Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" по программе "Начальная школа XXI века" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 303.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир».
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
В программе представлены следующие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их интеллектуально-практической деятельности ученика.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребёнка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.
Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности ( описание, повествование на заданную тему, построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение создаёт условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.
Основы безопасности жизнедеятельности способствует формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю, 68 часов в год.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
Окружающий маар: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н. Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2011. – ( Начальная школа XXI века ).
Окружающий маар: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н. Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2011. – ( Начальная школа XXI века ).
Наблюдаем и трудимся : 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. В. Лихолат ; [под ред. Н. Ф. Виноградовой]. – М.: Вентана-Граф, 2010. – ( Начальная школа XXI века ).
Окружающий мир: 1-2 классы: методическое пособие для учителя / Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2009. – ( Начальная школа XXI века ).
Учебно – тематический план
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Введение. Что тебя окружает. | 1 |
2 | Кто ты такой | 11 |
3 | Кто живёт рядом с тобой | 8 |
4 | Россия – твоя Родина | 13 |
5 | Мы – жители Земли | 33 |
6 | Резерв | 2 |
ИТОГО | 68 |
Содержание программы (68 часов )
№ | Тема | Содержание | Универсальные учебные действия |
1 | Введение. Что тебя окружает? | Окружающий мир: неживая природа ( солнце, воздух, вода и др.); живая природа ( животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные чело-веком. Настоящее, прошлое, будущее. | «Читать» информацию, представленную в виде схемы; сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия. |
2 | Кто ты такой | Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать себя, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники – органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам ( арабские и римские цифры ). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознатель-ности, желания изменить себя. ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Путешествие в прошлое( исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь. | Описывать кратко особенности разных органов чувств; сопоставлять орган чувств с выполняемой функцией; анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника; различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты; характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания; реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях. |
3 | Кто живёт рядом с тобой | Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в обще-ственных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и забо-тливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимо-отношений и дружбы. Твои друзья – одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к исполь-зуемым жестам и мимике. Как упра-влять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор. | Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими; реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. |
4 | Россия – твоя Родина. | Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учре-ждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промы-шленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в после-дние годы (экономист, программист). Города России. Москва – столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт – Петербург – северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Конституция – главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне – предки рус-ского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V – IX веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; княгиня Ольга. Занятия славян. Первые орудия сель-скохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и старилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». | Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»; различать флаг и герб России, основные достопримечательности, различать основные достопримечательности родного края и описывать их; ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка; воспроизводить в небольшом рассказе – повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси. |
5 | Мы – жители Земли . | Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы. Животное и растение – живые существа. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России : хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга ( с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля. Разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных. | Кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы; называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа; различать этажи леса: называть особенности каждого этажа; узнавать в реальной обстановке на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край); различать понятия (без тер-мина): сообщество, деревья, кустарники, травы, лекар-ственные и ядовитые растения; составлять небольшое описание на тему «Лес - сообщество»; моделировать на примере цепи питания жизнь леса; конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу; отличать водоём как сообще-ство от других сообществ; кратко характеризовать его особенности; различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; проводить несложные опыты по определению свойства воды; отличать водоём от реки как водного потока; описывать представителей растительного и животного мира луга, (поля, сада); приводить примеры лекарствен-ных растений луга; узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения; отличать поле (луг, сад) как со-общество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях; «читать» информацию, представленную в виде схемы; описывать сезонный труд в саду и огороде (по проверенным наблюдениям); различать плодовые и ягодные культуры; составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека; приводить примеры произведе-ний живописи (музыки), посвященных природе; приводить примеры из Красной книги России ( своей местности). |
Практическая часть программы
Форма работы | Содержание |
Экскурсии | В лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учётом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий ), художественные музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий). |
Практические работы | Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ). |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
- оценивать жизненную или представленную в художественном произведении ситуацию с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с его датой;
- кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);
- называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
- различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе – повествовании (рассказ –описание) изученные сведения из истории Древней Руси;
- ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество; деревья-кустарники-травы, лекарственные растения; плодовые и ягодные культуры;
- проводить несложные опыты и наблюдения ( в соответствии с программой);
- приводить примеры из красной книги России (своей местности).
Планируемые результаты освоения предмета
Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника.
Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
Формирование основ российской гражданской идентичности.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
Понимание особой роли России в мировой истории.
Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
Воспитание уважительного отношения к своей стране.
Воспитание уважительного отношения к истории страны.
Воспитание любви к родному краю.
Воспитание гуманного отношения к людям.
Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
Понимание роли человека в обществе.
Принятие норм нравственного поведения в природе.
Принятие норм нравственного поведения в обществе.
Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Формирование основ экологической культуры.
Понимание ценности любой жизни.
Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особой место занимают познавательные , регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной , логически целесообразной форме речи передать результаты изучения окружающего мира; владение рассуждением , описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации ( моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
Осознание целостности окружающего мира.
Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности. Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, окружающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на метапредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущий, тематический, промежуточный оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника, стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Во втором классе вводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Основная цель текущего опроса – проверка того, как идёт процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений
( наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Второкласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос – это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель её – проверить, как идёт формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные и контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т. п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
Оценочная деятельность учителя, который организует обучение по УМК «Начальная школа XXI века», облегчается тем, что в программе определено, что должен усвоить младший школьник к концу года обучения. Выделено три типа заданий, которые дети должны выполнить, - «называть (приводить примеры)», «различать (соотносить)», «решать задачи в учебных и бытовых ситуациях».
Задания первого типа проверяют качество восприятия и память ученика – как он умеет воспринимать и воспроизводить изученные факты, явления, события окружающего мира, владеет ли адекватным использованием терминов, предпонятий, понятий.
Второй тип заданий позволяет установить, может ли учащийся проводить элементарное сравнение, анализ полученных сведений (о природе, обществе, культуре, из истории), объяснять некоторые зависимости и закономерности явлений природы (похожи – непохожи; одинаковые – разные, существенное – несущественное).
Третий тип заданий помогает установить , сформировалось ли у выпускника начальной школы умение применять знания, полученные в процессе изучения окружающего мира в различных ситуациях – как учебных, так и бытовых.
Значительная часть заданий представлена в рабочих тетрадях. Задания носят дифференцированный характер и могут использоваться для контроля успешности обучения детей разного уровня обученности. При этом в начале работы учитель обязательно информирует учащихся.: «Все должны выполнять задания 4, 5 и 6. Выполнение дополнительных заданий 7 и 8 дает право ещё на одну отметку». Если попытка решить дополнительные задачи неудачна, за учеником остается право отказаться от второй отметки.
Главное в оценивании заключается в том, что , используя различные виды и формы контроля, педагог не только констатирует уровень успешности ученика в усвоении окружающего мира, но и учит школьника самостоятельно оценивать результаты своего учебного труда.
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Устный ответ
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочёты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьёзные неточности в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику , если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создаёт предпосылки для повышения информированности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачёт». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачёт»), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Варианты оценивания:
Уровневая шкала | Процентная бальная шкала | ||
Низкий | Выполнены отдельные задания | 0-60% менее 17 баллов | Оценка «2» |
Средний | Выполнены все задания, с незначительными погрешностями | 60-77% 18-22 балла | Оценка «3» |
77-90 % 23-26 баллов | Оценка «4» | ||
Высокий | Все предложенные задания выполнены правильно | 90-100 % 27-30 баллов | Оценка «5» |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Результаты | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
Введение. Что тебя окружает. | |||||||
1 | Что тебя окружает. | Вводный урок | Создание условий для уточнения понятий «объект природы», «живая – неживая природа». | Называние объектов «живой», «неживой» природы. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
Кто ты такой | |||||||
2 | Я, ты, он, она… Все мы люди… | Урок изучения нового материала | Создание условий для ознакомления с понятием «физические качества». | Рассказ о себе, составление словесного портрета | Освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника. | Владение способами организации, планиро-вания различных видов деятельности: репро-дуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | |
