Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Огарцева Наталья Владимировна

Планирование составлено:  на основе стандартов второго поколения и  авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система развивающего обучения Л.В. Занкова) в соответствии  ФГОC НОО «Окружающий мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_okruzhayushemu_po_ssisteme_zankova.docx73.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная   записка
к тематическому планированию по окружающему миру

4 класс

Рабочая  программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г). Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н.

    «Окружающий мир». 4 класс. – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2007.

Рабочая программа  адресована учащимся 4 Б класса БМОУ «СОШ№27 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Балаково Саратовской области.

Концепция (основная идея) В основе построения программы лежит принцип отборы наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его психического и  личностного развития, а так же успешного последующего обучения. В процессе изученииокружающего мира, происходит формирование общеучебныхумений  — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, систематизировать, пониматьглавную  мысль научно-познавательного текста, а также специальныхумений; устанавливать связи между объектами природы; фиксировать результаты наблюдений, ориентироваться вокружающей среде и на местности; осознавать протекание события во времени и пространстве и др.

Особенностью программы является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу ячейки на этом стержне заполняются новыми знаниями, новыми способами деятельности, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Образовательные области.

   Основу содержания курса «Окружающий мир» составляют «Естествознание» и«Обществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развитияшкольника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиваниютого широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс

 Место и роль курса в обучении. Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно – бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.

 Цели учебного предмета:

-формирование социального опыта школьника;

- осознание им элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»;

- воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и  правил поведения в не

Задачи курса:

-формирование представлений о научной картине мира, и которой природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве; основ экологической культуры; разных представлений о прошлом и настоящем Отечества;

-воспитание культуры взаимоотношений со сверстниками, младшими, взрослыми; --формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на первые знания о себе как биологическом и социальном существе;

- воспитание любви и уважения к родной стране, ее истории и культуре;

-формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения;

-формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.

Срок реализации программы:согласно  федеральному базисному учебному плану года и региональному компоненту образовательных стандартов начального общего образования поокружающему мируна изучение «окружающего мира» в 4 классе отводится 2 часа в неделю(68 часов в год).

Основные принципы отбора материала:

- учёт возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

- интеграция – установление устойчивых связей между разными учебными предметами;

- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий;

- педагогическая поддержка как сильным, так и неуспевающим учащимся;

- учёт психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способности.

Общая характеристика учебного процесса.

Программа «Окружающий мир» предлагает изучение естественно – научных и обществоведческих вопросов в едином курсе. Курс обеспечивает формирование у детей разнообразных представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознание правил существования в природной и социальной среде, развитие познавательной сферы, умственных способностей и интересов школьников, формирование в единстве этических и эстетических чувств.

       Организация учебного процесса предусматривает уроки-экскурсии, проведение опытов, практических работ.

Методы и приемы обучения.

      Широко применяются следующие методы: дифференцированное обучение, исследовательский, научно-практический, частично-поисковый, информативный, метод наблюдения. Приемы: комментирование, практическая работа, изобразительная деятельность, игровые приемы.

Форма работы: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Формы реализации программы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана:

- с уроками ИЗО и музыкой;

- с ОЗОЖ;

- с технологией;

- с физической культурой;

- с историей.

Предполагаемые результаты обучения.

Обучающиеся научатся:

– находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;

– различать полезные ископаемые (не менее 3);

– иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;

– соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных  заболеваний;

– оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде;

– узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;

– соблюдать правила охраны природы;

– ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;

– кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;

– определять последовательность основных исторических событий в России;

– соотносить год с веком;

      – называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А. С. Пушкину,    Петру 1).

Устанавливать связи:

- между производственной деятельностью человека и природой;

- между городом и деревней, промыщленностью и сельским хозяйством;

Владеть общеучебными умениями ( в рамках изученного):

- уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;

- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.);

- систематизировать изученные в 1 – 4 классах естественно-научные  и исторические понятия;

- описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки;

- проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;

- работать с простейшими моделями;

- достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;

- пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;

- оформлять результаты исследовательской работы.

Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

 - ориентирование на местности с помощью компаса;

 - определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

 - установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;

  - выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  - оценка воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;

  - удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Система оценки достижений учащихся проводится по пятибалльной систем

-  с помощью контрольно-обобщающих уроков,

-  контроль усвоения осознанности чтения материала с помощью пересказа текста;

-  проверочные работы.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.

Инструментарий для оценивания результатов:

- самоконтроль, взаимоконтроль;

- словесная отметка;

- письменная оценка;

Используемые в тексте программы условные обозначения:

- «БУП» - базисный учебный план;

-«УМК» - учебно – методический комплект.

                                           Учебно-тематическое планирование

по окружающему миру

Класс:  4

Количество часов:

Всего - 68час; в неделю - 2 часа.

Экскурсии 5 ч.,  опыты 4 ч.,  практические работы  - 4 ч.;

Административных контрольных уроков         -  

     Планирование составлено:  на основе стандартов второго поколения и  авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система развивающего обучения Л.В. Занкова) в соответствии  ФГОC НОО «Окружающий мир».

   Программа по окружающему миру в соответствии с требованиями Стандарта предусматривает:

  1. возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке, и обществе;
  2. чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, формирование российской гражданской идентичности;
  3. опыт эмоционально окрашенного личностного отношения к миру природы и культуры, ознакомятся с началами естественных и социально гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи;
  4. познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, осваивать умение проводить наблюдение в природе, ставить опыты, понимать причинно-следственные связи в окружающем мире;
  5. получат возможность приобрести базовые умения работы с  ИКТ – средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
  6. примут и освоят социальную роль обучающегося, для которых характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

                                                                                                    Окружающий мир

4  класс. Тематическое планирование

п/п

Система уроков

Дидактическая модель

Педагогические

средства

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

  Дата

Коррект.

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1

Человек и окружающий мир.

Человек и мир, созданный им. (5ч.)

Условия современ-ной жизни.

 (с. 5–14).

ОБЖ: безопасное обращение с электроприборами

Репродуктивная

Беседа

Учащиеся должны иметь представление о первых жилищах человека.

Знать историю предметов домашнего обихода

Уметь видеть взаимосвязи между древним человеком и природой

Работа с энциклопедиями, справочниками, таблицей

Таблица-циклограмма распределения периодов истории человечества, рабочая тетрадь

(с. 2)

2

Техника и человек (с. 15–17)

Продуктивная

Проблемные задания

Уметь доказать, что современный человек не может остановить научно-технический прогресс

Уметь передать свои впечатления о достижениях техники в устных рассказах, рисунках

Работа с энциклопедиями, справочниками

Лента времени

Тетр. с.2, №3

3

 Клетка – основа строения

и роста живых организмов

(с. 17–22)

Продуктивная

Наблюдение

Уметь видеть общее

и отличительное в стро-ении разных клеток

Уметь доказать, что современный человек не может остановить научно-технический прогресс

Работа с энциклопедиями, таблицей

Таблицы:
«Строение клетки», «Разновидности клетки»
Тетр. с.3 №4-7

4

Режим дня в жизни человека (с. 23–25)

Продуктивная

Беседа

Иметь представление
о режиме и его благотворном влиянии на здоровье человека.

Уметь составить свой р

Иметь представление о здоровом образе жизни семьи

Работа с энциклопедиями, справочниками, наблюдение

Составить индивидуальный распорядок дня. Тетр.с. 6

№ 8,9

Продолжение табл.

1

2

3

4

6

7

8

9

5

Достижения меди-цины в древние времена. Лекарст-венные растения.

(с. 17 – 29, 25 - 27)

Репродуктивная

Проблемные задания

Иметь представление о медицине как об одной из древнейших наук

Работа с таблицей

«Овощи и фрукты»

Гербарий «Лекарствен-ные растения»

Наши соседи

на западе. (16ч.)

Цель: познакомить с особенностями средневекового общества, формировать представления детей о развитии науки. Лекарственные растения. ОБЖ: Правила сбора и хранения лекарст-венных растений

Знать о наиболее распространенных лекарственных растениях.

Уметь приводить примеры, описывать растения

Уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира

Работа с энциклопедиями, справочниками

Рабочая тетрадь

6

Где и как жили рыцари. Почему осанка выделяла рыцаря

(с. 28 – 34)

Репродуктивная

Наблюдение, беседа

Проблемные задания

Уметь описывать отдельные события из истории Отечества

Знать упражнения, вырабатывающие правильную осанку человека, использовать знания для укрепления здоровья, безопасного поведения

Иметь представление об образе жизни

Работа с дополнительной литературой, описание жизни людей в Средневековье

Иллюстрации: «Замки»; «Краеведческий музей»; «Рыцарские доспехи»

7

Опора и защита тела

Скелет. Состав и свойства костей.

 (с. 35–38)

Объяснительно-иллюстративная

Проблемные задания

Иметь представление о строении скелета человека, его назначении

Знать, от чего зависит состав костей скелета

Работа с таблицей

«Костно-мышечная система человека»

Тетр. с. 11,

№ 14,16

8

Части скелета. Позвоночник
(с. 38–40)

Репродуктивная

Наблюдение

Иметь общее представление о строении позвоночника

Знать строение и значение позвоночника

Работа с таблицей

Рисунки «Что обеспечивает гибкость позвоночника»

Продолжение табл.

1

2

3

4

6

7

8

9

9

Части скелета. Череп. Грудная клетка.
(с. 40–42)

Объяснительно-иллюстративная

Проблемные задания

Иметь представление о строении черепа и грудной клетке как части опорно-двигательной системы человека

Знать назначение его основных частей

Знать о способе крепления костей черепа;

какие части скелета образуют груд-

нуюклетку; какие органы защищает грудная клетка

Работа с таблицей

Таблица «Строение черепа»

10

Части скелета. Живые рычаги

(с. 43–45). ОБЖ: помощь при ушибах и переломах

Объяснительно-иллюстративная

Беседа

Знать общее строение рук и ног, правила сохранения и укрепления здоровья

Работа с таблицей

Таблица

11

Мышцы и движение (с. 46–50)

Продуктивная

Проблемные задания

Иметь представление о разнообразии мышц
по величине и форме

Работа с энциклопедиями, справочниками

Таблицы: «Мышцы-сгибатели»; «Мышцы-разгибатели»

12

Мышцы и движение. Проверочная работа по теме «Тело человека»

Репродуктивная

Проблемные задания

Знать ответы на вопросы в рабочей тетради

Задания в «Рабочей тетради»

Рабочая тетрадь (с. 11, № 15;

с. 12, № 18;

с. 13, № 19)

13

«Черная смерть».

 (с. 51–54)

Объяснительно-иллюстративная

Беседа

Знать о причинах, вызывающих эпидемии, и меры борьбы с ними, правила сохранения здоровья

Работа с дополнительной литературой

Сообщения учащихся

14

Начало Нового времени (эпоха Возрождения)

(с.54 – 57)

Объяснительно-иллюстративная

Проблемные задания

Иметь представление о развитии науки и культуры в XIV веке

Работа с энциклопедиями

Географическая карта

15

Расширение знаний о Земле (с. 57–63)

Репродуктивная

Проблемные задания, беседа

Иметь представление
о путешествиях и открытиях Х. Колумба и Ф. Магеллана

Уметь показать на карте пути продвижения путешественников

Работа с энциклопедиями, иллюстрациями

Сообщения

о Х. Колумбе, Ф. Магеллане; (Т. с. 14, № 23, 24,25)

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16

Природа Нового Света.

(64,65)

Объяснительно-иллюстративная

Беседа

Знать природу Нового Света

17

Развитие науки. Устройство Вселенной .

Почему предметы падают вниз.

