План-конспект урока по окружающему миру по теме "В гости к зиме"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок в 3 классе для обучающихся с нарушениями интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_zime.docx | 49.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Сезонные изменения в природе зимой»
Цель: Воспитывать любовь к родной природе.
Задачи:
Коррекционные: закрепить знания об изменениях в природе зимой; работать над развитием связной речи, обогащением и активизацией словаря через ответы на вопросы учителя, запоминание слов – названий.
Коррекционно-развивающие: коррегировать произношение учащихся через исправление ошибок в произношении;
коррегировать зрительное восприятие, развивать наглядно-образное мышление через работу с иллюстрациями, расширять кругозор учащихся, развивать логическое мышление, память и связную устную речь.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе через беседу; воспитывать стремление старательно и добросовестно работать на уроке, создавая для этого благоприятный микроклимат, используя здоровьесберегающие предупреждающие накопление усталости, снижения работоспособности.
Ход урока.
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
2. Психологический настрой на урок.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям и с хорошим настроением начинаем наш урок.
Но сегодня у нас ещё будет один гость. А чтобы узнать, кто придёт к нам в гости, отгадайте загадку.
В голове - снег,
В животе – снег,
И в ногах – снег,
И в руках – снег.
Что за чудо – человек? (Снеговик)
Но Снеговик не просто так пришёл к нам на урок. Он приглашает нас в гости к какому-то времени году. А чтобы узнать, куда приглашает, отгадайте загадку.
Загадка.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Слайд1).
– Как вы догадались, что зима?
Когда начинается зима по календарю?
- Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы поговорим с вами о зиме. Но урок у нас сегодня необычный. (Слайд 2) Мы с вами отправляемся в путешествие в зимнее царство, а когда устанем – будем делать привалы, как это делают туристы. Вы знаете, что такое привал? (это когда турист устанет, он делает остановку, которая называется привал, где он отдыхает, набирается сил, для дальнейшего путешествия). Вот мы с вами сделаем несколько таких привалов. Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.
И так, в путь.
- Актуализация знаний.
Сначала давайте проложим дорогу. Тут даны зимние месяцы, расположите их по порядку и у нас получится дорога. И по этой дороге мы отправимся в путь. (Декабрь, январь, февраль).
Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.
Февраль - «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».
- И первый привал - «Зимний». Слайд 3 .Зима.
Мы с вами находимся в зимнем царстве. Какими красками расписывает зима свое царство?
А теперь послушайте стихотворение.
Белым снегом всё покрыло:
И деревья, и дома.
Свищет ветер легкокрылый:
«Здравствуй, Зимушка-зима!» (Г.Ладонщиков).
- А теперь вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
-Что относится к неживой и к живой природе? (Слайд 4)
(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа.)
-Молодцы, теперь давайте вспомним, какие изменения в неживой природе происходят в декабре.
Слайды 5-6. Неживая природа.
Солнце греет слабо. Короткие дни. Постоянный снежный покров. Температура воздуха ниже 0. Длинные ночи. Водоёмы покрылись льдом.
- Дети, посмотрите внимательно на иллюстрацию и найдите несколько одинаковых значков. (Слайд 7)
(Ответы учащихся)
- Правильно, это снежинки.
Снежинки бывают разные.
Много снежинок образуют снег. Явление в природе, когда падает с неба много снега, называется снегопад.
- В какое время года бывает много снега? (Дети отвечают)
Ребята, а ещё за какими явлениями можно наблюдать зимой? (Оттепель, гололедица, метель, изморозь, вьюга, пурга). (Слайды 8-12)
Игра «Хлопки».
-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь,
прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.
- А сейчас мы изобразим зимнюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Покажите, что стало очень холодно.
Покажите руками, как дует сильный ветер. Как спрячем лицо от ветра?
Как согреем руки? Давайте выполним зимнюю разогревалочку:
Если замерзают руки,
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Как согреем ноги? Попрыгайте, как зайчики.
-Ребята, чтобы согреться зимой на улице, можно поиграть в подвижные игры, побегать.
Кто из вас любит играть в снежки? Давайте представим, что мы играем в них. Имитируем движения:
- берем снег
- лепим снежный комочек
- кидаем.
