Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа. Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                 «Согласовано»                            «Утверждено»

 Руководитель ШМО                              Заместитель                              Руководитель МБОУ

_____/  Догадина И.А /                    руководителя по УР                        «ЗСОШ№6»

Протокол №___от                           МБОУ «ЗСОШ№6»                         ______/ Кузнецов С.А

«___»_________2011г.                    _______/ Тихонова Л.Ю /               Протокол №___ от

                                                          «___»_________2011г.                    «___»_________2011г.  

Рабочая программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ЗСОШ№6» Заинского муниципального района

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Шайбакова Розалия Рифкатовна по окружающему миру

(человек, природа, общество) 4класс «А»

                                                                                          Рассмотрено на заседании

                                                                                           педагогического совета

                                                                                           протокол №_____ от

                                                                                           «_____»____________2011 г.

2011-2012 учебный год

Учебно-тематическое планирование

по окружающему миру(человек, природа,общество) и ОБЖ

Класс   4 «А»

Учитель  Шайбакова Розалия Рифкатовна

Количество часов:

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных работ_____, зачетов_____, тестов_____

Административных контрольных уроков 1

Планирование составлено на основе программы начального общего образования (УМК «Школа России»), авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Е.А.Крючков,утвержденной МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального обучения (Москва, 2004 год).

Учебник:

Окружающий мир.  «Мир вокруг нас» , 4 класс

А. А.Плешаков, Москва, «Просвещение», 2008 год

И.И.Тихомиров «Тесты по окружающему миру 4 класс»

Рабочие тетради:

А. А. Плешаков. «Окружающий мир» 2 части. Проверим себя – Москва,

Вита, 2009 год

Методическая литература:

О.И.Дмитриева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс , Москва, «Вако»,2005 год

Тесты  к курсу « Окружающий мир. Мир вокруг нас» 4 класс

Развернутое тематическое планирование. Рабочая программа.

Пояснительная записка

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа. Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь

личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е.

реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конс труировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельнос ть как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личнос тной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, общес тве, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личнос тное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманис тических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общес твенных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учес ть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостнос ть, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон

действительнос ти в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь

блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход

к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается предс тавленностью знаний из различных

предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические,

психологические, исторические и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными

сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимос ть принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи

экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу

«Не навреди». Дейс твие принципа распространяется не только на отношение

человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной

экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих ес тественно-научных и гуманитарных предметов

в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать мес тное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий. Отбор конкретного ес тественно-научного и общес твоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и общес тве, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами

и понятиями;

— преемственность и перспективнос ть в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа

начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению

научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень

экскурсий, опытов, практических работ.

Cодержание программы 4 класса (68 ч)

Введение

Человек — часть природы. Природа — источник существования человека.

Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Универсальные учебные действия:

- объяснять значение природы как ис точника существования человеческого общества.

Человек — живое существо (организм)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

 Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение  заболеванийсердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радос ть, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до с тарости. Детство. Отрочес тво. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельнос ти ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма —

условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника.

Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки. ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.). Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до с тарости. Детс тво. Отрочество. Взрослость. Старос ть. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Человек среди людей. Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения. ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней. Универсальные учебные действия:

- характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;

- объяснять роль нервной системы в организме;

- рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;

- конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

- характеризовать человека как час ть природы: выделять общее и отличное от организма животного;

- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

- характеризовать условия роста и развития ребенка;

- различать положительные и отрицательные качества человека,приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

Человек и общество, в котором он живет

Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей). Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особеннос ти расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных  театров.

Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.). Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по ис тории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская

война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.). Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Универсальные учебные действия:

- описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;

- моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;

- находить на карте равнины и горы России (своего края);

- выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);

- составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

- ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;

- составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;

- называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);

- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;

- называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и России разных ис торических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

- узнавать символы царской власти;

- знать имя Президента современной России;

- составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:

— характеризовать признаки живого организма, характерные для

человека;

— моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

— устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

оценивать положительные и отрицательные качес тва человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответс твии с учебной задачей находить на географической и исторической

карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

— называть имена наиболее известных правителей разных ис торических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества

и его культуры;

— различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

— описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:

применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и

вредные привычки;

различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответс твии с ним строить общение;

раскрывать причины отдельных событий в жизни с траны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного.