3 | Наши помощники – органы чувств | Комбиниро-ванный урок | Создание условий для уточнения представлений об органах чувств (слуха, зрения); познакомить с понятием «внешние чувства (ощущения)». | Называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)». | Умение проводить наблюдение, делать выводы. Стремление иметь достаточно вы-сокий уровень мотива-ции, самоконтроля и самооценки. | Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
4 | Что такое здоровье? | Урок – ис-следование | Создание условий для организации сравнения понятий «здоровье», «бо-лезнь»; знакомство с правилами здоро-вого образа жизни. Составление режима дня. | Понимание воспроиз-ведение нескольких правил здорового образа жизни; составление режима дня. Сравнение понятий: «здоровье», «болезнь». | Готовность и способность к саморазвитию и самообучению | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
5 | Режим дня. Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных» | Урок - практикум | Создание условий для знакомства с правилами организации труда и отдыха | Понимание и воспро-изведение правила организации труда и отдыха; правила поса-дки при письме, чте-нии, во время слуша-ния. Понимание, что такое режим дня, и практическое выполнение его. | Способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение) | |
6 | Физическая культура | Урок применения знаний на практике | Создание условий для знакомства с понятием «физиче-ская культура»; определение значе-ния физической культуры для здоровья человека. | Понимание значения понятия «физическая культура». Понимание роли физической культуры для здоровья человека. | Использование инфо-рмации для решения учебных и практиче-ских задач. Стремле-ние иметь достаточно высокий уровень уче-бной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | |
7 | Почему нужно правильно питаться | Урок - проект | Создание условий для знакомства детей с правилами питания; объяснение понятия «раци-ональное питание (разумное питание)» | Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. | Способность успешно осуществлять уче-бную деятельность. Использование инфо-рмации для решения учебных и практиче-ских задач. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
8 | Здоровье и питание | Урок - диалог | Создание условий для углублённого знакомства детей с правилами питания; закрепление понятия «рациональное питание (разумное питание)» | Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Умение объяснить понятие «рациональ-ное питание (разумное питание)» | Использование инфо-рмации для решения учебных и практиче-ских задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность | Владение способами организации, планиро-вания различных видов деятельности: репро-дуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | |
9 | Умеешь ли ты есть? | Урок- проект | Создание условий для знакомства детей с понятиями «гигиена и культура питания». | Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Осознание, что такое гигиена и культура питания. | Использование инфо-рмации для решения учебных и практиче-ских задач. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни. | Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
10 | Почему ну-жно быть осторожным. Практическая работа с на-туральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы) | Урок - практикум | Создание условий для знакомства с правилами поведения во время болезни, правилами безопасного поведения. | Понимание и называние некоторых мер предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. Умение определять некоторые опасные предметы, объекты. | Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование инфо-рмации для решения учебных и практиче-ских задач | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | |
11 | Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Практи-ческая работа «Первая по-мощь при ожогах, поре-зах, ударах» | Комбиниро-ванный урок | Создание условий для знакомства с понятием «солнечный удар», с правилами пребывания на солнце. | Понимание, когда солнце друг, а когда недруг. Умение оказать первую помощь при ожогах, порезах, ударах. | Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование инфо-рмации для решения учебных и практиче-ских задач | Использование инфо-рмации для решения учебных и практиче-ских задач | |
12 | Можно ли изменить себя | Урок – ис-следование | Создание условий для обсуждения про-блемы «Можно ли изменить себя?»; показать на примерах из художественных произведений и жи-зненных очерков, историй, как выно-сливость, воля, помо-гали людям преодо-левать недуги, изме-нять образ жизни и состояние своего народа. | Понимание, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. Умение составлять небольшой рассказ по теме. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
Кто живёт рядом с тобой | |||||||
13 | Что такое семья? Практическая работа «Составление семейного «древа» | Урок вхождения в новую тему | Создание условий для знакомства с понятиями: «поколе-ние», «домочадцы», «старшее поколе-ние», «младшее поколение» | Осознание понятий «поколение», «домоча-дцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умение составлять рассказ о своей семье. | Воспитание любви к своей семье. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