- Дети, на что похож этот предмет? (Показываю пушистый белый шарик в виде снежного комочка). Сейчас мы поиграем со снежком и расскажем, что бывает зимой. (Учитель говорит: «Зимой солнце плохо греет» и передаёт снежок ученику. Ученик называет, что бывает зимой и передаёт снежок товарищу и т. д.)
Поговорим теперь об изменениях в живой природе. Слайд13.
- 2 привал - «В мире растений».
А сейчас мы поговорим, как зима отразилась на жизни растений.
На какие группы, делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы). (Слайд 14).
На какие группы делятся деревья? (Лиственные и хвойные). (Слайд 15)
Расскажите как лиственные и хвойные деревья приготовились к зиме?
Слайды 16-18.
Лиственные деревья сбросили листву, хвойные стоят – зелёные.
Какие деревья остаются всегда зелёными?
Игра «Найди лишнее дерево». Слайд.
- А сейчас я хочу проверить, можете ли вы отличать хвойные и лиственные растения. Найдите лишнее дерево.
Берёза, осина, рябина, дуб, ель. Лишнее-ель, потому что оно хвойное.
На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике – на зиму сохраняются плоды. Для зимующих птиц это отличная столовая.
Еще одно дерево – кормилец – осина. Ее молодой корой питаются лоси, зайцы, олени и мыши. (Слайд19)
- 3 привал «Птичий». Слайд 20.
Осенью часто слышится прощальный крик перелетных птиц. Но не все птицы улетают в теплые края. Какие группы есть?
(Перелётные, зимующие).
Давайте вспомним, какие птицы являются перелетными, а какие зимуют в наших краях.
Работа с презентацией.
Демонстрируется слайд с изображениями птиц. Задача: узнать птицу по картине и назвать перелетных и зимующих.
Проверка. Слайд21. (перелётные, зимующие)
Раньше всех улетают птицы, которые питаются насекомыми. Перед отлётом птицы собираются в стаи. Продолжительность дневного времени и исчезновение пищи подсказывает птицам, когда отправляться в тёплые края. Они совершают длительные перелёты, под их крыльями образуются мозоли величиной с кулак. Летят они днём и ночью, изредка останавливаясь для отдыха. Долетают не все, только самые сильные. (Слайд 22)
Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами, отыскивают спрятавшихся насекомых, прилетают к жилью человека, где легче отыскать корм.
Беседа о зимующих птицах.
-Что птицам страшнее: холод или голод?
-Чем они питаются, где находят корм?
-Как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать кормушки.)
(Вывешивается картинка с изображением кормушки.) ( Слайд 23)
-Отгадайте загадки и узнаете, какие птицы прилетели к нам на кормушку.
Загадки.
1)Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел.)
-Дятел древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры достает. У него очень длинный и липкий язык, им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке. (Птица прикрепляется к кормушке.)
2) Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (Синица.)
Синица летом питается жучками, червячками, а зимой ест все: и зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего она любит свежее сало. (Птица прикрепляется к кормушке.)
3)В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей.)
Эту птицу знают все. Воробей любит семечки, ягоды. Воробьиные стаи часто воруют выращенные зерна. «Вора бей! Вора бей!»- кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей. (Птица прикрепляется к кормушке.)
4) Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый ...
(Голубь сизый)
(Птица прикрепляются к кормушке.)
5)Красногрудки – снегири
Словно яркие угли,
По дорожке скачут
От зимы не плачут.
-Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: Снегири прилетели – значит, завтра – снег пойдет. (Птица прикрепляется к кормушке.)
6)Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Это … (сорока.)
-Ребята, как много птиц собралось на нашей кормушке. С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не останется голодной.
Задание. (Слайды 24-25)
Из данных птиц обводить только зимующих птиц.
А теперь послушайте стихотворение.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
4. 4 привал - «Лесной» (Слайд 26).
Перед нами зимний лес.
Как красиво в зимнем лесу! Что вы видите? (деревья в снегу, сугробы)
- Нигде нет ни тропинок, ни дороги, придется идти по сугробам.
«Речь с движением» - «Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу.
Проложи другим дорогу».
В - Ой, посмотрите, что это? (следы)
Большие изменения произошли и в мире животных.
