Из чего состоят предметы
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Игнатьева Светлана Анатольевна

Тема «Из чего состоят все предметы»                                                       

Методическая справка. На этом уроке ребята знакомятся с новым термином «вещество» и с тем, что любое вещество встречается в природе в трех состояниях, а это новое правило или закономерность (алгоритм). Поскольку детям не­возможно продемонстрировать, как любое вещество переходит из одно­го состояния в другое, ограничиваются одним-двумя примерами. Про­блему,  чтобы она была более острой,  организовываю как столкновение нескольких мнений. В представленном уроке ис­пользуется для постановки второй проблемы подводящий диалог.        

Цели урока:                                                                                                                                                                                                                                                             l-я линия развития - знакомство с целостной картиной мира.                                                                                                                                         1) Научить правильно употреблять понятие «вещество», разли­чать предмет и вещество, из которого он состоит.                     2) Научить различать твердые тела, жидкости и газы.                                                                                                                                     3) Научить превращать вещество из одного состояния в другое.                                                                                                                                 2-я линия развития - 'формирование оценочного отношения к миру.                                                                                                                           4) Научить оценивать свое поведение с точки зрения безопас­ного использования различных веществ.                   Минимум: к концу второго класса учащиеся должны иметь элементарные представления о трех состояниях веществ. Минимакс: к концу урока ученики должны понимать смысл терминов: вещество, твердое тело, жидкость, газ.                                              Максимум: дети имеют возможность познакомиться с названи­ями разных веществ.                                                               Оборудование: наборы предметов (линейка (дерев.), ложка, расческа, молоко; пенал (дерев.), ножницы, ручка (пластмассо­вая, непрозрачная), кефир; мяч (пластмассовый), кнопка, ка­рандаш, творог). Плакат «Из чего состоят все предметы?» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса», кусочки мела, вода в стакане, воздушный шарик                                             Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Актуализация знаний и постановка проблемы

- Назовите предметы одним словом:                                                                                                         1) стол, табуретка, шкаф, комод;                                                                                                             2) стакан, банка, графин, тарелка;                                                                                                              3) ложки, чайник, нож, кастрюля.                                                                                                             - Что объединяет эти три групп предметов? - Из чего человек делает вещи?                                       - Подумайте, из каких материалов сделаны предметы каждой группы?

Подберите нужное слово: деревянные, металлические, стеклянные.                                                            - Откуда же человек взял материалы для изготовления пере численных вещей?                                     - Какой вывод мы можем сделать на основании наших наблюдений?

- Как вы думаете, можно ли это наблюдение применить к предметам природы и выделить такие группы?                                                                                                                                              - Назовите несколько вам известных природных материалов.                                                            - А если обратиться к живой природе? Распространяется ли наше наблюдение на нее?                    - Можно ли то, из чего состоят предметы, отнести к понятиям?                                                             - Значит, все, из чего состоят вещи и природа, можно назвать одним словом?                                      - Назовите. Знакомы ли мы с таким словом?                                                                                        - Что нужно сделать?       - Какие вопросы у вас возникают?

При необходимости проводится обсуждение вопросов для актуализации знаний.

 

- Мебель.                                                 - Емкости (для жидкости).                                                  - Посуда.                                                              - Это предметы, которые еде ланы человеком, или вещи. - Из разных материалов.                                                         - Предметы первой группы деревянные, второй - стеклянные третьей - металлические.

- Это природные материалы.                             - Все вещи из чего-то сделаны.

Вещей много, а то, из чего они сделаны, объединяет их в группы.                         - Конечно, можно.                                          - Камень (горы), вода (реки и озера). - Да, все живое тоже из чего ­то состоит. - Да, это можно назвать понятием.     - Да.  - Нет, мы не знаем такого слова.                                                   - Нужно придумать название.              ТЕМА. Из чего состоят все вещи. Из чего состоят живые существа и неживая природа. Как называется то, из чего состоят все предметы.

2.   Совместное «открытие» знаний    (работа в группах)

Придумайте свое название. - В науке есть название этому поня­тию. Это - вещества.                         - Как вы думаете, что мы будем иссле­довать на нашем уроке?                                                                 - Что мы должны узнать о ве­ществах? Какие вопросы у вас возни­кают?                                             - Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать.

Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных пособий для 2 класса.                                                               

- Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу.

- Проведем исследование в группах.  Вам необходимо рассмотреть предметы и сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе, из которого состоит предмет.                                                                                                                         Задание: Проведи наблюдение за предме­том:                                                                                             1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет?                                                                        2. Какого оно цвета?                                                                                                                                   3. Опиши его поверхность.                                                                                                                          4. Имеет ли это вещество запах?                                                                                                                    5. Положи предмет в воду и выясни, он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет.                                                                                                                                                                  6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздем?                                                                 7. Притягивается ли магнитом? Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого состоит исследуемый пред­мет со свойствами известных тебе веществ.  Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет?

