Рабочая программа по окружающему миру.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему

УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/Шопп Л.Д./

                         ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________201___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ Тополинская СОШ

_____________/Тарская О.В./

                            ФИО

«__»____________201___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ Тополинская СОШ

_____________/Тарасова Н.Г./

                           ФИО

Приказ № ___ от «__»____201___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Шопп Ларисы Дмитриевны, высшая категория

по  ознакомлению с окружающим миром, первая ступень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______20___ г.

                                                                  2011 - 2012  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса МОУ Тополинская средняя общеобразовательная школа разработана и составлена на основе  примерной программы «Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига, 2006 Н. Г. Агаркова                                                                  

«Окружающий мир», утвержденной МО РФ (М., 2004) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (М., 2004). Рабочая программа адаптирована к материально-технической базе школы, к УМК и контингенту учащихся.

   Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это, прежде всего:

  1. сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
  2. последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
  3. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
  4. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  5. охрана и укрепление психического и физического здоровья детей

                             Содержание учебного материала

                                     Окружающий мир

                                                1класс

                                          66 часов за год

В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природой России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.

Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.

           Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиена, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.).

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Неотъемлемой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике.

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Программа учитывает специфику сельских начальных школ, где имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире  8 ч.

Живая природа 10 ч

Природа и ее сезонные изменения 38 ч

           Наша родина – Россия 10 ч

           

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать / понимать:

  1. название своего поселка, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
  1. названия: своего государства, его столицы, главной площади столицы, главной достопримечательности столицы, исторической достопримечательности Кремля;
  1. государственную символику России;
  1. первый куплет и припев гимна России;
  1. виды городского транспорта;
  1. правила поведения в городе во время экскурсии;
  1. что такое природа, природа живая и неживая;
  1. названия органов чувств и их функции;
  1. названия органов растений;
  1. основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
  1. названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных;
  1. название каждого времени года и их последовательность;
  1. основные признаки времен года;
  1. правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

Уметь:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
  2. проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
  3. различать объекты природы и изделия человека;
  4. различать объекты живой и неживой природы;
  5. различать части растений, отображать их в рисунке;
  6. приводить примеры домашних и диких животных;

  1. приводить примеры животных разных групп, раскрывать особенности их внешнего вида;
  2. приводит примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
  3. приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
  4. приводить примеры съедобных грибов своего края;
  5. приводить примеры ядовитых ягод своего края;
  6. ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
  7. называть столицу России, главную площадь столицы, историческую достопримечательность Кремля.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
  2. установления связи между сезонными изменениями в неживой природе и живой природе;
  3. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
  4. написания на конверте своего адреса;
  5. выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране.

 

Класс

Учебная программа (автор, наименование, год издания, издательство)

УМК

Название

Автор

1

программа «Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига, 2006 Н. Г. Агаркова                                                                  

«Окружающий мир», утвержденной МО РФ (М., 2004) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (М., 2004).

Окружающий мир. 1 класс: учебник. – М.: Академкнига / Учебник, 2006;

- Трафимова, Г. В., Трафимов, С. А., Федотова, О. Н.

Наш мир в вопросах и заданиях. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига / Учебник, 2006;

- Трафимова, Г. В., Трафимов, С. А., Федотова, О. Н

Давай знакомиться, мир. 1 класс: учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига / Учебник, 2006;

Наш мир. 1 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига / Учебник, 2006;

Трафимова, Г. В., Трафимов, С. А., Федотова, О. Н.

 Трафимова, Г. В., Трафимов, С. А., Федотова, О. Н.

     

                         

                    Календарно-тематическое планирование уроков по

Ознакомлению с окружающим миром.

№п/п

урока

к/р

Тема урока.

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

1

1

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире

8

Практическая работа

«Как человек познает природу»

1.1

Экскурсия по школе.

