"Содержание работы с рубрикой «Картинная галерея» на уроках окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века»
статья по окружающему миру (2, 3, 4 класс) на тему
В статье делюсь опытом работы с рубрикой " Картинная галерея" на уроках окружающего мира во 2-4 классах по УМК " Начальная школа XXI века". Рассказываю не только о приемах работы , но и добавляю интересные сведения о картинах и художниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_raboty_s_rubrikoy.docx | 298.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы с рубрикой «Картинная галерея»
на уроках окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века»
Рубрика « Картинная галерея» вводится в учебник « Окружающий мир» со 2 класса.
В начальной школе эмоциональный вид деятельности – это работа с картинами или просто иллюстративным материалом. Ведь именно он облегчает познание сложных обществоведческих понятий, помогает наглядно представить изучаемые объекты, события, личностей.
Результатом этой деятельности является также умение эстетически воспринимать явления природы и общественной жизни. Все люди по-разному воспринимают эти явления.
Возьмите в руку стакан простой воды и попросите детей рассказать , что они знают о воде. Дети немало расскажут. А потом откройте рубрику «Картинная галерея». Перед ними Айвазовский «Девятый вал» . Предложите детям внимательно всмотреться в репродукцию и спросите теперь, что такое вода. И они вам скажут , что вода - это стихия, сила, мощь! Этот вывод они сделали, только встретившись с картиной.
Мы знаем, что в процессе обучения младшие школьники получают научные сведения об объектах окружающего мира, т.е. узнают точку зрения ученых. Но дети должны знать , этого я добиваюсь , работая с « Картинной галереей», что есть и другое восприятие природы, вещей и людей. Так, одно и то же явление природы ученый, поэт, художник, композитор видят по-своему. Выстраивая работу с рубрикой «Картинная галерея», понимая важность установить взаимосвязь разных способов познания мира, я вижу свою задачу и в том, чтобы подвести детей к пониманию того, что люди смотрят на мир «разными глазами» и изучают его по-разному. Есть взгляд ученого, для которого особенно важны проверенные факты. Он открывает законы существования объектов действительности с помощью научных методов (опыт, эксперимент, наблюдение). Есть взгляд поэта, писателя, художника, который фиксирует другие стороны окружающего мира, в результате чего рождаются эмоциональные впечатления, раскрываются эстетические и художественные достоинства объекта. Ведь каждый мастер — художник особенный, неповторимый. И видит по-своему и по-своему передаёт увиденное. Всё, что он пережил и почувствовал,— вкладывает в своё произведение.
Таким образом, любой объект окружающего мира может вызвать переживания, всколыхнуть чувства, если посмотреть на него с разных точек зрения. Дети получают возможность одни и те же явления изучать научно и на художественных образах. Рубрика «Картинная галерея» формирует у школьников умение эмоционально воспринимать окружающую действительность, оценивать свои впечатления, давать им характеристику
Как непосредственно я это делаю на уроках
Возвращаясь к картине « Девятый вал», детей и нас восхищает, как необъятно величие разбушевавшейся морской стихии! Как велика и несокрушима сила воды! Грозная стихия невероятной мощи готова смести все на своем пути! Это тоже окружающий нас мир. Это единство системы «природа и человек в ней». Художник тоже это отметил, изобразив упорно борющихся со стихией людей. Пусть неистовствует океан, пусть еще грозно вздымаются гигантские волны, но воля, мужество, вера человека могут оказаться сильнее стихии.
А теперь посмотрите на репродукцию картины Левитана И.И. «Тихая обитель», где вода - это покой, зеркальная чистота и красота.
Рассматривание произведений живописи, описание их, составление
повествовательных рассказов, рассказов-этюдов, беседа по картинам помогает детям понять эмоциональные связи человека с окружающим миром, развивает стремление передать свои чувства после общения с ним в творческой продуктивной деятельности. Уроки с подборками репродукций картин выступают как сопровождение объяснения учителя и обучающихся.
