тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. УМК "Перспектива", в тематическом планировании отражены УУД по разделам. Тематическое планирование состалено на основе авторской программы, примеронй программы, учебного плана школы на 2012-2013 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir.docx49.77 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс создана на основе:

  1. Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования;  
  2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  3. Программы курса «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова, М.Ю.Новицкой, М., «Просвещение», 2011 год;
  4. Учебного плана школы на 2012-2013 учебный год;
  5. Планируемых результатов начального общего образования.

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе.

Изучение окружающего мира направлено на достижение следующей цели:

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

На изучение курса «Окружающий мир» отведено 2 часа в неделю, 35 недель - итого 70 часов, в том числе:

практических работ – 2;

экскурсий – 4.

Для реализации программного содержания курса окружающий мир  используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Плешаков, А. А. «Окружающий мир»: учебник для 2 класса в 2 ч.– М.: Просвещение, 2012.
  2. Плешаков, А. А. рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса– М.: Просвещение, 2012.
  3. Дмитриева, О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс» /– Москва «ВАКО», 2007.

Планируемые результаты:

- Личностные: 

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности;

-формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- формирование чувства любви к природе, стремиться беречь её;

- умение контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой;

- выполнение правил здорового образа жизни;

- формирование личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добрых поступках.

Регулятивные: 

1. определять цель учебной деятельности при: работе с компасом; термометром, при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей

2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; с атласом-определителем; при определении невидимых нитей

 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом; термометром, с атласом-определителем; при определении невидимых нитей

4. Сравнивать свои  ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом);

5. Самоконтроль во время прогулки (экскурсии) в парке, лесу.

Познавательные: 

-умение ориентироваться в учебнике, поиск и выделение необходимой информации;

сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство;

- установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

- сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна;

- наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире;

- понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;

-сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних;

-сравнение обрядов и обычаев, характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

-сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- установление причинно-следственных связей;

-сравнение фазы развития насекомых,  отличие  паукообразных  от насекомых;

- подведение под понятие;

- обобщение и систематизация наблюдений над зимними природными явлениями; наблюдение за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

- моделирование и преобразование моделей;

- умение находить необходимую информацию  на вопросы рубрики «Подумаем!»;

- умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;

- -освоение технологии поиска информации (находят информацию  в атласе-определителе);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции;

- распределение операции между собой в группе;

-  умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы.

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее;

- оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам);

- формирование и аргументация своего мнения при наблюдении за живой природой;

- умение договариваться об условиях игры.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

— некоторые экологические связи в природе;

— особенности сезонного труда людей и его зависимость

от сезонных изменений в природе;

— изученные правила поведения в природе;

— особенности охраны здоровья в разное время года;

— народные названия месяцев;

— народные приметы и присловья о временах года;

— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

— главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должны уметь:

— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

— различать изученные растения, грибы, насекомых,

птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

— объяснять на примерах  некоторые экологические связи;

— выполнять изученные правила поведения в природе;

— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края

.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (70 часов)

№ \п

Тема

Планируемые результаты

Дата

Корректи-ровка

Предметные

Метапредметные и личностные

Вселенная, время, календарь (14ч.)

1

Мы — союз народов России

Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город  и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности.

Личностные: 

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности;

Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

Регулятивные: 

1. определять цель учебной деятельности при: работе с компасом; термометром

2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; термометром

 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом; термометром

4. Сравнивать свои  ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом)

Познавательные: 

-умение ориентироваться в учебнике, поиск и выделение необходимой информации;

сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство;

- установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

- сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее;

- оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам).

 

2

Мы — жители Вселенной

Усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе.

3

Наш «космический корабль» — Земля. Практическая работа с компасом.(стороы горизонта, компас, глобус – модель Земли.

Усвоить понятия о горизонте и сторонах света; научить обращаться с компасом, определять стороны горизонта.

4

Океаны и материки на Земле. (Изображение нашей страны на глобусе)

Понимать особенности формы планеты Земля.

5

Время (настоящее, прошлое, будущее)

Усвоить: минута — единица измерения времени.

6

Сутки и неделя

Усвоить: сутки и неделя - единицы измерения времени.

7

Месяц и год

Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи

8

Времена года

Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев;

9

Погода

(практическая работа с термометром)

Уметь объяснять причину смены времен года; знать: важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года.

10

Погода

Научить различать виды термометров и пользоваться каждым из них.

11

Календарь — хранитель времени, страж памяти

Усвоить теоретические понятия о погоде

12

Красные дни календаря

Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры; уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни.

13

Народный календарь

Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря.

14

Экологический календарь

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края, уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

Осень (19ч.)

15

Осенние месяцы

Уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев;

Личностные: 

Формирование чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке.

Регулятивные: 

1. определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу

2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу

 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем

4. Сравнивать свои  ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом)

Познавательные: наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире;

- понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;

-сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних;

-сравнение обрядов и обычаев характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

-сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- установление причинно-следственных связей;

-сравнение фазы развития насекомых,  отличие  паукообразных  от насекомых;

- подведение под понятие;

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции;

- распределение операции между собой в группе;

-  умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы.

16

Осень в неживой природе

усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); Изучить осенние явления в неживой природе: увеличение туманов, заморозки, образование инея и начало ледостава

17

Народные праздники в пору осеннего

равноденствия

Знать народные праздники в пору осеннего

равноденствия

18

Звездное небо осенью

Понимать, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов. Познакомить с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них.

19

Экскурсия в лес

Знать ( 4-5) названий травянистых растений нашего края

20

Трава у нашего дома

Понимать причины пожелтения травы осенью; Уметь распознавать травы с помощью атласа-определителя.