- Что произошло в мире животных?
Одни их них поменяли цвет своей шкурки, другие приготовили запасы, а третьи находятся в спячке.
На какие 3 группы можно поделить животных по способу подготовки к зиме.
Слайды 27, 28.
Уходят в спячку, делают запасы,
сами себя могут прокормить. ( Шерсть у животных становится гуще, пушистее, теплее, цвет меняется!)
Интересно, как живут звери зимой.
А теперь они нам расскажут о своей жизни зимой.
Лиса: Я зимы не боюсь:
В шубу тёплую ряжусь,
Хвост красивый какой-
Он мне нравиться самой!
Живу в норе там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Об этом, наверное, мало кто знает,
но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Заяц: Я заяц, расскажу, как живётся мне в лесу.
К зиме ребята побелел. Шубку новую надел.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает,
А питаюсь я корой, ягодой замёрзшей,
Что под снегом заяц найдёт - всё ему впрок пойдёт.
Белка: Я белка, весёлый зверёк, по деревьям скок да скок.
Но зимою я меняюсь, в шубку серую одеваюсь.
Мне приходиться прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять!
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас - орехи, ягоды, грибы,
Чтоб зимой не голодать.
Где ж еду зимой достать?
Белка: - Холодно зимой в лесу, тихо, скучно. Даже птицы песенки не поют.
Волк: - Здравствуйте, детишки!
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходит:
волки стаями бродят.
Серые, худые, голодны, злые.
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Волку трудно зимой.
Еды не хватает и он голодает.
- Ребята, а почему так говорят - волка ноги кормят? (чтобы добыть себе еду волк должен много бегать по лесу)
- Волка называют санитаром леса - он питается больными, старыми
животными.
Ёж: Зимой я крепко сплю,
Зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас.
Трудился – не ленился.
Меня вот разбудили –
к вам, ребята, пригласили.
Что б о себе все рассказал.
Сюда б медведя я позвал,
Но он в берлоге крепко спит и его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил, много ел и много пил.
Нам с медведем одна работа – крепко спать и весны ждать.
Учитель: Чтобы зверям не было холодно зимой, потанцуем вместе с ними.
Физкультминутка под музыку. (Слайд 29)
5. 5 привал «Народной мудрости» (Слайд 30)
-Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы?
Зимний денёк с комариный носок.
Хороший снежок урожай сбережёт.
В зимний холод всякий молод.
Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.
Мороз велик, да стоять не велит.
И в сильный мороз работа согреет.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Новый год – к весне поворот.
Много снега-много хлеба.
Деревья в инее - небо будет синее.
Береги нос в большой мороз.
6. Привал «Игровой» (Слайд 31-32)
Проверка знаний. Тест. Игра «Крестики-нолики».
- Перед вами лежат листочки. Возьмите их в руки.
- Сейчас я вам буду задавать вопросы, если вы согласны с моим утверждение, токрестик, а если не согласны, то 0.
1. Еж зимой впадает в спячку.
2. Зимой набухают почки.
3. Ноябрь – зимний месяц.
4. Грачи - зимующие птицы.
4. Зимой можно увидеть ласточку.
6. Декабрь, январь и февраль – зимние месяцы.
5. Снегири прилетают зимой.
- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы, справились с заданием!
- 7 привал «Музыкальный».
(Исполняется песня «Зима») Слайд 31.
1.- Вам понравилось путешествие?
-А какие задания вам больше понравились?
-Какие задания были трудными?
-Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?
-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?
- Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке?
Ученик. Дни стали короче, солнце светит реже, холодно.
Учитель. Приведите примеры зимних явлений в неживой природе.
Оцените свою работу на уроке с помощью смайлов и с помощью жестов.
Молодцы!
2. Выставление оценок.
3. Домашнее задание.
4. Гостиницы от Зимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: познакомить учащихся с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль и начало ...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"
Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1) Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и неживой природе; - учить устанавливать связи меж...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Охрана природы зимой"
Цели урока: создание условий для овладения учащимися правил охраны природы зимой и способами их применения.Программа "Перспектива"...
План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения шк...
План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему мы любим собак и кошек?"
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему? Зачем?»На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержании урока включены элементы обучения...