14 | Труд в семье. Как семья отдыхает? | Урок - проект | Создание условий для знакомства с по-нятиями: «помощь», «обязанность»; объ-яснить их различие. Познакомить с поня-тием «традиции». | Понятие понятий «помощь», «обязан-ность» их различие. Осознание понятия «традиции». Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи. | Использование инфо-рмации для решения учебных и практиче-ских задач. Воспитание любви к своей семье. | Владение способами организации, планиро-вания различных видов деятельности: репро-дуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой . | |
15 | Проверочная работа | Контроль-ный урок | Проверка качества усвоения программ-много материала и достижения плани-руемых результатов. | Достижение необхо-димых результатов обучения по программе. | Способность успешно осуществлять учебную деятельность | Владение способами организации, планиро-вания различных видов деятельности: репро-дуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой . | |
16 | Твои друзья – взрослые и дети. | Урок - праздник | Создание условий для знакомства с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения | Знание понятия «правило», виды правил, основные правила поведения. | Воспитание гуман-ного отношения к лю-дям. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
17 | Твои друзья – взрослые и дети. | Урок - театрализация | Создание условий для объяснения понятий «вежли-вый», «приветли-вый», «вниматель-ный»; составление рассказов по сюже-тным картинкам и инсценировка ситу-ации по правилам по-ведения в различных обстоятельствах. | Знание понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный». Умение составлять небольшой рассказ по теме. | Принятие норм нравственного поведения в природе. Умение составлять рассказы по сюже-тным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в разли-чных обстоятельствах. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | |
18 | О правилах поведения. | Урок - проект | Создание условий для знакомства с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. | Знание правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. | Использование инфо-рмации для решения учебных и практиче-ских задач. Принятие норм нравственного поведения в обществе. Воспитание толеран-тности к людям, неза-висимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
19 | О дружбе | Урок - диалог | Создание условий для организации обсуждения, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты дружить. | Понимать, кто такой друг, что такое дружба. Умение подбирать пословицу и поговорку о дружбе. | Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Владение способами организации, планиро-вания различных видов деятельности: репро-дуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой . | |
20 | О дружбе. Настроение. | Урок - практикум | Создание условий для знакомства с понятиями: «мимика», «жесты»; составление памятки «Законы дружбы» | Понимание понятий: «мимика», «жесты». Узнавание настроения друг друга по мимике. | Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
Россия – твоя Родина | |||||||
21 | Родина – что это значит? | Урок – ис-следование | Подведение к осо-знанию понятия «Ро-дина»; раскрытие не-которых возможные формы проявления любви к Родине | Понимание, что такое Родина. Составление небольшого рассказа по теме. | Формирование основ российской гражданской идентичности | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
22 | Родной край – частица Родины | Урок погруже-ния в тему | Создание условий для знакомства с историческими ме-стами и памятниками родного города; фо-рмировать интерес к тем местам, где проходит детство. | Знание некоторых исторических мест и памятников родного города. Соотнесение информации с имеющимися знаниями. | Формирование основ российской гражданской идентичности. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение) | |
23 | Из истории нашей Родины. Экскурсия в исторический музей. | Урок - экскурсия | Создание условий для знакомства с предками русских людей – древними славянами, с их образом жизни, с первыми русскими князьями. | Понимание, что предками русских лю-дей были славяне. Осознание некоторых особенностей образа жизни древних славян. Понимание, кто такие первые русские кня-зья. Поиск информа-ции, оценивание её. | Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | |
24 | Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия в художествен-ном музее. | Урок – путеше-ствие | Создание условий для знакомства с занятиями древних славян, сравнить труд в городе и в деревне. | Называние основных занятий древних славян. Сравнение, соотнесение информации с имеющимися знаниями. | Формирование пони-мания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культу-ры. Понимание осо-бой роли России в мировой истории. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
25 | Зачем человек трудится? | Урок – ис-следование | Формирование у школьников отве-тственное отношение к важному общество-ведческому понятию: труд – основа жизни. | Понимание значения труда. Составление небольшого рассказа по теме. | Понимание роли человека в обществе. | Владение способами организации, планиро-вания различных видов деятельности: репро-дуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой . | |
26 | Хлеб – гла-вное бога-тство России. Виртуальная экскурсия в места сель-скохозяйственного труда. | Урок - игра | Создание условий для раскрытия значения хлеба, важности труда земледельца. | Понимание значения хлеба в жизни человека; важности труда земледельца. Составление небольшого рассказа по теме. | Воспитание уважительного отношения к своей стране. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
