Урок природоведения( окружающий мир) в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Агеева Вероника Геннадиевна

Урок по теме "Природные сообщества" по программе Начальная школа 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Urok_prirodovedeniya_v_3.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения в 3-м классе по теме:

"Природные сообщества. Экосистема".

Цели:

  • Обучающие:
  • сформировать представление о природном сообществе и экосистеме;
  • закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
  • показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами;
  • убедить в том, что понятие экосистема шире, чем понятие природное сообщество.
  • Развивающие:
  • научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;
  • научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;
  • развивать поисково-информационных умения: работать с конспектом урока;
  • развивать учебно-организационных уменийя: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
  • способствовать развитию коммуникативности.
  • Воспитательные:
  • формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
  • формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
  • развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести.
  • формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей.
  • прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок- исследование.

Преобладающий вид работы: беседа.

Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение – систематизация.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

 Вступление – приветствие.

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. Но я не волнуюсь: всё ли задуманное осуществится!
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается.
Спасибо, я ценю честных людей!
Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Постановка проблемного вопроса.

– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

Знаете, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Может, вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос.

Предоставляются рабочие листы с объектами природы .(лес, болото, пустыня) Нужно подобрать подходящие,  объекты природы для конкретной территории. данной территории( лево- правополушарный подход).

Вывод: объекты живой и неживой природы взаимосвязаны Вот такое единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды, называется природным сообществом, каждый организм живет в своем сообществе.

Тема урока:  «Природные сообщества»

III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно

  • ящерица – пустыня, жарко, песок
  • Лягушка  – болото, вода
  • Волк – лес, тайга, шерсть.

Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,

  • Зебру и пингвина;
  • верблюда и лягушку;
  • жирафа и дельфина?

– А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)

– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)

– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.  

Тогда помогите мне пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит?  

Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.

– А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)
Значит, живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно, это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения. Взаимоотношения делятся на три вида: "+", "–" и "0".
Как вы можете это объяснить? Помогают, враждуют и не встречаются.

приведите примеры– разных типов взаимоотношений ("+": забота о потомстве, проживание в стае; "–": паразитизм, хищничество, уничтожение растений).

Таким образом, живые организмы образуют природные сообщества. СО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.
Как бы вы сказали, что такое природное сообщество?
Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНОЗ- БИО – означает “жизнь”, а ЦЕНОЗ – “общий”.

Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный –создан…ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный …– создан ЧЕЛОВЕКОМ.

Физпауза.

А теперь поработаем в парах: постарайтесь распределить природные сообщества на две группы.
Посмотрим, что у вас получилось.

Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!

Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.
Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему?
(Природное сообщество входит в состав экосистемы.)

IV. Этап закрепления знаний

а) Подведение итогов.

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.

б) Самоконтроль.

– А теперь – поиграем:

Игра называется “Кто лишний”:

Проверим себя.

Наше исследование продолжается. Вспомните, как образно принято называть растения- кормильцами, производителями, продуцентами..

- Могут ли животные создавать себе пищу так же, как растения?

Нет. Животные едят готовую пищу. Растительноядные животные питаются растениями. Это- потребители первого порядка.

Хищники охотятся на других животных. Это потребители второго порядка.В их зубы чаще попадают больные и слабые животные, чем сильные и здоровые. Если не будет хищников, то растительноядных животных станет слишком много. Они съедят все растения и погибнут от голода. А кого называют потребителями третьего порядка?

- Наши наблюдения показывают, что каждый живой организм приспособился сосуществовать вместе с другими живыми организмами. Растения создают сложные вещества из простых и служат пищей для растительноядных животных. А те, в свою очередь, являются пищей для хищников. Это называется «Цепи питания»

Рано или поздно все растения и животные старятся и умирают. Их останки попадают в почву. Мелкие почвенные животные и мельчайшие организмы – мы их договорились называть «мусорщики» - превращают   сложные вещества опять в простые. Таким образом,  они снова становятся пригодными для растений. Следовательно, получилась круговая связь живого и неживого.

Приведите примеры- различные цепи питания.

V. Домашнее задание

И, поэтому, выполнить домашнее задание вам не составит никакого труда. Посмотрите распечатанный конспект, вы его прикрепите в тетради и ,используя его, выберите одно задание.

1.Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.

2.Составьте кроссворд “Природное сообщество”, используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.

VI. Рефлексия

– Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:

  1. Больше всего мне понравилось …
  2. Сегодня я понял (а), что думать …
  3. Главным на уроке для меня было …

– Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании.

Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.

Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.

А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Их личинки, уничтожали гусениц, вредящих лесу.

Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. Некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И всё потому, что дети нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.

А один из них, например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.

Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы всё-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука экология.

Ребята, о чём мы всегда должны помнить?

По вине человека уже исчезли многие животные и растения. Другие оказались «бездомными», потому что люди заняли места их обитания. Человек не царь природы, а её частичка. Поэтому, чтобы выжить, людям надо жить в мире с природой, зная её законы.

Да, к сожалению, человек совершил очень много ошибок. А что предпринимают люди, чтобы сберечь вымирающие растения и животных?

Учёные во всё мире давно подняли тревогу, доказав, что нужно тщательно обдумывать всякое вмешательство человека в природу. Ведь и нам, и нашим потомкам будут нужны зелень, чистая вода, пение птиц – вся красота Земли.

Настало время подвести итог нашего исследования. Можно считать одни объекты природы полезными, а другие – вредными? Почему?

Надо оставлять в природе только те объекты, которые полезны человеку? Почему?

Можно переселять живые организмы из одного места в другое, основываясь лишь на желаниях человека? Почему?

 - Какой можно сделать вывод из всего сказанного на уроке?

Расскажите, что вы делаете, чтобы повсюду жила красота природы?( рассказ о цветах, выращиваемых на пришкольном участке)

Ты – часть природных чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться

С этим не прощаться.

Песня-подарок «Живёт повсюду красота».

Пусть красота живёт в ваших сердцах!

Я говорю вам -спасибо, но не прощаюсь на этом.

Резерв.

Игра «Зелёный крокодил». Один из ребят показывает пантомимой животное, учащиеся класса указывают, к какому природному сообществу( экосистеме) оно относится.

Дополнительное задание:

Нарисовать животное, указать, к какому природному сообществу( экосистеме) оно относится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Методическая разработка на тему: Конспект урока природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России" (Вариант 8.1) Статья отнесена к разделу: Преподавание биологииВ качестве материала на фестиваль педагогических идей "...

Технологическая карта урока «Природоведение» для обучающихся 2 класса Тема: «Домашние животные»

Материал позволяет:-познакомить учащихся с разнообразием домашних животных их внешним видом  питанием, повадкам, уходом за этими животными и использованием их человеком;-учить сравнивать пох...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...