Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4 классы» (2011)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir_2_kl.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды контроля | Планируемый результат освоения деятельности | НРК Экология | Дата проведения | Примечание |
по плану | факт |
1-2 | День знаний. Экскурсия в музей. Вселенная, время, календарью .Мы – союз народов России. Россия на глобусе и карте. Народы РФ, их обычаи, религии, особенности быта. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия ее народов. | 2 | Устный опрос | Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город и школа. Называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности. Определять самое важное и интересное в культуре своего народа, в культуре народов, к которым принадлежат одноклассники. Моделировать ситуации общения на разных языках. | Экскурсия в музей имени Ф.Шаеха. Беседа о нашей Республике- Татарстан. Знакомство с символикой РеспубликиТатарстан. | 1.09 5.09 |
2 | Мы - жители Вселенной. Небесные, или космические, тела. Звезды и планеты. Наша планета – Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. | 1 | Устный опрос | Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров. | 8.09 |
3 | Наш космический корабль – Земля. Стороны горизонта. Глобус- модель Земли. | 1 | Устный опрос | Определять по рисунку и моделям форму Земли. Находить на фотографиях, на местности линию горизонта. | 12.09 |
4 | Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. | 1 | Устный опрос | Находить на глобусе океаны и материки, определять их названия и число, находить на глобусе нашу страну, определять материк, на котором находится наша страна. | 15.09 |
5 | Время. Настоящее, будущее, прошлое. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. | 1 | Устный опрос | По рисункам учебника определять настоящее, прошлое, будущее, выделять приметы времени. Располагать единицы измерения в порядке их увеличения ( уменьшения). | 19.09 |
6 | Сутки и неделя. Причины смены дня и ночи. Дни недели и их последовательность. | 1 | Устный опрос | Объяснять причину смены дня и ночи, участвовать в дидактических играх « Сутки», «День- ночь», определять количество дней недели, называть дни недели, выстраивать их последовательность. | 22.09 |
7 | Месяц и год. Изменения облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснения. Последовательность месяцев в году. | 1 | Устный опрос | Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления, Выстраивать правильную последовательность месяцев года. | 26.09 |
8 | Времена года. Явления природы. Сезонные явления. | 1 | Устный опрос | Перечислять времена года в правильной последовательности, называть месяцы каждого сезона, по схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклона земной оси. | Сезонные изменения нашего края. | 29.09 |
9 | Погода. Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр. Явления погоды. Научные и народные способы прогнозирования погоды. | 1 | Устный опрос | Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях природы. | Погодные условия Республики Татарстан | 3.10 |
10 | Календарь – хранитель времени, страж памяти. | 1 | Устный опрос | Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования ими. | 6.10 |
11 | Красные дни календаря. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности. | 1 | Устный опрос | Определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Составлять устный рассказ о праздниках в своем городе. | 10.10 |
12 | Народный календарь. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства , религий разных народов мира. | 1 | Устный опрос | Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств, с наблюдениями за живой и неживой природой. | Народные приметы народов нашего края. | 13.10 |
13 | Экологический календарь. Что такое экология. Даты экологического календаря. | 1 | Устный опрос | Высказывать предположения о том, что такое экология. Выражать свое отношение к природе.. | Беседа об экологии в нашей Республике. | 17.10 |
14 | Экскурсия по теме: « Сезонные изменения в погоде осенью» | 1 | Устный опрос | Работать в группе на заданную тему, вести наблюдения, делать выводы | Экскурсия в Александровский парк. | 20.10 |
15 | Осень. (16 часов) Народные названия осенних месяцев. Старинные осенние праздники народов России. Осень в произведениях культуры. | 1 | Устный опрос | Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка. | 24.10 |
16 | Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. | 1 | Устный опрос | Устанавливать причинно- следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе. | Осенние явления в природе нашего края | 27.10 |
17 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. | 1 | Устный опрос | Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. Осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за все, что она дает людям. | Народные праздники нашего края осенью. | 31.10 |
18 | Звездное небо осенью. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звездных картах. | 1 | Устный опрос | Сравнивать древние и современные представления о созвездиях. Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки. | 3.11 |
19 | Травянистые растения осенью. Наиболее распрастраненные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др., их особенности, значение для человека. | 1 | Устный опрос | Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистого покрова осенью. Устно описывать внешний вид наиболее распрастраненных травянистых растений. | Знакомство с травянистыми растениями РТ | 14.11 |
20 | Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. | 1 | Устный опрос | Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов – шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. | 17.11 |
21 | Деревья и кустарники осенью. | 1 | Устный опрос | Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников. Работая в паре, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. | Деревья и кустарники в наших лесах. | 21.11 |
22 | Чудесные цветники осенью. | 1 | Устный опрос | Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам, различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов | Цветники в городе Елабуга. | 24.11 |
23 | Грибы- особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные. | 1 | Устный опрос | Сравнивать грибы по внешнему виду, узнавать и рассказывать о строении гриба, самостоятельно рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Различать съедобные и несъедобные грибы. | Грибы нашего края. | 28.11 |
24 | Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам. | 1 | Устный опрос | Рассказывать о разнообразии насекомых, узнавать изученных насекомых по рисункам, устно описывать паука – крестовика и его сеть. | Разнообразие насекомых в лесах Татарстана. | 1.12 |
25 | Перелетные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. | 1 | Устный опрос | Выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелетным, а какие – к зимующим. Узнавать на рисунках изученных птиц, классифицировать их по известным признакам. | Перелетные и зимующие птицы нашего края. | 5.12 |
