Причины низкого качества знаний учащихся и пути его повышения в начальной школе через использование перспективных методов, приемов и педагогических технологий
материал

Березина Яна Викторовна

Материалы МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_mo.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Причины низкого качества знаний учащихся

 и пути его повышения в начальной школе

 через использование перспективных методов, приемов и педагогических технологий

Не для кого не секрет, что в каждом классе есть слабо успешные обучающиеся. Некоторые школьники, которых мы учим, не видят смысла в образованности, не систематически выполняют домашние задания, не проявляют заинтересованность в изучении предмета. В каком состоянии ум наших школьников говорят мониторинги всех уровней (контрольные работы, ВПР и т.п.). Я и хочу поделиться своим опытом работы с такими школьниками. Сначала надо попытаться разобраться в главном – в причинах низкой успеваемости некоторых школьников. Каждый из нас может уверенно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так уж и много.

Основные причины низкого качества знаний учащихся, как подсказывает опыт, следующие:

  отсутствие мотивации;

  низкие способности;

  педагогическая запущенность учащихся;

  отсутствие должного контроля со стороны родителей;

 уровень подготовленности учащихся в начальной школе;

 ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательного влияния вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся;

  недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету. Хотя можно сказать, что сколько неуспевающих учащихся, столько и разных причин неуспеваемости. Отдельные из указанных причин неуспеваемости невозможно устранить и вовсе.

 Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Рассмотрим несколько практических аспектов работы на уроках с обучающимися, имеющими слабую математическую подготовку. Актуализацию знаний предпочитаю проводить в форме разминки. (Например: таблицу умножения можно повторить играя в мяч, при повторении определений – закончи предложение, вставь пропущенные слова, составь предложение из набора слов, т.к. слабоуспевающие дети, как правило, имеют маленький словарный запас и не всегда могут грамотно сформулировать предложение, воспроизвести определение.) При изучении нового материала предпочтительна фронтальная форма работы, где я уделяю наглядности одну из главных ролей, т.к. у основной массы детей ведущий канал восприятия – визуальный и наглядно-образное мышление все еще остается ведущим. На ряду с традиционными видами наглядности (табл., учебники…) я использую мультимедийные и компьютерные учебники, презентации, которые позволяют достигать более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. В процессе изучения нового материала я стараюсь концентрировать внимание слабоуспевающих учеников на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, обращаясь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Дозирование материала приводит к лучшему усвоению, исключает перегрузки. Так же, я убедилась в необходимости готовых опорных конспектов. Это позволяет сэкономить время, конкретизировать действия, выделить главное. В своей работе считаю важным создание ситуации успеха. Например, при закреплении нового материала слабому ученику дается для решения первое, как правило самое простое задание, где отрабатывается выполнение по шаблону. Здесь также помогают дифференцированные задания, взаимообучение, групповая и индивидуальная работа. Для вовлечения слабоуспешных обучающихся в посильную самостоятельную работу использую карточки-консультации. Одной из любимых форм проведения уроков является нетрадиционная: уроки путешествия, экскурсии, соревнования, игровые уроки на основе групповой работы и т. д. Такие уроки я стараюсь проводить хотя бы раз в четверть при обобщении и повторении материала. Они требуют большой подготовки педагога, но результаты превосходят все ожидания. Эти уроки мотивируют детей к выполнению заданий в стремлении получить результат, узнать новую информацию. Для таких уроков можно брать любую интересную тему: космос, обитатели подводного мира, уроки можно приурочить к любой памятной дате и т. д. В ходе игры класс делится на группы, которые проходят игровые этапы и выполняют определенные задания. Эти конкурсы - этапы может подготовить сам учитель, используя презентации, где формируются различные задания с использованием иллюстраций и текстов или привлечь сильных или слабых учеников. Результаты выполнения заданий каждой группой желательно обсудить, а затем полученные баллы занести в таблицу. По итогам игры подсчитывается общее количество баллов и объявляется победившая группа.

Выполнение домашнего задание является необходимым условием работы со слабоуспевающими обучающими. Поэтому домашнее задание дается с четкими инструкциями учителя по выполнению, в начале следующего  урока проверяем выполнение домашней работы .

 Индивидуальные занятия позволяют ликвидировать выявленные пробелы в знаниях, отработать и закрепить пройденный материал. На таких занятиях я так же использую мультимедийные учебники как средство коррекции знаний учеников, здесь я одновременно могу заниматься с несколькими учениками.

Например, изучив тему, ученик получил неудовлетворительные результаты проверочной работы. Я организую дополнительные занятия для коррекции практических знаний и повышения оценки. Важный вопрос при организации коррекционной работы состоит в том, чтобы она была целенаправленной, т.е. сконцентрированной на устранении конкретных пробелов в знаниях. Здесь я использую карточки с пошаговым выполнением задания, позволяющими вернуться к этапу, где сделана ошибка.

В конце хотелось бы напомнить известные истинны которые должен соблюдать учитель работая со слабоуспевающими учениками:

 Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

  Формирование познавательного интереса к предмету.

  Обязательный контроль выполнения всех заданий.

  Осуществлять дифференцированный подход при опросе и подготовки самостоятельных работ.

  Дифференцированное домашнее задание, которое состоит из обязательной и дополнительной части.

Над темой «Работа с детьми, имеющими слабую подготовку» я работаю постоянно, она всегда актуальна.

Анализируя причины низкого качества знаний, выделила 2 группы учащихся:

  1. Наличие детей с низкими интеллектуальными способностями.
  2. Отсутствие помощи  со стороны родителей, бесконтрольность (социально-неадаптированная семья).

Пути решения:

               - индивидуальная работа педагога, осуществление дифференцированного подхода, коррекционно-развивающие занятия с психологом;

  • создание для ребёнка ситуации успеха;
  • привлечение родителей к воспитанию детей;
  • определение детей в специальные образовательные учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципа наглядности в начальной школе через использование информационных технологий

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубок...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...

Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»

Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий.

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через  использование инновационных технологий». Цель: найти эффективные способы активизации и способствов...

мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»

В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...