Рабочая программа по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Кукуева Лариса Ивановна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_kl.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА  

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы О. Т. Поглазовой по предмету окружающий мир (УМК «Гармония») из расчета 2 часа в неделю. Данный курс является интегративным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы, обеспечивающим обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».

Цели и задачи данного курса:

  1. продолжение разностороннего развития личности ребенка
  2. последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира, ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания
  3. воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе, формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в приводе, в быту, в обществе.

Содержание курса интегрирует естественно - научные, гуманитарные и утилитарные знания о природе, человеке и обществе.

С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего  мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование) и специфические методы познания (наблюдение, эксперимент). Используются различные виды организации учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, с таблицами и схемами, лабораторным оборудованием и с различными моделями.

Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса являются учебники – тетради: Окружающий мир, автор О.Т. Поглазова, 2 класс, 1, 2 части, издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск 2006 год и методические рекомендации к учебнику-тетради: Окружающий мир, автор О.Т. Поглазова, 2 класс, 1, 2 части, издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск 2005 год

Региональный компонент реализуется путем включения в содержание уроков сведений о природе и истории Донского края на основании рекомендаций методистов начального образования РО ИПК и ПРО. Также включен материал из программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса.

II. ОСНОВНЫЕ  БЛОКИ  ИЗУЧАЕМОГО  МАТЕРИАЛА

Красота и разнообразие неживой природы (24 ч)

Отличительные признаки живого (все живое растет, раз вивается, размножается, дышит, питается, умирает). Прояв ление признаков живого у растений, грибов. Растения, гри бы, животные — живые организмы.

Основные объекты неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе (Солнце, облака, Луна, звезды и созвез дия). Красота неба. Цвет неба утром, днем, вечером и ночью.

Солнце — звезда, ближайшая к планете Земля. Значение Солнца для растений, животных и человека (источник света и тепла). Солнце и здоровье. Как беречься от жаркого солн ца. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведе ниях народного творчества.

Разнообразие форм и цвета облаков. Что несут с собой облака (дождь, снег, град, грозы). Кислотные дожди. Виды облаков (перистые, кучевые, слоистые, тучи). Из чего состо ят облака (из капелек воды или кристалликов льда).

Красота ночного неба. Луна — самый крупный и яркий объект на ночном небе. Отчего светится Луна (отражает свет невидимого ночью Солнца). Разнообразие вида Луны (фазы Луны). Звезды и созвездия (группы звезд). Красота и разно образие созвездий.

Виды форм земной поверхности: равнины, холмы, горы, овраги. Разнообразие форм и высоты гор. Части холма, горы (вершина, склон, подошва). Как образуются овраги. Борьба с оврагами. Красота природного пейзажа (изображение земной поверхности на полотнах художников; красота земли в про изведениях поэтов). Что портит красоту земли (карьеры и от валы, свалки из промышленных и бытовых отходов). Возмож ность нахождения на свалках ядовитых веществ. Бережное отношение к земле.

Значение воды для человека, растений, животных. Ис точники питьевой воды (реки, колодцы, родники). Много ли на Земле питьевой воды (соленость воды океанов и морей). Виды природных водоемов: океаны, моря, озера, реки, болота. Куда текут и впадают реки (в другие реки, в озера, в моря). Части реки: исток, притоки, устье. Зачем нужны болота (кладовые запасов пресной воды). Искусственные водоемы (водохранилища, пруды, каналы). Красота водо падов, гейзеров, фонтанов. Проблема загрязнения рек промышленными и сельскохозяйственными отходами. Береж ное отношение к воде. Безопасное поведение на берегах водоемов.

Наблюдения, практические и творческие работы: изготов ление моделей облаков; домашнее наблюдение звездного неба; изготовление аппликации «Ночное небо»; изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа; изготовление аппликаций «На море», «Болотное царство».

Экскурсия на природу (к берегу реки, пруда, к холму).

Человек — часть живой природы (6 ч)

Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных — способность изобретать, творить новое.

Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Эмоции человека: радость, грусть, гнев, удивление. Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность). Пра вила вежливости. Может ли считаться красивым человек, обижающий животных, портящий красоту природы.