26 | Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе. | 1 | Устный опрос | Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и др. | 8.12 |
27 | Невидимые нити в осеннем лесу. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. | 1 | Устный опрос | Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем- аппликаций и графических схем. | 12.12 |
28 | Многообразие осенних работ в городах и селах в старину и в настоящее время. | 1 | Устный опрос | Сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. | Осенние работы в нашем краю. | 15.12 |
29 | Будь здоров! Правила здорового образа жизни в осенний период. Осенние игры народов России, в том числе своего края. | 1 | Устный опрос | Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила народных игр. Контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. | Осенние игры народов Татарстана. | 19.12 |
30 | Охрана природы осенью. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. | 1 | Устный опрос | По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы осенью. Работая в группе, анализировать рисунки учебника, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. | 22.12 |
31 | Экскурсия по теме: «Наблюдения за изменениями в природе своего края» | 1 | Устный опрос | Уметь наблюдать, замечать, делать выводы | Экскурсия в Танаевский лес. | 26.12 |
32 | Зима. (13ч.) Народные названия зимних месяцев. Зима в произведениях культуры. Зимние приметы. | 1 | Устный опрос | Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями | 12.01 |
33 | Зима – время науки и сказок. Сказки народов мира и России – школа мудрости и добра. | 1 | Устный опрос | Сравнивать сказки разных народов , объяснять их смысл, формулировать нравственное значение их для современной жизни. | 16.01 |
34 | Зима в неживой природе. День зимнего солнцестояния. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе. | 1 | Устный опрос | Устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца зимними изменениями в природе, выражать свое отношение к красоте зимней природы, наблюдать за погодой зимой. | Зимние игры в нашем краю. | 19.01 |
35 | Звездное небо зимой. Изменение расположения ковша созвездия Большая Медведица по сравнению с осенью. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легенда. | 1 | Устный опрос | Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия. Анализировать схему созвездия Орион. | 23.01 |
36 | Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой. | 1 | Устный опрос | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений. Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растение зимой. | 26.01 |
37 | Зимние праздники в России и других странах – Рождество, Новый год, связанные с ним традиции. Старинные и современные обряды и обычаи | 1 | Устный опрос | Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота, различать общее и особенное в зимних праздниках , описывать картину Кустодиева Б. «Елочный торг». | Зимние праздники народов нашего края. | 30.01 |
38 | Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. | 1 | Устный опрос | Узнавать наиболее распространенные лекарственные растения, находить среди них дерево, кустарник, травянистое растение. Работать в паре: распознавать растения по изготовленному из них сырью, заполнять таблицу. | Лекарственные растения нашего края. | 2.02 |
39 | Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека. | 1 | Устный опрос | Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы. | Помощь зимующим птицам. | 6.02 |
40 | Невидимые нити в зимнем лесу. Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | 1 | Устный опрос | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе, моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем. | 9.02 |
41 | В феврале зима с весной встречается впервой. | 1 | Устный опрос | Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края | 13.02 |
42 | Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и в селе. | 1 | Устный опрос | Инсценировать зимнюю женскую и мужскую работу в старину. Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных. | . Зимний труд в городе и в селе. | 16.02 |
43 | Правила здорового образа жизни в зимний период. Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | 1 | Устный опрос | Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных игр. Контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. | Зимние игры народов Татарстана. | 20.02 |
44 | Охрана природы зимой. | 1 | Устный опрос | Использовать дополнительную литературу, интернет для исследований материалов о животных, занесенных в Красную книгу России. | 23.02 |
45 | Весна и лето. (15ч.) Весенние месяцы. Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники. | 1 | Устный опрос | Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и с событиями в жизни людей. | Весенние праздники народов нашего края. | 27.02 |
46 | Весна в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе. | 1 | Устный опрос | По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты в таблицах, сравнивать их. | 2.03 |
47 | Весна – утро года. Народные традиции встречи весны. Весенний новый год в культуре народов России и мира. | 1 | Устный опрос | По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе.. | Праздник Науруз. | 6.03 |
48 | Звездное небо весной. Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. | 1 | Устный опрос | Сравнивать схемы расположения ковшей созвездий Большая Медведица и Малая Медведица в разные сезоны, выявлять различия. Определять с помощью атласа – определителя другие созвездия и их главные звезды. | 9.03 |
49 | Раннецветущие растения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям. | Устный опрос | Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников, узнавать раннецветущие растения, использовать книгу «Зеленые страницы» и др.источники . | Первоцветы нашего края. | 13.03 |
50 | Чудесные цветники весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников. | 1 | Устный опрос | Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам, различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов | Цветники города Елабуга. | 16.03 |
51 | Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в жизни насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Бережное отношение к насекомым. | 1 | Устный опрос | Рассказывать о разнообразии насекомых, узнавать изученных насекомых по рисункам, обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, обсуждать отношение людей к насекомым. | 20.03 |
52 | Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. | 1 | Устный опрос | Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Узнавать птиц на рисунке, рассказывать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. | 23.03 |
53 | Невидимые нити в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | 1 | Устный опрос | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе, моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем. | 3.04 |
