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
- поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
- экологические дорожные знаки и указатели.
На протяжении маршрута “Удивительное рядом ” мы запланировали 7 остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.
Не все эти остановки обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее.
Маршрут этноэкологической тропинки « Удивительное рядом »
1 остановка «Дерево Дружбы»
2 остановка « Аленький цветочек »
3 остановка «Птичья столовая»
4 остановка «Зеленый доктор»
5 остановка «Сортировочная»
6 остановка «Погодушка»
7 остановка «Здоровячок»
Название станций | Основное содержание |
1 остановка «Дерево Дружбы» | Начало тропинки. Совместные дела. Проведение Благотворительной акций. «Открой свое сердце» Помощь детям из детского дома и детям с тяжелыми заболеваниями, помощь приюту для бездомных животных « Кот и пес», сбор корма, участие в акции «Сделаем мир чище!», уборка территории, а также проведение совместных игр и квестов. |
2 остановка « Аленький цветочек » | Создание цветочных клумб выпускниками детского сада и учащимися 4 классов. Высаживание рассады цветов в классах и группах детского сада. «Сад на окне» (март) |
3 остановка «Птичья столовая» | Проведение Акций « Помоги птицам!», «Синичкин день» изготовление кормушек, сбор корма ( апрель, ноябрь,) Проведение конкурсов и викторин «Птицы и звери Бурятии» |
4 остановка «Зеленый доктор» | Уход за комнатными цветами. Озеленение. Сообщения и презентации о цветах. Изучение растений нашего края. Составление гербария. Лекарственные растения, занесенные в Красную книгу Бурятии. |
5 остановка «Сортировочная» | Практические занятия по раздельному сбору мусора. Сбор макулатуры. Изготовление поделок из бросового материала. |
6 остановка «Погодушка» | Планируется создание метеорологической площадки. Изучение климатических условий данной местности. Знакомство с ветрами на Байкале. Проведение занятий и уроков окружающего мира. |
7 остановка «Здоровячок» | Проведение в теплое время года уроков физической культуры, подвижных игр на свежем воздухе с изучением игр разных народов. Проведение Дня Здоровья. В холодное время года встречи с медицинским работником школы с беседами « Здоровое питание», « Детский травматизм», « Вред курения», « В здоровом теле – здоровый дух!» |
Работа по экологическому воспитанию дает хорошие результаты. Учащиеся нашей школы активно участвуют в экологических конкурсах, самостоятельно проводят исследования и принимают участия в научно-практических конференциях и олимпиадах .Занимают призовые места.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Удивительное рядом"
Исследовательская работа ученицы 3 класса по теме "Вода"...
Внеклассное мероприятие: Заочное путешествие по экологической тропинке «Удивительное рядом»
Направление внеурочной работы:Тема: Путешествие по экологической тропинке «Удивительное рядом» 3 классОбразовательная цель: формирование представлений об экологии; а...
Инновационный проект " Этноэкологическая тропинка.Удивительное рядом"
В нашей школе в начальных классах ведется работа над инновационным проектом «Международный туристический маршрут «Селенга-Байкал»Главная цель этого проекта:Моделирование...
Творческий проект "Этно-экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников"
Творческий проект "Этно-экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников" познакомит учащихся с историей русских народных праздников Святки, Троица, Святочными и Троицкими га...
Проект этно-экологической тропинки "Удивительное рядом".
Инновационный проект Международного туристического маршрута "Селенга-Байкал". Цель проекта:Моделирование международного маршрута по реке Селенга из Монголиии до озера Байкал, в котором реали...
Проект этно-экологической тропинки "Удивительное рядом"
В нашей школе ведется работа над инновационным проектом "Международный туристический маршрут "Селенга-Байкал"...
Экологическая тропа «Удивительное рядом»
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письме...