Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК "Перспективная начальная школа"".
методическая разработка ( класс) по теме
Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК "Перспективная начальная школа"".
Скачать:
Предварительный просмотр:
“Великая цель образования –
это не знания, а действия”.
(Герберт Спенсер)
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Немецкий педагог А. Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».
Деятельностный метод обучения - – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифруем их так:
искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения
В УМК «Перспективная начальная школа» деятельностному характеру обучения уделено основное внимание. Основная идея этой программы решает важную задачу современной системы образования. Это оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях социально организованной учебной деятельности, где ученик, как равноправный участник процесса обучения, выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Основные принципы построения УМК это:
- Принцип непрерывного развития каждого ребенка.
- Принцип целостности картины мира.
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей.
- Принципы прочности и наглядности.
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.
Анализ работы по программе «Перспективная начальная школа» показывает, что все принципы, заложенные в данной системе, направлены на формирование личности ребенка.
Особенность УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что входящие в его состав учебники опираются на коммуникативные технологии, что соответствует новым ФГОСам. Их цель - научить школьников:
- общаться с одноклассниками и взрослыми;
- обосновывать собственную точку зрения;
- уважать другую точку зрения;
- владеть устной диалогической речью
смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения; Например, в учебнике по окружающему миру понятие Родина рассматривается с разных сторон. Родина – это и то место, где ты родился и живёшь и огромное государство.
Приоритетом учебно-методического комплекта становится формирование деятельности:
- познавательно;
- речевой;
- организационной.
Все учебники УМК имеют яркие иллюстрации, что немаловажно для детей этого возраста. Материал даёт представление о целостности картины мира и роли в этом мире ребенка. Учебники по каждому предмету состоят из нескольких частей , они легки в использовании , что соответствует современным стандартам.
Учебники, тетради и методические пособия позволяют организовать обучение в логике постоянного развития речевой и интеллектуальной деятельности и изменения позиции школьника в учебной деятельности. Методический аппарат способствует тому, что постоянно повышает самостоятельность учеников, степень участия в обмене мнениями, в коллективной работе.
Рядом с учащимися на протяжении всей начальной школы на страницах учебников по всем предметам разворачивается жизнь их сверстников (старшей сестры-Маши и младшего брата - Миши Ивановых). У них есть конкретные родители, родственники со своими биографиями и именами.
Познавательная деятельность основана на постоянном участии детей в тех событиях, которые происходят с Машей и её младшим братом Мишей; стараются ответить на вопросы героев учебника, знакомятся с их суждениями, часто очень разными, и, соответственно, выстраивают свои взаимоотношения со сверстниками. Ученики должны проявить инициативу в оказании интеллектуальной помощи героям учебников или одноклассника. Слайд 9.
Материал учебников доступно и ясно излагается, способствует формированию умений и компетенций. Практические задания позволяют анализировать, учат работать со справочной литературой и дополнительными материалами.
. В учебниках данного комплекта включены проблемные задания, для решения которых необходимы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задания провоцируют ученика на самостоятельное добывание знаний, опираясь на его индивидуальный опыт. Включены разно-уровневые задания, вариативность в решении учебных задач. Слайд 10.
Ребенок может найти интересующие его дополнительные материалы в Интернете, т.к. в учебнике опубликованы соответствующие адреса. Слайд 11.
Учебники дополнены тетрадями на печатной основе, словарями (орфографический, этимологический, толковый, обратный, произношения и образования слов), хрестоматиями (по литературному чтению и окружающему миру). Слайд 12, 13, 14.
Школьники используют информацию, взятую из Интернета, хрестоматий, дополнительной литературы, для самостоятельной подготовки докладов, сообщений, углубляющих раскрытие темы урока. Они учатся выступать перед классом, задавать друг другу вопросы, обсуждать услышанное.
Задания учебника ориентирует школьника на открытие знаний, их осмысление, возможность применения для оценки жизненных ситуаций.
Важно, что методический аппарат программы помогает учителю организовать учебный диалог, сформулировать проблему, распределить работу в парах и группах, провести практические работы, опыты, эксперименты. Слайд 15.
Система заданий дает учителю возможность организовать проблемно-диалоговое обучение пошагово, поэтапно. Учителю не нужно выдумывать ничего нового, "создавать велосипед", а только умело использовать богатый материал УМК.
Использование проектной деятельности на уроке ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний преподаватель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, искать нестандартные решения, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.
Реализация системно-деятельного подхода позволяет активизировать познавательную деятельность ребенка, развивать самостоятельность и инициативу в обучении, формирует сознательный интерес к предмету. Ребенок не получает готовую информацию, он понимает, что на уроке сделал «небольшое открытие».
