Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по УМК "Перспектива" автор Плешакова А.А.,Новицкая М.Ю.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheske_planirovan2_klass_okr.mirnovickaya.docx | 71.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по окружающему миру
2 класс
разработана на основе примерной программы
начального общего образования
по окружающему миру
на базовом уровне
Разработала: Качкина Е.В.
Учитель начальной школы
МБОУ СОШ №9
Г.Каменск-Шахтинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2012– 2013учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4 классы» . Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой, планируемых результатов начального общего образования. В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения
здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего
края.
Тематическое планирование
№ п.п | Раздел | Количество часов |
1 | 14часов | |
2 | 16 часов | |
3 | 13 часов | |
4 | 15часов | |
5 | Резерв учебного времени. | 10часов |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
— некоторые экологические связи в природе;
— особенности сезонного труда людей и его зависимость
от сезонных изменений в природе;
— изученные правила поведения в природе;
— особенности охраны здоровья в разное время года;
— народные названия месяцев;
— народные приметы и присловья о временах года;
— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
— главные календарные праздники народов своего края.
Учащиеся должны уметь:
— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
— различать изученные растения, грибы, насекомых,
птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
— объяснять на примерах некоторые экологические связи;
— выполнять изученные правила поведения в природе;
— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм доровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Содержание программы реализуется по следующим учебникам и учебным пособиям:
Тематическое планирование
2 класс (66 часов)
№ урока | Тема урока | Задачи урока | Планируемые достижения учащихся | УУД и результаты УУД | Материально-техническая база | Кол-во часов | Дата | |||
Вселенная, время, календарь (14ч) | ||||||||||
1 | Мы – союз народов России | Познакомить детей с учебником, рабочей тетрадью. Формировать представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения; углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; | Знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; находить и показывать субъект на политической карте России; называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса. | Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты | Пол итические карты России и мира; фотографии или репродукции произведений храмовой архитектуры разных конфессий; фотографии Москвы и Петербурга как городов особого федерального значения. | 1 | ||||
2 | Мы — жители Вселенной | Формировать представление о строение Вселенной; о планетах и порядоке их расположения в Солнечной системе; | Знать в общем виде строение Вселенной; называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы; перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров; узнавать небесные тела по описанию. определять взаимосвязь Земли и Вселенной; определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны; анализировать схему в учебнике; рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве; сравнивать размеры планет; | Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Личностные - освоение личностного смысла учения; -осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | Компьютер. Запись песни «Притяженье Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского); настенная схема строения Солнечной системы или слайды для мультимедийной проекции | 1 | ||||
3-4 | Наш космический корабль — Земля | Формировать представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; изучить устройство компаса; научить определить стороны горизонта (действуя по инструкции); по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; формировать умение анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; иметь представление о форме Земли, глобусе; знать устройство глобуса и условные обозначения на нем. находить на глобусе океаны и материки; определять их названия и число; находить на глобусе нашу страну; определять материк, на котором она расположена; изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички. | Уметь определять стороны горизонта; находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта; уметь определять по схеме способ обозначения сторон горизонта; знать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции); уметь зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.; применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; осуществлять самопроверку; уметь работать в паре предлагать маршрут кругосветного путешествия. находить на глобусе океаны и материки; определять их названия и число; находить на глобусе нашу страну; определять материк, на котором она расположена; | Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; Коммуникативные - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов. -сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. | Компьютер запись песен «Притяженье Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского), «Там, за облаками» (муз. М. Фрадкина, сл. Р. Рождественского); компас; рисунок, изображающий плоскую Землю, лежащую на трех слонах; изображение первого компаса, изобретенного в Китае. | 2 | ||||
5 | Время | Определять по рисункам учебника настоящее, прошлое и будущее; изучать устройство часов, определять время по часам. Выделять приметы времени. | Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; иметь представление о понятии «единицы измерения времени»; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; рассказывать о старинных и современных часах; объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы; предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее; обосновывать своё решение; определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображённых событий; моделировать время на часах; сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов. | Личностные - освоение личностного смысла учения; осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира. Познавательные - уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде | Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; рисунки детей, выполненные в первом классе по теме «Город будущего»; песочные часы, будильник, механические часы с открытым механизмом, секундомер; вода и песок в сосудах, пустые емкости, фонарик; несколько репродукций картин, фотографий; рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». | 1 | ||||