27 | Как работают в пекарне ( на хлебозаводе). Экскурсия на предприятие. | Урок - экскурсия | Создание условий для знакомства с профессиями людей, работающих на хле-бозаводе, с последо-вательностью про-изводства хлеба; с машинами, помо-гающими производить хлеб. | Называние профессий людей, работающих на хлебозаводе; знание последовательности производства хлеба; машин, помогающих производить хлеб. Составление небольшого рассказа по теме. | Воспитание уважительного отношения к своей стране. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
28 | Все профес-сии важны. Виртуальная экскурсия в учреждение быта. | Урок закрепле-ния и систематизации знаний. | Обобщение знаний о значении труда в жизни человека. | Осознание значения труда в жизни человека. Умение составлять небольшой рассказ по теме. | Умение соотносить информацию с имею-щимися знаниями. Воспитание толеран-тности к людям, неза-висимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение) | |
29 | О труде фермера и экономиста. | Урок - диалог | Создание условий для знакомства с профессиями ферме-ра, экономиста, про-грамммиста; выя-снить, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны. | Понимание, для чего нужны разные профессии, какие качества необходимы людям этих профессий. Умение называть несколько профессий. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Воспитание толеран-тности к людям, неза-висимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) | |
30 | Города Рос-сии. Москва. Экскурсия в краеведче-ский музей. | Урок - экскурсия | Создание условий для знакомства с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким. | Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории становления Москвы. Составление небольшого рассказа об основателе Москвы – Юрии Долгоруком | Понимание особой роли России в миро-вой истории. Воспи-тание чувства гор-дости за националь-ные достижения. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
31 | Древние города России. | Урок – проект. | Создание условий для знакомства с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода. | Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории возникно-вения Владимира и Великого Новгорода. Составление небольшого рассказа по теме. | Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умение соотносить информа-цию с имеющимися знаниями. | Владение способами организации, планиро-вания различных видов деятельности: репро-дуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой . Владение рассужде-нием, описанием, повествованием. | |
32 | Мы – гражда-не России. Народы Рос-сии. Виртуальная экскурсия в музей наро-дов России. | Урок – ис-следование | Создание условий для знакомства с понятиями : «Кон-ституция», «права детей», с названием нашей страны – Рос-сийская Федерация. Создание условий для знакомства с разными националь-ностями людей, живущих в России. | Осознание понятия: «Конституция», «права детей», название нашей страны – Российская Федерация. Знание несколько национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме. | Формирование основ российской граждан-ской идентичности. Формирование пони-мания особой роли многонациональной России в современном мире. Умение сотру-дничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Способность в связной логически целесо-образной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
33 | Проверочная работа | Контроль-ный урок | Проверка качества усвоения программ-много материала и достижения плани-руемых результатов. | Достижение необхо-димых результатов обучения по программе. | Способность успешно осуществлять учебную деятельность | Способность в связной логически целесо-образной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
Мы – жители Земли | |||||||
34 | Солнечная система | Урок вхождения в новую тему | Создание условий для знакомства с понятием «Солнеч-ная система», с отли-чием Земли от других планет. | Понимание понятия «Солнечная система». Умение назвать несколько признаков отличия Земли от других планет. | Умение соотносить информацию с имею-щимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полу-ченной информации (моделирование, кон-струирование, расу-ждение, описание и др.) | |
35 | Земля – планета Солнечной системы | Урок – ис-следование | Создание условий для знакомства с планетами Солнечной системы, с условиями жизни на Земле. | Воспроизведение названий планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
36 | Глобус – модель Земли | Практическая работа с глобусом. Форми-рование представле-ния детей о глобусе как о модели Земли, расширить знания о формах земной поверхности – морях, суше. | Осознание, что глобус является моделью Земли. Умение находить несколько географических объектов на глобусе. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности жизни. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
37 | Царства живой природы. Бактерии. | Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создание условий для формирования первоначальных представлений о бактерий. | Понимание, что в природе есть большие разделы – царства. Умение называть некоторые из царств природы. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности жизни. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | ||
38 | Грибы | Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создание условий для формирования первоначальных представлений о грибах. | Понимание, как устроен гриб. Умение называть несколько съедобных и несъедобных. | Умение сотрудничать в группе, в паре. | Владение методами представления полу-ченной информации (моделирование, кон-струирование, расу-ждение, описание и др.) | ||
39 | Жизнь животных. Какие животные живут на Земле. | Урок - диалог | Создание условий для знакомства с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных. | Называние царств живой природы. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности жизни. | Владение способами организации, планиро-вания различных видов деятельности: репро-дуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой . | |
40 | Как животные воспринима-ют мир. | Урок - проект | Создание условий для систематизации знаний детей о живо-тных леса, об их образе жизни. | Называние и узнава-ние животных, с кото-рыми можно встре-титься в лесу. Соста-вление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности жизни. | Способность в связной логически целесо-образной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
41 | Как животные защищаются, питаются, строят жилища. | Урок - квест | Создание условий для знакомства с пи-танием и жизнен-ными условиями животных. | Знание, как питаются, живут и защищаются животные. Составление неболь-шого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин-формацию. Понима-ние ценности жизни. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
42 | Как животные воспитывают потомство | Урок - проект | Создание условий для знакомства с осо-бенностями воспита-ния животными сво-их детёнышей и иг-рами с потомствами. | Понимание, как некоторые животные воспитывают своих детёнышей. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности жизни. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение) | |
43 | Жизнь расте-ний. Какие бывают расте-ния. Практи-ческая работа с натуральны-ми объектами, гербариями, муляжами(ре- дкие растения нашей местности) | Урок изучения нового материала | Создание условий для знакомства с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. | Осознание разнообразия растительного мира | Умение сотрудничать в группе, в паре. | Владение методами представления полу-ченной информации (моделирование, кон-струирование, рассу-ждение, описание и др.) | |
44 | Органы растения и их значения для его жизни. Практическая работа с гербариями (части растений) | Урок – ис-следование | Создание условий для знакомства с частями растения (листья, корень, стебель, цветы, плоды). | Называние частей растения. Составление небольшого рассказа по теме | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
45 | Что такое лес? Экскурсия | Урок - экскурсия | Обобщение знаний учащихся о растениях, о лесе как мноэтажном доме. | Составление небольшого рассказа по теме | Умение сотрудничать в группе, в паре. Формирование основ экологической культуры. | Владение способами организации, планиро-вания различных видов деятельности: репро-дуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой | |
46 | Как развиваются растения | Урок при-менения знаний на практике | Организация практической работы по выращиванию растения из семян, наблюдение за их ростом и развитием. | Практические умения выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием. | Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой жизни. | Способность в связной логически целесо-образной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
47 | Деревья леса | Урок – ис-следование | Организация знакомства с «паспортом» дерева и его особенностями | Понимание, что такое «паспорт» дерева | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
48 | Кустарники леса | Урок – на-блюдение | Создание условий для формирования представлений о втором ярусе леса (кустарниках) | Осознание того, что второй ярус леса – кустарники. Составление небольшого рассказа по теме | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение) | |
49 | Травянистые растения. Практическая работа с нату-ральными объектами, гербариями, муляжами. | Урок при-менения знаний на практике | Обобщение знаний детей о растениях, о лесе как многоэтажном доме | Понимание, что такое травянистые растения. | Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой жизни. | Владение методами представления полу-ченной информации (моделирование, кон-струирование, рассу-ждение, описание и др.) | |
50 | Лесная аптека Практическая работа с нату-ральными объектами, гербариями, муляжами. (растения леса) | Урок - игра | Организация знакомства с некоторыми лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами | Называние некоторых лекарственных растений и съедобных грибов. | Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
51 | Звери леса | Урок - загадка | Создание условий для знакомства учеников с хищными животными леса и их повадками. | Воспроизведение названий некоторых хищных животных и знание некоторых повадок. Составление небольшого рассказа по теме | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами организации, планиро-вания различных видов деятельности: репроду-ктивной, поисковой, ис-следовательской, твор-ческой), понимание спе-цифики каждой из них | |
52 | Проверочная работа | Контроль-ный урок | Оценить результаты освоения программы | Достижение необхо-димых результатов освоения программы | Способность успешно осуществлять учебную деятельность | ||
53 | Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса. | Урок - вопрос | Создание условий для знакомства детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностя-ми их поведения. Познакомить детей с многочисленным семейством пресмы-кающихся, их осо-бенностями внешне-го вида и повадками. | Воспроизведение названий нескольких лесных птиц, их голосов, некоторых особенностей поведения. Составление небольшого рассказа по теме | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Способность в связной логически целесо-образной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
