Доклад "Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности".
статья

Зейлингер Ольга Николаевна

Работа с кнингой богата и разнообразна как по форме, так и по содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать ее. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать, т.е. понимат прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность и умственное развитие. Нужно помнить, что эта работа очень важная и ее нужно проводить систематически.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска

Доклад на МО воспитателей

«Воспитание интереса к чтению у учащихся

младшего школьного возраста во внеурочной

деятельности»

           Подготовила и провела: воспитатель 4 класса – Зейлингер О.Н.

2019 г.

         Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70-80 годы существовало мнение о России как о самой «читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьезной литературы, классики, произведений в «толстых журналах», собирательство книг, создание своих домашних библиотек – все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, Интернет, компьютеры, видеоигры, аудиокниги дети потеряли интерес к чтению. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться. Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Наши дети все меньше и меньше читают. Эта печальная реальность, должна заставить нас педагогов задуматься и, попытаться как-то изменить такое положение вещей.    

       Чтение – это многогранный мир, который обогащает наши души и умы. Читая, наши дети познают окружающий мир, чтение формирует у детей мировоззрение, развивает нравственные качества ребенка, учит их выражать свои мысли четко и ясно. Красивые иллюстрации в книгах с детства развивают вкус к красоте и искусству. Чтение – «диалог» между родителями и детьми, между педагогом и учащимся, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он дает незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью. Было бы идеально, чтобы родители с самого раннего возраста для своих чад находили время каждый день читать им сказки, стихотворения детских писателей. Но, к сожалению, в нашей школе большинство родителей не проявляют читательского интереса, а порой у самих низкий уровень грамотности и у них дома нет книг.

        В условиях реализации ФГОС НОО внеурочная деятельность является важной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации досуга. Внеурочная деятельность имеет пять направлений: азбука вежливости, мир творчества, я познаю мир, юный пешеход. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения.  Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Организация работы с детской книгой – это творческий процесс, он должен быть систематичным, продуманным и деятельным.  С первых занятий ставится цели: приобщение детей к чтению художественной литературы, формирование у детей читательского интереса. Рассматривание книги до чтения – это важнейший прием, определяющий личную заинтересованность ребенка в том, что ему предстоит слушать, и подготовиться к предстоящей беседе с книгой. После чтения беседа о прочитанном по наводящим вопросам. Во время чтения всегда оставаться спокойными, улыбаться, проявлять радость от чтения книг и журналов. Заставлять насильно читать нельзя. Чтение должно ассоциироваться с веселым интересным времяпровождением.

      «Путешествие в мир книги» (чтения вслух, комментированное чтение, выборочное чтение, обсуждения книг, иллюстрирование, игровой час, беседы, инсценирование отрывков произведений и различных ситуаций, чтение и анализ стихотворений).

       «Литературные игры» (викторины, кроссворды, брейн-ринги, КВН, конкурсы чтецов стихотворений, литературные загадки, игра-практикум «Как бы вы поступили», выставки иллюстраций к прочитанным произведениям, книжные выставки).  

         Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей, о воспитании интереса к книге не стоит забывать о среде, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности учащегося, и в первую очередь, о семье, в которой ребенок растет. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет педагогу обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка-читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал  семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь (консультации для родителей «Книга в нашей семье», «Моя настольная книга», выступления на родительских собраниях «Правильное чтение – залог успешного обучения учащегося», индивидуальные консультации  и информационные уголки, где помещена «Памятка для родителей по воспитанию интереса к книге». Эти формы занятий развивают инициативу, позволяют активно использовать творческий потенциал учащихся, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы, а также дает возможность воспринимать материал более эмоционально. Ведь именно эмоции определяют направлении интересов личности.

        Развиваем интерес к литературе  через посещение школьной библиотеки, городской детской библиотеки им А.С. Пушкина. В каникулярное время по внеурочной деятельности запланированы экскурсии в библиотеку. В нашей школе уделяется большое внимание привитию интереса к чтению. Это прослеживается в составлении режим дня ГПД и календарно-тематического планирования уроков чтения в начальной школе и уроков чтения и развития речи в старшей школе, в составлении общешкольного воспитательного плана   (по вторникам – внеклассное чтение, по средам - посещение школьной библиотеки (ежемесячные библиотечные часы, связанные  расширением читательского кругозора учащихся).  Мое основное желание,  чтоб учащийся взял нужную книгу, отвечающую его потребностям и интересам, и с  восхищением рассказал понравившийся эпизод из нее.

       Использование компьютерных технологий во внеурочной деятельности позволяет значительно повысить эффективность  работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ можно проводить интересные познавательные игры, викторины, знакомить с писателями и произведениями.

         Дети любят смотреть сказки, мультфильмы, детские фильмы. И во время просмотра расскажите ребятам о книгах с другими знаменитыми историями. Есть также комиксы, вдохновленные известными мультфильмами. Так дети сопоставляют изображение на экране и текстом в журнале и книге.

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и по содержанию. Долг каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребёнка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что эта работа очень важная и ее нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей, какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить  ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Список литературы

  1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов//Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста.

Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказыва­ется на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова час...

Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста

Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста...

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Наша работа, в первую очередь, была нацелена на  сохранение и  укрепление здоровья обучающихся. Формирующий эксперимент включал в себя работу по программе внеурочной деятельности по спортивн...

Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.

Выступление педагога на собрании родителей первокласников о воспитании интереса к чтению. Учитель советует, как сделать так, что бы дети полюбили книгу, ведь книга прочитанная в детстве, остется в пам...

Выпускная квалификационная работа «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»

ВКР «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»...

Как вызвать и поддержать интерес у детей дошкольного и младшего школьного возраста к исследовательской деятельности.Авторы: Ишмуратова Майа Мунировна, Смирнова Светлана Константиновна Рубрика: Спецвыпуск Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017

В настоящей работе представлен материал о пробуждении интереса у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста к археологическим исследованиям. Пробуждение интереса к познанию. В основе раз...