6 | Сутки и неделя | Формировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи;. . | Уметь давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю; определять количество дней в неделе; называть дни недели, выстраивать их последовательность. Выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения смены дня и ночи на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи); моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации; участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь»; находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи; составлять фоторассказ о своей жизни за неделю; писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье. | Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Личностные: -осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего | Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; глобус, фонарик, ободок с изображением земного шара, названия дней недели, написанные на отдельных полосках бумаги, магниты; шаблоны двухсторонней ярославской игрушки «День — ночь», прутики; игрушка-волчок. | 1 | ||||
7 | Месяц и год | Формировать представления о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; | Уметь давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца, используя схему; выстраивать правильную последовательность месяцев года; осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце. устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества; прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации; отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами; наблюдать изменение облика Луны и фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков. | Личностные - освоение личностного смысла учения; -осознание важности наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развитие творческого воображения детей в процессе наблюдения за природой в течение года. | Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах с узнаваемыми деталями сезонной одежды, которые по ходу урока будут быстро меняться; по возможности — серп (или вырезанное изображение серпа) и прямая палочка, соразмерная серпу; хлеб круглой формы, краюшка хлеба, отрезанная от круглой буханки | 1 | ||||
8 | Времена года | Формировать умение устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси; объяснять причины смены времён года. | Уметь объяснять причину смены времен года с помощью схемы; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года; перечислять времена года в правильной последовательности; называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге. придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком; инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года; наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края; выявлять среди них специфические сезонные явления; подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы. | Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; Регулятивные - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Личностные : понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца. | Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах и сезонные детали их одежды; глобус, фонарик; волчок, выполненный в форме годового круга на основе зубочистки или спички, вставленной в центр. | 1 | ||||
9-10 | Погода | Формировать умение конструировать определение понятия «погода»; различать виды термометров и пользоваться каждым из них; | Уметь измерять температуру; записывать показания термометра; узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике; рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды; сравнить различные виды термометров; объяснять назначение метеорологических приборов; осуществлять самопроверку. Уметь работать в группе, выполняя доброе дело на общую пользу и радость (вежливо обратиться за советом и помощью, попросить поделиться необходимым материалом, поблагодарить за помощь и предложить свои услуги); определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества. | Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Личностные понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами. | Компьютер, запись песни «У природы нет плохой погоды» из кинофильма «Служебный роман» (муз. А. Петрова, сл. Э. Рязанова); термометры разных видов; прозрачные сосуды с водой разной температуры. | 2 | ||||
11 | Календарь — хранитель времени, страж памяти. | Формировать умение ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких; | Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей. Сравнивать календари разных типов; обсуждать правила пользования ими; сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях. понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры; понимать, что календарь - очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; | Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Личностные -осознавать необходимость уважать чужие традиции Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | Компьютер Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; разнообразные календари, в т. ч. отрывной календарь с коробками для хранения оторванных листков; магнитофон, запись музыки, связанной с православной, мусульманской, иудейской культурными традициями. | 1 | ||||
12 | Праздники для всех. | Формировать умение кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике. Понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. | Уметь описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе); иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией); определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. | Познавательные - анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Личностные - освоение личностного смысла учения - ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «Родина». | Компьютер Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; настенный календарь; Государственная символика России; праздничная атрибутика (шарики, гирлянды, флажки, плакаты, праздничные открытки, карнавальные маски и т. п.); магнитофон, записи музыкальных фрагментов, соответствующих определенным праздникам. | 1 | ||||