 Тема урока

Кол-во

час

Тип урока

Хар-ка деятельности уч-ся

Или виды учебной деят-ти

  Виды    контроля,

измерители

Планируемые

результаты

   Дом

задание

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Мир глазами астронома.

Безопасность на дорогах. (О.Б.Ж)

Планеты солнечной системы.

Звездное небо – великая книга природы.

Мир глазами географа. Глобус и геогр. карта.

Пояса земли.

Правильно перехо- дим улицу или пе- рекресток.

Мир глазами историка.

Когда и где? История- путешествие в глубь времен.

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Сокровища Земли под охраной человечества.

Экскурсия в лесо парковую зону.

Правила безопас- ного поведения на природе. (О.Б.Ж)

Равнины и горы России

Моря, озера, реки России.

1

1

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

Вводный

Практичес- кая работа.

Комбиниро- ванный.

Комбиниро- ванный.

Практичес- кая работа.

Комбиниро- ванный.

Урок-игра

Комбиниро- ванный.

Обобщающий.

Экскурсия

Вводный

.

Комбиниро- ванный.

ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО-

Знакомство с понятием – Солнце. Земля - планета, получить общее представление о форме и размере Земли.

Знакомство с порядковым расположением от Солнца планет солнечной системы.

Знакомство с картой звездного неба, с созвездиями

Научится приемам чтения плана, карты. Познакомится с материками и океанами, их названиями, расположение на глобусе и карте.

Познакомится с условиями жизни на Земле: свет и тепло. Использование приемов чтения плана, карты.

Знакомство со способами познания окружающего мира; с отдельными и яркими историческими картинами быта, труда, традициями.

Знакомство с новым способом познания окр. мира -лентой времени.

Узнать что человек-часть природы и зависимость его жизни от природы и её состояния.

Познакомится с правилами поведения в природе. Узнать памятники истории и культуры.

Закрепление полученных знаний и умения их использовать на практике. Соблюдение правил безопасного поведения на природе.

  ПРИРОДА    РОССИИ - 11

Познакомится с Россией на карте, её формой земной повехности. Моделирование из пластелина, глины или песка форм её поверхности

Знакомство с разнообразием, использование человеком водоемов.

10 ЧАСОВ

Текущий.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Тест-10минут

Фронтальный опрос.

Тест-5мин

Проверочная работа 10мин

Индивидуаль- ный

 ЧАСОВ

Фронтальный опрос.

Тест-10мин

Знать название планет  солнечной системы.

Знать ПДД.

Уметь работать с готовыми моделями- глобусом и картой, создавать несложные модели.

Уметь работать и создавать модели планет и созвездий.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины и моря

Знать тепловые пояса Земли.

Знать правило перехо- да улицы, перекрестка

Уметь описывать отдельные события из истории Отечества.

Уметь описывать события из истории Отечества, используя ленту времени

Уметь оценивать воздействие человека на природу.

Уметь выполнять правило поведения в природе и участвовать в её охране.

Знать и уметь пользоваться правилами поведения в природе.

Знать понятия равнины, горы. Уметь показывать на карте, глобусе.

Знать виды водоёмов, уметь показывать на карте глобусе.

2.09

6.09

9.09

13.09

16.09

20.09

23.09

27.09

30.09

4.10

7.10

11.10

 Тема урока

Кол-во

час

Тип урока

Хар-ка деятельности уч-ся

Или виды учебной деят-ти

  Виды    контроля,

измерители

Планируемые

результаты

   Дом

задание

Дата проведения

     

План

Факт

13

14.

15.

16.

17

18

19

20

21

22

Зона арктических пустынь.

Тундра. Природа   тундры.

Леса России.

Ориентирование на местности.(О.Б.Ж)

Лес и человек.          Самый страшный враг природы-пожар.                       Противопожарные меры (О.Б.Ж.)

Зона степей

Пустыни.

У Черного моря. Первая помощь спасенному из воды ( О.Б.Ж)

Экологическое равновесие.

Обобщение по разделу «Природа России».

Наш край

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Урок – игра.

Комбиниро- ванный

Комбиниро- ванный

Комбиниро- ванный

Комбиниро- ванный

Комбиниро- ванный

Урок – игра.

Комбиниро- ванный

Знакомство с разнообразием растений и животных. Пони-мание связи живой и неживой природы.

