Урок окружающего мира "План и карта"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Хорошко Юлия Валерьевна

 

Тема урока /занятия/мероприятия

Карта

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

А.А.Вахрушев и др.

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок открытия нового знания.

 

Данный урок поможет ребятам научиться выделить главное, усвоить учебный материал в зоне их ближайшего развития, поможет научиться применять полученные знания в новой ситуации, будет способствовать сплочению коллектива.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

-познакомиться с понятием карта, условными обозначениями на карте

-тренировка в нахождении заданных объектов на карте

-учиться работать в паре, группе

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

-образовательные: формировать у обучающихся понятие «карта», «условные знаки на карте»

-развивать любознательность, речь, логическое мышление, память

-воспитательные: воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, интерес к учению, окружающему миру, России,  доброжелательность

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

-закрепить знания по изученной теме «План и карта»

-формулировать цель урока, анализировать ситуацию, обобщать полученные сведения, приводить доказательства, оценивать свой результат и результат своего товарища

-навык работы в группе

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Повторить и систематизировать знания по теме «План и карта», познакомятся с новыми условными знаками на карте

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Медиапроектор, экран, компьютер,компюьтеры для учеников самоклеющиеся листочки, линейка,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_karta.doc239.5 КБ
Файл prilozheniya_k_uroku_plan_i_karta.rar2.67 МБ
Файл plan_i_karta_sravnenie_prezentaciya.rar2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока /занятия/мероприятия

План и карта

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

А.А.Вахрушев и др.

УМК «Школа 2100»

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Комбинированный урок


Данный урок поможет ребятам научиться выделить главное, усвоить учебный материал в зоне их ближайшего развития, поможет научиться применять полученные знания в новой ситуации, будет способствовать сплочению коллектива.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

-Формировать понятие географическая  карта, условные обозначения на карте

-тренировка в нахождении заданных объектов на карте

-учиться работать в паре

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

-образовательные: формировать у обучающихся понятие «карта», «условные знаки на карте»

-развивать любознательность, речь, логическое мышление, память

-воспитательные: воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах , интерес к учению, окружающему миру, России,  доброжелательность

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

-закрепить знания по изученной теме «План и карта»

-формулировать цель урока, анализировать ситуацию, обобщать полученные сведения, приводить доказательства, оценивать свой результат и результат своего товарища

-навык работы в паре

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Повторить и систематизировать знания по теме «План и карта», познакомятся с новыми условными знаками на карте

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Медиапроектор, экран, компьютер, компьютеры для учеников,  самоклеющиеся листочки, карты физические для учащихся

 1.Начало образовательного мероприятия

 «Наш класс»

Цель: создание атмосферы дружелюбия и симпатии.

 Материалы: карандаши, стикеры, лист ватмана.

-Здравствуйте ребята. Мы с вами не знакомы. Но нам предстоит вместе поработать на уроке окружающего мира. Говорят достаточно одного взгляда на человека, чтобы узнать его. А мне достаточно одного слова, чтобы рассказать вам о себе…

 Меня зовут ……и Я путешественник -  клею листочек на ватман.

Расскажите мне о себе одним словом, любым предметом из окружающего мира

Запишите его на листочке и приклейте на ватман.

Теперь я знаю, что в вашем классе есть ребята…. (читаю слова с листочков…)

2. Вхождение или погружение в тему

Цель: повторить пройденный материал и погрузиться в тему.

Материалы: сказка с топографическими знаками.

-А вы готовы отправиться со мной в путешествие по окружающему миру?

-Я бы хотела взять с собой известных вам героев Винни-пуха и Пятачка.

Прочитайте о том, где уже побывали наши герои. Постарайтесь сделать это вместе с соседом по парте.

Работа в паре. Вспомните правила работы в паре –договориться, уважать мнение товарища, выслушивать мнение товарища.

Карточка 1.(Приложение 1)

Однажды Винни -Пух отправился в гости к Пятачку.

Пятачок жил в соседнем.

Он вышел из дома и прошел по

Прошел по  и оказался на

 Вдоль    шла    , которая вела прямо к домику Пятачка.

  Читают сказку

- Что в этой сказке было вам знакомо?

 -Условные обозначения.

