№ п/п | Наименование раздела программы |
| Тема урока |
| Количество часов |
| Тип / форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Информац. сопровождение | Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| план |
| Фактич. |
1 | 2 |
| 3 |
| 4 |
| 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 |
1 | Человек – живое существо. Как устроен и работает организм человека |
| Организм человека. Нервная система |
| 1 |
| Вводный | Повторение общих признаков живых существ (человека, животных, растений). Закрепление понятия «организм». Знакомство со строением нервной системы, ее ролью в организме | Знать: – общее представление о строении организма человека; – основные органы и системы органов человека и их функции. Уметь: – называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных); – раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека; – объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки» | Тематический. Проверочная работа | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
2 |
|
| Головной и спинной мозг |
| 1 |
| Изучение нового материала и первичного закрепления | Головной и спинной мозг: строение и функции |
| Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
3 |
|
| Скелет – опора человека |
| 1 |
| Изучение нового материала | Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника | Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Уметь: – различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих |
| Учебник, Т № 1 |
|
|
|
4 |
|
| Кости и мышцы необходимо укреплять |
| 1 |
| Комбинированный |
|
| Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
5 |
|
| Пищеваритель-ная система |
| 1 |
| Комбинированный | Знакомство со строением пищеварительной системы, ее органами. Значение пищеварительной системы |
| Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
6 |
|
| Берегите зубы с детства |
| 1 |
| Комбинированный | Зубы. Правила ухода за зубами |
| Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
7 |
|
| Дыхательная система |
| 1 |
| Изучение нового материала | Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания |
| Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
8 |
|
| Кровь. Кровеносная система |
| 1 |
| Комбинированный | Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции |
| Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
9 |
|
| Сердце – главный орган кровеносной системы |
| 1 |
| Комбинированный | Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов |
| Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
10 |
|
| Органы выделения. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества |
| 1 |
| Изучение нового материала | Органы выделения, их роль в организме. Почки – главный орган выделения |
| Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
11 |
|
| Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа |
| 1 |
| Комбинированный | Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание |
| Тематический, фронтальный, индивидуальный | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
12 |
|
| Зрение. Береги глаза |
| 1 |
| Изучение нового материала | Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств |
|
| Учебник, Т № 1 |
|
|
|
13 |
|
| Слух. Береги слух |
| 1 |
| Комбинированный | Представление об органах слуха | Знать правила гигиены органов слуха | Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
14 |
|
| Обоняние. Как мы чувствуем запахи. Береги обоняние |
| 1 |
| Комбинированный | Представление об органах обоняния | Знать о роли органов обоняния в жизни человека | Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
15 |
|
| Вкус |
| 1 |
| Комбинированный | Представление об органах вкуса | Знать о роли органов вкуса в жизни человека | Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
16 |
|
| Осязание. Обобщение |
| 1 |
| Контрольный | Представление об органах осязания Выполнение заданий по пройденному материалу | Знать о роли органов осязания в жизни человека. Уметь самостоятельно применять знания | Самостоятельная работа | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
17 | Мир чувств |
| От эмоции к чувствам |
| 1 |
| Комбинированный | Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев | Знать о значении эмоций в общении людей | Практикум. Фронтальный | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
18 |
|
| Чувства |
| 1 |
| Комбинированный | Умение управлять своими чувствами. Настроение человека | Уметь видеть и понимать чувства в музыке, живописи, поэзии | Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
19 | Обрати внимание на внимание |
| Что такое внимание? |
| 1 |
| Изучение нового | Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития | Знать о психологических особенностях человека, индивидуальных чертах. Уметь выполнять упражнения по тренировке внимания, памяти | Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
20 | Помни о памяти |
| Зачем человеку память |
| 1 |
| Изучение нового |
|
| Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
21 | Чем человек отличается от животных |