Знакомство с разнообразием  растений и животных. Понимание связи живой и неживой природы, условий для жизни.

Роль растений в  природе и жизни людей. Закрепление понятия ориентирования на местности.

Знакомство с ролью растений в природе и жизни людей. Повторить правило безопасного поведения при пожаре.

Знакомство с разнообразием  растений и животных, особенностями труда и быта людей.

Знакомство с разнообразием  растений и животных, особенностями труда и быта людей.

Знакомство с климатом, с разнообразием  растений и животных, особенностями труда и быта людей. Изучение приёмов оказания 1 помощи спасенному из воды.

Уметь определять положительное и отрицательное влияние деят-ти человека на природу.

Закрепление и проверка знаний о форме земной поверхности, природных зонах, разнообразии растений и животных.

РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ

Наблюдение и сравнение свойств объектов в природе. Родной город: название, достопримечательности.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Графический диктант.

Проверочная работа.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Работа с Красной книгой родного края.

Тест – 10мин

БОЛЬШОЙ

Текущий.

Уметь называть представителей разных групп растений и животных Арктики.

Знать общие условия необходимые для жизни в тундре.

Уметь называть представителей разных групп растений и животных леса. Знать основные ориентиры и уметь использовать.

Знать особенности труда и быта людей изученных природных зон. Знать противопожарные меры.

Уметь называть представителей разных групп растений и животных степей.

Уметь называть представителей разных групп растений и животных пустыни

Уметь называть представителей разных групп растений и животных  Черноморского побережья.

Уметь оказывать первую помощь.

Знать общие условия необходимые для жизни живых организмов.

Знать и выполнять правила поведения и охраны природы.

Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации.

СТРАНЫ

Знать название и уметь показывать на карте родной город.

Стр.  

14.10

18.10

21.10

25.10

28.10

8.11

11.11

15.11

18.11

22.11

 Тема урока

Кол-во

час

Тип урока

Хар-ка деятельности уч-ся

Или виды учебной деят-ти

  Виды    контроля,

измерители

Планируемые

результаты

   Дом

задание

Дата проведения

       

План

Факт

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Поверхность нашего края.

Правила поведения  на природе.(О.Б.Ж)

Водоёмы нашего края.

Наши подземные богатства.

Правила  поведения при  польз-нии          газом в быту(ОБЖ)

Земля – кормилица.

Жизнь леса. Лес природное сообщество.  Съедобные и несъедобные грибы

(О.Б.Ж)

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

Жизнь пресного водоема.

Растениеводство в нашем крае.

Незаметные защитники урожая.

Животноводство в нашем крае.

Безопасность при общении с живот- ными. (О.Б.Ж)

Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край».

Правило безопасно- го поведения в жилище.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

Экскурсия..

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Урок-игра.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро- ванный.

Урок-игра.

Знакомство с особенностями и формой поверхности: горы, холмы, равнины и т д.       Наблюдение поверхности нашего края.

Знакомство с водоёмами края (название, краткая характеристика)

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края.

Изучение правил поведения при пользование газом в быту.

Познакомится с составом почвы.

Закрепление знаний о растениях и животных леса. Заучить вид съедобных и несъедобных грибов.

Знакомство с растениями и животными луга, особенностями их внешнего вида и жизни.

Знакомство с представителями пресного водоема, их внешнего вида и жизни.

Знакомство с ролью растений в природе и жизни людей, бережно относится к растениям.

Закрепление знаний о роли животных в жизни людей, бережном отношении к животным.

Закрепление знаний о роли животных в жизни людей, бережном отношении к животным.

Соблюдение правил безопасности при общении с животными.

Закрепление знаний о родном городе. Изучение правил безопасного поведения в жилом помещении.

Текущий, самостоят работаю

Текущий.

Графический диктант.

Текущий.

Текущий.

Работа с Красной книгой.

Работа с Красной книгой.

Текущий.

Тест-10мин

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Тест-10мин

У меть показывать на карте объекты нашего края.

Знать и выполнять правила безопасного поведения на природе

Уметь показывать на карте, глобусе океаны, моря, реки.

Знать полезные ископаемые своего края. Уметь пользоваться газом быту.

Знать понятие почва, состав, её значение для жизни.

Знать лесные растения и животных Красной книги нашего края.

Различать съедобные и несъедобные грибы.

Знать растения и животные Красной книги: сообщество луг.

