Особенности реализации ФГОС II поколения через УМК « Перспективная начальная школа"
статья по теме
В статье говорится об особенностях реализации федеральных государстеныых стандартов в УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_realizacii_fgos_ii_pokoleniya_cherez_umk_pnsh.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности реализации ФГОС II поколения через УМК
« Перспективная начальная школа»
Назирова Ляйсан Вакифовна
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
МБОУ «Октябрьская СОШ»
Верхнеуслонский район, РТ
Всё так же спешат в школу любознательные мальчишки и девчонки. Всё тот же звенит звонок на урок. И всё те же вопросы возникают в моей голове «Как сделать урок наиболее эффективным? Как преодолеть разрыв обучения с жизнью? Как научить детей применять свои знания на практике? Как научить детей учиться, при этом сохранить их здоровье и воспитать полезного обществу гражданина, которому выбранная профессия приносила бы радость и счастье».
С 2011 года все школы перешли на реализацию стандартов ФГОС II поколения. А мне предстоит это сделать в 2012 году, так как у меня будет первый класс. Я этот стандарт однозначно принимаю. Он удачно сочетает в себе инновационность и верность лучшим традициям отечественного образования. В нем сохранена урочная система, а в основу положены принцип развивающего обучения и системно - деятельностный подход, когда ученик является субъектом обучения.
Сущность стандарта в том, что конечная цель его – ученик, который умеет самостоятельно учиться, что самое главное. Иными словами, мы должны сформировать личность, способную к дальнейшему самосовершенствованию. Стандарт является договором и предполагает трех участников образовательного процесса: школу, общественность и родителей.
В соответствии с требованиями ФГОС начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребёнка. А этот процесс невозможен без подходящего учебно - методического комплекта. Мой выбор пал на комплект учебников « Перспективная начальная школа».
УМК « Перспективная начальная школа» - один из первых комплектов учебного книгоиздания, воплотивший в жизнь требования нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования и нового базисного учебного плана.
Приоритетом начального общего образования является формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приемов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. Это становится возможным только в условиях предотвращения межпредметной разобщенности, при разработке принципиально нового учебно-методического комплекта.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт. Выбранный мною учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» исходит из того, что ОПЫТ ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка, который важно учитывать, — это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами его учебника, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему. В УМК «Перспективная начальная школа» максимально размещен методический аппарат, включая организационные формы работы, есть система перекрестных взаимных ссылок между учебниками; используются единые сквозные герои (брат и сестра Миша и Маша) которые демонстрируют возможную разницу решений поставленной задачи, разницу точек зрения и оценок, нравится также использование интриги в учебниках: интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно- композиционные особенности жанра волшебной сказки; интрига в учебнике по окружающему миру является способом интеграции материала по биологии, географии и истории; нравится инструментальность; интерактивность учебников; максимальная адаптированность предметного языка, пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование; четкое разведение адресатов комплекта: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ. Комплект “Перспективная начальная школа” ориентирован на реального ученика. Построение процесса обучения принципиально изменяет позицию ученика - существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. При работе по данной программе роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает. Но для учащихся он в данном случае равноправный партнер по учебному общению. Косвенное руководство учителя предполагает свободу ученика в выборе способа, средства и даже вида деятельности; предоставляет учащимся возможности строить предположения, гипотезы, обсуждать различные точки зрения: охраняет его право на ошибку, особое мнение на инициативу и самостоятельность; побуждает к самоконтролю по оценке не только результата, но главное деятельности. При работе по комплекту формируется умение и навыки работы с учебниками, с его содержанием с его справочником; умение перерабатывать информацию; умение делового общения, умение обсуждать, умение выслушивать мнение других, т.е. у школьников развивается самостоятельность и творческая активность. Работа по УМК приводит к оптимальному развитию каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей в условиях специально организованной учебной деятельности), где ученик выступает то в роли обучаемого, обучающего, организатора учебной ситуации, что и является основной идеей “Перспективной начальной школы”. Ученик не боится отрицательной оценки учителя, в этом нет необходимости: «Это твоё мнение», «Ты так думаешь». Задания и в учебниках, и в тетрадях для самостоятельных работ предусматривают самостоятельную индивидуальную, парную и групповую работу школьников. Это помогает формировать навыки учебного труда. Ученик чувствует себя увереннее, видит свой результат, постоянно что–то открывает для себя, рассматривает с разных сторон. Каждый ребёнок чувствует себя исследователем. Он собирает информацию из хрестоматии, Интернета, совершает поход в библиотеку. Это помогает школьнику самостоятельно подготовить доклад, сообщение, создать свой собственный проект. Создание своего проекта приводит к формированию у младшего школьника опыта практической деятельности, умение применять полученные знания в реальных ситуациях. Наблюдая за детьми вместе с родителями, я вижу положительную динамику: их свободу общения, удивляет их желание творить, не останавливаться на достигнутом. Их самооценка, мнение, каждое достижение радует меня. В комплекте «Перспективная начальная школа» способы и приёмы организации учебной деятельности школьников представлены как основное средство личностно – ориентированного обучения. В учебниках данного комплекта включены проблемные задания, для решения которых необходимы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задания провоцируют ученика на самостоятельное добывание знаний, опираясь на его индивидуальный опыт. Включены разноуровневые задания, вариативность в решении учебных задач.
Я считаю, что данный комплект помогает не только ученику, но и учителю перейти в развивающую систему обучения, получить удовлетворение от своего труда, совершенствовать своё мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Доклад раскрывает организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствамиУМК «Перспективная начальная школа»...
Сообщение на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода через УМК «Перспективная начальная школа»»
В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня...
Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК "Перспективная начальная школа"".
Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК "Перспективная начальная школа""....
Особенности реализации ФГОС II поколения через УМК « Перспективная начальная школа»
Высокие темпы социальных преобразований требуют новых стандартов знаний и умений, обеспечивающих успешную самореализацию подрастающего поколения во всех видах жизнедеятельности.Обр...
Статья "Особенности учебников по русскому языку по программе "Перспективная начальная школа"
В данной статье рассматриваются методические особенности построения учебников русского языка по программе "Перспективная начальная школа"...
Преемственность содержания программы «Предшкола нового поколения» и УМК «Перспективная начальная школа»
Основные аспекты преемственности содержания программы «Предшкола нового поколения» и УМК «Перспективная начальная школа»...
Особенности изучения арифметического материала в экспериментальной программе «Перспективная начальная школа»
1 класс Учащийся научится:понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием; складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток; складывать два однозначных числа, су...