| Человек умеет думать и говорить |
| 1 |
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений |
|
| Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
22 | От рождения до старости |
| Счастливая пора детства |
| 1 |
| Комбинированный | Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Охрана детства. Права ребенка | Знать права гражданина в России. Уметь: – составлять связный рассказ на темы раздела; – применять в повседневной жизни правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым) | Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
23 | От рождения до старости |
| Почему старикам нужна твоя помощь |
| 1 |
| Комбинированный | Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни. | Знать, что такое здоровье, компоненты, его составляющие, | Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
24 | Береги здоровье |
| Здоровье человека |
| 1 |
| Практическая работа | Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение | о влиянии вредных привычек на организм человека. Уметь выполнять правила здорового образа жизни | Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
25 | Поговорим о вредных привычках |
| Курение – опасно для здоровья. |
| 1 |
| Комбинированный |
|
| Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
26 |
|
| Осторожно – спиртное! Урок обобщения «Здоровый образ жизни». Проверочная работа |
| 1 |
| Урок контроля и коррекции знаний |
|
| Самостоятельная работа | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
27 | Когда дом становится опасным |
| Огонь—друг и враг. Как уберечь себя от ожогов. Как дышать, если кругом дым. |
| 1 |
| Комбинированный | Почему огонь может стать врагом. | Знать как уберечь себя от ожогов, как дышать, если кругом дым
|
| Учебник, Т № 1 |
|
|
|
28 |
|
| Острые предметы—это опасно. Как пользоваться газовой плитой. Работаем с компьютером. |
| 1 |
| Изучение нового материала | Острые предметы, правила пользования газовой плитой. |
Знать как пользоваться газовой плитой, острыми предметами, правила работы с компьютером | Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
29 | Какие опасности подстерегают детей на дороге |
| Улица полна неожиданностей Знаете ли вы правила дорожного движения? Сигналы регулировщика. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Дорога не прощает ошибок-- все должны знать правила дорожного движения и соблюдать их. | Знать правила поведения на улице, знаки дорожного движения, сигналы регулировщика. | Текущий | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
30 | Если случилась беда… |
| Помощь при травме. Если гроза застала тебя на прогулке. Бывают ли животные опасными? |
|
| 1 | Комбинированный | Помощь при травме. Переломы. Правила , если тебе наложили гипс. Бывают ли животные опасными. | Уметь оказывать первую помощь при травме. Знать правила поведения при грозе, при общении с животными. | Текущий. Проверочная работа | Учебник, Т № 1 |
|
|
|
31 |
Что нужно знать о болезнях. |
| Ядовитые грибы. Ядовитые растения. |
|
| 1 | Изучение нового материала | Правила сбора грибов. Различие ядовитых растений.
Правила поведения при гриппе. Разнообразие раздражителей.
Поставить диагноз—может поставить только врач. Причины головной боли: переутомление, недостаток свежего воздуха. Гигиена глаз. | Знать ядовитые грибы и растения. Уметь различать съедобные и несъедобные грибы
Знать признаки гриппа и аллергии.
Знать правила , если разболелся живот и голова. | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
32 |
|
| Грипп. Аллергия.
|
|
| 1 | Изучение нового материала |
|
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
33 |
|
| Если болит живот. Если болит голова. |
|
| 1 | Изучение нового материал |
|
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
|
|
| Носовое кровотечение. Твоя домашняя аптечка |
|
|
|
| Носовое кровотечение |
Знать, что делать, если неожиданно пошла кровь из носа.
|
|
|
|
|
|
34 |
|
| Чем человек отличается от животных | 1 |
|
| Изучение нового материала | Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. | Знать о психологических особенностях человека, индивидуальных чертах.
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
35 |
|
| От рождения до старости (развитие человека)
| 1 |
|
| Комбинированный | Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка. Охрана детства. Права ребёнка. | Знать права гражданина в России. Уметь: -составлять связный рассказ на темы раздела; -применять в повседневной жизни правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым) | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
36 |
|
| Поговорим о доброте. Что такое справедливость Умеешь ли ты общаться? Учимся вести беседу. Просто ли написать письмо? Избегай общения с незнакомыми людьми. | 1 |
|
| Комбинированный | Делай добро и не жди награды. Учимся быть справедливыми. Правдивость и честность—очень важные для человека качества. | Уметь вести беседу, писать письма. Знать : правила общения с незнакомыми людьми | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
37 | Гражданин должен знать свою Родину. |
| Природные зоны России.