 

Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того же вещества.                                               а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества.                                                       б) Мяч, расческа, ручка состоят из одного и того же вещества.                                                               в) Молоко, кефир, творог.                                                                                                                                   г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества.

- Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить?

- Да, есть металл, древесина, пластмасса.

- Продолжаем наше исследование.  Почему предметы собраны в одну группу?                               1) Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка.                                                                                                 2) Молоко, чай, чернила, сок, вода.                                                                                                                     3) Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника.                                                                              - Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества?                                                                                                                                                                      - Что же их объединяет в этом случае?                                                                                                     - Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблю­дения за веществами?                                                                                                                                                         - Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твердых и газообразных веществ по плану.                                                              1. Имеет ли вещество постоянную форму?                                                                                          2. Какое оно на ощупь?                                                                                                                     (Группам предлагаю  взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик)

- Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают?                                         - Хорошо, продолжаем наблюдение. Попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение.                                                                                                                                                    - Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее.  Вода, лед, снег, пар из чайника.                                                                                      

 

 

- Разбейте эти предметы на группы (Т - твердые, Ж - жидкие, Г - газо­образные).                         - Как сформулировать наше наблю­дение.

- Первые бывают твердыми, вторые - жидкими, третьи ­газы (газообразными).

Все жидкости, твердые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.

 

- Почему же вода стала твердой или газообразной?                                                                                       - Какой можно сделать вывод?

Основные выводы:                                                                                                                                         1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ.                                                                                    2. Каждое вещество может быть и твердым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.                                                                                           3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.                                - На все ли поставленные вопросы мы ответили?                                                                         - Как называются разные вещества?  Чем они друг от друга отличаются?

Дети предлагают варианты.

- Мы думаем, что будем гово­рить о веществах и наблюдать за ними.

- Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?

1-2 ученика работают у доски, остальные помогают.

*Группы готовят все необ­ходимое для исследования. Каждой из них выдается набор предметов, от 3 до 5, в зависи­мости от скорости работы группы.

Например: l-я группа получает предметы: линейку (дерев.), ложку, расческу, молоко.                                                 2-я группа получает предметы: пенал (дерев), ножницы, ручку (пластмассовую непрозрачную), кефир.                                                                            3 -я группа получает предметы: мяч (пластмассовый), кнопку, карандаш, творог.                                                        Дети наблюдают, используя план исследования. Далее обме­ниваются результатами.

- Это вещество называется древесина.                                                              - Это вещество называется пластмасса.                                                                  - Состоят из молока.                                            - Они состоят из металла.

- Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?

– Нет, все они состоят из разных веществ.                                                 Твердые вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке. Они могут плавать или тонуть в воде.                                      Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их трудно удержать в руке - они вытекают через любое отверстие. На ощупь  они мокрые.                  Газообразные вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей, зани­мают не часть сосуда или комнаты, а стремятся равно­мерно распределиться внутри. Они очень легкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя.                                         - Возможно, все вещества, окружающие нас, бывают либо твердыми, либо жидкими, либо газообразными.                                                     - Все это состоит из воды. - Т- лед, снег; Ж - вода; Г­па р из чайника.

1. Возможно, каждое вещество  Может быть и твердым, и жид­ким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состоянии в природе.                                                    

- Когда тепло - вода жидкая, зимой холодно - вода твердая, плита очень горячая - вода превратилась в пар.                       2. Возможно, при охлаждении и нагревании вещества перехо­дят из одного состояния в другое.

- На все вопросы получены ответы.            

 

3. Самостоятельное применение знаний

Откройте учебники   с. 14-15 и рабочие тетради. Выберите задание по желанию. Обсудите ответы в группах.                                                                                                                               Игра «Назови, из чего состоит пред­мет». К доске вызывается ведущий, который называет предметы, а дети называют вещества, из которых он состоит.

После обсуждения каждая группа представляет свой ответ.

 

4. Итог работы

 - Что нового узнали? Дети отвечают на вопросы.                                                                                  - Как узнали, что помогло?                                                                                                                                     - Где пригодятся знания?                                                                                                                                           - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Как работал ты?

Дети отвечают на вопросы

                                     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из чего состоят предметы?"

Презентация к уроку окр. мира во 1 классе. УМК "Школа 2100..."...

Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.

Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....

Урок по окружающему миру "Из чего состоят все предметы?"

Все окружающие нас объекты называются телами. Они состоят из различных  веществ, вещества – из молекул, а молекулы – из атомов. Мы узнаем о том, что это такое и какими бывают тела, ве...

Из чего состоят все предметы

Ознакомление с понятием «вещество», развитие умения различать предмет и вещество, из которого он состоит;Способствовать развитию умения различать твердые тела, жидкости и газы;Учить превра...