Урок по окружающему миру "Из чего состоят все предметы?"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Все окружающие нас объекты называются телами. Они состоят из различных веществ, вещества – из молекул, а молекулы – из атомов. Мы узнаем о том, что это такое и какими бывают тела, вещества и частицы. Сколько разных тел можно изготовить из одного и того же вещества, почему жидкости и газы легко принимают форму сосудов, в которых находятся, как распространяются запахи – ответы на эти и многие другие вопросы мы сможем получить на этом уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_guseva_ya.v.doc | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС
Тема: Из чего состоят все предметы?
Цели:
– научить правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит;
– научить различать твёрдые тела, жидкости и газы;
– научить превращать вещество из одного состояния в другое.
Оборудование: наборы предметов (линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко; пенал деревянный, ножницы, ручка пластмассовая непрозрачная, кефир; мяч пластмассовый, кнопка, карандаш, творог. Плакат «Из чего состоят все предметы?» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», кусочки мела, вода в стакане, воздушный шарик.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД
|
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. |
– Назовите предметы одним словом: 1) Стол, табуретка, шкаф, комод. (Это мебель.) 2) Стакан, банка, графин, тарелка. (Ёмкости для жидкости.) 3) Ложки, чайник, нож, кастрюля. (Это посуда.) – Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны человеком, или вещи.) – Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов.) – Подумайте, из каких материалов сделаны предметы каждой группы? Подберите нужное слово: деревянные, металлические, стеклянные. (Предметы первой группы – деревянные, второй – стеклянные, третьей – металлические.) – Откуда же человек взял материалы для изготовления перечисленных вещей? (Это природные материалы.) – Какой вывод мы можем сделать на основании наших наблюдений? (Все вещи из чего-то сделаны. Вещей много, а то, из чего они сделаны, объединяет их в группы.) – Как вы думаете, можно ли это наблюдение применить к предметам природы и выделить такие группы? – Назовите несколько вам известных природных материалов. (Из камня – горы, реки и озёра – из воды…) – А если обратиться к живой природе? Распространяется ли наше наблюдение на живую природу? (Да, всё живое тоже из чего-то состоит.) – Можно ли то, из чего состоят предметы, отнести к понятиям? (Да, это можно назвать понятием.) – Значит, всё, из чего состоят вещи и природа, можно назвать одним словом? – Назовите. Знакомы ли мы с таким словом? ( Нет. Мы не знаем такого слова.) – Что нужно сделать? (Нужно придумать название.) – Какие вопросы у вас возникают? Попробуем составить план урока. План (примерный). 1. Из чего состоят все вещи? 2. Из чего состоят живые существа и неживая природа? 3. Как называется то, из чего состоят все предметы? – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре и в группах. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. |
– Придумайте своё название. Дети предлагают названия. – В науке есть название этому понятию. Это – вещества. – Как вы думаете, что мы будем исследовать на нашем уроке? (Мы думаем, что будем говорить о веществах и наблюдать за ними.) – Что мы должны узнать о веществах? Какие вопросы у вас возникают? (Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?) – Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать. Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных пособий для 2-го класса. – Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу. – Проведём исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть предметы и сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе, из которого состоит предмет. Задание: Проведи наблюдение за предметом: 1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет? 2. Какого оно цвета? 3. Опиши его поверхность. 4. Имеет ли это вещество запах? 5. Положи предмет в воду и выясни: он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет? 6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздём? 7. Притягивается ли магнитом? Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого состоит исследуемый предмет, со свойствами известных тебе веществ. Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет? Группы готовят всё необходимое для исследования. Каждой из них выдаётся набор предметов от 3 до 5, в зависимости от скорости работы группы. Например: 1-я группа получает предметы: линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко. 2-я группа получает предметы: пенал деревянный, ножницы, ручка пластмассовая непрозрачная, кефир. 3-я группа получает предметы: мяч пластмассовый, кнопка, карандаш, творог. Дети наблюдают, используя план исследования. Далее обмениваются результатами. * Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того же вещества. а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества. б) Мяч, расчёска, ручка состоят из одного и того же вещества. в) Молоко, кефир, творог. г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества. – Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить? (Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?) – Да, есть металл, древесина, пластмасса. – Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу? Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка. Молоко, чай, чернила, сок, вода. Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника. – Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? (Нет, все они состоят из разных веществ.) – Что же их объединяет в этом случае? (Первые бывают твёрдыми, вторые – жидкими, третьи – газообразными.) – Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблюдения за веществами? (Все жидкости, твёрдые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.) – Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твёрдых и газообразных веществ по плану.
Группам предлагается взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик. Твёрдые вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке. Они могут плавать или тонуть в воде. Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их трудно удержать в руке – они вытекают через любое отверстие. На ощупь они мокрые. Газообразные вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей, занимают не часть сосуда или комнаты, а стремятся равномерно распределиться внутри. Они очень лёгкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя. – Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? (Возможно, все вещества, окружающие нас, бывают либо твёрдыми, либо жидкими, либо газообразными.) – Хорошо, продолжаем наблюдение, попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение. – Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее. Вода, лёд, снег, пар из чайника. (Все они состоят из воды.) – Разбейте эти предметы на группы (Т – твёрдые, Ж – жидкие, Г – газообразные). (Т – лёд, снег, Ж – вода, Г – пар из чайника.) – Как сформулировать наше наблюдение? (Возможно, каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.) – Почему же вода стала твёрдой или газообразной? (Когда тепло – вода жидкая, зимой холодно – вода твёрдая, плита очень горячая – вода превратилась в пар.) – Какой можно сделать вывод? (Возможно, при охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.) Основные выводы: 1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ. 2. Каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе. 3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое. – На все ли поставленные вопросы мы ответили? – Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются? – Что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали? | Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям; выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | – Откройте учебники на с. 14–15 и рабочие тетради. Выберите задание по желанию. Обсудите ответы в группах. После обсуждения каждая группа представляет свой ответ. Игра «Назови, из чего состоит предмет». К доске вызывается ведущий, который называет предметы, а дети называют вещества. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? |
|
ΙV. Домашнее задание. | Детям предлагается доделать задания из рабочей тетради (по желанию). | |
V. Итог урока. | – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? |
Деятельность учеников:
- наблюдение за веществами и предметами;
- на основе наблюдений делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Испокон века книга растит человека": Библиотечный урок на тему: "Из чего состоит книга, структура книги" для учащихся 2-3 классов
Цель библиотечного урока познакомить учащихся со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную на уроке информацию. Урок построен в форме беседы с эле...
План-конспект урока на тему "Из чего состоят все предметы"
конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока по теме "Из чего состоит город"
Конспект урока по теме "Из чего состоит город"...
Разработка урока по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива Тема: " Из чего состоит всё"
Тема урока: «Из чего состоит всё» Цели: закрепить понятие «тела»; познакомить с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел. Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с тремя состояниями тел...
Урок окружающего мира "Из чего состоит все"
Окружающий Мир, А. Плешаков...
Урок по окружающему миру 3 класс "Из чего состоит всё"
Технологическая карта урока по окружающему миру «Из чего состоит всё»....
Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.
Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....