| 1 |
|
| Изучение нового материала | Природные зоны. Арктика—ледяная зона. Птицы и звери природных зон. Промыслы тундры. Тайга—самая большая природная зона в России. Бурелом. Прииски. Приморье | Знать природные зоны России: Арктика, Тундра, Тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики. | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
38 |
|
| Почвы России Рельеф России. | 1 |
|
| Комбинированный | Почва—среда обитания растений и животных. Какую почву называют плодородной. Почва нуждается в охране. | Знать роль почвы, рельеф России. Восточно—Европейская равнина. Западно—Сибирская равнина. Урал—Каменный пояс. | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
39 |
|
| Как возникали и строились города | 1 |
|
| Комбинированный | Как выбиралось место для строительства города. «Кремлёвские» города. Почему улицы называются по-разному. | Знать причины выбора места поселений. Знать «кремлёвские»города | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
40 |
|
| Россия и её соседи | 1 |
|
| Изучение нового материала | Япония-страна восходящего солнца. Китай-страна природных контрастов. Финляндия-наш се Королевство Данияверный сосед. | Знать соседние страны: Японию, Китай, Финляндию, Данию, их расположение , культуру и т.д. | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
41 | Человек и культура |
| Что такое культура | 1 |
|
| Комбинированный | Человек и культура. Школа, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи) Беседа «Памятники культуры города Уржума, села Петровского» | Уметь называть основных правителей Российского государства (князь, первый и последний императоры), различать год и век, соотносить арабские и римские цифры, различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Российское государство, Российская Федерация) | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
42 |
|
| Как возникла письменность Образование—часть культуры общества | 1 |
|
| Комбинированный | Знакомство с понятиями «грамота», «летопись», «очевидец». Расширение знаний об истории создания летописей и творчестве летописцев. Первые школы на Руси. Азбука братьев Кирилла и Мефодия. Первые печатные книги. Иван Федоров |
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
43 |
|
| Художественное ремесло в Древней Руси. Владимир Мономах и его «Поучение» | 1 |
|
| Комбинированный | Знакомство с особенностями архитектуры Древней Руси, с русской иконописью. Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси Знакомство с деятельностью князя Владимира Мономаха и его «Поучением». Расширение знаний о художественных ремеслах Древней Руси и об истории русского искусства и культуры, о русских мастерах | Уметь: -узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; -составлять связный рассказ на темы раздела; -работать с географической картой | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
44 |
|
| Музыка в Древней Руси | 1 |
|
| Интегрированный | Знакомство с фольклорным творчеством русского народа. Русская народная песня и ее разновидности. духовная музыка |
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
45 |
|
| Скоморохи – первые артисты на Руси | 1 |
|
| Урок фантазирования | Знакомство с народными артистами, театральным творчеством русского народа. Скоморохи, петрушки, |
|
| Учебник, Т № 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| шуты и другие кукольные персонажи. Древнерусский театр |
|
|
|
|
|
|
46 | Искусство России XVIII века |
| Поговорим об архитектуре. О первых историках России | 1 |
|
| Интегрированный | Знакомство с архитектурными сооружениями данного исторического периода, биографическими сведениями и творчеством выдающихся русских архитекторов. Выразительные особенности зодчества и градостроения. Художники XVIII века и их творчество | Уметь: – находить дополнительный материал к теме урока, используя книги, интернет; – участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения | Тематический, фронтальный, индивидуальный опросы | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
47 |
|
| О художниках России XVIII века. Государственный публичный театр | 1 |
|
| Комбинированный | Художники XVIII века и их творчество. Появление первого в России театра | Знать о театральном искусстве XVIII в. | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
48 | Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры |
| Писатели и поэты XIX века. Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин. Проверочная работа | 1 |
|
| Интегрированный | Расширение знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина | Иметь представление о «золотом веке» культуры. Знать имена великих отечественных писателей и поэтов | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
49 |
|
| Знаток русского народного творчества | 1 |
|
| Комбинированный | Творчество отечественных писателей и поэтов: В. И. Даль, В. А. Жуковский, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов |
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
50 |
|
| Стихи о детях и для детей, написанные поэтами XIX века | 1 |
|
| Комбинированный | Творчество отечественных писателей и поэтов: В. А. Жуковский, Н. А. Некрасов, А. Н. Плещеев, А. А. Фет |