21

Старинная женская работа

Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;

22

Деревья и кустарники осенью.

Знать причины листопада;

познакомить  с вечнозелеными хвойными растениями

нашего края;

23

Чудесные цветники осенью

понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям.

24

Осенняя экскурсия в парк

Знать сезонные изменения в живой природе

25

Грибы

Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомить со строением грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

26

Шестиногие и восьминогие

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.

27

Птичьи секреты

Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научить различать перелетных и зимующих птиц.

28

Как разные животные готовятся к зиме

Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

29

Невидимые нити в осеннем лесу

Дать понятие  о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу;

30

Осенний труд

Знать виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

31

Будь здоров!

знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени; уметь соблюдать правила, предусмотренные игрой.

32

Будь здоров!

(Правила здорового образа жизни в  осенний период)

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период.

33

Охрана природы осенью

Знать правила сбора грибов, ягод, орехов;

Зима (16ч.)

34

Зимние месяцы

Уметь находить  признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев.

Личностные: 

Формирование чувства гордости за свою Родину;

- осознание ответственности за общее дело;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Регулятивные: 

- контроль, коррекция, оценка;

- умение соотнести выполненное задание с образцом

Познавательные: обобщение и систематизация наблюдений над зимними природными явлениями; наблюдение за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

- моделирование и преобразование моделей;

- умение находить необходимую информацию  на вопросы рубрики «Подумаем!»;

- умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;

- подведение под понятие

Коммуникативные:

- умение высказывать свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира. Называть самое главное, что понравилось на уроке;

-умение объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость;

- формирование и аргументация своего мнения при наблюдении за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами;

- умение договариваться об условиях игры.

 

35

Зима — время науки и сказок

Знать несколько зимних народных примет на погоду.

36

Зима в неживой природе

Знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря). Дать понятие  о дне

зимнего солнцеворота

 (25 декабря).

37

Звездное небо зимой

Дать понятие о местоположении на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и

Полярной звезды; учить ориентироваться по Полярной звезде.

38

Зимняя прогулка

(экскурсия)

Ознакомить с сезонными изменениями в живой природе.

39

Зима в мире растений

Ознакомить со способами определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

40

Зимние праздники в России и других странах

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России;

41

Зимние праздники народов ханты

Познакомить с зимними праздники народов ханты.

42

Растения в домашней аптечке

Знать несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;

43

Зимняя жизнь птиц и зверей

Познакомить с образом жизни и питания зимующих птиц; о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

44

Невидимые нити в зимнем лесу

Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу.

45

В феврале зима с весной встречается впервой

Познакомить, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года.

46

Зимний труд

Знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице.

47

Будь здоров!

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы.

48

Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой..

49

Охрана природы зимой

Познакомить с правилами охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, лесу знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных.

Весна и лето (21 ч.)

50

Весенние месяцы

Уметь находить  признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев; понять причины потепления весной; знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления.

Личностные: 

Формирование чувства гордости за свою Родину;

- осознание ответственности за общее дело;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- формирование чувства любви к природе, первоцветами и стремиться беречь их;

- умение контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой;

- выполнение правил здорового образа жизни в весенний период;

- формирование личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добром поступке.

Регулятивные: 

- контроль, коррекция, оценка;

- умение соотнести выполненное задание с образцом;

- самоконтроль во время прогулки в парке, лесу.

Познавательные: умение сравнивать положение Солнца зимой и весной - моделирование и преобразование моделей;

- умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;

- подведение под понятие;

- освоение технологии поиска информации (находят информацию  в атласе-определителе);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные:

- умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

 

 

 

51

Образ весны в культуре народов России

52

Весна — утро года

Уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

53

Звездное небо весной.

 

Познакомить с положением весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица.

54

Весенняя прогулка  Старинные детские игры весной.

Познакомить с раннецветущими растениями

55

Весеннее пробуждение растений

Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

56

Чудесные цветники весной

Знать названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе.

57

Весна в мире насекомых

Познакомить с пользой пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц.

58              

Весна в мире птиц и зверей

Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

59

Невидимые нити в весеннем лесу

Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; учить приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

60

Весенний труд

Уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,

«Кто спит весною, плачет зимою».

61

Старинные весенние праздники. Пасха.

Познакомить с весенними праздниками, с образом берёзы в культуре разных народов.

 

62

Образ берёзы в культуре разных народов

63

Будь здоров!

Знать правила здорового образа жизни в весенний  период.

64

Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

Знать правила во время прогулки в парке, лесу.

65

Охрана природы весной

Учить находить признаки летних явлений природы в старинных названиях летних месяцев.

66

По страницам Красной книги России

Познакомить с Красной книгой России

67

Лето красное

Познакомить с  цветущими растениями нашего края.

68

Летние праздники и труд

Познакомить с летними праздниками в России и в народов ханты.

69

Летние праздники и труд

70

Экскурсия в лес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков Окружающего мира в 3 классе.(Плешаков А.А.)

p { margin-bottom: 0.21cm; } Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 год...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по УМК "Перспектива" автор Плешакова А.А.,Новицкая М.Ю.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по УМК "Перспектива" автор Плешакова А.А.,Новицкая М.Ю. для 2012-2013 учебного года. В планировании указаны задачи урока, планируе...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (УМК "Школа России", автор учебника А.А. Плешаков)

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс; 2 часа в неделю - всего 68 часов...


 

Комментарии

Пономаренко Анна Николаевна

Рита Васильевна! Спасибо Вам за Ваш труд. Очень многое пригодилось для составления рабочй программы.