Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Максимова Елена Евгеньевна

Знакомство с географическим положением  природной зоны-Тундра, климатическими условиями,  растительным и животным миром и деятельностью человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пример организации проектно – исследовательской деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира

Технологическая карта урока

Название урока

Природная зона России – Тундра

Предмет

Окружающий мир

Класс

4 класс

Технология

Проектно – исследовательская деятельность

Тип урока

Формирование новых знаний (урок-исследование)

Цели урока

для учителя

для ученика

  • сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
  • познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями,    растительным и животным миром и деятельностью человека.
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.
  • Развивать устную монологическую речь.
  • воспитывать потребность в бережном отношении к природе   

познакомиться с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями,         растительным и животным миром и деятельностью человека


Образователь

ные результаты

Предметные

  • получить представление о природной зоне тундры;
  • познакомиться с географическим положением тундры;
  • познакомиться с климатическими условиями зоны;
  • узнать особенности растительного и животного мира тундры;
  • познакомиться с населением тундры и его деятельностью.

Метапредметные

Регулятивные – прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, добывать новые знания, используя учебник, дополнительную литературу, ресурсы интернет и информацию, полученную на уроке; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути её достижения, строить монологические высказывания, вести диалог, слушать собеседника.

Личностные

выражать положительное отношение к процессу познания;

проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь в конкретных ситуациях;

осознавать потребность в бережном отношении к природе.

Образователь

ная среда урока

  •  карточки-помогайки;
  •  карточки с вопросами;
  •  текст с ошибками;`
  •  презентация учителя;
  •  презентации детей

Форма работы на уроке

группы постоянного состава

 (4 групп по 6 учеников)

Этап

Действия учителя

Действия ученика

Организаци

онный

ставит и поясняет цели урока

рассаживаются по группам, определенным заранее

(на предыдущем уроке  учащиеся уже разделились на 4 группы: географы, зоологи, ботаники, экологи; каждая группа  располагается за своим отведенным рабочим местом, отмеченным специальной карточкой-названием)

Актуализа

ция

знаний

- С какой природной зоной мы уже знакомы?  

СЛАЙД  (презентация учителя)  

- Покажите эту природную зону на карте.

- Чем запомнилась эта природная зона?  

Исправь географические ошибки в тексте: 
Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля). 

Зона Арктических пустынь

работают с текстом, исправляют ошибки, объясняют свою точку зрения  (приложение 1)

Введение знаний

- Сегодня мы поговорим о новой природной зоне России, которая граничит с Арктикой.

- И она называется?  

СЛАЙД    

- Совершенно верно – это зона Тундры. В переводе с финского языка тундра означает    

             “бесплодная” или “враждебная”.

А почему?  Мы сегодня попробуем это узнать.

И сейчас в работу включаются наши географы, ботаники, зоологи, экологи. Они в течение недели исследовали и выясняли:

  • Где расположено? 
  • Что растёт?
  • Кто живёт?
  • Как живут?  

СЛАЙД

  1. Местоположение тундры и особенности неживой природы тундры  

(группа географов).

  1. Растения тундры (группа биологов).
  2. Животные тундры (группа зоологов).
  3. Тундра и человек (группа экологов).

Остальные группы не только слушают выступающих, но и заполняют таблицу, которая вам потом поможет написать тест в программе «Знак»

ТУНДРА

в помощь были даны карточки–помогайки (приложение 2)

получают таблицу с вопросами, на которые они отвечают по ходу выступления каждой группы (приложение 3)

Систематизация знаний

  • координирует временные и содержательные             аспекты выступления групп
  • задает уточняющие вопросы
  • корректирует и дополняет сообщения учащихся

представляют свои сообщения с использованием ИКТ

по группам

  • географы
  • зоологи
  • ботаники
  • экологи

(выступления групп в приложении 4)

Рефлексия

- Молодцы! Было очень приятно работать с наблюдательными исследователями!

- Правда ли, что Тундра «бесплодная» и «враждебная»?

- А Н.Сладков назвал Тундру «Седая земля»

   Седая земля(Тундра)                Николай Сладков

         Равнина серая и сырая. И небо над ней серое и сырое. Мох, кочки, лужи. Все плоско и бесконечно.
         Но встречаются и леса - высотой по колено! Ивы, березы толщиной с карандаш. Грибы в таком лесу и то выше деревьев. Грибы-надберезовики, а уж олень или человек совсем великаны.
         Тут на дню пять погод: сеет, веет, поливает и посыпает. Приползет туча - накроет тундру холодная тень. За ней вторая - спрыснет частым дождем. Третья пробарабанит крупной ледяной. Четвертая снегом засыплет. Хорошо, если пятая мимо пройдет, - тогда опять солнышко и тепло.
         Ярче всего тундра летом. На лужах пестрые птицы: белые, черные, рыжие. На кочках яркие цветы: синие, красные, желтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится темной, а все огромное небо над ней - золотым. Чумы пастухов тогда кажутся далекими горами-вулканами. Олени лежат лениво, рога их ветвистые на золотом закате как сказочный костяной лес. И лужи горят, словно окна в домах.
          Бесконечная тишина. И время остановилось.

высказывания детей

Тест

в

программе

«Знак»

объясняет задание, контролирует выполнение, выводит на экран результаты выполнения, подводит итог

выполняют тест по закреплению нового материала (приложение 5)

Домаш

нее

задание

составьте две - три цепи питания зоны Тундра и творчески их оформить

- А закончить наш урок я хочу песней «Увезу тебя я в Тундру»

выслушивают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Анализ урока с точки зрения формирования УУД.

     В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

     Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в тундре.

    Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, дополнительной литературой); при подготовке    выступлений по инструкционным картам;  при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

     Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, распределении обязанностей, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

       Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах, особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.

        На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на данном уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс разработан по учебнику Плешакова А.А. Цели: формировать представление о природной зоне тундраЗадачи: познакомить с геогр...

Урок по курсу «Окружающий мир». Тема урока: «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс

Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й классЦели урока:Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.Познакомить с географическим положением этой природно...

Урок по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в 4 классе.Тема: Обобщение по теме «Пищеварительная система». Интеллект-карта как продукт проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Возбудить интерес к новому активному методу обучения – методу  Интеллект-карт,  отвечающему  реальным  запросам  современной  школы,  способствующему  решению...

Урок окружающего мира «Природные зоны России. Тундра»

урок содержит меодическую разработку и презентацию...

Урок окружающего мира "Природная зона России - тундра"

Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Природная зона России- тундра". Групповая работа по изучению нового материала организована с использованием проектно-исследовательской деятельност...

Видеозапись урока окружающего мира "Природная зона России - тундра"

https://youtu.be/-bXj_gLTYrY Видеозапись урока окружающего мира....

Видеозапись урока окружающего мира "Природная зона России - тундра"

Урок окружающего мира, 4 класс. Урок исследование. Групповая форма обучения....