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
51 |
|
| «Он чувствовал чужие страдания» | 1 |
|
| Комбинированный | Творчество Н. А. Некрасова |
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
52 |
|
| Антон Павлович Чехов. Лев Николаевич Толстой |
|
|
|
| Творчество отечественных писателей и поэтов: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов |
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
53 | Композиторы XIX века |
| Михаил Иванович Глинка | 1 |
|
| Интегрированный | Знакомство с понятием «опера». Музыка, музыканты и композиторы XIX века. Великие композиторы М. И. Глинка и П. И. Чайковский | Знать имена выдающихся музыкантов и композиторов XIX в. Уметь рассуждать о характере музыкальных произведений | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
|
|
| Петр Ильич Чайковский |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
54 | Художники XIX века |
| Художники XIX века Исаак Ильич Левитан | 1 |
|
| Интегрированный | Знакомство с творчеством художника-пейзажиста И. И. Левитана. История изобразительного искусства XIX–ХХ веков | Знать имена выдающихся художников, архитекторов, их произведения. Уметь оценивать произведения изобразительного искусства, архитектурные памятники | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
55 |
|
| Рассматриваем картины художников ХХ века | 1 |
|
| Интегрированный | Архитектура и изобразительное искусство ХХ века. Архитектурные памятники нашего города |
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
56 |
|
| Читаем и слушаем стихи поэтов ХХ века | 1 |
|
| Интегрированный | Творчество поэтов ХХ века. Современная литература, отечественная поэзия Викторина «По страницам литературных произведений детских поэтов ХХ века» | Иметь представление о поэзии XX в., известных поэтах и их произведениях | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
57 |
| Человек – защитник своего Отечества | Как славяне боролись с половцами | 1 |
|
| Вводный | Человек – воин. Почему люди воюют. Борьба славян с половцами. представление о кочевниках, половцах. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской | Уметь: – раскрывать причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России; – узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; составлять связный рассказ на темы раздела; – работать с географической и исторической картами; – выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради | Текущий. Проверочная работа | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
58 |
|
| Как русские люди победили шведских рыцарей | 1 |
|
| Изучение нового ма-териала |
|
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
59 |
|
| Битва на Чудском озере | 1 |
|
| Изучение нового материала |
|
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
60 |
|
| Как Русь воевала с войском Золотой Орды | 1 |
|
| Изучение нового материала | Борьба русского народа с польскими интервентами, причины завоевательной политики поляков. Заочная экскурсия по маршруту ополчения 1612 года | Знать о героических фактах и примерах отечественной истории, о борьбе русского народа за независимость. Уметь рассказывать о событиях, подвигах, сражениях русского народа в разные исторические периоды. Знать литературные произведения, посвященные борьбе русского народа с иноземными захватчиками | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
61 |
|
| Борьба русского народа с польскими захватчиками | 1 |
|
| Изучение нового материала |
|
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
62 |
|
| Отечественная война 1812 года. Проверочная работа | 1 |
|
| Изучение нового материала | Отечественная война 1812 года, победа русских войск на Бородинском поле. Знакомство с литературными произведениями, посвященными этому событию. М. И. Кутузов. Партизанская война 1812 года |
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
63 |
|
| Трудное решение Михаила Илларионовича Кутузова | 1 |
|
| Изучение нового материала |
|
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
64 |
|
| Партизанская война против Наполеона | 1 |
|
| Изучение нового материала |
|
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
65 |
|
| Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Экскурсия в музей | 1 |
|
| Комбинированный. Экскурсия | Великая Отечественная война, борьба русского народа с фашистскими захватчиками. Главные сражения советской армии с фашистами. Памятники Славы в нашем городе. Ордена и медали Великой Отечественной войны |
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
67 |
|
| Все – для фронта, все для победы! | 1 |
|
| Комбинированный |
|
| Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|
68 |
| Гражданин и государство | Мы живем в Российском государстве. Права граждан. Обязанности граждан | 1 |
|
| Комбинированный | Гражданин и государство. Права и обязанности граждан России. Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны. Декларация прав человека (ознакомление) | Уметь: – называть права и обязанности гражданина России; – составлять связный рассказ на темы раздела; – работать с географической картой. Знать и выполнять права и обязанности граждан | Текущий | Учебник, Т № 2 |
|
|
|