54 | Работы людей весной в старину и в настоящее время. | 1 | Устный опрос | Инсценировать весеннюю женскую и мужскую работу в старину. Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных, соотносить с видами работы в настоящее время. | Работы людей весной в нашем краю. | 6.04 |
55 | Старинные весенние праздники. | 1 | Устный опрос | Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края, сравнивать традиции отношения к березе в культуре разных народов России | Праздник Сабантуй. | 10.04 |
56 | Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Весенние игры народов России. Школа здоровья. | 1 | Устный опрос | Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных игр. Контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. | Особенности здорового образа жизни в культуре народов нашего края | 13.04 |
57 | Охрана природы весной. | 1 | Устный опрос | По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы осенью. Работая в группе, анализировать рисунки учебника, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. | 17.04 |
58 | Устройство искусственных гнездовий для птиц. | 1 | Устный опрос | Использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о одном из представителей Красной книги, знать как обустроить искусственное гнездовье для птиц, формулировать правила экологической этики. | 20.04 |
59 | По страницам Красной книги России. | 1 | Устный опрос | Извлекать из книг информацию о представителях Красной книги России , о причинах сокращения их численности, предлагать меры охраны изучаемых объектов | 24.04 |
60 | Лето красное. Названия летних месяцев в старину. | 1 | Устный опрос | Сравнивать старинные и современные названия летних месяцев, соотносить внутренний смысл старинных названий месяцев с природными особенностями весенних и летних месяцев и событиями в жизни людей. | 27.04 |
61 | День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. | 1 | Устный опрос | Устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и летними изменениями в природе, выражать свое отношение к красоте природы, наблюдать за погодой летом. | 1.05 |
62 | Щедрость лета в произведениях поэтов и художников. | 1 | Устный опрос | Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского ( и родного) языка. | Щедрость лета в произведениях поэтов и художников города Елабуги.
| 4.05 |
63 | Летние праздники и труд. | 1 | Устный опрос | Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и в селе. | Летние праздники и труд народов нашего края. | 8.05 |
64 | Труд людей летом. Народные праздники летом. | 1 | Устный опрос | Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и в селе. | Народные праздники нашего края летом. | 11.05 |
65 | Летний новый год в календаре северных народов России. | 1 | Устный опрос | Сопоставлять между собой традиции празднования летнего нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой и весной | 15.05 |
66 | Традиции летних праздников в культуре народов своего края. | 1 | Устный опрос | Определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. | Традиционные праздники татарского народа | 18.05 |
67 | Экскурсия в краеведческий музей города. | 1 | Устный опрос | Наблюдать за историей развития культуры родного города на примере бытовых предметов домашнего обихода, картин художников, поэзии. | Экскурсия в музей истории города Елабуга | 22.05 |
68 | Проект «Весенняя прогулка по родному городу» | 1 | Доклад реферат | Уметь показывать наиболее значимые места города, раскрывать их значение для культурного развития города и родного края в целом | Презентация Фотомонтаж рисунки про город Елабуга. | 25.05 |
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4 классы» (2011) и базисного учебного плана МБОУ «Гимназия №1»
.
Общая характеристика курса
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения
здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.
Цели курса
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
- Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
- Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
- Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по государственной программе авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Результаты изучения курса
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм доровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
— некоторые экологические связи в природе;
— особенности сезонного труда людей и его зависимость
от сезонных изменений в природе;
— изученные правила поведения в природе;
— особенности охраны здоровья в разное время года;
— народные названия месяцев;
— народные приметы и присловья о временах года;
— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
— главные календарные праздники народов своего края.
Учащиеся должны уметь:
— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
— различать изученные растения, грибы, насекомых,
птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
— объяснять на примерах некоторые экологические связи;
— выполнять изученные правила поведения в природе;
— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
Нормы оценок по окружающему миру
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учител
Основные содержательные линии
Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».
Время и календарь
(13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с термометром)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник теплаи света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные
часы.Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень
(16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях
и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением
пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима
(13 ч +2ч экскурсии-прогулки)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето
(15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.
Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
Учебно-методическое обеспечение
для педагога:
Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2007 год.
Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Изучаем «Окружающий мир с увлечением». Дидактический материал, викторины, конкурсы. Москва, ООО «5 за знания», 2007 год.
М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2009 год.
«Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011 год.
для учащихся:
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2012 год.
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2012 год.
Учебно-тематическое планирование
по окружающему миру
Класс: 2а
Учитель: Мирзанурова Р. М.
Количество часов: 68
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков __________, зачетов , тестов 4 ч.
Административных контрольных уроков ________ ч.
Планирование составлено на основе (1- 4) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, начальная школа, Москва, Просвещение, 2011. Стандарты второго поколения, УМК Перспектива.
Учебник: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2012 год.
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2012 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...