13 | Народный календарь. | Понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края; определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду; наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. Соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств; проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю; сравнивать результат с прогнозом метеорологов; отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды; сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края. | Коммуникативные - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов. Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты | Компьютер Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; карта России; православный календарь; еловые или сосновые шишки. | 1 | ||||
14 | Экологический календарь. | Формировать понятие об экологии –как науки об.охране природы; Познакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. | Иметь представление об экологии; высказывать предположения о том, что такое экология; находить в тексте учебника определение экологии как науки; рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме; выражать своё отношение к природе в собственном рисунке; вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате; в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года); подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе. | Личностные: понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры. Познавательные - анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты | Компьютер Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; настенный календарь, наклейки с рисунками-значками экологических дней. | 1 | ||||
Блок внеклассной, внешкольной работы: организация путешествия в ближайший городской парк, за околицу села для наблюдения за природой. Беседы на темы «Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной», «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений».Проведение театрализованного праздника с использованием творчества народов своего края, в котором отразились образы природы. | ||||||||||
Осень (16 ч) |
| |||||||||
15 | Осенние месяцы | Формировать представление о народных названиях осенних месяцев. Познакомить со старинными осенними праздниками народов России, с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. | Уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.Сочинять устный рассказ по картине. | Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | Компьютер запись музыкалтного фрагментаотносящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; предметы быта, украшенные хохломской росписью в осенней цветовой гамме, или их изображения; поделки из расти-тельных природных материалов; | 1 | ||||
16 | Осень в неживой природе. | Формировать представление об осенних явлениях в неживой природе, дне осеннего равноденствия, особенностях ранней и поздней осени. | Уметь понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды. | Познавательные - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников - самостоятельно делать выводы -наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдения в таблицах сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени. | Компьютер запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; | 1 | ||||
17 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | Познакомить детей с праздниками как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздники земледельцев, охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. | Соотносить текст и иллюстрации учебника.Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определять их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни | Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки -уметь работать в паре Личностные - освоение личностного смысла учения | Компьютер Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; кукла-зернушка, куклы «День — ночь»; круг из картона по образцу схемы годового круга | 1 | ||||
18 | Звездное небо осенью | Познакомиться с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. Представить красоту и таинственность звёздного неба. | Понимать что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; Знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездииями современные ученые; | Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы | Компьютер запись «Звездного вальса» И. О. Дунаевского | 1 | ||||
19 | Трава у нашего дома | Познакомить детей с наиболее распространёнными травами: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие, с их особенностями и значением для человека. | Уметь понимать причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью атласа-определителя. Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. | Личностные - освоение личностного смысла учения Познавательные - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников - самостоятельно делать выводы | Компьютер запись «Звездного вальса» И. О. Дунаевского | 1 | ||||
20 | Старинная женская работа | Познакомить с важнейшим старинным женским трудом –работа со льном и его значением в жизни народов России. | Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; уметь выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. дети стараются определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Изучить лоскуты ткани на ощупь и уметь назвать известные ткани и описать словами те из них, которые понравились (какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, теплая, грубая. | Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников Регулятивные - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки -уметь работать в группе | Куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; лоскуты различных тканей, в том числе тканей из льна, льняные нитки, семена льна, которые продаются в аптеке, ящик с землей. | 1 | ||||
21 | Деревья и кустарники осенью | Понимать причины листопада; познакомились с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; продолжают развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой. | Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. | Личностные - освоение личностного смысла учения Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Компьютер запись песни Д. Кабалевс-кого «Наш край» («То березка, то рябина...»); букеты осенних листьев, высушенных и про-глаженных утюгом через бумагу; веточки ели, сосны и можжевельника; атлас-определитель | 1 | ||||
22 | Чудесные цветники осенью | Познакомить с растениями цветника , клумб, цветущих осенью. | Знать цветы в цветниках города и в собственном саду осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям. Узнавать изученные растения на фотографиях, в рисунках и в природе. | Регулятивные - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки -уметь работать в паре | Запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; фото-графии, открытки или ксерокопированные цветные иллюстрации осенних цветов для украшения класса; атлас-определитель | 1 | ||||
