Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе ФГОС, авторской программы Н.Я.дмитриевай, А.Н.Казакова с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_1_klass.docx | 68.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 28. 08.2011г. Рук. МО __________________ |
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 9
/Л.В.Макарова /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Малышева Ольга Анатольевна
Саранск 2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «окружающий мир» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по окружающему миру и авторской программы Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казакова «Окружающий мир» 2011г.( Система развивающего обучения Л.В.Занкова) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Курс имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие и исторические знания и дает знания необходимые для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей.
Существенная его особенность в том, что в нем заложена содержательная основа для межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Цель курса – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи курса:
- овладение основами практико–ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
- овладение умением работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, проводить наблюдение в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
- формирование личностных восприятий, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- формирование компетентности решения проблем: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы, ориентироваться в пространстве и во времени
- развитие естественно–научного мышления, экологической и культурологической грамотности;
- воспитание нравственно и духовно зрелых активных компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания). При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания). С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира. Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями. Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире. Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире. Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Реализация ФГОС при изучении младшими школьниками курса «Окружающий мир» обеспечивается: логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях для тестовых заданий; методическими рекомендациями учителю, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.
Прежде всего, курс, представленный в учебниках, нацелен на становление ребёнка как личности. Содержательная база курса направлена на формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников (осознание ценности семьи, дружбы, понимание социальных ролей, важности межличностных отношений), гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества – Российской Федерации), исторической памяти (уважения к прошлому своих предков, желание сохранять культурное и историческое наследие). Личности, стремящейся вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде; осознающей личную ответственность за своё здоровье и окружающих, уважительно и заботливо относящейся к людям с нарушениями здоровья.
Место предмета в базисном учебном плане
На реализацию программы по окружающему миру в федеральном базисном учебном плане предусмотрено:
Количество часов в год – 66 ч.
Количество часов в неделю – 2 ч.
Количество часов в I четверти – 18 часов;
Количество часов во II четверти – 14 часов;
Количество часов в III четверти - 20 часов;
Количество часов в IV четверти - 14 часов;
Ценностные ориентиры содержания курса « Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (66 часов)
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)
Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге .Природа осенью. Природа - источник познания.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа (17 часов)
Космос. Звезды, планеты. Солнце --звезда. Земля - планета.
Луна -спутник Земли.
Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле.
Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение).Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы.
Животные. Разнообразие растений и животных.
Природа и человек. Красота природы. Народные праздники.
Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение явлений природы и изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Планета Земля (10 часов)
Ознакомление с глобусом - моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны . Появление жизни на Земле.
Становление человека (8 часов)
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди -собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы.
Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсии в краеведческий по историческим местам родного края.
Современное человечество (24 часов)
Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.
Страна, где мы живем. Местоположение на глобусе и карте.
Москва - столица России.
Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в школе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе . Правила безопасного поведения в повседневной жизни ;правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.
Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.
Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха . Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия.
Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, интернет.
Экскурсии по школе и ближайшим улицам с целью ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.
Количество часов для изучения раздела, тем
Содержание блока | Количество часов по программе |
Человек – часть природы | 9 |
Земля и солнце | 5 |
Природа неживая и живая | 19 |
Наша страна на глобусе и карте | 6+2 (резерв) |
Природа вокруг нас | 6+3 (резерв) |
Моя Родина | 10 |
Страны и народы мира | 2 |
Значение труда для человека и общества | 3+1 (резерв) |
Всего | 66 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»
У выпускника будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
- понимание важности здорового образа жизни.
У выпускника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Выпускник получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Выпускник в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:
- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
- описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
- различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
- различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
- различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
- характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
- использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
- находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
- объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
- выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
- использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
- исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
- измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
- выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Выпускник получит возможность научиться:
- рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
- вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
- объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
- готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
- пользоваться масштабом при чтении карт;
- обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
- моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
- участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
- воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
- использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
- узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
- находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
- понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
- готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
- рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
- объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
- различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
- рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
- составлять родословную своей семьи;
- объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
- рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
- рассуждать о пошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
- находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
- находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
- использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
- изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
- моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:
- осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
- оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
- объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
- составлять и выполнять режим дня.
