Рабочая программа по Окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Елгина Таисия Сергеевна

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" для 1го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                       Гимназия № 88, г. Омска

ПРИНЯТО                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ                                            

Методическим объединением                                                      Директор школы                                                

Учителей начальных классов                               ______________ В. И. Воронов                  

Протокол №__ от_______                          «___» _______________2012г.

                                         

                                           Рабочая программа

                                по Окружающему миру для 1 класса

                                       На 2012 – 2013 учебный год

                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                           

 

 

                                                                                                       

                                                                                                         Составитель:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                          Елгина Т.С.

                                                                               Учитель начальных классов          

                                                            Первой квалифицированной категории

                                                       

                                                   

                                                      Г. Омск

                                                       2012г.

Рабочая программа по окружающему миру

1 класс

УМК "Перспективная начальная школа"

Раздел 1.  Пояснительная записка  

Программа «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). Курс рассчитан на 66 часов (2 часа в неделю). Внутри курса 8 часов отведено на ПУПАВ по РБУП.

Программа обеспечивается:

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2007.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2007.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2007.
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник 2007.

В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.   Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:                

  1. сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;                 
  2. последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
  3. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;   
  4. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  5. охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.  

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.   

В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.   

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.   

Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию.

Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.

Программа разработана в соответствии со стандартами второго поколения и с учетом индивидуальных психо - физических особенностей учащихся 1 класса.

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания по курсу «Окружающий мир» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответ ственности за сохранение её природы;

  1. уважительное отношение к иному мнению
  2. расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  3. способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  4. установка на безопасный здоровый образ жизни

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  1. способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  2. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  3. освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс,  школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  4. способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  1. усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из ученного);
  2. сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

                   •владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

  •умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

  1. овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  2. понимание места своей семьи в прошлом и настоящем
    своего края, в истории и культуре России;

Предметными результатами освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения.

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  1. сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
  2. различать предметы и выделять их признаки;
  1. проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
  2. объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
  3. сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
  4. называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
  5. проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
  6. называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
  7. описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
  8. наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
  9. приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
  10. приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
  11. проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
  2. называть органы чувств человека и их основные функции;
  3. называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
  4. проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
  5. оказывать помощь птицам в зимнее время года.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  1. проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;
  2. различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
  3. оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
  4. называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;
  5. называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
  6. узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;
  7. выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. выполнять правила поведения, которые допустимы  в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;
  2. подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
  3. называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;
  4. называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;
  5. узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;
  6. рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  1. называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;
  2. использовать мобильный телефон для связи с родителями;
  3. выполнять правила перехода проезжей части улицы;
  4. называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
  5. называть и оценивать  правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
  6. приводить примеры  распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
  7. рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;
  2. использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;
  3. соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
  4. соблюдать правила безопасного поведения на улице;
  5. соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба); приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
  6. соблюдать правила сбора лекарственных растений;
  7. оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.

Количество часов в год - 66.

Количество часов в неделю - 2.

Количество часов в 1-й четверти - 18.

Количество часов во 2-й четверти - 14.

Количество часов в 3-й четверти - 18.

Количество часов в 4-й четверти - 16.

Раздел 2. Учебно-тематический план.  

Содержание

Количество часов

1

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире

8

2

Живая природа

10

3

Природа и ее сезонные изменения

38

4

Наша родина - Россия

10

Раздел 3. Содержание тем учебного курса  

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об ок ружающем нас мире (8 ч) Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важней шие (2-3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа жи вая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой при роды, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свой ства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влаж ности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

Живая природа (10 ч) Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы живот ных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: тра вы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и се мян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Рас познавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, рос том растений, способами распространения растений на новые места:

Природа и ее сезонные изменения (38 ч) Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Из менение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные пред ставления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зве рей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зи мой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кус тарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь жи вотных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная кни га России.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, до казывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Дли тельное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. На блюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

Наша родина — Россия (10 ч) Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Рос сия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Моск ва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб Рос сии, гимн России.

Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу четвертого года обучения

Должны знать/понимать:

  1. название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
  2. названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
  3. государственную символику России;
  4. первый куплет и припев гимна России;
  5. виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
  6. правила поведения в городе во время экскурсии;
  7. что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
  8. названия органов чувств и их функции;
  9. название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
  10. основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
  11. название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных (на уровне рода);
  12. название каждого времени года и их последовательность; ·        основные признаки времен года;
  13. правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.  

Уметь:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
  2. проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
  3. различать объекты природы и изделия человека;
  4. различать объекты живой и неживой природы;
  5. различать части растений, отображать их в рисунке;
  6. приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
  7. приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
  8. приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
  9. приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
  10. приводить примеры съедобных грибов своего края;
  11. ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
  12. называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).   

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
  2. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  3. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
  4. написания на конверте своего адреса;
  5. выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране. 

Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.

Программа обеспечивается:

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2007.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2007.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2007.
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...