23 | Грибы | Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. | Сравнивать грибы по внешнему виду , с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. | Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения . Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Компьютер, запись песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; муляжи пластинчатого и трубчатого грибов; книга «Великан на поляне». | 1 | ||||
24 | Шестиногие и восьминогие | Познакомить с насекомыми и пауками и с осенними изменениями в их жизни. Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы. | Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. Рассказывать о разнообразие насекомых. Устно описывать паука-крестовика и его сеть. | Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Компьютер запись музыкальной заставки к телепе-редаче «В мире животных»; настен-ные таблицы развития насекомых и паукообразных (из кабинета биологии); атлас-определитель | 1 | ||||
25 | Птичьи секреты | Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться различать перелетных и зимующих птиц | Узнавать на рисунке изученных птиц, Классифицировать их (перелётные, зимующие). Приводить примеры:перелётные, зимующие. | Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы | запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных», запись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева); карта полушарий. | 1 | ||||
26 | Как разные животные готовятся к зиме | Понять как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. | Уметь устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни жи | Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения . | Компьютер | 1 | ||||
27 | Невидимые нити в осеннем лесу | Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. | Уметь извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Моделировать связи восеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем. | Регулятивные - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Компьютер запись первого куплета песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева); настенная таблица «Связи в живой природе» (если есть) или слайд для мультимедийной проекции. | 1 | ||||
28 | Осенний труд | Продолжить знакомство с многообразием осенних работ в городах и в сёлах в старину и в настоящее время. | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними живот-ными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. | Коммуникативные - понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | Компьютер кукла-зернушка, кукла- льняница, кукла-многоручка, волшебный клубочек | 1 | ||||
29 | Будь здоров! | Повторить и расширить полученные ранее сведения о правилах здорового образа жизни в осенний период. Познакомить с особенностями ЗОЖ в культуре народов своего края. | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Коммуникативные - понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Личностные - освоение личностного смысла учения | Куклы Мальчик и Девочка с двойным комплектом кукольной теплой одежды | 1 | ||||
30 | Охрана природы осенью | Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. | Знать правила охраны природы осенью. Защищать и охранять природу. | Личностные - освоение личностного смысла учения Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | Компьютер, запись «Осенней песни» П. И. Чайковского, запись песни «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского); репродукции картин и фотографии с видами осенней природы; | 1 | ||||
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края. |
31 | Зимние месяцы | Учить различать признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; учить описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | Уметь находить признаки зимних явлений природы в названиях зимних месяцев; . | Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | Компьютер, таблички с названиями зимних месяцев (современные названия и латинский вариант на русском языке); картонная рамка 20 × 30 см | 1 | |||
32 | Зима — время науки и сказок | Познакомить с некоторыми зимними народныыми приметами на погоду; Формировать умение объяснить, чему учат народные сказки, рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений. | Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат сказки, как в них оцени- ваются такие ка- чества, как ску- пость, жадность, хитрость; | Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Личностные - освоение личностного смысла учения; - ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга» | Модель градусника из картона с делениями и подвижной красной нитью; куклы для инсценировки сказки «Два жадных медвежонка» (два медвежонка и лиса). | 1 | |||
33 | Зима в неживой природе | Пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день | Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; | Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты | Компьютер,, запись «Вальса снежинок» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца (из кабинета географии) | 1 | |||
34 | Звездное небо зимой | Учить ориентироваться по Полярной звезде,определять созвездияМалая Медведица и Орион. | Уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; знать правила ориентирования по Полярной звезде. | Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки Личностные - освоение личностного смысла учения | Компьютер, запись мелодии «Звездного вальса» И. О. Дунаевского; 1-я часть учебника; атлас-определитель. У учащихся—1-я часть учебника; атлас-определитель. | 1 | |||
35 | Зима в мире растений | Познакомить со способами определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам, формировать пред- ставление о жизни растений в зимнее время | Уметь опреде- лять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, уметь соотносить зимние погодные явления и состяние природы зимой. | Коммуникативные - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов. Познавательные - уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде | Запись песни Д. Кабалевского «Наш край»; репродукции картин и фотографии с видами зимней природы (можно из настенных ка- лендарей); атлас-определитель. У учащихся— атлас-определитель | 1 | |||