Выпускник получит возможность научиться:
- сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
- следовать правилам здорового образа жизни;
- соблюдать правила противопожарной безопасности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п\п | Тема раздела программы, тема и тип урока | Кол-во час | Характеристика видов учебной деятельности учащихся | Дата провед | Примечание |
Человек и природа- 48 ч | |||||
Человек – часть природы -7ч | |||||
1 | 1четверть Природа - источник удовлетворения потребностей людей (комбинированный урок) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Оценивать влияние современного человека на природу. Называть окружающие предметы и их признаки | ||
2-3 | Зависимость жизни человека от природы Деревья нашего двора (комбинированный урок | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | ||
4 | Примеры явлений природы, причины сезонных изменений ( урок- путешествие) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Описывать сезонные изменения в природе. | ||
5-6 | Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира (комбинированный урок) | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. | ||
7 | Наблюдения за осенними изменениями в природе ( урок- экскурсия) | 1 | Проводить групповые наблюдения во время экскурсий. | ||
Земля и солнце- 5ч | |||||
8-9 | Звезды и планеты, их отличия. Земля – планета. Луна- спутник Земли Вселенная, или космос ( урок- путешестви | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Характеризовать некоторые особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. | ||
10 | Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле (комбинированный урок) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Характеризовать некоторые особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. | ||
11 | День и ночь. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи (комбинированный урок | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника . Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Сравнивать различать день и ночь, времена года. | ||
12 | Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года (урок- путешествие) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. | ||
Природа неживая и живая- 19 ч | |||||
13-15 | Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека. Неживая и живая природа Достопримечательности своего края | 3 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства. Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам. | ||
16-17 | Вода. Свойства воды Водоемы родного края ( урок- практикум) | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды | ||
18 | Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека Воздух – газообразное вещество ( урок- практикум) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний . Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. | ||
19 | 2 четверть Знакомство с природой родного края ( урок- экскурсия) | 1 | Наблюдать за явлениями природы и изменениями, происходящими в природе. Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий ) | ||
20-21 | Растения, их разнообразие. Животные, их разнообразие. Виды комнатных, садовых и дикорастущих растений. ( урок- ролевая игра) (комбинированный урок) | 2 | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Сравнивать и различать разные группы живых Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Различать растения и животных используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. | ||
22 | Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) ( урок- практикум) | 1 | Наблюдать за комнатными растениями и их движением к свету. Различать части цветкового растения. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. | ||
23-24 | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности (комбинированный урок) | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Описывать климат, особенности растительного и животного мира. | ||
25 | Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету ( урок- практикум) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями Учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | ||
26 | Деревья, кустарники, травы (комбинированный урок) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. | ||
27-28 | Животные, разнообразие животных и растений. Условия, необходимые для жизни животных (свет, тепло, воздух, вода, пища) Животные нашего края. | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Описывать климат, особенности растительного и животного мира. | ||
29 | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным ( урок- ролевая игра) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника . Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | ||
30-31 | Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве ( урок- практикум) | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. | ||
Наша страна на карте и глобусе – 6 ч (резервные уроки- 2ч) | |||||
32 | Глобус как модель Земли Как открывали новые земли Человек – охотник. Кочевники и земледельцы (комбинированный урок) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Объяснять назначение глобуса, его условные знаки. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Работать с готовыми моделями (глобус, физическая карта); показывать на глобусе и карте материки и океаны. | ||
33 | Географическая карта и план (общее знакомство). Условные обозначения на географической карте Пангея, климат, глобальные изменения. ( урок- практикум) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями Учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Работать с готовыми моделями -глобус, физическая карта); показывать на глобусе и карте материки и океаны. | ||
34-35 | Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте Тепловые пояса (комбинированный урок) ( урок проверки знаний и умений) | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Работать с готовыми моделями(глобус, физическая карта) показывать на глобусе и карте материки и океаны. | ||
36 | Практическая работа Карта России ( урок- практикум) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Различать разные формы земной поверхности(на примере своей местности). | ||
37 | Вселенная или космос (комбинированный урок) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний | ||
38-39 | Резервные уроки Земля и солнце | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. | ||
Природа вокруг нас- 6 ч (резервные уроки- 3ч) | |||||
40-41 | Значение природы для существо-вания всего живого на Земле. Путешественники. Плавание Неарха (комбинированный урок) | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) | ||
42-43 | Использование человеком богатств природы Разные гипотезы зарождения жизни на Земле. (комбинированный урок) | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний Анализировать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных | ||
