Особенности реализации ФГОС II поколения через УМК « Перспективная начальная школа»
учебно-методический материал на тему

     Высокие темпы социальных преобразований требуют новых стандартов знаний и умений, обеспечивающих успешную самореализацию подрастающего поколения во всех видах жизнедеятельности.Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».

     Приоритетные направления работы начальной школы были определены введением Федерального государственного стандарта второго поколения. Новые стандарты – это одно из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы    

учителя начальных классов

МБОУ лицея №6

г .Ессентуки Ставропольского края

Войтик Людмилы Михайловны

Тема:

Особенности реализации

ФГОС II поколения

через УМК

« Перспективная начальная школа»

     Высокие темпы социальных преобразований требуют новых стандартов знаний и умений, обеспечивающих успешную самореализацию подрастающего поколения во всех видах жизнедеятельности.Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».

     Приоритетные направления работы начальной школы были определены введением Федерального государственного стандарта второго поколения. Новые стандарты – это одно из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 

      С 2012 года я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Выбранный мною учебно-методический комплект   исходит из того, что ОПЫТ ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. В УМК «Перспективная начальная школа»  максимально  размещен методический  аппарат, включая организационные формы работы, есть система перекрестных взаимных ссылок между учебниками; используются единые сквозные герои (брат и сестра Миша и Маша) которые демонстрируют возможную разницу решений поставленной задачи, разницу точек зрения и оценок, нравится также использование интриги в учебниках: интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно- композиционные особенности жанра волшебной сказки;  интрига в учебнике по окружающему миру является способом интеграции материала по биологии, географии и истории; нравится инструментальность; интерактивность учебников; максимальная адаптированность предметного языка, пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование; четкое разведение адресатов комплекта: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ.  Комплект “Перспективная начальная школа” ориентирован на реального ученика. Построение процесса обучения принципиально изменяет позицию ученика - существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения.  При работе по данной программе роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает. Но для учащихся он в данном случае равноправный партнер по учебному общению. Косвенное руководство учителя предполагает свободу ученика в выборе способа, средства и даже вида деятельности; предоставляет учащимся возможности строить предположения, гипотезы, обсуждать различные точки зрения: охраняет его право на ошибку, особое мнение на инициативу и самостоятельность; побуждает к самоконтролю по оценке не только результата, но главное деятельности. При работе по комплекту формируется умение и навыки работы с учебниками, с его содержанием с его справочником; умение перерабатывать информацию; умение делового общения, умение обсуждать, умение выслушивать мнение других, т.е. у школьников развивается самостоятельность и творческая активность. Работа по УМК приводит к оптимальному развитию  каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей в условиях специально организованной учебной деятельности), где ученик выступает то в роли обучаемого, обучающего, организатора учебной ситуации, что и является основной идеей  “Перспективной  начальной школы”. Ученик не боится отрицательной оценки учителя, в этом нет необходимости: «Это твоё мнение», «Ты так думаешь». Задания и в учебниках, и в тетрадях для самостоятельных работ предусматривают самостоятельную индивидуальную, парную и групповую работу школьников. Это помогает формировать навыки учебного труда. Ученик чувствует себя увереннее, видит свой результат, постоянно что–то открывает для себя, рассматривает с разных сторон. Каждый ребёнок чувствует себя исследователем. Он собирает информацию из хрестоматии, Интернета, совершает поход в библиотеку. Это помогает школьнику самостоятельно подготовить доклад, сообщение, создать свой собственный проект. Создание своего проекта приводит к формированию у младшего школьника опыта практической деятельности, умение применять полученные знания в реальных ситуациях. Наблюдая за детьми вместе с родителями, я вижу положительную динамику: их свободу общения, удивляет их желание творить, не останавливаться на достигнутом. Их самооценка, мнение, каждое достижение радует меня. В комплекте  «Перспективная начальная школа» способы и приёмы организации учебной деятельности школьников представлены как основное средство личностно – ориентированного обучения. В учебниках данного комплекта включены проблемные задания, для решения которых необходимы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задания провоцируют ученика на самостоятельное добывание знаний, опираясь на его индивидуальный опыт. Включены разноуровневые задания, вариативность в решении учебных задач.

            В учебнике математики А.Л. Чекина меня привлекла четко прослеживающаяся система разнообразных упражнений по развитию произвольности психических процессов («заключи в красную рамку, обведи синим карандашом», пошаговое выполнение заданий и т.д.), ежедневная работа по развитию мелкой моторики («раскрась, обведи, нарисуй»). Знакомство детей с базовыми геометрическими понятиями основано на имеющемся жизненном опыте детей, представлениях о формах предметов. Разнообразный геометрический материал, схемы и рисунки в учебнике, вся система заданий значительно развивают у детей наглядно-образное мышление. Отрицательными чертами учебника считаю недостаточное количество заданий, направленных на формирование вычислительных навыков, а также отсутствие системы в ознакомлении с разными видами задач.

         Учебник русского языка на первый взгляд он и на учебник-то не похож. В 1 классе дети со сказочными персонажами просто путешествуют по Волшебному Лесу, спасают его обитателей, помогают им, тем самым постигают тайны языка и решают определенные языковые проблемы. Тексты учебника завораживают своей сказочной атмосферой. Но все задания учебника простроены в соответствии с основными принципами программы. С помощью маркировки, единой для учебника и тетради, ребята уже свободно ориентируются в пособиях, находят новую тему, возвращаются к изученному, пользуются подсказками, работают в группах и осуществляют проверку.

