рабочая программа по окружающему миру 3-4 кл.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Рабочая программа 3-4 кл. УМК "Начальная школа 21 века" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_po_okr.miru_.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная программа составлена на основе образовательной программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей  образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года.

     В основе  программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.

     Особенностью программы является включение  знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

     Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

     Сроки реализации программы:  70 часов (35 учебные недели по 2 часа в неделю).

      Структурные элементы содержания программы: образ, факт, связь, деталь.

     Содержательные линии: человек как биологическое существо (в теме «Земля – наш общий дом»); человек и другие люди (в теме «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»); человек и мир природы (в теме «Земля – наш общий дом»); человек и общество (в теме «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)»; история родной страны (в теме «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)»).

     Формы организации деятельности: индивидуальная,  фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.

     Методы и приёмы работы: беседа, чтение и обсуждение, дидактическая игра, игра-моделирование, литературная игра, ролевая игра, работа с рисунком-схемой, самооценка работы, работа с учебником и тетрадью, игры-соревнования, экскурсия, логические задачи, игра-конструирование, рассказ, классификация рисунков, разыгрывание сценок, сочинялки, прогулка в парк, сравнение.

     Режим занятий: 2 часа в неделю.

     Предполагаемые результаты: понимание себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни, выполнение правил поведения, осознание  сущности нравственно-эстетических установок, получение первоначальных навыков экологической культуры.

Цели и задачи рабочей программы

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

              Задачи:

а) обучающая – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;

б) развивающая – осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений, элементарной эрудиции, общей культуры;

в) воспитывающая – воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ в 3 классе

(2часа в неделю, всего – 70 часов)

     Введение (1 ч)

     Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

     Земля – наш общий дом (10 ч)

     Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы.  «Соседи» Земли по Солнечной системе.

     Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и географическая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта Росси.

     Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света.

     Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

     ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

     Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

     Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условное изображение карты. Карта России.

     Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновении карты.

     Растительным мир Земли (11 ч)

     Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

     Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

     Охрана растений.

     Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждения отравлений ими.

     Грибы (1 ч) 

     Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и не съедобные грибы.

     Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

     Животный мир Земли (11 ч)

     Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

      Животные – живые тела (живые организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

     Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

     Как человек одомашнил животных.

     Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

     Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

     Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.

     Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных. Горожан и крестьян представители разных сословий (князя, боярина, дворянина).

     Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили далекие славяне. Принятие христианства в Руси.

     Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

     Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

     Рыболовства и охота на Руси и в России.

     Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капитализмы.

     Торговля. Возникновение денег.

     Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

     Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

     Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

     Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человека, её охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

     Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

     Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.

     К концу обучения в 3 классе должны:

     называть (приводить примеры):

  1. тела живой и не живой природы;
  2. планеты Солнечной системы (2-3);
  3. свойство воздуха, воды;
  4. состав почвы;
  5. древние города и их достопримечательности;
  6. имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
  7. причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

     различать (соотносить):

  1. год, век, арабские и римские цифры;
  2. названия русского государства и их соответствия исторической эпохе;
  3. растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  4. животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);
  5. приспособления животных к среде обитания;
  6. особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
  7. понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

     решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  1. объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
  2. объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
  3. характеризовать условия жизни Земле; природные зоны России;
  4. характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
  5. раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
  6. составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
  7. соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
  8. характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
  9. рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
  10. сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
  11. работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
  12. высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Содержание программы 4 класса

Введение

     Человек – часть природы. Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

     Человек – живое существо (организм)

     Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

     Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

     Пищеварительная  система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

     Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

     Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

     Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

     Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

     Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

     Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Значение своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

     Вредные привычки.

     ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

     Человек – часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

     Человек среди людей.

     Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?

     ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

     Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

     Человек и общество, в котором он живет

     Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

     Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

     Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

     Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

     Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

     Человек и культура. Человек – творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

     Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней  Руси. Древнерусский театр.

     Искусство в России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров

     Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

     Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня др.). Произведения  художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

     Гражданин и государство. Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России.

     Расширение кругозора школьника. Какие расы живут на Земле Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поручение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.

     Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символ царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

     Человек – воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

     Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

     Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

     Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины и произведения изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

     Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музей, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

     Практические работы. Составление режима для школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и  после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

     Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Основные требования  к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учетом достигнутого в 1-3 классах):

      называть (приводить примеры):

  1. признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
  2. основные органы и системы органов человека и их функции;
  3. правила здорового образа жизни;
  4. права гражданина и ребенка в России;
  5. основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
  6. народы, населяющие Россию;

различать (соотносить):

  1. год и век, арабские и римские цифры;
  2. искусственные тела (изделия) и тела природы;
  3. полезные и вредные привычки;
  4. эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
  5. события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия));

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  1. раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
  2. применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательной режим и др.);
  3. раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
  4. узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
  5. составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память»», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
  6. объяснять  значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
  7. в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
  8. работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

Методическое обеспечение рабочей программы (УМК)

1

Содержание

Автор

Название учебного пособия

Издательство

Год издания

Программы:


Виноградова

Н. Ф. (руководитель)

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»

Москва «Вентана-Граф»

2009

2

Учебник:




Тетради:

Виноградова

 Н. Ф.,

Калинова Г. С.


Виноградова

Н. Ф.

Калинова Г. С.


Виноградова

Н. Ф.

Окружающий мир: 3 класс: в 2 ч.


Окружающий мир: 3 класс: №1


Окружающий мир: 3 класс: №2

Москва «Вентана - Граф»


Москва «Вентана - Граф»


Москва «Вентана - Граф»

2011




2011




2011

3

Учебные методические пособия:



Виноградова

Н. Ф.




Клепинина З. А.

Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы


Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы

Москва «Вентана - Граф»



Москва «Вентана - Граф»

2006




2007

   

1

Содержание

Автор

Название учебного пособия

Издательство

Год издания

Программы:


Виноградова

Н. Ф. (руководитель)

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»

Москва «Вентана-Граф»

2009

2

Учебник:




Тетради:

Виноградова Н. Ф.,

Калинова Г. С.

Виноградова Н. Ф.

Калинова Г. С.

Виноградова Н. Ф.

Окружающий мир: 4 класс: в 2 ч.

Окружающий мир: 4 класс: №1

Окружающий мир: 4 класс: №2

Москва «Вентана - Граф»


Москва «Вентана - Граф»


Москва «Вентана - Граф»

2009


2011


2011

3

Учебные методические пособия:



Виноградова  Н. Ф.




Клепинина З. А.

Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы

Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы

Москва «Вентана - Граф»



Москва «Вентана - Граф»

2006



2007

Интернет-ресурсы:

  1. www.proshkolu.ru/
  2. www.festival.1september.ru
  3. www.zavuch.info/
  4. www.nayrok.ru/

Перечень проверочных  работ

I

II

III

IV


Всего

Контрольная  работа

1

1

1

1



4

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе


п/п

Темы уроков

Вид занятия,

вид деятельности и формы

Кол-во часов

ИКТ,

ТСО

Дата проведения

Земля – наш общий дом

1

Где и когда ты живешь

Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее» (рассматривание рисунка-схемы учебника). Рассказ учителя об историческом времени. Коллективная работа с форзацами учебника. Решение логических задач

1

5.09

2

Солнечная система

Повторение материала 2 кл.

Обсуждение понятий «тела живой природы», «тела неживой природы». Беседа с использованием схемы строения Солнечной системы «Что входит в Солнечную систему, почему без Солнца не было бы жизни». Чтение статьи учебника «Солнце - огненный шар»

1

6.09

3

Земля – планета Солнечной системы

1

12.09

4,5

Условия жизни на Земле

Солнце – источник тепла и света

Демонстрация опытов: распространение тепла от его источника, смена сезонов, смена дня и ночи. Обсуждение результатов опытов, доказывающих роль света и тепла в жизни растений.

Возникновение и развитие жизни на Земле (беседа с использованием иллюстративного материала)

2

13,19/09

6

Значение воды для жизни на Земле.

Обсуждение результатов опыта о назначении воды в жизни растений. Беседа с использованием рисунков учебника «Вода – среда обитания животных». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Вода – составная часть всех живых организмов. Содержание воды в разных организмах (дополнительный материал).

1

20.09

7

Воздушная оболочка земли

Демонстрация опыта «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа «Состав воздуха» (с использованием диаграммы).

Загрязнители воздуха (дополнительный материал)

1

26/09

Человек изучает Землю

8

Человек познаёт мир

Выполнение упражнений в рабочей тетради. Чтение и обсуждение текста учебника

1

27/09

9

Как изображают Землю

Практическая работа «Глобус – модель Земли», работа с картой (условные обозначения и масштаб). Выполнение заданий в рабочей тетради

1

3/10

Бактерии и грибы

10

Бактерии

Выполнение упражнений в рабочей тетради. Чтение и обсуждение текста учебника

1

4.10

11

Грибы

Выполнение упражнений в рабочей тетради. Чтение и обсуждение текста учебника

1

10.10

Растительный мир Земли

12

Растительный мир Земли

Работа с рисунками учебника, гербарными экземплярами растений различных сред обитания. Составление рисунка-схемы «Растения – живые существа»

1

11/10

13

Если бы на Земле не было растений

Обсуждение проблемы «Почему без растений жизнь на земле была бы не возможна?». Демонстрация гербарных экземпляров, муляжей плодов, снопиков культурных растений, используемых человеком. Работа в парах: составление рассказов «Растения – кладовая витаминов», «Растения и одежда человека». Сообщения уч-ся на тему «Лекарственные растения» (д/з).