54 | Насекомые леса | Урок – ис-следование | Создание условий для знакомства с насекомыми, их особенностями и внешним видом, повадками | Называние и узнава-ние нескольких насе-комых, особенности внешнего вида, пова-дки. Составление небольшого рассказа по теме | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Владение методами представления полу-ченной информации (моделирование, кон-струирование, рассу-ждение, описание и др.) | |
55 | Мы пришли в лес | Урок - экскурсия | Создание условий для знакомства с правилами поведения в лесу | Понимание и воспроизведение нескольких правил поведения в лесу. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
56 | Путешествие капельки | Урок - сказка | Создание условий для знакомства с состояниями воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе. | Осознание и понимание, что в природе существуют три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Понимание, что такое круговорот воды. | Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами организации, планиро-вания различных видов деятельности: репроду-ктивной, поисковой, ис-следовательской, твор-ческой), понимание спе-цифики каждой из них | |
57 | Свойства воды. | Урок – ис-следование | Создание условий для знакомства детей со свойствами воды, с различным её состоянием. | Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния | Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность в связной логически целесо-образной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
58 | Рыбы – обитатели водоёмов | Урок - проект | Создание условий для знакомства с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни | Узнавание и называ-ние нескольких обита-телей водоёмов (ры-бы), знание некоторых особенностей их образа жизни. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
59 | Пресный во-доём. Обита-тели пресных водоёмов. Экскурсия на водоём. | Урок - экскурсия | Создание условий для знакомства с животным миром пресным водоёмов, с особенностями питания и обитания животных | Узнавание и называ-ние нескольких обита-телей пресных водо-ёмов, знание некото-рых особенностей их образа жизни, приспо-собления к водной среде обитания. Умение называть не-скольких представи-телей животного и растительного мира пресного водоёма. | Понимание ценности любой жизни. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение) | |
60 | Болото – естественный водоём. Практическая работа с нату-ральными объектами, гербариями, муляжами. (растения водоёма) | Урок – ис-следование | Создание условий для знакомства с животным и растительным миром болот. | Узнавание и называ-ние нескольких обита-телей болота, знание некоторых особенно-стей их образа жизни, приспособления к во-дной среде обитания. Умение называть не-скольких представи-телей животного и растительного мира болот. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полу-ченной информации (моделирование, кон-струирование, рассу-ждение, описание и др.) | |
61 | Растения и животные лу-га. Виртуаль-ная экскурсия на луг. Пра-ктическая ра-бота с нату-ральными объектами, гербариями, муляжами. (растения луга) | Комбинированный урок | Создание условий для знакомства с растительным миром луга, с особенностями жизни луга. | Узнавание и называ-ние нескольких обита-телей луга, знание некоторых особенно-стей их образа жизни, приспособления к сре-де обитания. Умение называть нескольких представителей живо-тного и растительного мира луга. | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | |
62 | Растения и животные по-ля. Виртуаль-ная экскурсия на поле. Пра-ктическая ра-бота с нату-ральными объектами, гербариями, муляжами. (растения поля) | Комбинированный урок | Создание условий для знакомства с растительным и животным миром полей. | Узнавание и называ-ние нескольких обита-телей поля, знание некоторых особенно-стей их образа жизни, приспособления к сре-де обитания. Умение называть нескольких представителей живо-тного и растительного мира поля. | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | Владение способами организации, планиро-вания различных видов деятельности: репроду-ктивной, поисковой, ис-следовательской, твор-ческой), понимание спе-цифики каждой из них | |
63 | Растения и животные са-да. Виртуаль-ная экскурсия в сад. Пра-ктическая ра-бота с нату-ральными объектами, гербариями, муляжами. (растения сада) | Комбинированный урок | Создание условий для знакомства с растительным и животным миром сада. | Узнавание и называ-ние нескольких обита-телей сада, знание некоторых особенно-стей их образа жизни, приспособления к сре-де обитания. Умение называть нескольких представителей живо-тного и растительного мира сада. | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность в связной логически целесо-образной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | |
64 | Будем беречь природу | Урок – защита проектов | Создание условий для знакомства с представителями Красной книги | Узнавание и называ-ние нескольких представителей Красной книги. Составление небольшого рассказа по теме | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | |
65 | Проверочная работа | Контроль-ный урок | Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов | Достижение необходимого результата обучения по программе во втором классе | Способность успешно осуществлять учебную деятельность | Владение способами получения, анализа и обработки информации | |
66 | Будем беречь нашу Землю | Урок - праздник | Создание условий для обобщения и систематизации знаний учащихся по окружающему миру | Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе | Составление небольшого рассказа по теме | Владение методами представления полу-ченной информации (моделирование, кон-струирование, рассу-ждение, описание и др.) | |
67-68 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...