Урок природоведения( окружающий мир) в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок по теме "Природные сообщества" по программе Начальная школа 21 век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_prirodovedeniya_v_3.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок природоведения в 3-м классе по теме:
"Природные сообщества. Экосистема".
Цели:
- Обучающие:
- сформировать представление о природном сообществе и экосистеме;
- закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
- показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами;
- убедить в том, что понятие экосистема шире, чем понятие природное сообщество.
- Развивающие:
- научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;
- научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;
- развивать поисково-информационных умения: работать с конспектом урока;
- развивать учебно-организационных уменийя: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
- способствовать развитию коммуникативности.
- Воспитательные:
- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
- формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
- развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести.
- формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей.
- прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок- исследование.
Преобладающий вид работы: беседа.
Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение – систематизация.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Вступление – приветствие.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. Но я не волнуюсь: всё ли задуманное осуществится!
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается.
Спасибо, я ценю честных людей!
Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
Постановка проблемного вопроса.
– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
Знаете, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Может, вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос.
Предоставляются рабочие листы с объектами природы .(лес, болото, пустыня) Нужно подобрать подходящие, объекты природы для конкретной территории. данной территории( лево- правополушарный подход).
Вывод: объекты живой и неживой природы взаимосвязаны Вот такое единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды, называется природным сообществом, каждый организм живет в своем сообществе.
Тема урока: «Природные сообщества»
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно
- ящерица – пустыня, жарко, песок
- Лягушка – болото, вода
- Волк – лес, тайга, шерсть.
Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,
- Зебру и пингвина;
- верблюда и лягушку;
- жирафа и дельфина?
– А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)
– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)
– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
Тогда помогите мне пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит?
Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
– А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)
Значит, живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно, это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения. Взаимоотношения делятся на три вида: "+", "–" и "0".
Как вы можете это объяснить? Помогают, враждуют и не встречаются.
приведите примеры– разных типов взаимоотношений ("+": забота о потомстве, проживание в стае; "–": паразитизм, хищничество, уничтожение растений).
Таким образом, живые организмы образуют природные сообщества. СО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.
Как бы вы сказали, что такое природное сообщество?
Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНОЗ- БИО – означает “жизнь”, а ЦЕНОЗ – “общий”.
Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный –создан…ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный …– создан ЧЕЛОВЕКОМ.
Физпауза.
А теперь поработаем в парах: постарайтесь распределить природные сообщества на две группы.
Посмотрим, что у вас получилось.
Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!
Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.
Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)
IV. Этап закрепления знаний
а) Подведение итогов.
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.
б) Самоконтроль.
– А теперь – поиграем:
Игра называется “Кто лишний”:
Проверим себя.
Наше исследование продолжается. Вспомните, как образно принято называть растения- кормильцами, производителями, продуцентами..
- Могут ли животные создавать себе пищу так же, как растения?
Нет. Животные едят готовую пищу. Растительноядные животные питаются растениями. Это- потребители первого порядка.
Хищники охотятся на других животных. Это потребители второго порядка.В их зубы чаще попадают больные и слабые животные, чем сильные и здоровые. Если не будет хищников, то растительноядных животных станет слишком много. Они съедят все растения и погибнут от голода. А кого называют потребителями третьего порядка?
- Наши наблюдения показывают, что каждый живой организм приспособился сосуществовать вместе с другими живыми организмами. Растения создают сложные вещества из простых и служат пищей для растительноядных животных. А те, в свою очередь, являются пищей для хищников. Это называется «Цепи питания»
Рано или поздно все растения и животные старятся и умирают. Их останки попадают в почву. Мелкие почвенные животные и мельчайшие организмы – мы их договорились называть «мусорщики» - превращают сложные вещества опять в простые. Таким образом, они снова становятся пригодными для растений. Следовательно, получилась круговая связь живого и неживого.
Приведите примеры- различные цепи питания.
V. Домашнее задание
И, поэтому, выполнить домашнее задание вам не составит никакого труда. Посмотрите распечатанный конспект, вы его прикрепите в тетради и ,используя его, выберите одно задание.
1.Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.
2.Составьте кроссворд “Природное сообщество”, используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.
VI. Рефлексия
– Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:
- Больше всего мне понравилось …
- Сегодня я понял (а), что думать …
- Главным на уроке для меня было …
– Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании.
Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.
Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.
А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Их личинки, уничтожали гусениц, вредящих лесу.
Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. Некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И всё потому, что дети нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.
А один из них, например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.
Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы всё-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука экология.
Ребята, о чём мы всегда должны помнить?
По вине человека уже исчезли многие животные и растения. Другие оказались «бездомными», потому что люди заняли места их обитания. Человек не царь природы, а её частичка. Поэтому, чтобы выжить, людям надо жить в мире с природой, зная её законы.
Да, к сожалению, человек совершил очень много ошибок. А что предпринимают люди, чтобы сберечь вымирающие растения и животных?
Учёные во всё мире давно подняли тревогу, доказав, что нужно тщательно обдумывать всякое вмешательство человека в природу. Ведь и нам, и нашим потомкам будут нужны зелень, чистая вода, пение птиц – вся красота Земли.
Настало время подвести итог нашего исследования. Можно считать одни объекты природы полезными, а другие – вредными? Почему?
Надо оставлять в природе только те объекты, которые полезны человеку? Почему?
Можно переселять живые организмы из одного места в другое, основываясь лишь на желаниях человека? Почему?
- Какой можно сделать вывод из всего сказанного на уроке?
Расскажите, что вы делаете, чтобы повсюду жила красота природы?( рассказ о цветах, выращиваемых на пришкольном участке)
Ты – часть природных чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
С этим не прощаться.
Песня-подарок «Живёт повсюду красота».
Пусть красота живёт в ваших сердцах!
Я говорю вам -спасибо, но не прощаюсь на этом.
Резерв.
Игра «Зелёный крокодил». Один из ребят показывает пантомимой животное, учащиеся класса указывают, к какому природному сообществу( экосистеме) оно относится.
Дополнительное задание:
Нарисовать животное, указать, к какому природному сообществу( экосистеме) оно относится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Методическая разработка на тему: Конспект урока природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"
Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России" (Вариант 8.1) Статья отнесена к разделу: Преподавание биологииВ качестве материала на фестиваль педагогических идей "...
Технологическая карта урока «Природоведение» для обучающихся 2 класса Тема: «Домашние животные»
Материал позволяет:-познакомить учащихся с разнообразием домашних животных их внешним видом питанием, повадкам, уходом за этими животными и использованием их человеком;-учить сравнивать пох...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...