Ядовитые растения (демонстрация рисунков, рассказ учителя) как дополнительный материал

1

17/10

14

15

Разнообразие растений на Земле

Проверочная работа

Организация классной выставки «Растения Земли», «Растения родного края», рассказ «экскурсоводов». Объяснения учителя: особенности строения растений разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Сообщения учащихся о растениях разных групп (д/з). Составление и запись коллективного плана рассказа «Растения Земли». Работа с рубрикой «Картинная галерея»

2

18,24/10

16

Растения – живые тела (организмы).

Повторение материала: «Тела природы». Обсуждение проблемы: «Что общего у растений, не смотря на их разнообразие?». Рассказ учителя о строении растения (разнообразие корневых систем и корней, побегов)

1

25/10

17

 Побег –сложный надземный орган растения

Цветок – самый красивый орган растения

Обсуждение проблемы: «Почему корень, стебель и лист называют органами питания растений?». Составление коллективного рассказа «Как питается растение». Работа в парах: подготовка ответа на вопрос «Почему при повреждении одного органа погибает все растение?». Выполнение заданий в рабочей тетради

1

31/10

18,

19

Размножение растений.

Как долго живут растения.

Обсуждение проблемы «Бывают ли у растения «дети»?». Коллективный труд: выращивание растений различными способами. Самостоятельное составление плана рассказа «Как распространяются плоды и семена в природе?» и обсуждение его классом. Выполнение заданий в р/т

2

1/11

14/11

Человек и растения

20

Культурные растения в жизни человека

Коллективная подготовка кадров фильма «Как человек повлиял на расселение культурных растений». Игра в магазин «Растения» (выбор рисунков с однолетними, двулетними, многолетними растениями)

1

15/11

21

Охрана растений . Красная книга России

Игра «Суд». Выбор «судей», «растений Красной книги». Заслушивание жалоб «растений»: «Почему я (ландыш) почти исчез в лесах? Кто в этом виноват? Как мне помочь?»

Выступлении «судьи»: «Почему растения нуждаются в защите, что нужно сделать для их охраны?». Подготовка коллективного плаката «Будем беречь растения»

1

21/11

Животный мир Земли

22


Животные – часть природы. Роль животных в природе

Повторение: живые тела природы. Беседа о роли животных в природе. Словесная дидактическая игра «Назови животного».

Цепи питания (составление простейших цепей питания). Обсуждение места животных и растений в цепях питания (доп. материал

1


22/11

23

Разнообразие животных

Игра-соревнование «Кто больше назовет животных». Рассказ-объяснение учителя: одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные животные. Сравнение различных животных (по рисункам). Чтение текста учебника

1

28/11

24

25

Животные – живые существа (организмы)

Как животные  передвигаются, дышат. Кровеносная система животных.

Рассказ учителя (с элементами беседы) об отличительных признаках животных: особенности питания, передвижения. Выполнение заданий в р/т

Обсуждение текста учебника. Сообщение учащихся: «Мои наблюдения за поведением животных» (д/з)

Повторение: дыхание растений. Обсуждение проблемы: «Что общего в дыхании всех живых существ?». Работа с текстом учебника, ответ на вопрос: «Зачем животному кровеносная система?»

1

29/11

1

5/12

26

Размножение животных. Приспособление животных к условиям жизни.

Повторение: размножение растений, значение размножения в жизни всех живых организмов. Работа с тестом учебника и иллюстрациями. Обсуждение гипотезы «Если бы организмы не размножались, что бы произошло на Земле?».

Как звери воспитывают свое потомство (сообщение учащихся, д/з)

1

6/12

27

Поведение животных

Обсуждение проблемы: «Какие особенности поведения животных помогают им добывать пищу, скрываться от врагов, находить друг друга, отличать «своих» от «чужих», общаться друг с другом?». Сообщение учащихся на темы: «Как животные запасают корм», Как звери и птицы общаются», «Как птицы и звери защищают потомство» (д/з)

1

12/12

28

Беспозвоночные животные

Проверочная работа

Наблюдение и сравнение этих групп животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни и др.