44 | Дикие и одомашненные растения и животные Доисторические животные, их виды (комбинированный урок) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний Описывать роль животных в природе и жизни людей Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. | ||
45 | Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их много-образие. Древние и современные животные. (комбинированный урок) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний Готовить небольшие сообщения на заданную тему. Оценивать влияние современного человека на природу | ||
46-48 | Резервные уроки Науки, изучающие историю Земли. Археология, палеонтология, история Гипотезы возникновения жизни на Земле (урок-путешествие) ( урок- экскурсия) | 3 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника Анализировать ситуации поведения во время экскурсий. | ||
Человек и общество-16 ч Моя Родина -3 ч | |||||
49-50 | Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге (комбинированный урок) | 2 | Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяй-стве, профессиях членов семьи. Различать формы поведения, которые допус-тимы или недопустимы в школе, обществен-ных местах. | ||
51 | Резервный урок. Мы живем в разное время суток (комбинированный урок) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. | ||
Страны и народы мира -2ч | |||||
52-53 | Общее представление о многообразии стран, народов на Земле Причины расселения человека на новые земли и условия изобретения ( урок- игра) (комбинированный урок) | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности Обсуждать особенности стран мира Находить дополнительную информацию о странах с помощью библиотеки. | ||
Моя Родина -7 ч | |||||
54-55 | Родной город. Название родной страны. ( урок- путешествие) (комбинированный урок) | Работать с текстом и иллюстрациями учебника Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний Находить на карте России родной Регион | |||
56-57 | Государственный флаг России, значение цветов флага России Москва – столица России Красная площадь и Кремль – главные достопримечательности Москвы ( урок- путешествие) (комбинированный урок) | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. | ||
58 | Праздничные дни России и родного города: День города, Новый год, Рождество, 8 Марта ( урок- ролевая игра) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и род-ного города. | ||
59-60 | Городской транспорт. Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии людей на примере своего города. (урок- экскурсия) (урок проверки и знаний и умений) | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника . Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. Оценивать особенности дорожного движения и выбирать безопасные маршруты движения. Анализировать ситуации поведения на дорогах, улицах, игровых площадках. | ||
Человек - часть природы -2 ч | |||||
61-62 | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение (комбинированный урок) ( урок- путешествие) | 2 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. Оценивать влияние современного человека на природу. Значение труда для человека и общества- 3 ч (РЕЗЕРВНЫЙ УРОК-1 Ч) | ||
63 | Профессии людей. Транспорт города и села ( урок- ролевая игра) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Моделировать ситуации, при которых необходимо вмешательство пожарных, аварийной и медицинской службы. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | ||
64 | Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (комбинированный урок) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями Учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. | ||
65 | Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет (комбинированный урок) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Раскрывать возможности средств массовой информации. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | ||
66 | Резервный урок Из истории Древней Руси (комбинированный урок) | 1 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний. |
Материально-техническое обеспечение предмета « Окружающий мир»
Наименование объектов | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд Работа по курсу «Окружающий мир» обеспечивается УМК: 1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 кл. -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2011г. 2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1кл.к уч. «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2011г. | К К | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ |
Технические средства обучения 1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Интерактивная доска. 3. Мультимедийный проектор. 4.Компьютер. | Д Д Д Д | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Электронные справочники, электронные пособия Видеофильмы. | П | При наличии необходимых технических условий |
Печатные пособия 1.Набор энциклопедий для младших школьников. 2. Справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности). | Д Д | Многоразового использования |
Демонстрационные пособия 1.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. наглядные пособия: - натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; - гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; - коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи овощей и фруктов географические и исторические карты; - предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. - модели дорожных знаков, транспортных средств, часов. Раздаточный материал для практических и лабораторных: - гербарии, семена и плоды растений, - коллекции минералов и полезных ископаемых, -кости, чешую рыб, перья птиц. измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки, компасы. | Д Д Д Д Д Д Д Д Ф Ф Ф Ф Д | С возможностью демонстрации (крепления, магниты) С возможностью выполнения построений и измерений на доске (с использованием мела, маркера) |
Игры 1.Географическое, биологическое лото. 2. Игры-путешествия в космос, в океан, безопасное путешествие в природу . | П П |
Список литературы
1. Авторская программа Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир» 2011г. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2011г.
3. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». -Самара: Корпорация «Федоров».
4. Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
5.ФГОС: начальное общее образование / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
6.Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533
7. Планируемые результаты начального общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=957
8.Сайт образовательной системы Л.В. Занкова www.zankov.ru
9. Школьный портал http://www.portalschool.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...