Следует отметить, что УМК «Перспективная начальная школа» реализует механизмы формирования всего комплекса универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).
Благодаря учебнику по математике под редакцией А.Л.Чекина, ребята учатся контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирует младшего школьника на проверку правильности выполнения их по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков. Регулятивные УУД формируются с помощью заданий типа: «Проверь свое решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?».
По русскому языку типовые задачи предполагают организацию участия в действиях интриги, цель которой - восстановление нарушенного порядка, формирование чувства любви ко всему живому, ориентация младшего школьника на помощь героям- животным, попавшим в плен, и необходимость решения для этого различных задач и заданий. Слайд 16,17.
В учебнике литературного чтения под редакцией А.Н.Чураковой заложен огромный искусствоведческий материал, в «Музейном доме» размещены художественные репродукции. подборка репродукций создаёт условия для сравнительного анализа литературного и живописного произведений. Слайд 18.
Тексты, представленные в учебнике, воспитывают у ребенка такие человеческие качества как доброту, толерантность, ответственность, способность сопереживать и помогать. Взаимопомощь проявляется уже на уроке. То, что ученику не удается выполнить самостоятельно, он делает с помощью своего соседа по парте или в условиях групповой работы. Работа с текстом организована через цветовое маркирование, что помогает обнаружить разные сюжетные линии, разные эмоциональные состояния героев. Слайд 19.
Если возникают трудности в конкретной малой группе, то обсуждение происходит уже в процессе коллективной деятельности, всегда учитывается позиция собеседника, что позволяет формировать коммуникативные УУД.
Познавательные УУД формируются в процессе работы над проблемной ситуацией; поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений; структурирование заданий; анализ объектов с целью выделения признаков.
Формирование УУД прослеживается на протяжении всего курса обучения.
В учебнике по технологии под редакцией Т.М. Рагозиной в наглядной форме учащимся предлагается доступная их возрасту технология обработки пластических, природных, текстильных материалов и бумаги. Школьники в условиях индивидуальной, групповой и коллективной работы создают и оформляют изделия, необходимые для уроков по окружающему миру, математике, а также для подарков родителям, оформления класса. Слайд 20,21.
Со 2 класса в УМК входят тетради на печатной основе по подготовке к олимпиаде, где включены практические задачи ко всем темам курса математики. Цель практических задач - в процессе деятельности научить предметными средствами отвечать на те вопросы, которые предлагает сама жизнь. Для выполнения задач требуется проведение различных вычислений, измерений и построений. Решение некоторых задач основано на работе со схемами, таблицами, диаграммами и картами. Дополнительным источником информации является Словарь, приведенный в конце пособия. Подготовка к олимпиадам идёт и на страницах учебников, они содержат задания "Готовимся к школьной олимпиаде."Слайд 22,23,24. предлагаю решить одну из практических задач.
Реализация системно-деятельностного подхода в УМК «Перспективная начальная школа» позволяет удовлетворить стремление ребенка мыслить и действовать самостоятельно, формирует интерес к учению, помогает реализовывать свои образовательные потребности. и это приносит свои результаты. Так по результатам итоговой проверки по русскому языку учеников 1 класса, которые обучаются по данной программе 59% имеют базовый уровень, 37% повышенный уровень,4% ниже базового, качество знаний 81%. По результатам итоговой проверки по математике базовый уровень 83%, повышенный 14%, ниже базового 3 %, качество знаний 81%.
Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод о возможности достижения высоких образовательных результатов при реализации системно-деятельностного подхода по УМК «Перспективная начальная школа».
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением
отдельных предметов г.Шимановска»
Муниципальная августовская конференция
"Повышение качества образования через
повышение уровня профессиональной компетентности педагога"
Экспедиционная площадка № 5
"Современные подходы к организации образовательного процесса
как условие достижения эффективного результата"
Мастер класс:" Реализация системно-деятельностного подхода
в рамках реализации ФГОС НОО
средствами УМК "Перспективная начальная школа"
Шеремет Наталия Валерьевна
учитель начальных классов
2 квалификационной категории.
25 августа 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...
Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»
Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....
Сообщение на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода через УМК «Перспективная начальная школа»»
В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня...
Мастер-класс на тему "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"
Применение системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе...
Доклад на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"
Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на ос...
Тема: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »
Актуальность данного выступления заключается в то, что за последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального общего образования. В связи...
Тема: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе
Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы. Учиться делать фокусируется на практическом применении...