1

13/12

29

Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

Наблюдение за рыбами в аквариуме, устройство террариума и наблюдение за земноводными (например, лягушками) и пресмыкающимися (например, ящерицами). Сравнение этих групп животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни и др.

1

19/12

30

Птицы и звери – позвоночные животные

Работа с иллюстрациями, текстами учебника. Игра «Узнай по описанию» («Вот я какой зверь, вот я какая птица»). Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Подготовка выставки «Животные родного края» и проведение экскурсии по ней (доп. материал)

1

20/12

31,

32

Что такое природное сообщество

Выполнение упражнений в рабочей тетради. Чтение и обсуждение текста учебника

2

26,27/12

Человек и животные

33

Почему люди приручали диких животных?  О заповедниках

Игра-беседа «Человек и животные» (распределение ролей – «дрессировщик», «ветеринар», «милиционер», «слепой», «художник» и др., рассказы каждого «Я и животные»). Сообщение учащихся «Мое любимое животное» (д/з)

1

16/01

Наша Родина: от Руси до России

34

Древняя Русь

Обсуждение гипотез: «Как люди узнали о прошлом?». Чтение текста учебника. Выполнение заданий в р/т

1

17/01

35

Древнерусское государство

Обсуждение вопросов: Каково происхождение слова «город»? Чем отличается старинный город (поселение) от любого современного? Почему в любом старинном городе был Кремль? Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях №1 и 2

1

23/01

36

Московская Русь

Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях №1 и 2

1

24/01

37-38

Российская империя

Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях №1 и 2

2

30,31/01

39

Советская Россия. СССР. Российская Федерация

Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях №1 и 2

1

6/02

Как жили наши предки

40

Имя, отчество, фамилия.

Беседа по вопросам: «Зачем человеку имя, что означает твое имя, как рождались имена в прошлом?». Выполнение заданий в р/т

1

7/02

41,

42

Какими людьми были наши предки?

Речевая разминка (работа в парах): «Составьте словесный портрет одним словом». Работа с текстами учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

2

13,14/02

43,

44

Какие предметы окружали русских людей.

Рассматривание и сравнение иллюстраций на тему: «О чём рассказывают вещи» (дом крестьянский и помещичий, хоромы царские и терем боярский). Коллективное объяснение слов: гостиная, кабинет, будуар, буфетная. Воображаемая ситуация: «Ты – житель Древней Руси (России XIX века, ХХ века)». Расскажи о своем доме, усадьбе, квартире…

2

20,21/02

45, 46

По одёжке встречают…

Представление «Журнала мод». Демонстрация одежды (выставка рисунков одежды разных эпох).

«Как украшали одежду наши предки? Как украшают одежду сейчас?» (доп. материал)

2

27,28/02

47

Почему люди украшали одежду?

Проверочная работа

Работа с текстом учебника. Игра «Обувной магазин» (деление обуви на группы – современная, старинная; описание обуви разных эпох). выполнение заданий в р/т

1

6/03

48

49

Русская трапеза

Воображаемая ситуация: «Мы – жители Древней Руси (села, поселка). Что мы едим?». Составление меню праздничного обеда славянина. Игра «Накроем стол к обеду»

2

7,13/03

50

51

Боги древних славян. Принятие христианства на Руси

Работа с текстом учебника и иллюстрациями. Рассказ учителя «Христианская вера»

2

14,20/03

Как трудились наши предки

52

Что создавалось трудом крестьянина?

Обсуждение проблемы »Зависит ли труд от природных условий?». Работа с рисунком-схемой «Что такое земледелие». Работа с рубрикой «Картинная галерея»

1

21/03

53

О крепостных и помещиках

Обсуждение проблемы: »При каких условиях человек трудится лучше?» Работа с текстом учебника. Разыгрывание сценок «Крестьянин и помещик», »Крестьянин и царь» (по тексту учебника). Рассказ учителя «Отмена крепостного права»

1

3/04

54

55

Что создавалось трудом ремесленника? Маленькие ремесленники.

Беседа «Что такое ремесло? Какие предметы производят ремесленники? Когда на Руси появились ремесла» (на основе текста учебника). Рассматривание схемы-рисунка в учебнике. Выполнение задания в рабочей тетради № 1

2

4,10/04

56

Русская ярмарка

1

11/04

57

О гончарном круге, керамике и фарфоре

Воображаемая ситуация «русская ярмарка». Разыгрывание сценок: «Подходи народ, выбирай, что хочешь». О мастерах (дополнительный материал)

1

17/04

58

О веретене, прялке и ткацком станке

Чтение и обсуждение текста учебника. Слушание народной песни «Пряха» (дополнительный материал)

1

18/04

59

Русские оружейники

Чтение и обсуждение текста учебника

1

24/04

60

62

Что создавалось трудом рабочего?