Разнообразные творческие задания, которые строятся на основе восприятия произведений живописи из рубрики « Картинная галерея» можно использовать учителю в процессе работы. . Открывается эта рубрика темой
Тема Все мы – люди….
и портретом П.М. Третьякова
С научной точки зрения дети узнают, что люди отличаются друг от друга цветом глаз, формой носа и т.д. Перед детьми портрет. Как сделать так, чтобы дети внимательно вглядывались в человека, изображенного на картине.
Прием «Верные – неверные утверждения»
Что вы можете сказать о человеке на картине? А о состоянии его души?
Вы верите в то, что этот человек умеет внимательно вглядываться в живописные полотна?
Что предпочитает этот человек: публичную жизнь, обсуждения, споры или внутреннюю сосредоточенность, созерцания и размышления наедине с собой?
Вы верите в то, что этот человек любит уединение?
Куда устремлен взгляд Третьякова: на зрителя, на одну из своих картин, вглубь самого себя?
Рассмотрите внимательно руки Павла Третьякова. Эти пальцы можно назвать длинными, тонкими, нервными, чувствительными?
В этой руке есть грация, благородство? Она могла бы принадлежать человеку, занимающемуся физическим трудом или пианисту?
Этот жест рук говорит о сдержанности натуры или об эмоциональности?
Если бы вы не знали, кто это, вы бы поняли, что это знаменитый человек, имеющий отношение к искусству?
Вы верите, что именно этот человек потратил всю свою сознательную жизнь на создание одной из самых лучших коллекций живописи в мире и на то, чтобы сделать ее достоянием своего Отечества?
Вызывает ли у вас чувство гордости то, что этот человек ваш соотечественник?
Портрет Третьякова сопоставляется с портретом мальчика, кисти Венецианова
«Захарка . Вопросы в учебнике заставляют детей задумываться, вглядываясь в лица на портретах.
Прием «чувственного» сопоставления
Из двух пейзажей на темы «Золотая осень» и « Зима» обучающимся необходимо выбрать один, соответствующий музыке пьесы «Осень » Г. Свиридова .
Из двух картин на темы «Ранняя весна » и «Зимний лес » необходимо выбрать ту, которая соответствует музыке пьесы «Весна. Вальс »
Г.Свиридова .
Музыку Г.Свиридова выбрала не случайно, ведь этот наш земляк.
И.М. Левитан Вечерний звон и песня Вечерний звон . Как художник и композитор выразили свою любовь к Родине ?
Мыслительное экспериментирование. Это один из важнейших методологических атрибутов кейс-метода. Образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента заключается в том, что он учит видеть причинно-следственные связи, пути развертывания будущего. Происходит не простое рассматривание картин, а осмысленное восприятие , понимание детьми не только внешней красоты , но и закономерностей : сохраним красоту- получим чистый воздух- здоровье- гармонию….
Задание ( 2 класс ) Тема Лес и его обитатели .
- Представьте себе, что у нас открылась туристическая фирма. Нам заказали рекламный проспект о замечательных возможностях активного отдыха в нашей стране. Подумайте, о чем можно рассказать, используя репродукции картин из учебника . На что сделать акцент? Работа с репродукциями
Шишкина И.И. «Сосны, освещенные солнцем» и А.И. Куинджи «Березовая роща».
Это же задание можно углубить в 3 классе, изучая тему «Где ты живёшь»
Обучающимся в группах раздаются альбомы из серии « Великие русские живописцы». ( АЛЬБОМОВ В КЛАССЕ 11 ).Группа подбирает репродукции для рекламы и представляет их.
Подбери репродукции по темам :
Репродукции картин художников-классиков подобраны по трем темам: «Родная природа - радость, любовь, вдохновение», «Русь, Россия - Родина моя», «Жизнь людей нашей страны в разные эпохи». Используются мною в качестве иллюстративного материала, расширяющего представления детей о природных и социальных явлениях, об истории материальной культуры, быта, обычаев россиян.
Тема -Тайга . Сибирь.