Знать растения и животные Красной книги: сообщество водоем.

Знать отросли растениеводства. Уметь ухаживать за культур. растениями.

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, бережно относится к животным- защитникам урожая.

Знать отрасли животноводства в родном крае, уметь ухаживать за домашними животными соблюдая безопасность при общение.

Знать природное сообщество родного края, особенности труда людей, соблю- дать правила безопасного поведения в жилищи.

25.11

29.11

2.11

6.12

9.12

13.12

15.12

20.22

22.12

27.12

29.12

 Тема урока

Кол-во

час

Тип урока

Хар-ка деятельности уч-ся

Или виды учебной деят-ти

  Виды    контроля,

измерители

Планируемые

результаты

   Дом

задание

Дата проведения

   

План  

Факт

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

Начало истории человечества.

Мир древности: далекий и близкий.

Средние века: время рыцарей и замков.

Новое время: встреча Европы и Америки.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Правило безопасного поведения на льду

(О.Б.Ж)

Обобщение по теме: страницы всемирной истории.

Жизнь древних славян.

Во времена Древней Руси.

Страна городов.

Правила безопасного поведения в городе

(О.Б.Ж)

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Трудные времена на Русской земле.

Русь расправляет крылья.

Куликовская битва.

1

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

СТРАНИЦЫ

Комбиниро-

ванный.

Комбиниро-

ванный.

Комбиниро-

ванный.

Комбиниро-

ванный.

Комбиниро-

ванный.

Повторение.

СТРАНИЦЫ

Вводный.

Комбиниро-

ванный.

Комбиниро-

ванный.

Комбиниро-

ванный.

Комбиниро-

ванный.

Комбиниро-

ванный.

Комбиниро-

ванный.

ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ -

Узнать, что человек – часть природы и член общества, историю первобытного человека.

Познакомиться с историей Древнего мира: Египет, Рим.

Познакомиться с историей средних веков.

Узнать выдающихся людей разных эпох.

Узнать выдающихся людей новейшего времени.

Знакомство с правилами поведения на замерзшем водоеме.

Закрепление знаний что человек часть природы и член общества. Считать года в истории.

ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА -

Познакомиться с важными событиями жизни древних славян: быт, труд, традиции.

Познакомитсья с важными событиями общ. и культурной жизни древней Руси

Знакомство и показ на карте Москвы-столицы России

Знакомство с правилами поведения на улице.

Узнать о музеях, экспонатах Древней Руси.

Узнать границы России на карте. Города России.

Узнать о выдающихся исторических событиях.

Познакомиться с местом сражения по иллюстрации, карте.

6 ЧАСОВ

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Тест-10мин

20 ЧАСОВ

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Тематический

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Знать что изучает наука-история, счет лет истории.

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени.

Знать историю феодального общества, понятие- рыцарь.

Уметь работать с географической картой. Знать об открытии Америки.

Знать даты и выдающихся людей новейшего времени.

Пользоваться правилами безопасного поведения на льду.

Иметь общее представление о многообразии. стран, народов их достопр-ей.

Знать название страны, историю древних славян.

Знать столицу, историю древней Руси.

Уметь показывать на карте границы Руси, города, столицы.

Уметь себя вести на улицах большого города.

Знать музеи России, охранять памятники истории и культуры.

Знать выдающихся людей, патриотов в истории Руси.

Уметь пользоваться историческими картами.

Уметь описывать

события Куликовской битвы

.

13.01

17.01

20.01

24.01

27.01

31.01

3.02

7.02

10.02

14.02

17.02

21.02

24.02

 Тема урока

Кол-во

час

Тип урока

Хар-ка деятельности уч-ся

Или виды учебной деят-ти

  Виды    контроля,

измерители

Планируемые

результаты

   Дом

задание

Дата проведения

     

План

Факт

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

Иван 3

Мастера печатных дел.

Патриоты России.

Петр Великий

М.В.Ломоносов. Оказание первой помощи провалив- шемуся под лед.

(О.Б.Ж)

Екатерина Великая

Отечественная война 1812г.

Страницы истории 19 века.

Россия в 20век.

Страницы истории 1920-1930-х годов.

Если ты потерялся в лесу. (О.Б.Ж).

Великая война и Великая победа

Страна открывшая путь в космос.

История вокруг нас

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Комбиниро-ванный.