Чтение и обсуждение текста: на каком заводе легче работать? Выполнение заданий в рабочей тетради  №2

3

25/04, 2/05

(01.05)

63 65

Открытия, которые совершил человек в XIX -  XX веках. От палки до космического корабля

Обсуждение проблемы «Почему человек творит? Может ли человек жить, не трудясь и ничего не создавая?». Рассматривание иллюстраций учебника. Обсуждение текста первых изобретений человека

Выставка рисунков детей  «Автомобили, автомобили…». Рассказы  «экскурсоводов». Рассматривание иллюстраций учебника, чтение и обсуждение текста

3

8,15/05

(09.05.)

66

Время космических полетов

1

16.05

67

68

Путешествие по старинным русским городам

2

23,29/05

69

Как люди мечтали летать

Проверочная работа

Обсуждение проблемы  «Почему человек мечтал летать, как птица?».  Рассказ учителя о первых самолётах и лётчиках. Чтение и обсуждение текста учебника о развитии авиации. Выполнение заданий в рабочей тетради №1.

Сообщения школьников «О космонавтах» (домашнее задание)

1

22/05

70

Повторение и закрепление

2

30/05

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе

Дата

пров.

Тема, форма проведения, тип урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

специальные

общеучебные

Человек – живое существо (организм)

ИКТ

1

1.09

Организм человека

Нервная система.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Повторение общих признаков живых существ (человека, животных, растений). Закрепление понятия организм

Знакомство со строением нервной системы, ее ролью в организме. Головной и спинной мозг

Знать общее представление о строении организма человека. Уметь называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных)

Раскрывать значение нервной системы.

Уметь:

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

самостоятельно составлять план действий,

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки.

2

4.09

Опорно-двигательная система

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника

Знать основные органы и системы органов человека, их функции.

Раскрывать значение  опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем, органов человека.

Объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

Различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих.

Знать права гражданина в России.

Составлять связный рассказ на темы раздела.

В повседневной жизни применять правила нравственного поведения.

Знать как устроен орган зрения,о гигиене зрения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

Уметь самостоятельно применять знания

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы.

Устно описывать объект природы

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

Правила сохранения и укрепления здоровья

3

8.09

Пищеварительная система

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Знакомство со строением пищеварительной системы, ее органами.

Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за зубами. Правильное питание.

4

11.09

Дыхательная система

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания

5

15.09

Кровеносная система. Кровь. Сердце.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции.

Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов

6

18.09

Выведение из организма ненужных веществ. Кожа.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Органы выделения, их роль в организме. Почки – главный орган выделения.

Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней.

Закаливание

7

22.09

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств.

Как устроен орган зрения.

Гигиена зрения.

8

25.09

Слух, обоняние, вкус, осязание в жизни человека.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Орган слуха. Гигиена слуха.

Представление об органах обоняния, вкуса, осязания.

Их роль в жизни человека.

Знать правила гигиены органов слуха, о роли органов обоняния и осязания в жизни человека.

9

29.09

Органы чувств. Обобщение.

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Выполнение заданий по пройденному материалу. Охрана органов чувств.

Знать материал раздела.

10

2.10

Эмоции и чувства человека

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека

Знать о значении эмоций в общении людей.

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

Правила сохранения и укрепления здоровья

11

6.10

Внимание, память.  Их роль в жизни человека.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития

Знать о психологических особенностях человека,  индивидуальных чертах.

Уметь выполнять упражнения по тренировке внимания, памяти.

Ты и твоё здоровье

12

9.10

Здоровье человека.

Мини-проект «Мой режим дня» Составление режима дня.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни. Режим дня. Здоровый сон. Правильное питание.

Знать  правила сохранения и укрепления здоровья, правила здорового образа жизни. Соблюдать режим дня.

Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

13

13.10

Как закаливать свой организм. Усталость.

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Польза закаливания для организма человека. Правила закаливания.

Можно ли снять усталость.

Знать, что такое  здоровье, компоненты его составляющие, о влиянии вредных привычек на организм человека.

Уметь выполнять правила здорового образа жизни.

Знать правила сохранения и укрепления здоровья Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

Устно описывать объект природы

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

14

16.10

Вредные привычки.