(с. 66–70)

Объяснительно-иллюстративная

Наблюдение, беседа

Знать доказательство шарообразной формы Земли

Иметь представление
о силе притяжения тел

Иметь представление об учении Н. Коперника, Г. Галилея

Уметь устанавливать причинно-следствен-

ные связи между изучаемыми явлениями

Работа с картой

Карта полушарий. Глобус. Портрет

Н. Коперника

И.Ньютона

18

Открытие невидимого мира (микробиология)

(с. 70–72)

Репродуктивная

Проблемные задания

Знать о существовании на Земле микроорганизмов и их значении в жизни человека

Работа с дополнительной литературой

Подготовить сообщения об изобретениях

19

Победа над эпидемиями.

Проверочная работа.

(с. 72–74)

Репродуктивная

Проблемные задания

Знать о значении прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями

Работа с дополнительной литературой

20

Зачем нужна гигиена
(с. 74–76)

Кожа и её значение.

(с. 76–78)

Продуктивная

Объяснительно-иллюстративная

Беседа

Проблемные задания

Знать правила сохранения и укрепления здоровья;

о строении кожного покрова

Знать основные функции кожи

Работа с энциклопедиями и дополнительной литературой.

Таблица «Строение кожи»

21

Особые образования кожи (загар, волосы, ногти).

Проверочная работа.

Продуктивная

Проблемные задания

Уметь работать по заданиям в рабочей тетради

Задания в рабочей тетради

с. 14, № 23;

с. 15, № 24, 25;
с. 16, № 26

Продолжение табл.

1

2

3

4

6

7

8

9

 22

Преобразования

в России.

Цель: формировать историческое мировоззрение.

Царь-плотник . выход к морю.
(с. 83–92)

Продуктивная, исследовательская

Проблемные задания

Иметь представление о деятельности Петра I; об основных преобразованиях в России.

Уметь описывать отдельные события из истории

Учащиеся должны попытаться оценить деятельность Петра I.

Уметь описывать

отдельные события

из истории

Работа с историческими картами (границы России  в конце XVII века)

Портрет Петра I; рабочая тетрадь (с. 16, № 27, 28)

23

Петр I – царь и человек (с. 92–95)

 24

Становление Российской науки . Горные породы. Полезные ископаемые .
(с.96 - 103).

Исследовательская

Проблемные задания

Уметь определять состав и свойства гранита и известняка, оформлять работу

Уметь найти дополнительную информацию о полезных ископаемых родного края

Работа с дополнительной литературой

Кусочки гранита, известняка, лупа, молоток, металлическая пластинка

25

 26

Каменное царство
(с.104 - 107).

Руды металлов.

(с.107 – 109)

Продуктивная, исследовательская

Проблемные задания

Знать о значении каменной поваренной соли, горючих полезных ископаемых

Уметь найти дополнительную информацию о полезных ископаемых родного края

Работа с картой, иллюстрациями

Рабочая тетрадь

(с. 19, № 33, 34

с. 20, № 36, 37, 39)

27

Горючие полезные ископаемые

(с. 109–113)

Кто открывает и добывает полезные ископаемые.

(с.113 – 116)

Репродуктивная

Проблемные задания

Уметь оценить воздействие природы на человека

Работа с картой

Рабочая тетрадь (с. 20, № 38)

28

Проверочная работа по теме: «Полезные иско-паемые»

Русское военное искусство.

(с.116 – 118)

Репродуктивная

Беседа

Иметь представление о жизни и деятельности А. В. Суворова

Работа с энциклопедиями, иллюстрациями

Продолжение табл.

1

2

3

4

6

7

8

9

29

Отечественная война 1812 г.
(с. 119–122)

Репродуктивная

Проблемные задания

Иметь представление о плане военных действий под Бородино

Знать о значении Бородинского сражения

Работа с энциклопедиями, иллюстрациями

Историческая карта

30

 План местности

(с. 123 - 125)

Практическая работа «Составление плана»

Продуктивная

Проблемные задания

Задания по выбору учащихся

Уметь читать план местности:

пользоваться масштабом, составлять план местности; начертить дорогу от дома до школы

Работа с картой

Карта, глобус

31

Контрольная работа за I полугодие.

Мир человека в Новое время.

32

Разнообразие при-роды Земли. (7ч.)

Северные земли России (с. 5–7)

Продуктивная

Проблемные за-дания

Иметь представление о природных условиях,

в которых происходила Северная экспедиция

Работа с картой

Карта полушарий

33

Поиски неведомой земли (с. 7–11)

Растительный и животный мир Австралии.

Продуктивная

Разноуровневые задания

Иметь представление
о природных условиях Австралии

Уметь сопоставлять природные условия Австралии и России

Работа с видеофильмом «Береги природу»

Географическая карта природных зон

34

Русские на шестом континенте

(с. 12–14)

Продуктивная

Проблемные задания

Знать об открытии
в
 1820 г. неизвестного материка Земли – Антарктиды.

Уметь показать на карте

Уметь найти отличия между Арктикой и Антарктидой

Работа с дополнительной литературой

35

Дальний Восток России

 (с. 15–17)

Продуктивная

Задания по выбору учащихся

Знать растительный и жи-вотный мир Уссурийского края.

Уметь показать на карте

Работа с картой

Физическая карта России

Продолжение табл.

1

2

3

4

6

7

8

9

36

Особенности природы гор

(с. 18 – 19)

Репродуктивная

Проблемные задания

Иметь представление об особенности жизни

и занятий людей в горах

Работа с дополнительной литературой, CD

Рабочая тетрадь

(с. 22, № 42,

с. 23, № 44);

  37

Человеческие расы.

Проверочная рабо-та по теме «Разно-образие природы Земли»(с. 19–21)

Исследовательская

Проблемные задания

Иметь представление
о признаках разных рас

Иметь представление о многообразии стран, народов

Работа с книгой,
с иллюстрациями

с. 22, № 41 – самостоятельная работа

38

События XIX – XXвеков. (10 ч.)

Развитие науки

и техники (с. 22–25)

Репродук-тивная

Сообщения учащихся

Иметь представление
о достижениях науки
и техники

Работа с энциклопедиями

CD «Электронная энциклопедия»

39

Развитие науки и техники. Урок-семинар.

Продуктивная

Наблюдение

Иметь представление

о достижениях науки
и техники.Выявитьзна-чение изобретений для современного человека.

Работа с энциклопедиями

CD «Электронная энциклопедия»

40

  41

Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы.

 (с. 25–32)

Продуктивная

Проблемные задания

Иметь представление
о строении человека. Знать,как сохранить крепкую нервную систему

Работа с таблицей

Таблица «Кровеносная система человека»

42

  43

Значение кровеносной системы (с. 32–36). Путь крови

(с. 36–41)

Репродуктивная

Проблемные задания

Иметь представление о значении кровеносной системы

Уметь оказывать первую помощь при травмах, потери крови

Работа с дополнительной литературой

Рабочая тетрадь

(с. 25, № 50)

44

События начала века (с. 42–46)

Репродуктивная

Проблемные задания

Иметь представление об основных событиях начала ХХ века

Работа с лентой времени

Лента времени

45

46

Великая Отечест-венная война

(1941–1945 гг.)

(с. 46 – 51;52 – 58)

Продуктивная

Разноуровневые задания

Знать о Великой Отечественной войне, подвигах народа в победе над фашизмом

Работа с энциклопедиями, иллюстрациями

Плакат «Родина-мать зовет!»

Продолжение табл.

1

2

3

4

6

7

8

9

47

Век научных открытий (с. 58–61). ОБЖ: правила поль-зованиятелевизо-ром, компьютером

Репродуктивная

Проблемные задания

Иметь представление об основных научных открытиях ХХ века

Знать правила безопасного пользования электроприборами

Работа с иллюстрациями

48

  49

Человек и природа. (10 ч.)

Охрана природы

(с. 62 - 63)

Охрана природы. Заповедники. (Урок-семинар) (с.64 – 67)

Репродуктивная

Проблемные задания

Иметь представление о природоохранных мерах

Работа с видеофильмом

Иллюстрации заповедных зон, видео

50

Органы дыхания. Гигиена дыхания.

(с. 68–72)

Репродуктивная

Проблемные задания

Иметь представление о системе дыхания человека

Знать путь прохождения воздуха в организме человека

Работа с табли-цей «Органы ды-хания человека»

51

Сельское хозяйство. Животноводство.

(с. 72–77)

Репродуктивная

Беседа

Иметь представление о некоторых отраслях жи-вотноводства и исполь-зовании продуктов животноводства

Работа с энциклопедиями

Рабочая тетрадь

(с. 2, № 59;

с. 29, № 60, 62)

52

Растениеводство
(с. 78–80)

Репродуктивная

Проблемные задания

Иметь представление о некоторых отраслях растениеводства и использовании продуктов растениеводства

Уметь устанавливать связи между городом

и деревней, промышленностью и сельским хозяйством

Работа с энциклопедиями, иллюстрациями

53

Животноводство и растениеводство. Практическ. работа.

Обобщить представле-ниядетей об отраслях сельского хозяйства.

54

  55

Зачем человек ест. Состав пищи
(с. 81–87)

Продуктивная

Беседа

Иметь представление о пищеварительнойсис-теме человека.

Знать правила ухода

за зубами

Работа с таблицей

«Органы пищеварения человека»

Рабочая тетрадь

(с. 30–32,

№ 63–67)

56

Органы пищеварения. Зубы и уход за ними.

 (с. 87–91). ОБЖ: забота о зубах

Репродуктивная

Проблемные задания

Иметь представление о пищеварительной системе человека

Работа с таблицей

«Органы пищеварения человека»

Окончание табл.

1

2

3

4

6

7

8

9

57

Длинная дорога бутерброда

(с. 91–97).

ОБЖ: культура питания

Продуктивная

Беседа

Знать о полезных свойствах продуктов питания, о рациональном питании, о правильном питании школьника

Работа с таблицей, иллюстрациями

58

Система пищеварения. Проверочная работа.

Обобщить представле-ниядетей о системе пищеварения. Проверить уровень усвоения изучен-ного материала.

Современная Россия.

Формировать представление о символах и об устройстве государственной власти.

69

 Человек и общество (с. 98–105)

Продуктивная

Проблемные задания

Знать, как человек познает природу, общество, самого себя

Работа с дополнительной литературой

Герб, флаг, гимн

60

Устройство государ-ственной власти

(с. 106–109)

Репродуктивная

Проблемные задания

Иметь элементарное представление об устройстве государственной власти страны

Работа с дополнительной литературой

61

Символы и праздники России (с. 110–115)

Продуктивная

Сообщения учащихся

Знать символику Российского государства

Выполнение заданий в рабочей тетради

с. 32–34,

№ 68–74

62

Человек в современных условиях

(с. 115–118).

Продуктивная

Проблемные задания

Знать основные правила поведения в окружающей среде

Уметь ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения

Работа с энциклопедиями, иллюстрациями

63

Нравственные нормы жизни
(с. 119–122)

Продуктивная

Проблемные задания

Знать основные правила поведения в обществе

64

Контрольная работа

Выявить уровень знаний обучающихся

65

Работа над ошиб-ками. Обобщение изученного матери-ала.

66

«Есть порох в пороховницах!»

(с. 122 – 123)

Исследовательская

Проблемные задания

Уметь находить дополнительную информацию о событиях

Работа с энциклопедиями

 67

Обобщающий урок «Что я знаю. Что я умею». Контрольные тесты

Продуктивная

Задания по выбору. Тест

Уметь самостоятельно ответить на предложенные вопросы, выполнить задания

Работа с книгой, картой

Рабочая тетрадь (с. 38–39), карта полушарий

68

Экскурсия в краеведческий музей.