Познакомиться с личностью

Ивана 3, значением его реформ в истории России.

Познакомиться с историей книгопечатания на Руси.

Узнать новые имена и дела выдающихся людей России.

Познакомиться с реформами Петра 1. Санкт-Петербург -новая столица России.

Познакомиться с историей развития образования на Руси, ролью М.В.Ломоносова

Познакомиться с временем правления Екатерины-//..

Учиться восстанавливать по исторической карте ход сражения при Бородино.

УчитЬся находить по карте границы, города, места изученных исторических событий.

Познакомиться с важными событиями общественной и культурной жизни России.

Познакомиться с термином индустриализация, с картинами быта, труда.

Заучивание основных правил поведения в лесу.

Знакомиться с событиями, битвами,  именами героев ВОВ.

Познакомиться с историей покорения космоса.

Пополнить знания об основ- ных достопримечательностях

России, Москвы и др городов и мест в России.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Тест-8 мин

Фронтальный опрос.

Тематический.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Тематический.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Тест-10мин

Знать реформы Ивана третьего.

Знать историю книго печатания на Руси, первых книгопечат-

ников.

Знать выдающихся людей, патриотов России разных эпох.

Знать значение реформ Петра 1.

Знать роль М.В.Ломоносова в становление высшего образование.

Уметь оказывать первую помощь провалившемуся под лед.

Знать реформы Екатерины 2, имена

выдающихся людей России разных эпох.

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812г.

Знать историю России 19 века.

Знать основные достопримечатель- ности России, описывать отдельные события из истории Отечества.

Уметь описывать исторические события в начале 20 века в России.

Уметь использовать знания примет, чтобы выйти из леса.

Знать значение победы в ВОВ 1941- 1945 годов.

Знать имя первого космонавта Земли – Ю.Гагарин.

Принимать участие в охране и восстановлении памятников истории и культуры.

.

28.02

2.03

6.03

9.03

13.03

16.03

20.03

3.04

6.04

10.04

13.04

17.04

20.04

 Тема урока

Кол-во

час

Тип урока

Хар-ка деятельности уч-ся

Или виды учебной деят-ти

  Виды    контроля,

измерители

Планируемые

результаты

   Дом

задание

Дата проведения

   

План

Факт

60

61

62

63

64

65

66

67

68

Основной закон России и права человека.

Дети имеют право на особую заботу и помощь.

Мы - граждане России.

Славные символы России.

Знаки дорожного движения. (О.Б.Ж)

Такие разные праздники.

Путешествия по России.

Путешествия по России.

Путешествие по России.

Береги свою жизнь и здоровье. (О.Б.Ж

итоговый урок).

Что мы узнали и чему научились за год. (итоговый урок)

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

Комбиниро- ванный.

Комбиниро- ванный.

Комбиниро- ванный.

Комбиниро- ванный.

Комбиниро- ванный.

Комбиниро- ванный.

Комбиниро- ванный.

Комбиниро- ванный.

Урок-игра

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ -

Узнать, что человек-член общества. Россия наша Родина.

Знакомство с правами ребенка.

Знакомство с важнейшими событиями, происходящими в современной России.

Знакомство с государственной символикой России: герб, флаг, гимн.

Заучивание знаков дорожного движения.

Узнать даты государственных и других всенародных праздников.

Закрепление знаний о городах России, умение их показать на геогр. карте. Москва- столица России.

Закрепление знаний о народах населяющих Россию, их обычаи,особенности быта.

Знакомство с применением в жизни знаний  полученных на уроках ОБЖ

Вспомнить изученный за год материал.

9 ЧАСОВ

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Тематический.

Тест-5мин

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Текущий.

Текущий.

Графический диктант.

Тест.

Знать государственные праздники, основной закон России.

Знать всенародные праздники, отмечаемые в России.

(День защиты детей).

Знать название нашей страны и её столицы.

Президент РФ- глава государства.

Знать историю создания гимна, флага, герба; правило поведения при прос- лушевании гимна.

Знать знаки дорожного движения.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России.

Знать города России, правило работы с геогр. картой.

Знать народы населяющие Россию, уметь показывать на карте границы их проживания.

Уметь использовать знания для поиска дополнительной информации о родном крае, стране.

Уметь предупреждать опасные для жизни и здоровья ситуации.

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов.

 

24.04

27.04

4.05

11.05

15.05

18.05

22.05

25.05

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...