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков

Их вред для организма и предупреждение

15

20.10

Когда дом становится опасным.

Первая помощь при лёгких травмах.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Поведение во время пожара. Огонь- друг и враг.

Как уберечь себя от ожогов.

Как дышать, если кругом дым.

Острые предметы - это опасно.

Как пользоваться газовой плитой. Работа на компьютере.

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах).

Знать, как уберечь себя от опасности

Знать и соблюдать правила дорожного движения

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

16

23.10

Опасности на дороге.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Какие опасности подстерегают детей на дороге. Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика.

17

27.10

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся

Тестирование.

Материал 1 четверти.

Знать материал 1 четверти.

Уметь работать самостоятельно

                                              2 четверть

18

30.10

Если случилась беда.

Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.

Урок закрепления знаний и способов деятельности

ОБЖ Первая помощь при несчастных случаях. Помощь при травме. Перелом.

Если гроза застала тебя на прогулке, как поступить.

Знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Устно описывать объект природы

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

19

3.11

Опасные животные

Урок закрепления знаний и способов деятельности.

Бывают ли животные опасными. Ядовитые животные. Осторожность при обращении с животными.

Если тебя укусила пчела.

Знать опасных животных, правила обращения с ними.

20

13.11

Ядовитые грибы и растения.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Съедобные и ядовитые грибы. Как отличить ядовитые грибы.

Ядовитые растения.

Знать съедобные и ядовитые грибы, ядовитые растения.

Уметь отличить ядовитые грибы.

21

17.11

Что нужно знать о болезнях.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Грипп. Аллергия. Если болит живот. Если болит голова. Носовое кровотечение. Домашняя аптечка.

Знать признаки заболеваний, о том, что лекарства нельзя применять без разрешения взрослых.

Уметь работать с дополнительной литературой.

Устно описывать объект природы

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Человек- часть природы.

22

20.11

Чем человек отличается от животных.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Человек умеет думать и говорить, обладает высокоразвитым мышлением.

Составление рассказа о том, чем человек отличается от животных.

Знать чем человек отличается от животных.

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

23

24.11

От рождения до старости.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Развитие человека от рождения до старости.

Детство. Отрочество.

Взрослость. Старость.

Условия роста и развития ребенка.

Охрана детства.
Права ребенка. Уважительное отношение к старости, забота о престарелых и больных.

Знать права граждан России

Уметь составлять связный рассказ на темы, применять в повседневной жизни правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым.)

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

Человек среди людей.

24

27.11

Поговорим о доброте.

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Обсуждение историй. Качества человека: внимательность, неравнодушие. Отзывчивость.

Знать правила нравственного поведения

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

25

1.12

Что такое справедливость.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Понятие о справедливости. Учимся быть справедливым.

Обсуждение историй

Знать правила нравственного поведения

26

4.12

Умеешь ли ты общаться.

Обсуждение историй. Диалоги учащихся.Учимся вести беседу.

Знать правила общения

27






28

8.12






11.12

Просто ли написать письмо.

Урок закрепления знаний и способов деятельности


Мини-проект «Письмо другу»

Сравнение писем. Адресат. Учимся писать письма.

Уметь писать письма.

29

15.12

Избегай общения с незнакомыми людьми.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Общение с незнакомыми людьми.

Знать  правила общения,

правила нравственного поведения

30

18.12

Обобщение пройденного материала.

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Материал раздела.

Знать материал раздела

Уметь работать самостоятельно

Уметь работать по плану,

31-32

22.12

25.12

Контрольная работа №1 за 1 полугодие.

Материал 1 полугодия.

Знать материал 1 полугодия.

Уметь работать самостоятельно

                                                         3 четверть

Родная страна: от края до края.

33

29.12

Природные зоны России. Арктика.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Природные зоны России: ледяная зона, зона тундры, тайга, зона смешанных лесов, зона степей, пустынь, влажные субтропики.

Знать, что такое природные зоны. Знать особенности каждой зоны.

Уметь характеризовать природные зоны России по плану:

Расположение природной зоны.

Климатические условия.

Растительный и животный мир.

Занятия населения.

Уметь работать по плану, самостоятельно составлять план действий, составлять связный рассказ.

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

Уметь работать с картой.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

Устно описывать объект природы

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

34

15.01

Зона тундры.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Расположение природной зоны.

Климатические условия.

Растительный и животный мир. Занятия населения.

35

19.01

Тайга.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Расположение природной зоны.

Климатические условия.

Растительный и животный мир. Занятия населения.

36

22.01

Смешанные леса.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Расположение природной зоны.