Здоровье — тоже красота. Как сохранять и укреплять свое здоровье. Режим дня. Чем природа может помочь человеку со хранить здоровье. Значение физической культуры. Спорт и здоровье. Античные скульптуры — памятники красоте чело веческого тела.

В человеке все должно быть прекрасно (внешность, мыс ли, чувства, поступки). Твои отличительные признаки (рост, вес, внешний вид, черты характера, умения, увлечения). Что надо делать, чтобы стать красивее.

Ты член семьи и общества (12 ч)

Семья, в которой ты живешь: состав семьи, сколько по колений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие род ственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанно стей в семье. Твои обязанности в семье.

Твой родной край, родные места твоей семьи. Что такое Ро дина. Твоя Родина — Россия, одно из крупнейших государств мира. Просторы и природные богатства России. Россия — многонациональное государство. Народы, населяющие Россию. Флаг и герб России. Конституция — основной закон страны. Обязан ности и права гражданина России. Государственные праздники.

Москва — столица России, ее административный, про мышленный и культурный центр. Самые большие города Рос сии. Города-герои России. Главное богатство Родины — ее народ, ее люди-творцы.

Человек — творец (13 ч)

Творческие способности человека и возможность их развития. Талант и трудолюбие. Красота человека-творца, мас тера своего дела. Кем ты мечтаешь быть.

Человек — строитель своего дома, поселка, города. Что такое деревня, село, город. Что производят жители городс кой и сельской местности. Как и из чего строили в старину. Современные жилища. Город (поселок), в котором ты живешь. Почему так назван твой город (поселок). Красота площадей, улиц, парков и скверов города. Культурные центры города: театры, музеи, библиотеки, стадионы. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Достопри мечательности твоего города (самые красивые и самые зна-менитые здания). Что портит красоту твоего города. Как сде лать город краше. Важность озеленения городов.

Человек — изобретатель транспортных средств. Что че ловек подсмотрел у природы, изобретая различные транспор тные средства. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные. Виды пассажирского и специального транспорта. Проблема загрязнения окружающей среды транс портом. Каким должен быть транспорт будущего.

Разнообразие предметов быта людей в прошлом и сейчас. История письменности и книги. Бережное отношение к книге — источнику знаний. Как и с помощью чего считали раньше. Современные счетные устройства. Почта, телефон, радио, телевизор — средства связи. Правила безопасного пользова ния осветительными и другими бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность.

Виды художественного творчества человека: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные и исторические музеи — хранители старинных и современ ных произведений искусства и предметов быта.

Разнообразие профессий людей. Для чего создали робо тов. Основные занятия людей в городской и сельской мест ности. Профессии, связанные с природой. Влияние человеческой деятельности на природу. Чем занимаются экологи.

Наблюдения, практические и творческие работы: состав ление родословной; составление карточки-определителя «Ка кой я»; придумывание и показ сюжетных сценок «Волшебные слова»; выяснение местонахождения ближайших к дому объектов городского хозяйства: почты, магазинов, поликли ники, аптеки, библиотеки; освоение на столе правил обхода автобуса, троллейбуса, трамвая; выявление источников заг рязнения своего двора, своей улицы; составление проекта украшения двора или улицы зелеными насаждениями.

Экскурсии: к достопримечательностям города.

Красота и симметрия в окружающем мире (10 ч)

Многообразие форм объектов окружающего мира. Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Разнообразие видов симметрии. Зеркально-симметричное расположение предметов. Где важна и нужна симметрия. При меры симметрии строения растений, тела животных и чело века. Использование симметрии в творениях людей.

Наблюдения, практические и творческие работы: проверка симметричности плоских фигур; вырезание из бумаги симмет ричных фигур и салфеток; составление бордюров и орнамен тов; выявление симметричных узоров на предметах домашне го обихода, в городских сооружениях, в парковых ансамблях.

Экскурсии: по городу, в парк.

Основы безопасности жизнедеятельности (распределяется в течение учебного года)

Окружающая среда (взаимодействие человека с окружающей средой; какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни; номера телефонов экстренного вызова).

Современное жилище (особенности жизнеобеспечения современного жилища; чем оно опасно для человека; виды опасных и вредных факторов современного жилища; как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой).