1

Учебно- познавательная

2

1.2

Где живет семья Ивановых

1

Практическая работа

«Изучаю окружающий мир с помощью органов чувств»

3

1.3

Мы познаем мир

1

Учебно- познавательная

4

1.4

Мы познаем мир

1

Самостотель-ная работа

5

1.5

Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств

1

Учебно- познавательная

6

1.6

Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств

1

Учебно- познавательная

7

1.7

Что нас окружает

1

беседа

8

1.8

Школьная библиотека

1

экскурсия

2

Живая природа

10

9

2.1

Животные – часть природы

1

Учебно- познавательная

10

2.2

Дикие и домашние животные

1

тест

11

2.3

Дикие и домашние животные

1

Учебно- познавательная

12

2.4

Насекомые – часть природы

1

Учебно- познавательная

13

2.5

Насекомые – часть природы

1

тест

14

2.6

Растения – часть живой природы

1

Учебно- познавательная

15

2.7

Растения – часть живой природы

1

викторина

16

2.8

Что общего у трав, кустарников и деревьев

1

Учебно- познавательная

17

2.9

Как растения расселяются на новые места

1

Учебно- познавательная

18

2.10

Как растения расселяются на новые места

1

Тест

3

Природа и ее сезонные изменения

38

19

3.1

Природа и ее сезонные изменения

1

Практическая работа «Признаки овощей и фруктов»

20

3.2

Жизнь растений осенью

1

Учебно- познавательная

21

3.3

Жизнь растений осенью

1

кроссворд

22

3.4

Труд людей осенью

1

беседа

23

3.5

Как  животные готовятся к зиме

1

Учебно- познавательная

24

3.6

Как  животные готовятся к зиме

1

Самост. работа

25

3.7

Пришла зима

1

наблюдение

26

3.8

Пришла зима

1

Учебно- познавательная

27

3.9

Снежные загадки

1

викторина

28

3.10

Жизнь лесных зверей зимой

1

Урок новой темы

29

3.11

Жизнь лесных зверей зимой

1

закрепление

30

3.12

Как помочь птицам зимой

1

Урок новых знаний

31

3.13

Как помочь птицам зимой

1

Практическая

работа

32

3.14

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

1

Учебно- познавательная

33

3.15

Как зимуют травы, кустарники и деревья

1

Учебно- познавательная

34

3.16

Учимся различать деревья и кустарники зимой

1

Урок новой

темы

35

3.17

Учимся различать деревья и кустарники зимой

1

закрепление

36

3.18

Труд людей зимой

1

беседа

37

3.19

Пришла весна

1

наблюдение

38

3.20

Пришла весна

1

закрепление

39

3.21

Какие растения весной цвести торопятся

1

Изучение нового

40

3.22

Какие растения весной цвести торопятся

1

закрепление

41

3.23

Как животные весну встречают

1

Изучение нового

42

3.24

Как животные весну встречают

1

Закрепление

изученного

43

3.25

Про больших и маленьких

1

Учебно- познавательная

44

3.26

Лето пришло

1

наблюдение

45

3.27

Лето пришло

1

закрепление

46

3.28

В лес по ягоды пойдем

1

Восприятие нового материала

47

3.29

В лес по ягоды пойдем

1

экскурсия

48

3.30

С лукошком за грибами

1

Учебно- познавательная

49

3.31

С лукошком за грибами

1

викторина

50

3.32

Зеленая аптека

1

Изучение нового

51

3.33

Зеленая аптека

1

викторина

52

3.34

Природа и мы

1

наблюдение

53

3.35

Природа и мы

1

кроссворд

54

3.36

Природа и мы

1

экскурсия

55

3.37

Красная книга

1

Учебно- познавательная

56

3.38

Красная книга

1

Практическая работа

4

Наша родина – Россия

10

57

4.1

Родной край

1

Учебно- познавательная

58

4.2

Наша родина – Россия

1

Учебно- познавательная

59

4.3

Государственная символика

1

Презентация

беседа

60

4.4

Государственная символика

1

Учебно- познавательная

61

4.5

Москва – столица нашего государства

1

Новая тема

презентация

62

4.6

Москва – столица нашего государства

1

Виртуальная

экскурсия

63

4.7

Москва – столица нашего государства

1

закрепление

64

4.8

Экскурсия в село

1

 Учебно- познавательная экскурсия

65

4.9

Экскурсия в село

   1

Экскурсия

66

4.10

Обобщение «Мы и окружающий мир»

1

экскурсия

Итого:

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...