Воспитание интереса к предмету «Наш мир» через процесс обобщения знаний путём реализации принципа интерактивности в УМК «Перспективная начальная школа».
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Небольшая статья и разработка урока по предмету "Окружающий мир" (УМК "Перспективная начальная школа").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание интереса к предмету «Наш мир» через процесс

обобщения знаний путём реализации принципа

интерактивности в УМК «Перспективная начальная школа».

Курс «Наш мир» в УМК «Перспективная начальная школа» является единым интегрированным курсом областей «Естествознание» и «Обществознание», формирующие у детей потребность и Заинтересованность в знаниях по окружающему их миру путем наблюдении, анализирования, обобщения существенных признаков, использования специальных умений работать с научно- популярной, справочной дополнительной литературой, проведений опытов. Особая значимость этого курса в формировании у школьника целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

Задания учебного комплекта ориентированы на поисковую деятельность, в процессе которой дети учатся самостоятельно выделять признаки природных объектов, определять причины сезонных изменений, систематизировать и расширять представления об окружающем мире, соблюдая безопасность жизнедеятельности в нём, используя различные источники информации.

УМК «ПНШ» предусматривает парные и групповые методы работы, которые обучают детей общению в условиях учебной деятельности. Основными формами организации учебно-воспитательного процесса являются экскурсии, практические занятия на участке, постановка опытов, уроки. Уроки же проводятся как в традиционной форме, так и в форме заседаний школьного клуба «Мы и окружающий мир».

Эти заседания являются самой любимой формой работы для моих ребят - учащихся 2-а класса. Цель проведения заседаний клуба состоит в том, чтобы научить работать в коллективной форме, в группе и в парах, искать сведения через дополнительные источники информации; развивать речь учащихся, умение составлять план выступления, умение вести заседание, делать доклады, умение общаться; способствовать воспитанию нравственных норм и правил, образцов поведения в природе и обществе, необходимых для развития положительных качеств личности. К каждому заседанию дети тщательно готовятся: вывешивают объявление (его могут приготовить и родители) о предстоящем заседании, где приглашают всех желающих принять участие в обсуждении темы, приглашают учителей и родителей, подбирают дополнительный материал, готовят выступления, находят ответы на олимпиадные вопросы, выбирают председателя заседания, который будет вместе с учителем проводить заседание, готовят конверты для переписки с научным клубом «Мы и окружающий мир» в г. Москве. Этот клуб объединяет детей России в коллектив защитников природы. Его возглавляют авторы проекта: Чуракова Наталья Александровна, Малаховская Ольга Валерьевна и Трафимова Галина Владимировна.

Эта переписка - выход за пределы класса в мир общения не только с учителями, но и с другими умными взрослыми. Письма детей не остаются без ответа. Ребята обязательно получают ответ автора учебника с именным членским билетом Клуба «Мы и окружающий мир», открыткой или закладкой. Самым умным учащимся УМК предполагает высылать приглашение в Москву на олимпиаду. Данная переписка является предпосылкой к использованию Интернета в научных целях.

Представляю разработку проведённого заседания научного школьного клуба «Мы и окружающий мир».

Школа: №5 г.Альметьевска

 Класс: 2-а

Предмет: Окружающий мир и ОБЖ.

Программа:УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Хасанова P.P.

Тема : «Твоя безопасность на улице» Двенадцатое заседание клуба «Мы и окружающий мир».

Цели: 1.Упражняться в умении применять знания учащимися основных правил дорожного движения, предупредить об опасностях, подстерегающих ребёнка при общении с незнакомыми людьми, при встрече с оставленными предметами. Способствовать формированию умений не теряться в различных жизненных ситуациях; навыков в работе в парах и группе.

2.Работать над развитием логического мышления,

умений задумываться о последствиях до того, как предпринять какие-либо действия; над развитием умений высказывать и отстаивать свое мнение.

З.Способствовать воспитанию культуры учебного труда.

Оборудование:

У детей: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельных работ, доклады (у двоих), рисунки по теме «Твоя безопасность на улице». У учителя: Дорожные знаки: запрещающие, предостерегающие и предупреждающие, плакат с правилами поведения на улице, милицейская фуражка, пакет с неизвестными принадлежностями, трибуна для докладчиков, плакат «Не дотрагивайся до оставленных без присмотра вещей и игрушек. Немедленно сообщи об этом взрослым.», письма ребят, полученные из Москвы.