Огонь – друг или враг (отчего может возникнуть пожар, чем он опасен; противопожарные меры и действия при пожаре.

Природа (экстремальная ситуация для человека в природной среде – жара, холод, ветер, снег, голод, жажда, переутомление, физическая боль, отравление; съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы; пожар в лесу; водная переправа; простейшие способы ориентирования).

Водоемы (меры безопасности в осеннее и зимнее время, при пользовании волной переправой; способы самоспасения, помощь терпящим бедствие; основные подручные спасательные средства).

Домашние животные (меры безопасности при обращении и уходе за ними).

Основные правила поведения  учащихся на улице и дороге.


III. Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Тема урока

Региональный компонент

Форма урока

Кол-во

часов

Дата

Разнообразие и красота неживой природы.

24

Разнообразие растений, грибов, животных.

ОБЖ: Меры безопасности при обращении и  уходе за домашними животными.

Урок повторения и систематизации изученного. Тестирование.

1

Природные и рукотворные объекты.

ОБЖ: Опасности для человека в современном жилище.

Урок изучения нового материала.

2

Солнце и его значение для живого.

ОБЖ: Экстремальная ситуация для человека в природной среде (тепловой и солнечный удар)

Комбинированный урок.

2

Разнообразие облаков.

ОБЖ: Экстремальная ситуация для человека в природной среде (дождь, снег, гроза).

Урок изучения нового материала, урок - практическая работа.

2

Луна – естественный спутник Земли.

Урок изучения нового материала.

1

Звезды и созвездия.

Уроки изучения нового материала.

2

Проверка знаний учащихся по теме: «Живая и неживая природа».

Урок проверки знаний и умений.

1

Разнообразие форм земной поверхности.

Р.к. Поверхность нашего края: холмистая равнина, овраги, балки.

Уроки изучения нового материала.

2

Разнообразие гор. Части горы.

Урок изучения нового материала, урок  формирования умений и навыков.

2

Вода и ее значение для живого.

ОБЖ: Правила поведения у водоемов. Подручные спасательные средства.

Комбинированный урок.

1

Разнообразие естественных водоемов

Р.к. Водоемы нашего края.

Комбинированный урок.

2

Разнообразие рек. Части реки.

Р.к. Реки нашего края.

Урок изучения нового материала.

2

Озера и болота.

Р. к. Озера нашего края.

Урок изучения нового материала.

2

Обобщение изученного материала.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Проверка знаний учащихся по темам: «Формы земной поверхности. Разнообразие естественных водоемов».

Урок проверки знаний и умений.

1

Человек – часть живой природы.

6

Отличие человека от животных.

Урок изучения нового материала.

2

Здоровье человека.

Р.к. Экстремальная ситуация для человека в природе (голод, жажда, переутомление, физическая боль).

Комбинированный урок.

2

Красота человека.

Р.к. Знаменитые люди Дона.

Комбинированный урок.

2

Человек – член семьи и общества.

12

Твоя семья.

Комбинированный урок.

2

Семейные традиции.

Комбинированный урок.

2

Родина, родной край.

Р.к. Родной край.

Комбинированный урок.

2

Российское государство.

Р.к. Флаг, герб, гимн Ростовской области.

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний.

2

Города России.

Р.к. Города Ростовской области

Комбинированные уроки.

3

Проверка знаний учащихся по темам: «Человек – часть живой природы. Человек – член семьи и общества».

Урок проверки знаний и умений учащихся.

1

Человек – творец.

13

Человек – строитель.

ОБЖ: Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Виды опасных и вредных факторов современного жилища.

Урок формирования умений и навыков, урок – экскурсия по городу.

2

Человек – изобретатель.

ОБЖ: Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

Урок изучения нового материала, урок формирования умений и навыков.

2

Старинные и современные предметы быта людей.

ОБЖ: Как правильно пользоваться газом, водой, электроприборами.

Урок изучения нового материала, урок формирования умений и навыков.

2

Как человек научился считать, писать, создавать книги.

Уроки изучения нового материала.

2

Виды художественного творчества.

Р. К. Художественное творчество на Дону.