Климатические условия.

Растительный и животный мир. Занятия населения.

37

26.01

Зона степей.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Расположение природной зоны.

Климатические условия.

Растительный и животный мир. Занятия населения.

38

29.01

Зона пустынь. 

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Расположение природной зоны.

Климатические условия.

Растительный и животный мир. Занятия населения.

39

2.02

Влажные субтропики.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Расположение природной зоны.

Климатические условия.

Растительный и животный мир. Занятия населения.

40

5.02

Тестирование

Почвы России.

Состав почвы.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Почва, ее значение для жизни человека.

Почва. Охрана природных богатств

Наблюдения в природе. Сравнение свойств наблюдаемых объектов.

Плодородие как главное свойство почвы.

Знать значение почвы в природе и в жизни людей.

Уметь проводить наблюдения за явлениями природы

Знать, как охраняются природные богатства

самостоятельно составлять план действий

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

Описывать объекты наблюдения

41

9.02

Рельеф России.

Моделирование форм поверхности из пластилина.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Что такое рельеф. Равнины: Восточно - Европейская, Западно-Сибирская. Урал - каменный пояс.

Уметь работать с картой. Показывать на карте, глобусе равнины.

Удовлетворять познавательные интересы, находить дополнительную информацию о родном крае, родной стране, нашей планете.

Уметь работать с картой

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

42

12.02

Как возникали и строились города.

Экскурсия1. Формы земной поверхности.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Что означает слово город. Как выбиралось место для строительства города.

«Кремлёвские» города.

Знать, как возникали и строились города, как появились улицы.

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

43

16.02

Почему улицы называются по-разному.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Для чего нужны названия улицам. О чём может рассказать название улицы.

44

19.02

Россия  и  её соседи. Япония, Китай.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Границы России.

Границы соседних стран.

Знакомство с Японией- Страной восходящего солнца, Китаем- страной природных контрастов.

Уметь  показывать на карте, глобусе границы России, некоторые города России (столицу, родной город).

Знать.

Границы соседних стран.

Уметь находить и показывать на карте Россию, Японию, Китай, Финляндию, Данию.

Уметь работать с картой.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Находить дополнительную информацию о родном крае, одной стране

45

26.02

Россия  и  её соседи. Финляндия, Дания.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Границы России.

Границы соседних стран.

Знакомство с Финляндией- нашим северным соседом,  Королевством Дания.

Человек- творец культурных ценностей.

46

2.03

Что такое культура. Как возникла  письменность.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Человек и культура. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). Беседа «Памятники культуры нашего города»

Называть основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры).

Различать год и век, соотносить арабские и римские цифры.

Различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Российское государство, Российская Федерация)

Уметь работать с дополнительной литературой

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

47

5.03

Образование- часть культуры общества.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Знакомство с понятием «грамота», «летопись», «очевидец». Расширение знаний об истории создания летописей и творчестве летописцев. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

48

9.03

Владимир Мономах и его  «Поучение».  Первая азбука.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Знакомство с деятельностью князя Владимира Мономаха и его «Поучением». Расширение знаний о художественных ремеслах Древней Руси и об истории русского искусства и культуры, о русских мастерах,

Первая азбука.

Уметь составлять связный рассказ на тему.

Узнавать по тексту к какому времени относится это событие.

Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки

49

12.03

Чему и как учились в России при Петре 1. Образование после

Петра 1.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Просвещение в России при Петре I во второй половине XVIII века. Знакомство с реформами в образовании. Первые университеты в России

Уметь составлять связный рассказ на тему.

Узнавать по тексту к какому времени относится это событие.

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

50

16.03

М.В.Ломоносов.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

М.В.Ломоносов и его заслуги.

Школа в 19 веке.

Работа с дополнительной литературой.

Знать М.В.Ломоносова и его заслуги.

Уметь работать с дополнительной литературой.

51






52

23.03






19.03

Обобщение пройденного материала.

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности


Тестирование

Материал раздела.

Знать материал 3 четверти

Уметь самостоятельно работать

                                        4 четверть

53

2.04

Русское искусство

до 18 века.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Русские иконы.

Художественные ремёсла в Древней Руси.

Знать особенности русского искусства до 18 века.

Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

54

6.04

Музыка в Древней Руси.

Обрядовые праздники.. Поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер). 




Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Знакомство с фольклорным творчеством русского народа. Русская народная песня и ее разновидности. духовная музыка

Знакомство с народными артистами, театральным творчеством русского народа. Скоморохи, петрушки, шуты и другие кукольные персонажи.
Древнерусский театр

Знать особенности музыки Древней Руси.