- А где применяются эти условные обозначения? (на плане местности)

-Что такое план местности?  (уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков).

На доске появляется табличка –ПЛАН МЕСТНОСТИ

3.Формирование ожиданий обучающихся 

«Мозговой штурм» заимствов., но адаптир.

Цель: Определить тему, цель и задачи урока.

Материалы: интернет ресурс – Яндекс карты

Показ плана местности (около школы) –

-Можете ли вы сказать план какой местности я вам показываю? (план нашего района)

-Какие объекты вы видите?

-Почему  объекты не такие как выглядят на самом деле? (в уменьшенном масштабе)

-С какой стороны мы видим объекты на плане? (сверху)

-А что если я поднимусь еще выше…(постепенное увеличение масштаба изображения) (изображение Москвы и области)

-Будет ли данное изображение планом местности?

-План чего вы видите? (план нашего города)

-Какие объекты вы видите?

-А если подняться еще выше? (изображение нашей страны, нашей планеты)

-Будет ли это планом местности?

-А что это?

-Карта местности.

-Может вы уже догадались о чем мы будем говорить  сегодня на уроке? ( о карте)

Открываю название темы – Карта МЕСТНОСТИ

-А зачем нам нужно изучать карту?

Работа с картами – «Атлас для 6 класса»

-Что вы видите на карте? (объекты в уменьшенном виде) – табличка на доску

-Как такие объекты можно было уместить на карте? (масштаб)

-С помощью чего объекты показаны на карте? (условные знаки)

-Попробуйте сделать вывод о том, что же такое карта?  (уменьшенное изображение земли и предметов с помощью условных знаков и масштаба)

-Да,  но возникает вопрос: План – это тоже уменьшенное изображение е земли и предметов с помощью условных знаков и масштаба?

Получается, что это одно и тоже?

Появляется проблема на доске :План и карта одно и тоже изображение?

Что делать? Сравнить…

Чтобы лучше думалось -  немного отдохнем…

3.Физминутка   «Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе.

Технология проведение: Учитель просит по команде изобразить одно из состояний – воздух, земля, огонь, вода. 1- Воздух – дышат глубже, чем обычно. Встают, делают глубокий вдох, затем выдох. 2 – Земля – дети давят на пол, стоя на одном месте, подпрыгивают вверх, крутятся на месте – устанавливают контакт с Землёй. 3 – Огонь – активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.4. – Вода – Представляют, что в бассейне и делают мягкие, свободные движения «в воде». Учитель выполняет вместе с детьми.

4. Проработка содержания темы

Работа в паре на компьютере с использованием карт-схем работы

-Какой вопрос стал пред нами?

План и карта – одно и тоже или разные изображения?

-Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю выполнить вам задания  по карточке. И чтобы справиться понадобиться помощь друга, соседа по парте.

 Выполните работу вместе.

Каждая пара получает карточку с задание

Карточка 2 (приложение 2)

Кто выполнил задание – сравните свои ответы с эталоном на доске

Какие же выводы мы сделали?

Рабо та с таблицами, которые заполнили учащиеся

ПЛАН                     КАРТА

      Уменьшенное изображение

                  Объектов

                  Масштаб

           Условные знаки

-Является ли план и карта одним и тем же или это разные изображения?

-Кто справился с заданием?

-У кого возникли затруднения?

-Какое задание оказалось самым трудным?

Гимнастика для глаз

5. «Преодолей себя»

Цель: анализ ситуации и преодоление проблемы; проверка усвоения материала.

Технология проведение: Учащиеся выполняю работу. После ее завершения меняются листочками с соседями  по парте и проговаривают свои решения.

Карточка 3(Приложение 3)

Открой учебник на стр.82. рассмотри карту . заполни пропуски на карточке.

 Летом Миша из Москвы  ездил на экскурсию в Киев. Его поезд проехал по мосту через реку…….. Миша сделал остановку в городе……… ………..  Ему очень понравилась природа вдоль реки………………….

Поочередно выходят ребята к доске и показывают объекты на карте.

-У кого не возникло затруднений?

-Кто ошибся?

6.«ХИМС» (Приложение 4)

Цель: Выяснить впечатления учеников от прошедшего урока.