36 | Зимние праздни-ки | Познакомить с особенностями народных обычаев рождественского праздника в странах, обычаем украшать ель | Знать особенности народных обычаев рождественского праздника Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождес- твенского празд- ника, а затем закрепился как новогодний обычай | Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, фак ты,узнавать о старинных традициях зимних празд ников и посиделок, сочетающих труд и развлечения,изучать страницы Красной книги | Презентация «Зимние праздники», | 1 | |||
37 | Растения в домашней аптечке | Учить определять Лекарственные растения По описанию и определять, какие части их используют для лечения; познакомить с лекарственными растениями в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях | Уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения. Знать,какие лекарственные растения должны присутствовать в домашней аптечке. | Личностные - освоение личностного смысла учения; Познавательные - анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты | Компьютер,запись произведения классической музыки (по выбору); куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек для организации групп совместной работы. У учащихся—лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. | 1 | |||
38 | Зимняя жизнь птиц и зверей. | Познакомить с образом жизни и питания зимующих птиц; формировать знания о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. | Уметь определять невидимые связи между растительным и животным миром Знать животных и птиц ,занесённых в Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; | Коммуникативные - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов. Личностные - освоение личностного смысла учения | Компьютер, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; атлас-определитель; крупные изображения снегиря, рябчика, куропатки, глухаря , тетерева и проектор со слайдами | 1 | |||
39 | Невиди-мые нити в зимнем лесу | знакомить с взаимосвязями между растениями и животными в зимнем лесу; учить приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. | Оформлять невидимые связи животного и растительного мира Уметь определять по внешнему виду охраняемых животных | Коммуникативные - понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Регулятивные - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку | Запись первого куплета песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева). У учащихся—ножницы, клей; цветные карандаши или фломастеры. | 1 | |||
40 | В феврале зима с весной встречается впервой | Познакомить со старинным календарём народов мира,с тем, что февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; показать, как можно приготовить подарок старшим родственникам наМасленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края. | Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на местный праздник февраля | . Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы | У учителя—волшебный клубочек; компьютер, музыкальные записи бурятской мелодии и русской масленичной песни; настенный календарь; наклейка со значком праздника Сретения Господня; выписанная на полоску бумаги примета: «На Сретение снежок — весной дожжок». У учащихся—цветные карандаши или фломастеры. | 1 | |||
41 | Зимний труд | Познакомить с особенностями ухода зимой за растениями и животными; Учить понимать необходимость поддержания порядка на улице; Учить выращивать в домашних условиях витаминные растения для поддержания здоровья в зимнее время | Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; усвоить необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время | Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; Личностные - освоение личностного смысла учения | У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; компьютер, запись «Вальса снежинок» П. И. Чайковского; распушенная вата; емкости с различными крупами и зерном, лупы; семена горчицы, петрушки, укропа, кресс-салата, 4 небольших горшочка с землей; луковица, баночка с водой. У учащихся—цветные карандаши или фломастеры. | 1 | |||
42 | Будь здоров! | Познакомить с правилами здорового образа жизни в зимний период; товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); учить контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой | Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой | Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы Регулятивные Выполнять учебные действия в соответствии с планом | Презентация «Если хочешь быть здоров» У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; 4—5 фишек. У учащихся— цветные карандаши или фломастеры. | 1 | |||
43 | Охрана природы зимой | Познакомить с правила ми охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор. | Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных. . | . Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Компьютер, волшебный клубочек; наклейки с рисунками-значками со с. 52—53 учебника; книга «Великан на поля-не»; изображения тигра, филина, белого медведя, детские рисунки. У учащихся—цветные карандаши или фломастеры. | 1 | |||
Раздел «Весна и лето» (15 ч ) | |||||||||
44 | Весенние месяцы | Учить находить признаки весенних явлений природы Познакомить с особенностями жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | Уметь находить признаки весенних явлений природы с указанием на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев | Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки Личностные - освоение личностного смысла учения | У учителя—таблички с названиями весенних месяцев, распечатанные на отдельных листах старинные названия месяцев; настенный календарь, наклейка с символичным изображением весеннего нового года по старинному календарю. | 1 | |||
45 | Весна в неживой природе | Понять причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой. | Знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; | Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы Регулятивные - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку | Запись «Звездного вальса» И. О. Дунаевского; 1-я часть учебника; атлас-определитель, цветные карандаши или фломастеры. | 1 | |||
46 | Весна — утро года | Познакомить с тем, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; учить изготавливать игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). | Уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; Знать общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). | Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Регулятивные - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки |
У учителя—настенный календарь, три наклейки с символичным изображением встречи весны; магнитофон, запись нанайской мелодии. | 1 | |||
47 | Звездное небо весной.
