Урок по окружающему миру "Из чего состоят все предметы?"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Все окружающие нас объекты называются телами. Они состоят из различных веществ, вещества – из молекул, а молекулы – из атомов. Мы узнаем о том, что это такое и какими бывают тела, вещества и частицы. Сколько разных тел можно изготовить из одного и того же вещества, почему жидкости и газы легко принимают форму сосудов, в которых находятся, как распространяются запахи – ответы на эти и многие другие вопросы мы сможем получить на этом уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС
Тема: Из чего состоят все предметы?
Цели:
– научить правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит;
– научить различать твёрдые тела, жидкости и газы;
– научить превращать вещество из одного состояния в другое.
Оборудование: наборы предметов (линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко; пенал деревянный, ножницы, ручка пластмассовая непрозрачная, кефир; мяч пластмассовый, кнопка, карандаш, творог. Плакат «Из чего состоят все предметы?» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», кусочки мела, вода в стакане, воздушный шарик.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД
|
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. |
– Назовите предметы одним словом: 1) Стол, табуретка, шкаф, комод. (Это мебель.) 2) Стакан, банка, графин, тарелка. (Ёмкости для жидкости.) 3) Ложки, чайник, нож, кастрюля. (Это посуда.) – Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны человеком, или вещи.) – Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов.) – Подумайте, из каких материалов сделаны предметы каждой группы? Подберите нужное слово: деревянные, металлические, стеклянные. (Предметы первой группы – деревянные, второй – стеклянные, третьей – металлические.) – Откуда же человек взял материалы для изготовления перечисленных вещей? (Это природные материалы.) – Какой вывод мы можем сделать на основании наших наблюдений? (Все вещи из чего-то сделаны. Вещей много, а то, из чего они сделаны, объединяет их в группы.) – Как вы думаете, можно ли это наблюдение применить к предметам природы и выделить такие группы? – Назовите несколько вам известных природных материалов. (Из камня – горы, реки и озёра – из воды…) – А если обратиться к живой природе? Распространяется ли наше наблюдение на живую природу? (Да, всё живое тоже из чего-то состоит.) – Можно ли то, из чего состоят предметы, отнести к понятиям? (Да, это можно назвать понятием.) – Значит, всё, из чего состоят вещи и природа, можно назвать одним словом? – Назовите. Знакомы ли мы с таким словом? ( Нет. Мы не знаем такого слова.) – Что нужно сделать? (Нужно придумать название.) – Какие вопросы у вас возникают? Попробуем составить план урока. План (примерный). 1. Из чего состоят все вещи? 2. Из чего состоят живые существа и неживая природа? 3. Как называется то, из чего состоят все предметы? – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре и в группах. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. |
– Придумайте своё название. Дети предлагают названия. – В науке есть название этому понятию. Это – вещества. – Как вы думаете, что мы будем исследовать на нашем уроке? (Мы думаем, что будем говорить о веществах и наблюдать за ними.) – Что мы должны узнать о веществах? Какие вопросы у вас возникают? (Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?) – Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать. Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных пособий для 2-го класса. – Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу. – Проведём исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть предметы и сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе, из которого состоит предмет. Задание: Проведи наблюдение за предметом: 1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет? 2. Какого оно цвета? 3. Опиши его поверхность. 4. Имеет ли это вещество запах? 5. Положи предмет в воду и выясни: он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет? 6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздём? 7. Притягивается ли магнитом? Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого состоит исследуемый предмет, со свойствами известных тебе веществ. Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет? Группы готовят всё необходимое для исследования. Каждой из них выдаётся набор предметов от 3 до 5, в зависимости от скорости работы группы. Например: 1-я группа получает предметы: линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко. 2-я группа получает предметы: пенал деревянный, ножницы, ручка пластмассовая непрозрачная, кефир. 3-я группа получает предметы: мяч пластмассовый, кнопка, карандаш, творог. Дети наблюдают, используя план исследования. Далее обмениваются результатами. * Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того же вещества. а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества. б) Мяч, расчёска, ручка состоят из одного и того же вещества. в) Молоко, кефир, творог. г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества. – Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить? (Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?) – Да, есть металл, древесина, пластмасса. – Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу? Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка. Молоко, чай, чернила, сок, вода. Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника. – Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? (Нет, все они состоят из разных веществ.) – Что же их объединяет в этом случае? (Первые бывают твёрдыми, вторые – жидкими, третьи – газообразными.) – Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблюдения за веществами? (Все жидкости, твёрдые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.) – Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твёрдых и газообразных веществ по плану.
Группам предлагается взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик. Твёрдые вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке. Они могут плавать или тонуть в воде. Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их трудно удержать в руке – они вытекают через любое отверстие. На ощупь они мокрые. Газообразные вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей, занимают не часть сосуда или комнаты, а стремятся равномерно распределиться внутри. Они очень лёгкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя. – Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? (Возможно, все вещества, окружающие нас, бывают либо твёрдыми, либо жидкими, либо газообразными.) – Хорошо, продолжаем наблюдение, попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение. – Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее. Вода, лёд, снег, пар из чайника. (Все они состоят из воды.) – Разбейте эти предметы на группы (Т – твёрдые, Ж – жидкие, Г – газообразные). (Т – лёд, снег, Ж – вода, Г – пар из чайника.) – Как сформулировать наше наблюдение? (Возможно, каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.) – Почему же вода стала твёрдой или газообразной? (Когда тепло – вода жидкая, зимой холодно – вода твёрдая, плита очень горячая – вода превратилась в пар.) – Какой можно сделать вывод? (Возможно, при охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.) Основные выводы: 1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ. 2. Каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе. 3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое. – На все ли поставленные вопросы мы ответили? – Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются? – Что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали? | Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям; выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | – Откройте учебники на с. 14–15 и рабочие тетради. Выберите задание по желанию. Обсудите ответы в группах. После обсуждения каждая группа представляет свой ответ. Игра «Назови, из чего состоит предмет». К доске вызывается ведущий, который называет предметы, а дети называют вещества. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? |
|
ΙV. Домашнее задание. | Детям предлагается доделать задания из рабочей тетради (по желанию). | |
V. Итог урока. | – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? |
Деятельность учеников:
- наблюдение за веществами и предметами;
- на основе наблюдений делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Испокон века книга растит человека": Библиотечный урок на тему: "Из чего состоит книга, структура книги" для учащихся 2-3 классов
Цель библиотечного урока познакомить учащихся со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную на уроке информацию. Урок построен в форме беседы с эле...
Конспект урока по теме "Из чего состоит город"
Конспект урока по теме "Из чего состоит город"...
Разработка урока по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива Тема: " Из чего состоит всё"
Тема урока: «Из чего состоит всё» Цели: закрепить понятие «тела»; познакомить с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел. Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с тремя состояниями тел...

Урок по окружающему миру 3 класс "Из чего состоит всё"
Технологическая карта урока по окружающему миру «Из чего состоит всё»....

Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.
Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....