Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
статья на тему
Выступление педагога на собрании родителей первокласников о воспитании интереса к чтению. Учитель советует, как сделать так, что бы дети полюбили книгу, ведь книга прочитанная в детстве, остется в памяти на всю жизнь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970-1980 годы возник и разделялся миф о России как о самой «читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», собирательство книг, создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились.
Учить малышей грамоте теперь начинают едва ли не с двух-трех лет. Но к семи-восьми годам эти же дети отказываются от книг в пользу телеэкрана и монитора. Парадокс? Оказывается, ничего парадоксального. Мы сами отваживаем детей от чтения и даже не замечаем этого.
Недавно меня пригласили на новоселье. Хозяйка, мама двух умненьких мальчишек семи и десяти лет, гордо демонстрировала гостям чудеса дизайна и сантехники. Мы дружно восхищались. Но при этом явно чего-то не хватало.
– А где же твои книги?- осознала я потерю.
- К маме отвезла! Чего лишнюю пыль разводить? Да и места для стеллажей нет.
Печально, но факт… Похоже, мы безнадёжно потеряли титул «самая читающая страна в мире». Статистика буквально вопиет: лишь у одного из пяти россиян есть дома хотя бы 100 книг, а у 16% их нет вовсе.
Многие учителя, да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное, организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Для воспитания интереса к книге, выстраивается система внеклассных занятий и внеурочной деятельности.
1. Внеклассные занятия.
2. Часы общения с книгой.
3. Конкурсы сочинений и рисунков.
4. Конкурсы чтецов стихотворений.
5. Дидактические игры.
6. Библиотечные часы.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателей. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда воспитатель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит положительные результаты.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет педагогу обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка-читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь.
Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению». От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человек станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм одного поколения к другому поколению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Создание мультфильмов учащимися младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
В статье дана подробная инструкция по созданию мультфильмов с учащимися начальной школы, а также описывается значение этой работы для учителя и учащихся....
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста на уроках математики и внеурочной деятельности.
Мастер- класс на тему: Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста на уроках математики и внеурочной деятельности....
Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности
Работа по самообразованию. Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности....
"Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования
quot;Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования...
Доклад "Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности".
Работа с кнингой богата и разнообразна как по форме, так и по содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать ее. В обучении, воспитании и развитии ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС
Развитие у детей познавательных интересов, общеучебных умений, навыков и творческих способностей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях...