Урок окружающего мира 4 класс УМК Начальная школа XXI века по теме Как славяне обживали север
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по теме Как славяне обживали север.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Программа «Начальная школа XXI века»
по УМК Н.Ф. Виноградовой.
Окружающий мир 4 класс
2009г.
Учитель: Трунова А.И.
Тема урока:
Как славяне обживали север.
Цели урока:
С помощью коллективного исследования определить причины, обусловившие открытие земель за Уралом;
подвести учащихся к осознанию понятий «землепроходцы», «пионеры», «первооткрыватели»;
на основе исследовательской работы с картой дать учащимся первоначальное представление о походах Ермака и Хабарова;
пробудить интерес к истории, изучению окружающего мира, развивать кругозор и познавательную активность;
совершенствовать навыки групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности.
Оборудование:
Презентация;
географическая карта России, справочная литература: энциклопедии, словари;
карточки для работы в группах; сообщения учащихся; контурная карта; карточки с «лесенкой успеха» для рефлексии.
Оргмомент.
Проверьте готовность к уроку. В конце урока каждый из вас оценит свою работу с помощью лесенки, на которой обозначены все этапы нашей работы. Рассмотрите её. Вы обозначите крестиком или галочкой ту ступеньку, где вам было легко. Если что-то не получилось, поставите минус.
1. Актуализация опорных знаний.
-Откройте тетради и прочитайте значение слова «землепроходец»
-Подберите синонимы к этому слову.
( первооткрыватель, первопроходец)
показ 1 слайда
Пионер – человек, который одним из первых пришел и поселился в новой неисследованной стране, местности.
Землепроходец – старинное название путешественника – исследователя, открывающего новые земли
Мореходы – (в старину) мореплаватель, открыватель морских путей.
первооткрыватель – человек, который первым открыл что-то новое (обычно земли, страны, местности)
первопроходец – человек, который проложил новые пути, открыл новые земли.
-Составьте предложения, используя эти синонимы.
Первопроходцы русского севера.
Первооткрыватель космоса.
Русские землепроходцы.
- Чем эти слова они связаны друг с другом? О ком идет речь?
-Какую тему мы с вами начали изучать?
Человек и общество, в котором он живет.
-О каких открытиях вы уже узнали?
Как славяне обживали север, расселились по берегам Белого моря, занялись промыслом морского зверя и рыбы.
-Каковы были причины того, что человек стал путешественником? Только ли любознательность вела человека на новые земли?
В поисках новых хороших участков для земледелия, добычи меха, рыбы, зверя, полезных ископаемых.
2. Сообщение темы урока.
-Попробуйте предположить, о чем пойдет речь на уроке сегодня. Для этого прочитаем стихотворение.
2 слайд – чтение стихотворения.
На запад отсюда – равнина,
К востоку другая - Сибирь.
Меж ними отроги раскинул
Гранитный Урал-богатырь.
И первым, кто с волжских ли плесов,
С Поморья ли шел на восход,
Все время громады утесов
Казались подобьем ворот.
Точеная глыба сорвется
И долго грохочет потом,
Торопятся землепроходцы:
-А что там, за этим хребтом?
-О каком крае пойдет речь на уроке?
-Что интересовало так сильно землепроходцев?
-Что они видели на своем пути?
-Что составляли землепроходцы по мере изучения новых земель?
(карты, описания новых земель)
-Сегодня мы отправимся в гости к Хозяйке Медной горы.
-Помнит ли кто-нибудь из вас такое выражение? Откуда оно?
Из книги Бажова «Уральские сказы».
-О каком чудесном крае рассказывает автор в этой книге?
-Сегодня на уроке мы узнаем, сколько тайн хранит этот чудесный край, будем учиться работать с картой и справочной литературой.
3. Рассказ учителя, показ на карте Уральских гор
-Запомнил ли кто из вас, как в стихотворении названы горы?
-Как вы думаете, почему?
3 слайд
-Каменным поясом называли земли на Урале много веков назад. На расстоянии 2500 километров тянутся с севера на юг параллельно друг другу горные складки Урала. Своими северными отрогами эта горная область упирается в Карское море, всегда забитое льдами, а южными отрогами проникает в степи Казахстана.
(показ на карте)
-Найдите и покажите Уральские горы на своей карте.
4 слайд
Между Восточно-Европейской равниной и Сибирью длинной полосой с севера на юг протянулись Уральские горы. По ним проходит условная граница, разделяющая Европу и Азию. Уральский хребет делит территорию России на 2 неравные части: на запад от Урала – более 7 млн. кв. км, на восток – около 10 млн. кв.км.
На Урале проживают разные народы: русские, башкиры, татары, коми, ханты, манси.
4. Исследовательская работа учащихся. (Работа в группах)
5 слайд
-Посмотрите на эти горы. Похожи ли они друг на друга?
-Почему?
-Сейчас вы проведете небольшое исследование с использованием географической карты.
В результате этой работы вы узнаете какими являются Уральские горы.
Каждая группа будет работать над своим заданием (задания на карточках у каждой группы)
1 группа
Найти на географической карте России пространства коричневого цвета. Используя условные обозначения карты, справочную литературу об Уральских, Кавказских горах, Алтае и Саянах, проверить предположение:
«по разным оттенкам коричневого цвета (от светло-коричневого до темно-коричневого) на карте можно определить высоту гор.»
2 группа
Расположите названия гор в последовательности – от самых высоких до низких.
Примечание. Высота Уральских гор – до 1800м, Кавказских – до 6000м, Алтая – до 4000м.
3 группа
Используя карту и справочную литературу, составьте краткую характеристику Уральских гор.
5.Обмен мнениями.
(Учебный диалог)
6 слайд
Урал-это старые горы, сильно разрушенные временем, поэтому в здешних краях не встретишь остроконечных пиков и крутых обрывистых склонов. На Урале преобладают холмы с мягкими очертаниями, густо поросшие лесом (тайгой). Горные богатства здесь расположены в непосредственной близости от земной поверхности.
-Согласны ли вы с этим выводом?
Физкультминутка.
6. Работа с текстом учебника (с.55-56)
-Прочитай текст учебника стр. 55-56, подготовь ответы на эти вопросы.
Что простирается за Уралом?
Какие богатства таила Сибирь?
7-8 слайды
Эти территории — природная сокровищница самоцветов. Вспомним сказы Бажова «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка». Волшебная Хозяйка Медной горы, обладательница несметных сокровищ — родом из этих удивительных мест.
9-11 слайды.
Вспомни и объясни слова:
- Прииски - место добычи и разработки драгоценных ископаемых.
- «мягкая рухлядь» - меха
- Несметное число – очень много
- Становища – укрепленные поселки.
- Какими еще полезными ископаемыми славилась Сибирь? Найдите обозначения этих ископаемых на карте.
7. Сообщения учащихся о землепоходцах.
-Как вы думаете, какими должны были быть эти люди, которых называли землепроходцами, первооткрывателями?
12-13 слайды.
Землепроходцы были мастерами «на все руки» — опытными строителями, корабелами и землепашцами, удачливыми охотниками и рыболовами, храбрыми воинами и отважными моряками. Правда, буквально единицы умели читать и писать. Главных причин, побуждавших людей разных сословий покидать родные места и отправляться на поиски лучшей жизни было две: увеличение спроса на «мягкую рухлядь» (пушнину), особенно на внешнем рынке, и истощение пушных ресурсов в Центральной России.
Освоение Сибири сопровождалось замечательными географическими открытиями, неизмеримо расширившими представление о тех краях, морях и реках и степях. Землепроходцы и мореходы проявляли чудеса стойкости, мужества и самопожертвования, преодолевали неведомые суровые просторы, где нередко оставались могилы русских людей.
-Расскажите о первооткрывателе сибирских земель.
(Сообщение о походе Ермака 1581-1585 г..)
14-18 слайды.
- Начало освоения Сибири было положено в 1581 году походом казачьего отряда Ермака, снаряженного уральскими купцами Строгановыми.
- Ермак Тимофеевич был крестьянским атоманом. В 1581 году Ермак заключил договор с богатейшими купцами Строгановыми, которые владели тогда землями на крайнем востоке Руси и основными соляными копями. Его небольшой отряд двинулся за Уральский хребет. Здесь они столкнулись с небольшими народами, такими как ханты. С хантами казаки обменялись подарками, объявили их подданными русского царя и разошлись мирно. Их настоящими противниками были татары.
- В нескольких сражениях казаки хоть и с небольшими силами, одержали победы, но однажды ночью татары застали их врасплох и многих убили. Ермак, как рассказывает предание, утонул при переправе через реку. Он был человеком огромной физической силы и незаурядных способностей. Настоящим богатырем был и его помощник Иван Кольцо. Завоевание Сибири завершилось уже после смерти Ивана Грозного.