Предварительная работа: подготовка председателя заседания, т.е. ознакомление его с планом урока (председатель даёт право высказаться тому или иному ученику, помогает учителю вести урок, дискуссию - ребятам), дети заранее оформляют приглашение для всех желающих в виде объявления и вывешивают его (можно напомнить ребятам по радио о заседании клуба), приглашается любой класс; заранее учитель договаривается со взрослыми участниками заседания, которые представят различные жизненные ситуации.

Сопровождение: мультимедийные слайды.

Ход урока. I.Организационный момент.(2 мин.)

Учителем объявляется открытие 12-го заседания клуба «Мы и окружающий мир», представляется председатель на этом заседании. Председатель объявляет тему заседания и цели.

П.Фаза вырабатывания интереса в урок.(8мин)

Председатель (ученик):

-        Составьте правила безопасного поведения на улице. Работать будем в
парах. (Идёт обсуждение детьми различных опасных ситуаций в жизни.
Выслушиваются разные варианты ответов, слово предоставляет председатель
заседания).

Учитель:

-        На заседание в школе села Мирное был приглашён милиционер Пётр
Александрович Иванов- дедушка Маши и Миши Ивановых. Он предложил
разобраться в некоторых жизненных ситуациях, которые происходят с нами.
Кто хочет попробовать себя в роли милиционера? Нам поможет учебник на
стр.80. (В учебнике изображены рисунки жизненных ситуаций.)
Председатель даёт слово милиционеру.

Милиционер:

-        По картинкам на мультимедийном экране давайте разберёмся, что делать если:
А) вы играете с мячом на улице, а он выкатился на дорогу?
(Председатель предоставляет слово одному ученику, а остальные ребята
сигнальными карточками одобряют либо не одобряют ответ товарища.)
Ученик:

-Резко выбегать на дорогу за мячом нельзя, т.к. это проезжая часть и в любой

момент рядом может оказаться автомобиль. Необходимо оглядеться по

сторонам и убедиться, что транспорта рядом нет, только тогда идти за мячом.

Милиционер:

Б)На пешеходной дорожке открыт люк. Что вы будете делать?

(Председатель предоставляет слово одному ученику, а остальные ребята

сигнальными карточками одобряют либо не одобряют ответ товарища.)

-Надо сообщить об этом родителям, чтобы они сообщили в нужные

инстанции.

(Председатель предоставляет слово одному ученику, а остальные ребята сигнальными карточками одобряют либо не одобряют ответ товарища.) Ученик:

-Резко убегать от собак нельзя, иначе они могут погнаться вслед. Нужно очень спокойно постараться уйти. Если же собака всё же напала, можно сильно ударить её по носу, звать на помощь и обратиться к врачу срочно.

Милиционер:

В)Вы увидел «забытый » кем-то предмет. Что вы будете делать?

(Председатель предоставляет слово одному ученику, а остальные ребята

сигнальными карточками одобряют либо не одобряют ответ товарища.)

Ученик:

-Чужие предметы трогать нельзя. Нужно срочно сообщить об этом взрослым

или родителям.

Учитель:

-Иногда, ребята, это могут быть вовсе не забытые вещи, а специально оставленные предметы, начинённые взрывчаткой. Как вы думаете, почему нельзя брать «забытые» вещи самому?

Дети:

-Это может быть опасно для жизни.

Председатель вывешивает плакат- предостережение и просит кого-то из членов клуба зачитать его.

 Милиционер:

-Сделайте выводы о правилах безопасности на улице. (Ребята делают выводы по всему материалу, сказанному выше.) -Спасибо за внимание. (Милиционер садится на место.)

III.Оптимальная работа по теме урока. (10 мин,)

1.Разбор правил безопасности при общении с незнакомыми людьми.

Председатель:

-А теперь поговорим о том, как вести себя с «незнакомыми людьми». Слово

предоставляется учителю.

Учитель:

-Давайте сначала выясним, кто для вас является «знакомыми», а кто -

«незнакомыми» людьми? (Председатель предоставляет слово, а дети

отвечают.)

-А как быть, если к вам обратился незнакомый человек? Разобраться в этом

вопросе нам помогут наши гости.

На уроке присутствуют взрослые. Учитель заранее провёл подготовительную работу с ними по жизненным ситуациям. Гость первый:

-Ребята, я приехала к вам на машине. Мне нужно проехать на почту, а где она находится, я не знаю. Кто поможет мне и покажет дорогу? (Дети не должны напрашиваться показывать дорогу. Если такие желающие найдутся,

необходимо подвести ребёнка к мысли о том, что он собирается поверить

незнакомому человеку.)

Гость второй входит в класс, неожиданно постучавшись. Просит прощения,

что прерывает урок, подходит к Гатауллиной Гузель и говорит:

-Гузель, только что звонила твоя мама. Она просила срочно тебя отвести к

ней на работу. Скорее собирайся, мама ждёт. А я тебя к ней отведу.

