Молодцы, ребята, прежде чем отправится в путешествие мы должны познакомится с понятиями "историческое время" и "историческая карта" . Вы уже знакомились с понятием историческое время в 3 классе, кто может рассказать?
А кто знает что такое историческая карта?
Откроем учебники и у вас на обложке есть карта, это карта того, что вы узнаете нового из этого учебника, какие темы вам придется изучить. Давайте прочитаем их. А теперь откроем на странице 6, рассмотрим карты и ответим на вопросы. На ней есть условные обозначения. Кто- то может назвать их? Линии и цвета могут показывать границы государства; кружки и домики- города; несколько нарисованных всадников- войско; скрещенные мечи, корабли, пушки- места сражений; направление торговых путей и перемещения войск обозначают стрелками. Карта всегда отражает или определенный этап в развитии государства, или конкретное событие. Уметь "читать" карту важно каждому, кто приступает к изучению истории. Ответим на некоторые вопросы, но сначала прочитаем условные обозначения, которые есть на этой карте. О чем рассказывает эта карта? По берегам каких рек рассекались славяне? А теперь давайте придумаем название этой карты. Переходим к следующей карте, на странице 7. Разберем условные обозначения. О чем можно узнать, прочитав эту карту? Придумаем название и к этой карте. Изучая страницы истории, мы невольно задаем вопрос: " Как ученые узнают о том или ином событии, которое произошло много веков назад?" Об этом рассказывают находки археологов: остатки поселений, городов, старые деревянные и каменные дома, захоронения, оружие, монеты, осколки глиняной посуды, а также древние книги. А кто знает, кто такой археолог? Все, что хранит память о прошлом, ученые называют историческими источниками. Историки разделили их на следующие группы: вещественные, письменные и устные.
Земля- прекрасная кладовая. Проходят тысячелетия, а она хранит следы прошлого. Люди находят в земле различные предметы древности: черепки, посуды, наконечники стрел, каменные топоры, драгоценности. Эти находки изучает наука археология. «Архео» (греч.) – древний. Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иногда в шутку называют историей, вооружённой лопатой. По вещественным источникам археологи восстанавливают историческое прошлое, подробности жизни наших предков. Прежде чем начать археологические раскопки, производят археологическую разведку. Изучают все сохранившиеся письменные упоминания о данной местности, древние карты, осматривают местность. В местах бывших поселений уровень почвы все время повышается. За годы накапливаются сантиметры, за столетия - метры земли. Эти отложения археологи называют "культурным слоем". В городах, имеющих многовековую историю, таких как Новгород или Москва, культурный слой достигает 9-10 метров. Археологи научились читать культурный слой. Давайте же и мы поучимся. Спустимся в раскоп и внимательно присмотримся к земляным стенам. Вот слой желтой глины с остатками каменной кладки - это время основания поселения. Толстый слой темной, возделанной земли означает развитие здесь земледелие. Полоса черной золы, где встречаются и наконечники стрел, и человеческие кости, рассказывает о вторжении неприятеля, пожаре, запустении. Верхний слой без находок означает, что здесь долго никто не жил. Показ видео и картинок... Виды письменных источников различны: это летописи, хроники, грамоты, письма и записки. Хроника- историческое описание событий в хронологическом порядке. Одной из самых ранних форм письменных источников являются летописи. Слово "летопись" происходит от древнерусского слова "лето"- год. Из года в год в монастырях или при дворах князей грамотными людьми велись записи о важнейших событиях в государстве. Древние тексты много раз переписывали, собирали в летописные своды, дополняли новыми рассказами. Летописи часто гибли в огне пожаров, при вражеских набегах. Лишь немногие из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. На Руси первой летописью считается "Повесть временных лет". Она была создана монахом Киево- Печерского монастыря Нестером. Из "Повести" мы узнаем о расселении славян, их нравах и обычаях, о первых русских князьях, о крещении Руси, об отношении с соседями. История в летописи часто соседствует с различными легендами. Летописи и все остальное писали на бересте. Береста была дешевым, доступным и распространенным материалом для письма. Буквы на бересте выдавливали заостренной палочкой из кости, металла или дерева. В Древней Руси такой инструмент для письма называли "писало". Его хранили в кожаных чехлах. Писали также птичьими перьями. Использовали перья лебедя, вороны, утки. Более прочными считались перья гуся. Качество письма зависело от способа заточки перьев. Первые берестяные грамоты были найдены археологами в Новгороде. Давайте попробуем прочитать одну из таких берестяных грамот.
Виды устных источников: былины, сказания, мифы, песни, пословицы, поговорки. Одним из видов устных исторических источников являются былины. Слово "былина" происходит от слова "быль", то есть, то, что было на самом деле. Былины были широко распространены в устном народном творчестве Древней Руси. Они воспевали богатырей- защитников родной земли. Первые былины передавались из уст в уста и не записывались. Для лучшего запоминания они слагались в стихах. Давайте прочитаем былины про богатыря Святогора.
А теперь немного отдохнем и подвигаемся. Встаем со своих мест. Включается видеозапись с физминуткой.
Давайте откроем наши тетради на печатной основе, но перед тем как начать работу повторим какие условные обозначения присутствуют на географической карте, а какие на исторической? А теперь выполним задания номер 1. Проверка задания. Приступим к третьему заданию. Для его выполнения вам понадобятся карандаши, цветом: зеленый, желтый, синий. Объяснение задания. Молодцы! Давайте подведем итоги нашего урока: 1) Что же такое "историческая карта"? 2) Что относится к вещественным источникам? Письменным? Устным? 3) Что такое "культурный слой"? 4)Давайте объясним, что же значит "читать культурный слой"? 5) Какая ценная находка была сделана археологами в Новгороде? И еще закончим предложения в тестах: 1) Сегодня на уроке я узнал(а): 2) Эти знания мне нужны для того, чтобы... Сосчитая баллы, поставьте себе оценку.
Откроем дневники и запишем домашнее задание: в учебнике страницы 6-11(пересказ), В тетрадях страница 5 № 4,5 Молодцы, ребята! Спасибо вам за урок! До свидания!
|