Технология проведение:

У каждого ученика листочки. Отметьте галочкой  на  только одно слово:

– Хорошо…

– Интересно…

– Мешало…

– Возьму с Собой

Оставьте на парте  и  я узнаю о том,  что каждый из вас сегодня узнал на уроке

Каждый ученик должен, по - возможности, откровенно ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

Приложение 3

Карточка 3

Рассмотри карту и определи,   в каких местах побывал Миша.

Дополни предложения словами


Летом Миша из Москвы  ездил на экскурсию в Киев. Его поезд проехал по мосту через реку…….. ……………………………………………………………

Миша сделал остановку в городе……… …………………………………………

Ему очень понравилась природа вдоль реки………………………………………


Карточка 3

Рассмотри карту и определи,   в каких местах побывал Миша.

Дополни предложения словами


Летом Миша из Москвы  ездил на экскурсию в Киев. Его поезд проехал по мосту через реку…….. ……………………………………………………………

Миша сделал остановку в городе……… …………………………………………

Ему очень понравилась природа вдоль реки………………………………………


Карточка 3

Рассмотри карту и определи,   в каких местах побывал Миша.

Дополни предложения словами


Летом Миша из Москвы  ездил на экскурсию в Киев. Его поезд проехал по мосту через реку…….. ……………………………………………………………

Миша сделал остановку в городе……… …………………………………………

Ему очень понравилась природа вдоль реки………………………………………


Карточка 3

Рассмотри карту и определи,   в каких местах побывал Миша.

Дополни предложения словами


Летом Миша из Москвы  ездил на экскурсию в Киев. Его поезд проехал по мосту через реку…….. ……………………………………………………………

Миша сделал остановку в городе……… …………………………………………

Ему очень понравилась природа вдоль реки………………………………………


Приложение 4

Хорошо:

работал в паре


отвечал на вопросы учителя

Хорошо:

работал в паре


отвечал на вопросы учителя

Интересно:

работал на компьютере


сравнивал  карту  и план


записки на листках

Интересно:

работал на компьютере


сравнивал  карту  и план


записки на листках

Мешало:

работа с другом


вопросы учителя

Мешало:

работа с другом


вопросы учителя

Возьму с собой:

умение читать карту


умение различать условные знаки на карте

Возьму с собой:

умение читать карту


умение различать условные знаки на карте

Хорошо:

работал в паре


отвечал на вопросы учителя

Хорошо:

работал в паре


отвечал на вопросы учителя

Интересно:

работал на компьютере


сравнивал  карту  и план


записки на листках

Интересно:

работал на компьютере


сравнивал  карту  и план


записки на листках

Мешало:

работа с другом


вопросы учителя

Мешало:

работа с другом


вопросы учителя

Возьму с собой:

умение читать карту


умение различать условные знаки на карте

Возьму с собой:

умение читать карту


умение различать условные знаки на карте



Предварительный просмотр:

Карточка 1

Однажды Винни -Пух отправился в гости к Пятачку.

Пятачок жил в соседнем.

Он вышел из дома и прошел по

Прошел по  и оказался на

 Вдоль    шла    , которая вела прямо к домику Пятачка.

Карточка 1

Однажды Винни -Пух отправился в гости к Пятачку.

Пятачок жил в соседнем.

Он вышел из дома и прошел по

Прошел по  и оказался на .

Вдоль    шла    , которая вела прямо к домику Пятачка.



Подписи к слайдам:

План и картавыполни сравнение
Изображение 1
Изображение 2
Изображение 3
Изображение 4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.

Знакомство с географическим положением  природной зоны-Тундра, климатическими условиями,  растительным и животным миром и деятельностью человека....

Современный урок окружающего мира. Технологическая карта к уроку. Презентация "Комнатные растения" .

   Организуя  современный  урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседне...

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Конспект урока окружающего мира "Историческая карта"

Конспкект урока окружающего мира 4 класса на тему "Историческая карта". УМК "Планета знаний"....

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

Урок окружающего мира (технологическая карта).1 класс.Почему мы часто слышим слово "экология".

На данном уроке дается первоначальное представление об экологии и ее роли в жизни  людей,объясняется смысл названия "Зеленый дом";формируются основы экологической грамотности,чувства от...