Расширить представле-нияобучающихся об историческом прошлом родного края.

                                                                               

                                            Содержание курса «Окружающий мир»

(68 часов)

Человек и окружающий мир – 21 час.

Практические работы: осенние работы на пришкольном участке;

составление комплекса упражнений утренней гимнастики;

составление режима дня;

определение своего роста и веса;

наблюдение за работой мышц и их утомляемостью;

рассматривание клетки под микроскопом;

оказание первой помощи при ушибах и порезах;

работа с гербарными экземплярами лекарственных растений;

работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа: Транспортные средства. Транспорт будущего.

Открытие Америки, её природа, население.

Экскурсии: в планетарий, в политехнический музей.

Преобразования в России – 10 часов.

Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов;

работа с физической картой России (полезные ископаемые);

работа с исторической картой;

составление плана комнаты, школьного или садового участка.

Исследовательская работа. Петербург – один из самых прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму.

Мир человека в Новое время – 27 часов.

Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный период;

оказание первой помощи при лёгких травмах; подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение  количества дыхательных движений в минуту;

составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ;

весенние работы на пришкольном участке;

работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи.

Современная Россия – 10 часов.

Краеведение (в течение года)

Исследовательская работа. Беларусь (Англия, Франция, Германия, Китай…)

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Учащиеся должныиметь представление:

- об истории человека в древние времена;

- об истории родного края;

Учащиеся должны знать:

- названия основных органов человека и их значение;

- некоторые правила предупреждения травм;

– нормы здорового образа жизни;

- полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;

- основные этапы истории России;

– государственную символику,

– даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;

– народы, населяющие Россию (не менее 3);

– название Основного закона страны;

– имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;

- названия наиболее крупных стран мира и их столиц;

– достопримечательности родного края.

Учащиеся должны уметь:

– воспринимать проблему, выдвигать гипотезу;

– осмысливать прошлое в его значимости для настоящего и будущего;

– добывать информацию в соответствующей литературе;

– самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

– делать обобщения и выводы;

– на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир;

– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по определенным признакам;

     – иметь представление об истории человека в древние времена, об истории родного края.

  Методическая и учебная литература:

Учебник:  

Дмитриева Н.Я., Казакова А.Н. Окружающий мир. 4 класс. Части 1,2. – Самара: корпорация «Федоров»,

     изд-во «Учебная литература», 2008.

Методическая литература:

    - Е. И. Самохвалова,  Н. А. Доброниченко,  А. И. Николаева  Развёрнутое тематическое планирование 3 – 4 классы

     Волгоград, «Учитель», 2010 г.

    -Контр. работы по системе Л.В. Занкова. 1-е п / Сост. С.Г. Яковлева. Самара: Изд-во «Учебная литература»:

    Издательский дом «Федоров», 2008.

   - Контр. работы по системе Л.В. Занкова. 2-е п/ Сост. С.Г. Яковлева. Самара: Изд-во «Учебная литература»:

    Издательский дом «Федоров», 2008

   -Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогич. система развивающ. обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие. Самара:  

     Издательский дом «Федоров», 2006.

     Оборудование:

Интерактивное оборудование в классе представлено следующими устройствами:

компьютер, интерактивная доска, проектор, принтер.

    Список литературы (основной и дополнительный)

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1990; 1996; 1999.

Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (Л.В. Занкова): Методические рекомендации для учителей. М.: ЦОР, 2003.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 ч. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогич. система развивающ. обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие. Самара: Издательский дом «Федоров», 2006.

Практика образования. Научно методический журнал (Издается ФНМЦ им. Л.В. Занкова и Объединением профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова, с 2004 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру (автор О. Т. Поглазова) для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС

Здесь представлена рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование)  по окружающему миру (автор О. Т. Поглазова) для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по окружающему миру на 2014-2015 учебный год, 1 класс по системе РОЗанкова Л.В.

             Настоящая рабочая программа по окружающему миру разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с о...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 3 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...