8. Работа с картой.
19 слайд.
Задание: проследите по карте путь Ермака в Сибирь в 1581-1585 годах. Отметьте этот путь красной стрелочкой на контурной карте.
Сообщение о Ерофее Павловиче Хабарове.
Знаменитый землепроходец Ерофей Павлович Хабаров до прихода в Сибирь жил с семьей в Сольвычегорске, где держал соляные варницы. По всей Сибири гремела слава о богатых пушных промыслах на Лене, о сказочной реке Анадырь, на берегах которой находятся богатые залежи «рыбьего зуба» – костей морских животных. Моржовые клыки высоко ценились. Хабарова потянуло на новые места. В конце 1645года до Хабарова дошли слухи об Амуре и в конце марта 1649 года отряд из 70 человек вышел из Илимского острога. Все лето провели в пути, а осенью построили острог, где зимовали. Но уже в январе с санями отправились дальше и весной были на реке Урка, впадающей в Амур. Теперь именно в этом месте находится железнодорожная станция Ерофей Павлович. В мае 1650 года Хабаров доложил в Якутск о своем походе. Он привез с собой чертежи реки Амур с нанесенными на них 5 селениями.
Осенью 1653 года, будучи в Москве, он рассказал о своих походах царю Алексею Михайловичу, который наградил его и назначил приказчиком всех земель между Леной и Илимом.
Если вы попадете в Хабаровск, то первое, что увидите на привокзальной площади – памятник Ерофею Павловичу, его основателю.
20 слайд.
9.Игра-путешествие по маршруту Ерофея Павловича Хабарова.
21 слайд.
Задание: рассмотрите карту Сибири. Найдите реки, которые изучал Хабаров
- На контурной карте обозначьте черной стрелочкой путь Е.П. Хабарова.
10. Итог урока.
-Что интересного узнали на уроке?
-Покажите на карте сибирские реки Лену и Амур. Что о них узнали?
(короткие сообщения детей)
-Чем богаты и славятся районы, прилегающие к этим рекам?
-Как называют в народе реку Амур?
(«золотым дном»)
22-24 слайды.
-Сейчас в Сибири много красивых современных городов.
25-29 слайды.
11. Задание на дом.
Учебник стр. 55-56 – читать, ответить на вопросы.
Подготовить сообщения о землепроходцах, продолжавших открытие земель Сибири:
1 группа – о Семене Ивановиче Дежневе
2 группа – о Николае Михайловиче Пржевальском
3 группа – о Фаддее Фаддеевиче Беллинсгаузене
4 группа – о Михаиле Петровиче Лазареве.
14. Рефлексия.
-В начале урока мы договорились оценить свою работу с помощью лесенки, на которой обозначены все этапы нашей работы. Обозначьте крестиком или галочкой ту ступеньку, где вам было легко. Если что-то не получилось, поставьте минус.
-На какой из ступенек возникли трудности?
-У кого из вас не все получилось так, как бы хотелось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века" по теме:" Почему нужно правильно питаться"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ( технологическая карта урока)...
Методическая разработка урока для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Правописание слов с суффиксами -ик,-ек".
Предлагаю методическую разработку урока, на котором в интересной и доступной для детей форме раскрывается сложный программный материал по првописанию суффиксов -ик, -ек. Единая сюжатная линия, правило...
"Содержание работы с рубрикой «Картинная галерея» на уроках окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века»
В статье делюсь опытом работы с рубрикой " Картинная галерея" на уроках окружающего мира во 2-4 классах по УМК " Начальная школа XXI века". Рассказываю не только о приемах работы , н...
Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века". "В декабре, в декабре"
Методическая разработка урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века" по ФГОС НОО....
Методическая разработка урока математики 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" по теме "Прямоугольник. Квадрат."
Создать условия для знакомства с определениями "прямоугольник", "квадрат", способствовать развитию умения находить прямоугольники и квадраты среди четырехугольников, способствовать...
Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа XXI века" (4-й класс) Тема «Дыхательная система»
Конспект урока по окружающему миру "Начальная школа XXI века" (4-й класс) с использованием карточек образовательной платформы Учи.руТема «Дыхательная сис...
Урок окружающего мира "Птицы" УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока окружающего мира на тему "Птицы" УМК "Начальная школа 21 века"Презентацию к уроку можн скачать в моей группе ВКонтакте....
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!