Найди подтверждение тому, что иллюстрация как демонстрация личности используется при описании , где уделяется внимание особенностям человека.
Василий Суриков «Сибирская красавица»
Рассмотри портреты сибирских девушек .
Попробуй объяснить как художник показал сибирскую красоту .
Объясни значение словосочетания « сибирское здоровье»
Их одежда старинная или современная ?
Как вы думаете, пользовались ли девушки косметикой ?
Рассмотри внимательно черты лица девушек?
«Соболиные брови», это какие ?
Сделай выводы?
Почему у девушек нет украшений?
Тема Образование – часть культуры общества .
Метод « Исторический коврик»
Расположи картины в хронологической последовательности :
Б.М. Кустодиев, Владимиров И. А. Морозов А.И. "Сельская бесплатная школа", Н. П. Богданов-Бельский «Устный счёт»,Решетников Ф.П. «Опять двойка», Т. Максименко «Выпуск стенгазеты».
Одновременно происходит «путешествие» по картине и во времени .
Замечательный метод « Исторический ковёр» ( или коврик , как ранее применяли ) можно использовать не только на уроках истории , но и при изучении темы «Наша Родина», так как она представлена серией картин Васнецова : «Как Москва строилась» ; «Основание Москвы» ; «Московский Кремль при Иване Калите» ; «Московский Кремль при Дмитрии Донском»;
«Торг в Новгороде» и картиной Рериха «Город строят» .
Задачи изучения темы «Золотой век русской культуры» не просто познакомиться с «золотым фондом» России, но и знать в лицо представителей «золотого фонда». Метод называется
Подпиши визитную карточку
( портретная галерея представлена в учебнике : А.С. Пушкин, В.А. Жуковский , Н.А.Некрасов , Л.Н. Толстой и др .)
Игровой момент . Карточки подписаны . Представьте , что вы проводите встречу художников пейзажистов и портретистов .
Раздели художников на две группы: ( портреты из учебника)
Исаак Ильич Левитан, Иван Иванович Шишкин,Илья Ефимович Репин , Суриков Василий Иванович , Васнецов Виктор Михайлович ,Куинджи Архип Иванович ,Иван Николаевич Крамской ,Алексей Кондратьевич Саврасов
Если внимательно «входить в картину» , можно узнать интересные сведения из нее.
Важные сведения из картины
- Какие важные достижения, выводы отметишь и сделаешь ты , вглядываясь в картину?
Васнецов Аполлинарий Михайлович «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке» или Б.М. Кустодиева: «Праздник на Неве». 1923 г., «Ярмарка» , «Масленица» , «Троицын день», «Торг в Новгороде « ) А.А. Дейнека «Никитка – первый русский летун ( 1940 г.
Составление синквейна .Тема Лес
Синквейн на основе картин :И.И. Шишкин «Корабельная роща», А.И. Куинджи «Берёзовая роща», В.Д. Поленов «Золотая осень «.
Синквейн Дети
Репин И. Е. «Стрекоза» и Серов В.А. «Мика Морозов»
«Вхождение в картину»
Сопоставительный анализ с опорой на собственный жизненный опыт
(дети заранее приносят фото с интерьером своей квартиры, дома или дачи )
Тема Скажи, какой у тебя дом…
А.М. Васнецов В горнице древнерусского дома московских времен
Хотелось бы тебе побывать в этой горнице?
Какие элементы декора из этой горницы есть в вашем доме?
Возможен ли сейчас такой дизайн современных квартир?
Какими элементами эта горница кардинально отличается от современной квартиры? Сравни окна горницы и твоего дома.
Сравни двери горницы и твоего дома. Почему в горнице двери низкие?
Какие элементы горницы сделаны для украшения помещения?
Какие цвета преобладают в оформлении горницы , а твоего дома ? Почему?
Почему произошли такие изменения?
Каково главное достоинство такого жилища?
Много ли деревянных вещей в твоем доме? Что в наш век заменило дерево?
Как отапливался древнерусский дом? А твой дом?
Чем освещалась горница? А твой дом?