(Говорить гость должен очень уверенно, чтобы ребёнок поверил. Если

девочка станет собираться, учитель подводит её к мысли о том, может ли она доверять этой женщине.)

Гость третий:

-Ребята, моя кошка родила котят. Кто хочет посмотреть на них? Я даже могу

подарить одного. Пойдёмте, я покажу их. (Аналогичная ситуация: учитель

подводит ребят к мысли, что перед ними неизвестный человек и нельзя ему

доверять.)

Гость четвёртый:

-        Я потеряла кошелёк, перед подъездом этого дома. Помогите мне его найти.
(Ситуация та же.)

Учитель:

-А что делать, если вас, ребята, силой хотят увезти в машине или завести в

подъезд?

Дети:

-Кричать, звать на помощь!

Учитель:

-Потренируемся? Давайте закричим вместе: «Помогите! это чужой человек!»

(Дети кричат)

2.Работа с учебниками на стр. 81-82.

Чтение информации из учебника председателем. Разбор значения слова

«террористы» по толковым словарям. Выводы.

IV. Физпауза (1-2 мин.)

Учитель:

-        Ну. После таких упражнений можно смело гулять на улице. Давайте
отдохнём!

Носом - вдох,

А выдох - ртом, Дышим глубже,

А потом-

марш на месте, не спеша,

Коль погода хороша!

Улыбнёмся мы друг другу!

И пожмём друг другу руку!

А вокруг запели птицы!

Нам теперь пора учиться!

V.Разбор ситуаций по соблюдению правил уличного движения.(10 мин.)

Учитель:

-У меня возник вопрос. Если вас пригласили в гости к другу или подруге, которая живёт в другом конце города, о чём нужно знать, чтобы спокойно к нему отправиться?

-Во- первых, в гости можно идти только после разрешения мамы. А во-вторых, необходимо знать правила дорожного движения. Председатель:

-В селе Мирном Пётр Александрович Иванов (милиционер) раздал членам клуба памятку по правилам дорожного движения, которая разработана для школьников села. Давайте просмотрим её и разберёмся, подходит ли она и для нас? Работаем по страницам 82-85 в парах.(2 мин).(Идёт разбор дорожных знаков: запрещающих, предупреждающих и указательных знаков.) Председатель:

-Кто желает высказаться по любому вопросу из учебника? (Председатель даёт слово ученикам). А кто тоже так считает, покажите сигнальные карточки)

VI. Самостоятельная работа (10 мин,)

Председатель:

-Выполним самостоятельную работу по тетради для самостоятельных работ

№69.

(Цель задания - расширить знания учащихся о цвете и форме запрещающих,

предупреждающих и указательных знаков дорожного движения.)

VП.Рефлексия. Итог.(5 мин.)

Председатель предоставляет слово учителю.

Учитель:

-В учебнике на стр.85 есть интересная игра в детективов. Давайте поиграем.

Что делать, если вы вдруг увидели что незнакомец посадил маленькую

плачущую девочку в свою машину и уехал?

Дети:

-Запомню номер машины и приметы человека. Сообщу в милицию или маме.

Учитель, работая по рисунку в учебнике:

-Назовите улицу, где всё произошло.

-А какая была машина?

-Во сколько всё произошло?

-Зачем я задаю столько вопросов?

-Кому нужно сообщить о случившемся?

- «02»- это бесплатный телефон дежурного в милиции.

-Кому понравился урок? О чём хочется рассказать дома или друзьям?

-Подведём итог. Какие опасности могут быть на улице?

-А в доме могут быть опасности?

Домашнее задание: т № 69, обозначить опасные участки на маршрутных

листах.

Оценивание учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"

выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и  младших школьников"...

Особенности реализации ФГОС II поколения через УМК « Перспективная начальная школа"

В статье говорится об особенностях реализации федеральных государстеныых стандартов  в УМК "Перспективная начальная школа"...

Сообщение на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода через УМК «Перспективная начальная школа»»

     В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня...

Русский язык 2 класс. "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". УМК "Перспективная начальная школа"

Представлена презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". Это первый урок из двух, предусмотренных про...

Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК "Перспективная начальная школа"".

Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК  "Перспективная начальная школа""....

Особенности реализации ФГОС II поколения через УМК « Перспективная начальная школа»

   Высокие темпы социальных преобразований требуют новых стандартов знаний и умений, обеспечивающих успешную самореализацию подрастающего поколения во всех видах жизнедеятельности.Обр...