Уроки изучения нового материала.

2

Разнообразие профессий людей.

Р. К. Профессии людей, распространенные в нашем крае.

Урок систематизации знаний учащихся.

1

Обобщающий урок по теме.

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

1

Проверка знаний учащихся по теме  «Человек – творец».

Урок проверки знаний и умений учащихся.

1

Красота и симметрия в окружающем мире.

10

Симметричные и несимметричные предметы.

ОБЖ: Симметрия дорожных знаков.

Уроки изучения нового материала.

2

Осевая симметрия.

Комбинированные уроки.

2

Зеркальная симметрия.

Комбинированные уроки.

2

Поворотная симметрия.

Комбинированные уроки.

1

Переносная симметрия.

Комбинированные уроки

2

Симметрия вокруг нас.

Р.к. Симметрия на улицах нашего города.

Урок обобщения и систематизации знаний. Тестирование.

1

Обобщение изученного за год.

3

Обобщение изученного за год.

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

1

Итоговая проверка знаний учащихся.

Контрольная работа.

1

Скоро лето.

Урок – экскурсия.

1

IV. Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу 2 класса обучающиеся должны: знать:

понятия: звезда, планета, спутник, созвездие; рав нина, холм, гора, овраг, водоем, океан, море, озеро, река, болото, пруд, водохранилище; семья, родственники, Родина, го сударство, столица, конституция, права,  обязанности, город, поселок, транспорт, средство связи, музей, профессия; пра вила безопасного и культурного поведения в природе, быту, обществе; способы сохранения и укрепления здоровья;

уметь: объяснять, какие объекты окружающего мира от носятся к живой и неживой природе, к изделиям человека; чем отличаются разные формы суши и разные виды водоемов; чем человек отличается от животных; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу, других людей;

приводить примеры объектов неживой и живой природы, изделий человека, естественных и искусственных, пресных и соленых водоемов, форм суши, государственных законов и праздников, городов России, объектов городского хозяйства и культурных центров, наземного, водного и воздушного транспорта, профессий, симметричных и несимметричных предметов окружающего мира; народов, населяющих родной край, и наиболее многочисленных народов России; называть государственные символы, столицу государства, достоприме чательности родного города (поселка);

вести наблюдения в природе, в быту, в городе; обобщать знания в простых схемах и таблицах;

осознать: значение Солнца, воды для всего живого на Зем ле; что на Земле мало чистой питьевой воды и ее необходимо экономно расходовать, что человек не должен загромождать землю промышленными и бытовыми отходами;

человек красив своими душевными качествами, поведе нием, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к ок ружающим людям, животным, к природе; что они являются членами семьи, общества, гражданами своей страны; все про фессии важны и нужны; что жизнедеятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять ее;

Россия — многонациональное государство, где все наро ды равны между собой, и надо уважительно относиться к куль туре, обычаям, языку других народов; край, где они живут — их малая родина, которую надо беречь и любить; что в горо дах и поселках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей.

Уровень требований стандарта

В результате изучения окружающего мира ученик должен

Знать \ понимать:

  1. название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
  2. государственную символику России;
  3. государственные праздники;
  4. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  5. правила сохранения и укрепления здоровья;
  6. основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

Уметь:

  1. определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  2. различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  3. приводить примеры представителей разных групп растений и животных ( 2-3 представителя из изученных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  2. определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  3. ухода за растениями и животными;
  4. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  5. оценки воздействия человека на природу; выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  6. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

V. Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы

  1. Закон об образовании РФ.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования Росси «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального основного, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089).
  3. Региональный компонент стандарта общего образования (разрабатывается).
  4. Программа по окружающему миру О. Т. Поглазовой Сборник программ к УМК «Гармония», изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2003 г.
  5. О. Т. Поглазова «Окружающий мир», учебник для 2 класса в 2-х частях, изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск 2006 г.
  6. О.Т. Поглазова «Методические рекомендации к учебнику-тетради по окружающему миру», изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск 2005 г.
  7. Астапенко М. П., Сухаревская Е. Ю. «Природа и история родного края». Учебное пособие для учащихся начальной школы, изд-во «Баро пресс»,2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...