Почему столько стульев разной высоты и формы в этой горнице?
Почему так много подушек на кровати?
Как ты думаешь, чего не хватает в этой горнице?
Чем развлекали себя наши предки?
Что в древнерусском доме выполняло роль шкафа, гардероба?
Какие игрушки напоминают твои современные? Почему они видоизменились, но сохранились ?
Ты раб вещей? А наши предки?
Тема По одёжке встречают …..( 3 класс)
Игровой прием МОДНЫЙ ПРИГОВОР
(Гардероб людей разных сословий )
(Работа в группах )
Учитель – эксперт модного приговора.
Опиши одежду людей разных сословий с опорой на план :
О каком сословии рассказ…
Расскажи о головном уборе, его особенностях ( наличие и отсутствие, причины)
Вспомни и запиши название головного убора, соответствующего данному сословию.
Какие прически носили наши предки ? Что значила борода? ее отсутствие?
Какой была обувь? Почему?
Опиши платье мужчин и женщин. Попробуй объяснить ее особенности .
Вспомни и назови вид ткани для платья.
Наличие или отсутствие украшений, причина. Работа по картинам:
Венецианов Алексей Гаврилович «Гумно», Брюлов К.П. «Портрет княгини Е.П. Салтыковой», П.А. Федотов «Сватовство майора «
Беседы по картинам как средство, побуждающее учащихся к поисковой, исследовательской деятельности (работая с иллюстрациями, учащиеся учатся видеть проблему и формулировать проблемный вопрос).
Мотив и социальная значимость труда
Изучая темы « Луг. Поле.»,говорю о неразрывной связи труда человека с природой.
2 класс А.А. Пластов «Сенокос» , Г.Г. Мясоедов Косцы
Поисково- исследовательская деятельность по картинам дает толчок для размышлений и обсуждений того, что может служить причиной подобного отношения к труду. Желательно, чтобы учащиеся своими словами сумели объяснить общественную значимость труда, возможность каждого труженика реализовать себя в важном для всех деле, коллективный характер деятельности.
Прием Галерея характеров ( Эскизы картины на диске ИЗО Илья Репин )
В 3 классе в разделе « Как трудились наши предки» есть статья о том, что в 19-20 веках совершено много открытий, совершенствований техники, в 1815 году был построен первый пароход. Но именно в это время Илья Репин увидел бурлаков не на Волге, а на Неве, за городом. « Бурлаки на Волге» художник писал на Волге. Только через 5 лет была закончена картина.
Сам Репин отмечал, что написал картину «не для того, что бы разжалобить и вызвать гражданские вздохи», а с целью показать в первую очередь «виденные типы и характеры». Одиннадцать человек. Сильные и слабые. Непокорные и смирившиеся. Но все вместе они совсем не то, что порознь. "Эти одиннадцать человек, шагающих в одну ногу, натянувши лямки и натужившись грудью...,- могучие, бодрые, несокрушимые люди, которые создали богатырскую песню "Дубинушку».
Беседа по картине :
- Как долго можно было работать бурлаком ?
- Надолго ли хватит сил, чтобы оставаться бурлаком пожизненно ?
- До какого времени существовала эта профессия ?
- А сейчас есть бурлаки ?
- Кто главный в этой ватаге ?
- Кто полностью покорился судьбе и тянет свою лямку безропотно ?
- Кто противится своей судьбе ? Как это показал художник ?
- Кто выглядит самым беспечным в этой ватаге? Как это изобразил художник ?
- Кто по –вашему человек в сапогах ( остальные босы или в лаптях) ?
Рубрика « Картинная галерея» расширяет представления младших школьников о том, как жили их сверстники в далеком ХIХ веке. Сравнительный анализ картин
Ярошенко Николай «Деревенский хор» и В.Е Маковского «Свидание»
В четвертом классе жизнь детей в дореволюционной России рассматривается в теме «От простых эмоций к чувствам».Эта статья представлена картиной Перова В.Г. Тройка.