Обрядовые праздники

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

55

56

9.04

13.04

Искусство России 18века

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности..

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся

Архитектура. Живопись. Государственный публичный театр.

Иметь представление

об архитектуре,  живописи 18 века.

Знать материал  

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь работать самостоятельно

57

16.04

Золотой век русской культуры 19 века. Поэты и писатели 19 века. А.С. Пушкин.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Расцвет в литературе, музыке, архитектуре, живописи.

А.С.Пушкин- «солнце русской поэзии».

Расширение знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Творчество отечественных писателей и поэтов: Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого.

Работа с дополнительной литературой.

Знать поэтов и писателей 19 века.

Расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстова.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

58

20.04

Поэты и писатели 19 века. Н.А.Некрасов. Л.Н.Толстой.

Урок закрепления знаний и способов деятельности

59

23.04

Композиторы 19 века. М.И.Глинка.

Работа со справочниками и энциклопедиями. Информация о композиторе.

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Музыка, музыканты и композиторы XIX века. Великие композиторы М. И. Глинка и П. И. Чайковский

Знать великих композиторов 19 века: М.И.Глинка, П.И.Чайковский. Расширить знания о их жизни и творчестве.

60

27.04

Композиторы 19 века.

П.И.Чайковский.

Урок закрепления знаний и способов деятельности

61

30.04

Художники 19 века. В.А.Тропинин. И.Е. Репин. И.И.Левитан.

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Знакомство с творчеством художника-пейзажиста И. И. Левитана, В.А.Тропинина, И.Е. Репина.   История изобразительного искусства XIX века

Знать художников 19 века: В.А.Тропинин, И.Е.Репин, И.И.Левитан.

Расширить знания о их жизни и творчестве

62

4.05

Искусство России 20 века.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Достопримечательности.

Художники, писатели, музыканты 20 века.

Знать художников, композиторов, писателей 20 века.

Уметь работать с дополнительной литературой

Человек- защитник своего Отечества.

63

7.05

Героические страницы истории нашей Родины.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Человек – воин. Почему люди воюют. Борьба славян с половцами. Представление о кочевниках, половцах. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской

Уметь:

Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

– раскрыть причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России;

– узнавать по тексту, к какому времени относится это событие;
– составлять связный рассказ на темы

раздела;

– работать с географической и исторической картами;

– выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради

Уметь описывать отдельные события из истории Отечества. Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

Уметь работать с картой.

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы

Находить дополнительную информацию о родном крае, одной стране

64

11.05

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

Работа с исторической картой.


 (с. 130-134)

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Великая Отечественная война, борьба русского народа с фашистскими захватчиками

Главные сражения советской армии с фашистами. Памятники Славы в нашем городе. Ордена и медали ВОВ

Уметь:

Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Знать о героических фактах и примерах отечественной истории, о борьбе русского народа за независимость.

 Уметь рассказывать о событиях, подвигах, сражениях русского народа в разные периоды.

Знать литературные произведения, посвящённые борьбе русского народа с иноземными захватчиками.

Уметь работать с картой.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Находить дополнительную информацию о родном крае, одной стране.

Уметь описывать отдельные события из истории Отечества.

65

14.05

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

Экскурсия2 к памятникам истории. с. 134-138)

Урок закрепления знаний и способов деятельности

66

18.05

Итоговая контрольная работа  за год.

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся

Пройденный за год материал.

Знать пройденный за год материал.

Уметь работать самостоятельно

Гражданин и государство.

67

21.05

Мы живём в Российском государстве.

Работа с картой. Границы нашего государства.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Гражданин и государство. Права и обязанности граждан

России. Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны

Знать: государственные праздники 

Уметь:

– называть права и обязанности гражданина России;

– составлять связный рассказ на темы раздела;

– работать с географической картой

Находить дополнительную информацию о родном крае, одной стране

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки

Уметь работать с картой.

Уметь:

Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Уметь описывать отдельные события из истории Отечества.

68

25.05

Права и обязанности граждан России.

Экскурсия в школьный музей. Ознакомление с прошлым и настоящим края.

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Декларация прав человека. Ознакомление.

Знать и выполнять права и обязанности граждан.

69

28.05

Символы нашего государства.

Россия на карте.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Символы нашего государства.

Герб, флаг, гимн.

Знать  государственную символику России. . Герб, флаг, гимн.

70

Резервный

урок

Повторение пройденного материала.

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Повторение и систематизация знаний.

Знать пройденный материал.

Решать творческие задачи,

самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...