Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"
методическая разработка на тему
выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aksiolog_chteniya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Клопертанец З.Н.
Демченко Л.Н.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №110» г. Омск
Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"
Воспитание — это создание условий для целенаправленного
управления процессом развития личности. (Х.И.Лийметс)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми; забота о здоровом физическом развитии детей.
Одной из основных задач начального общего образования является – воспитание духовно-нравственных и эстетических чувств; эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим людям. Эта задача наиболее успешно реализуется в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа».
Вспомним, на каких основных принципах построен данный комплект:
- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка;
- Принцип целостности картины мира;
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
- Принципы прочности и наглядности;
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
И именно принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности.
УМК «Перспективная начальная школа» создает своеобразное основание предметного общения. Учебный материал предъявляется не в готовом виде, а в виде предмета обсуждения. Организуя общение, учитель удерживает определенное коммуникативное пространство, использование которого обеспечивает широкий внутрипредметный и межпредметный контакт общения, способствует развитию ключевых компетентностей учащихся, накоплению их коммуникативного опыта, развивает способность учеников воспринимать мир целостно. Все ситуации общения героев учебников УМК демонстрируют единство мира ценностей детей и взрослых, чувство взаимного уважения, потребность в общении друг с другом, способствуют формированию духовно-нравственных ценностей человека.
Неограниченные возможности для реализации и развития духовно-нравственного потенциала школьников имеет предмет «Литературное чтение», автор Н.А. Чуракова и «Окружающий мир», автор О.Н.Федотова. Основная нравственная идея учебников: это идея необходимости «осторожного», внимательного и бережного отношения к окружающему миру: людям (каждый из которых - чудо и тайна), животным и растениям, а также вещам (в которых скрыта невидимая простому глазу поэзия, но которую можно научиться видеть). Содержание учебников направлено не только на накопление знаний, умений, навыков, но и на развитие познавательной, волевой, эмоциональной сфер младшего школьника. Очень нравится, как авторы построили работу над произведениями и текстами, когда после каждой главы или отрывка даются задания или вопросы к прочитанной части.
Общаясь, ребенок воспринимает красоту окружающего мира. Познать эту красоту поможет приобщение к искусству. Авторы учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» предлагают формирование эстетического сознания младших школьников, художественного вкуса, эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира, понимать смысл и красоту произведений художественной культуры, работая с учащимися над различными произведениями: литературными и живописными. Ярким примером этому является включение в курс второго года обучения произведений С.Козлова: «Ёжик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы», «Заяц и медвежонок».
Например, работая над сказкой «Красота», хочется показать, как происходит воспитание эстетических чувств. Авторами продумано все до мелочей. Так как произведение изучается поздней осенью, когда ребенок может сам понаблюдать голые деревья, несколько оставшихся на веточках листочков, спелые гроздья рябины, то ребенку и не надо включать воображение, а достаточно посмотреть в окно. Да и заранее учебник предлагает следующие задания: приглядеться к знакомому деревцу, посмотреть на дорогу, уходящую вдаль, обратить внимание на небо, которое никогда не бывает одинаковым и т.п. При работе над текстом учителю не нужно выдумывать вопросы для того, чтобы подвести детей к правильному эстетическому восприятию. Система вопросов, предложенная авторами идеальна, и не требует от учителя дополнительной доработки. Таким образом, цели урока, поставленные авторами: - обсуждение мысли о том, что каждый человек может обнаружить в привычном красоту, если он будет заинтересованным и наблюдательным, достигнуты очень интересным способом для детей.
Важное психолого-педагогическое знание приобретает развитие у детей данного возраста основных духовно-нравственных качеств в учебно-воспитательном процессе. На это и направлен план работы, который мы составили в этом году для своих классов.
Основными формами работы, наряду с беседами воспитательного характера, являются внеклассные мероприятия, экскурсии, оформление выставок, альбомов. Помимо словесного метода изложения материала запланировано использовать и разные виды детского творчества: рисунки, пение, поделки, сочинения и т.д.
Таким образом, как урочная, так и внеурочная деятельность по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должны дать следующие результаты:
- Воспитание гражданственности, патриотизма
Личностные результаты: -ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
Предметные результаты: -элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Личностные результаты: - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, - нравственно-этический опыт взаимодействия детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим и младшим детям;
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, жизни
Личностные результаты: - ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям, трудолюбие;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества;
-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Предметные результаты: - элементарные представления о различных профессиях;
4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Личностные результаты: - ценностное отношение к природе и первоначальный опыт эмоционально-нравственного отношения к природе;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Предметные результаты: - элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.
5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание)
Личностные результаты: - первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире и в поведении, поступках людей; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности и умение выражать себя в доступных видах творчества;
Предметные результаты: - элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...
Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "
Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...
Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "
Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...
Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Выступление на педсовете. Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе. И дети, как правило, ждут, чтобы в...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов»
В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является наиболее важной проблемой современного общества. В свете происходящих во всем мире событий, гос...
Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены ...
Самообразование учителя начальных классов: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФАОП НОО»
В работе представлен материал по самообразованию учителя начальных классов Соловьевой Е.А. по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с ОВЗ (нарушение слуха)....