С этой картиной связана очень печальная история и я ее обязательно рассказываю детям. Беседа по картине :
*Один из посетителей Третьяковской галереи сравнил картину Перова «Тройка» с зеркалом. Как вы думаете - почему? (потому что в ней, как в зеркале, отражается прошлое)
*О чём вас заставляет задуматься картина В.Г. Перова “Тройка”? Какие мысли и чувства вызывает она у вас?
*Что выражают лица детей?
*Влияет ли на настроение картины в целом изображение ненастных погодных условий?
*Какое желание возникает у вас, глядя на картину? (хочется помочь, приласкать, обогреть)
*Почему автор не показывает нам лиц взрослых людей?
*С какой целью Перов изобразил на небе летящих птиц? (чтобы оживить мрачное небо)
*Что объединяет детей и птиц? (страдание от мороза)
*Под ногами детей валяется одинокая веточка. Как она оказалась на дороге? С какой целью художник изобразил ее на картине? (веточка оторвалась от родного дерева, как и дети от отчего дома)
*Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина? (Чувства сострадания, жалости, боли.)
*Какие краски преобладают в этой картине и почему? (наполняют ее атмосферой безысходности, страдания и обреченности)
*Скажите, а в наше время найдутся обездоленные люди, которым требуется помощь?
Путешествие на машине времени А. Пластов «Жатва»
«Жатва» была написана в год окончания Великой Отечественной войны.. Жатва. Тяжелая крестьянская пора. Но где же широкоплечий деревенский мужик? Почему детям, женщинам и старикам пришлось взвалить на свои плечи тяжкий труд?. . Мужик на фронте. Его крепкие руки вместо сельскохозяйственного инструмента вынуждены сжимать холодный ствол оружия, чтобы защитить родную землю и своих близких
Виртуальная экскурсия в книжную лавочку прошлого столетия
Виктор Михайлович Васнецов «Книжная лавочка».
Чем торгуют в этой лавочке?
Что такое лубок?
Почему мальчишки проявляют такой интерес к картинкам?
Что привлекает их внимание?
Почему у картинок такие яркие цвета?
На кого было ориентировано производство и продажа лубков?
Как ты думаешь, зачем люди покупали картинки, ведь текста на них совсем мало?
Предположи, что возьмет каждый из покупателей и почему?
Почему люди терпеливо ожидают своей очереди ?
Посмотри на образец лубка и попробуй дома сам нарисовать лубочную картинку?
Подпиши и дома раскрась современную лубочную картинку.
Каковы могут быть конечные результаты, кроме решения поставленных задач :
Создание альбомов «Картинная галерея» по классам ( показ уже готовых альбомов ) ;
Подготовка «экскурсоводов» по репродукциям картин ;
Подготовка проектов : «Как жили наши предки» ( как отдыхали, работали, питались и т.п. )
В заключении мне хотелось привести замечательные слова Аркадия Александровича Пластова:
«Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия — на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программа образовательного учреждения «Начальная школаXXI века»
Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Начальная школаXXI века"4 класс
Рабочая программа составлена на основе программы «Русский язык» , образовательной системы «Начальная школа ХХ I века» автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова . М. «Вентана-Граф» 20...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школаXXI века" 3 класс
Программа составлена на основе программы « Окружающий мир» образовательной системы «Начальная школа ХХ I века» . Автор: Н.Ф.Виноградова .М. «Вентана-Граф» 2008 г....
Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений. 3 класс 1 полугодие УМК «Начальная школаXXI века» Тест (3 варианта)
Разноуровневые задания позволят организовать дифференцированную итоговую проверку знаний и учебных умений учащихся, оценить их продвижение в овладении читательской деятельностью и в литературном разви...
Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)
Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМ К"Начальная школаXXI века"
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМ К"Начальная школаXXI века"...
Урок русского языка во 2 классе. Программа «Начальная школаXXI века».
Тема: «Применяем орфографические правила» Цель урока: осмысление известных знаний, выработка умений и навыков по их применениюЗадачи урока:1) формирование каллиграфически...