| Познакомить с положением весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. | Знать положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. | Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы | Компьютер, слайды для показа через проектор . 1-я часть учебника; атлас-определитель. У учащихся—1-я часть учебника; атлас-определитель; цветные карандаши или фломастеры. | 1 | |||
48 | Весеннее пробуждение растений | Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их. | Знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; уметь любоваться первоцветами и стремиться беречь их |
Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Компьютер,диск с записью «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; изображения раннецветущих растений; атлас- определитель, книга «Зеленые страницы». У учащихся— атлас-определитель. | 1 | |||
49 | Чудесные цветники весной | Познакомить с названия ми культурных растений весенних цветников, учить находить их в атласе-определителе; учить любоваться весенними цветниками, учить стремлению самому участвовать в создании таких цветников | Знать названия культурных растений весенних цветников, уметь находить их в атласе-определителе; | Коммуникативные - понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Регулятивные - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку | У учителя—магнитофон, запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; атлас-определитель. У учащихся—атлас-определитель; цветные карандаши или фломастеры; ножницы, клей | 1 | |||
50 | Весна в мире насеко-мых | Учить любоваться красотой бабочек, а не ловить их; Учить понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; Учить понимать взаимосвязь насекомых и птиц. | . Уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их; Знать,в чём полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; Знать,в чём состоит взаимосвязь насекомых и птиц. | Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки |
У учителя—магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; атлас-определитель, книга «Великан на поляне», карточки с изображениями насекомых (или настенные таблицы). У учащихся—атлас-определитель; ножницы, клей. | 1 | |||
51 | Весна в мире птиц и зверей | Познакомить с весенними изменениями в жизни птиц и зверей. | Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. | Коммуникативные - понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; | У учителя—диск с записью музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; атлас-определитель. У учащихся—атлас-определитель | 1 | |||
52 | Невиди-мые нити в весеннем лесу | Познакомить со взаимосвязями между растениями и животными в весеннем лесу; Учить приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | . Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | Личностные - освоение личностного смысла учения Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | У учителя компьютер, диск с записью первого куплета и припева песни «Расскажите, птицы» (муз. И сл. И. Николаева). У учащихся—ножницы, клей; цветные карандаши или фломастеры. | 1 | |||
53 | Весенний труд | Учить различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; учить проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде , ориентируясь на народные приметы . | Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; Знать,как проводятся наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней. | Коммуникативные - понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы | У учителя—волшебный клубочек; бумажный обруч с изображением блина, бумажный обруч с изображением кулича; цветная лента. У учащихся— ножницы, клей. | 1 . | |||
54 | Старин-ные весенние праздни-ки | Учить выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; познакомить с тем, как оформлять рамочки для фотографий. | Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; Знать,как оформлять рамочки для фотографий своей и друга. | Коммуникативные - понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы | У учителя—национальные куклы, куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; вербные ветви или любые прутики; куклы-неразлучники, выполненные заранее по образцу в учебнике; настенный календарь; политическая карта России. У учащихся—цветные карандаши или фломастеры | 1 | |||
55 | Будь здоров! | Познакомить с правилами здорового образа жизни в весенний период; учить объяснять товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); учить контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | . Знать правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой | Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; Коммуникативные - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов. Личностные Проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни; |
Фотографии видов природы и архитектуры республик; магнитофон, записи национальных мелодий; увеличенная схема игры «Бег по следу»; политическая карта России. У учащихся—цветные карандаши или фломастеры | 1 | |||
56 | Охрана природы весной | Раскрыть роль природы , учить детей замечать и ценить ее, продолжать прививать любовь к родному краю, стремление украсить его. Формировать представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране, показать, как младшие школьники могут охранять природу, учить оценивать поступки человека по отношению к природе. Стимулировать бережное отношение к природе. | Знать, что природа — это источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Понять необходимость охраны природы и своего активного участия в этой работе. Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д. | Коммуникативные - понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; |
Компьютер,диск с записью голосов леса; колокольчик; фотографии березы, первоцветов, насекомых (бабочек, пчел, шмелей); игрушечная птица, игрушечная собака; книга «Великан на поляне»; детское издание произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». У учащихся—цветные Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.).карандаши или фломастеры | 1 | |||
57 | Лето красное | Учить находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; Уметьописывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; знать называния тех черт в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся | Личностные - освоение личностного смысла учения - ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «желание понимать друг друга», «терпение», «настоящий друг», «сп Познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы раведливость» | У учителя—настенный календарь, три наклейки для демонстрации на настенном календаре следующих дат: дня летнего солнцестояния, дня летнего солнцеворота, дня святых Петра и Павла. | 1 | |||
58 | Летние праздники и труд | Учить выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края. | . Уметь выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; знать как разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; знать летние дары природы своего края. | Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; Коммуникативные - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов. Регулятивные - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку | У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек, куклы из классной коллекции; настенный календарь, четыре наклейки для демонстрации на настенном календаре следующих дат: дня святого Ильи Пророка, дней Медового Спаса, Яблочного Спаса, Орехового (Хлебного, Холщового) Спаса; красивое полотенце или салфетка, буханка свежего хлеба. У учащихся—цветные карандаши или фломастеры; ножницы, клей. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планир...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...
календарно -тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" учебник А.А.Плешаков
Планирование составлено на 2011-2012 уч год с учетом требований ФГОС...
тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.
Тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. УМК "Перспектива", в тематическом планировании отражены УУД по разделам. Тематическое планирование состалено на основе авторской программы, прим...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс программа Плешакова
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс программа Плешакова составлено по ФГОС II поколения с учетом всех рекомендаций...