      Курс по литературному чтению решает многие задачи для всего комплекта: формирование умения отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу «Содержание»; умение определять содержание текста по его названию. Учебник, хрестоматия и тетрадь для самостоятельных работ связаны структурно кругом идей. Уже третий год вместе с детьми путешествуют Маша и Миша - герои всего курса. Это создаёт ощущение непрерывности, последовательности обучения. В учебники литературного чтения заложен колоссальный искусствоведческий материал, сюда помещены потрясающего качества художественные репродукции, диски с музыкальными произведениями).

       В своей работе широко использую произведения устного народного творчества-сказки, загадки, пословицы и поговорки. Устное народное творчество - богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера.

      Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знания об окружающем мире. На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать основную мысль прочитанного.

      Музыка и живописные произведения способствуют не только эмоциональному восприятию, но и воспитанию эстетического вкуса. Произведения русских поэтов, художников и композиторов часто сходны по тематике и настроению. Стараюсь развивать у детей наблюдательность и любовь к природе. Дети много наблюдают за жизнью растений в лесу, в классе, делают выводы, обобщения. Часто на экскурсиях с детьми собираем природный материал, а затем на уроках труда делаем разные поделки. Любая работа с материалами имеет творческий характер. После работы ребята работу и подводят итог трудовой деятельности.

           Детям очень нравится учебник «Наш мир»: красочный, яркий, с большим удовольствием работают в тетрадях. Тексты и задания в учебнике и тетради обращены лично к ученикам и рассчитаны на работу в группах. Все задания рассчитаны на многовариантные ответы. Изучение окружающего мира идет путём сравнения. Наблюдая и сравнивая, дети делают первые самостоятельные выводы. Задания направлены на поисковую деятельность.

         На уроках труда мои дети много и разнообразно работают, создавая по заданным образцам различные предметы из бумаги, картона, пластилина. Кроме того, мы с детьми выращиваем овощные культуры, проводим с ними несложные опыты, способствующие углубленному познанию явлений растительного мира, выяснению причин, связей и следствий. Богатое содержание труда, которым учащиеся овладевают самостоятельно в процессе обучения, воздействует на мышление, волю и эмоции. Чтобы успешно трудиться, надо мыслить, наблюдать. Такое умение помогает моим детям и в труде, и в спорте, и в искусстве.

        Особо хочется сказать о работе в мини-группах. Детям этого возраста свойственна определенная собственническая позиция. Они не любят даже когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать или раскрасить картинку в своем учебнике они не позволят никому. Дети закрывают ладошками выполненную работу, отодвигаются. Учебники УМК «Перспективная начальная школа» уже с помощью пиктограмм нацеливают детей на работу в группе, предлагают посмотреть у соседа, обменяться тетрадями. Такая ежедневная работа способствует формированию нравственных основ личности: учит детей налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности.

     УМК  «Перспективная начальная школа» ориентирован на реального ученика.   Теперь ученик является равноправным участником процесса обучения. В его деятельности начинает занимать существенное место роль исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик учится ставить перед собой цели и сознательно предлагает возможные пути их решения. По  данному  вопросу  у  меня имеются  свои  наработки. Ребята активно участвуют в проектной деятельности по краеведению. Ученик моего класса в этом учебном году стал победителем Всероссийского дистанционного конкурса «Край родной, навек любимый».

      Следующим  преимуществом УМК «Перспективная начальная школа» является и новая роль учителя. Его руководящая роль скрыта от ученика. Учитель, прежде всего, – партнёр, консультант по учебному общению. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Учитель должен суметь перестроиться на данный принцип работы. Он не диктатор. Он лишь задаёт наводящие вопросы, ведёт дискуссию, предоставляя ученикам свободу выбора способов, средств и видов деятельности.

          Главное направление в моей работе – деятельность ученика в сотрудничестве с одноклассниками, педагогами и родителями. Особое внимание я уделяю формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в процессе изучения разных учебных предметов, на классных часах, внеурочной и проектной деятельности, в рамках дополнительного образования. Овладение УУД, в конечном счете, ведет к формированию способности у учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. 

  Согласно требованиям ФГОС, я отслеживаю сформированность УУД  через использование тестов по методикам известных психологов. Количественный анализ результатов мониторинга показал преимущественно высокий и средний уровни сформированности универсальных учебных действий.

     С 1 класса организована системы накопительной оценки – портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и его достижения в различных областях. Вместе с ребятами и иннициативной группой родителей мы разработали критерии оценки работ для портфолио. Я считаю, что портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

   Проработав уже 3 года по данной программе,  могу смело сказать что УМК  «Перспективная начальная школа» даёт хороший результат в обучении. Все мои дети с желанием ходят в школу, не чувствуют усталости, учатся с увлечением. На уроках работают творчески, учатся свободно высказывать свои мнения. У детей развивается наблюдательность и речь.

     Теперь главная задача для меня, как для учителя- не «донести»,  «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.

   Я считаю, что данный комплект помогает не только ученику, но и учителю перейти в развивающую систему обучения, получить удовлетворение от своего труда, совершенствовать своё мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенность учебников русского языка по программе «Перспективная начальная школа»

Статья "Особенности учебников  русского языка по программе "Перспективная начальная школа"...

Особенности реализации ФГОС II поколения через УМК « Перспективная начальная школа"

В статье говорится об особенностях реализации федеральных государстеныых стандартов  в УМК "Перспективная начальная школа"...

Изучение особенностей программы "Перспективная начальная школа"

УМК "Перспективная начальная школа - глазами учителя"...

Особенности курса Окружающий мир в УМК "Перспективная начальная школа"

В данной статье и презентации отмечены особенности курса Окружающий мир в УМК "Перспективная начальная школа"....

Особенности преподавания математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира по программе "Перспективная начальная школа".

Программа Перспективная начальная школа была введена с целью обеспечения вариативности образования на начальном этапе обучения. Программа ПНШ  разработана в соответствии с ФГОС...