Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой? программа курса для обучающихся 1 – 4 классов
рабочая программа на тему
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Существует много программ по предпрофильной подготовке и профильному обучению обучающихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Эти причины были основными при создании рабочей программы «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?»
Новизна программы «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» состоит в том, что она реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 – 4 классах в рамках апробации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения.
Программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» направлена на воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_Bankir.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа « 62»
Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?
программа курса для обучающихся 1 – 4 классов
Обсуждено на Составитель:
заседании методического Аксёнова Л. В.,
объединения учитель начальных классов
протокол №____ от ________
Утверждено педагогическим
советом
протокол № ______________
от ______________________
директор школы Л. Н. Буданаева
Прокопьевск
2010
Пояснительная записка
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Существует много программ по предпрофильной подготовке и профильному обучению обучающихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Эти причины были основными при создании рабочей программы «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?»
Новизна программы «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» состоит в том, что она реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 – 4 классах в рамках апробации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения.
Программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» направлена на воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Целью реализации программы является содействие формированию интереса к труду взрослых у обучающихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
В ходе её достижения решаются задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных
сторонах профессии;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка;
- развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Особенность программы состоит в привлечении значительного числа детей. Для кого-то из них профориентационные занятия могут стать толчком в развитии интереса к профессии.
Тематика занятий направлена на эффективное и системное усвоение детьми знаний о мире профессий, их необходимости обществу. Активные формы проведения занятий: викторины, КВН, беседы с родителями, встречи с представителями разных профессий, интервью, соревнования, которые увлекают детей, активизируют их любознательность. Продуманное использование схем, таблиц, дидактического материала развивает у детей логическое мышление, память, внимание, умение делать умозаключения, анализировать и сравнивать.
В результате прохождения программного материала дети получат первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
- поучаствуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых познакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
- узнают о профессиях своих родителей и прародителей, будут участниками в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
- получат первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения праздника труда, ярмарки, конкурсов, праздника «Город мастеров», организации детских фирм и т. д., раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
- приобретут опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
- приобретут первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм);
- приобретут умения и навыки самообслуживания в школе и дома.
Учебно-тематический план
Сроки | Темы занятий | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Всего часов по теме |
1 класс |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | 1 1 1 1 1 1 1 2 |
| 1-2. «Знакомьтесь: наши друзья – книжки!» 3-4. «Библиотека – светоч знаний» 5. «Как приходят вести»
| 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 2 2 1 2 2 |
| 1-2. «Куда уходят поезда?»
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 3 | 2 1 2 2 2 2 2 2 4 |
4 класс |
12. «Откуда хлеб пришёл»
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 2 1 1 2 1 | 1 2 2 1 3 2 1 2 3 2 |
Содержание программы
1 класс
Задачи, решаемые в процессе воспитания и обучения:
- познакомить с понятием «профессия»;
- познакомить с профессиями взрослых близкого окружения;
- формировать первые умения и навыки общего труда на пользу людям;
- формировать интерес к труду взрослых посредством игры.
- «Все профессии нужны, все профессии важны»
Информировать детей об основных профессиях; продолжить знакомить детей с поэтическими произведениями, обогащать речь детей через дискуссионную беседу; формировать интерес к труду взрослых через игру.
Совместная деятельность учителя и учащихся: чтение (Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», В. Маяковский «Кем быть?», Бойко «Своими руками»); просмотр слайдов с изображением людей различных профессий, их рабочих мест, готовой продукции.
- «Школа – моя вторая семья»
Создать положительный эмоциональный климат в классе; развивать навыки общения; вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий; способствовать профилактике социальной дезадаптации; расширить представление о профессии учитель.
Совместная деятельность учителя и учащихся: игра «Урок», составление правил поведения в школе.
- «У кого мастерок, у кого молоток»
Познакомить детей с понятием «инструмент», с различными видами инструментов; формировать умение согласовывать свои действия с действиями других.
Совместная деятельность учителя и учащихся: игра «У кого мастерок, у кого молоток»; чтение пословиц, разгадывание загадок.
- «Эти мудрые русские сказки»
Продолжить знакомство детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к труду через сказки; воспитывать желание читать их и понимать заложенный в них смысл.
Совместная деятельность учителя и учащихся: изучение иллюстраций к русским народным сказкам.
- «Профессии наших родителей»
Закрепить знания детей о профессиях в семье; формировать у детей представление о деятельности людей разных профессий; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Совместная деятельность учителя и учащихся: фотовыставка «Профессии моей семьи»
- «Русские умельцы»
Познакомить с работами мастеров из уголков нашей родной земли; привить интерес к их ремёслам; воспитывать бережное отношение к труду.
Совместная деятельность учителя и учащихся: просмотр диафильма «В мире народного искусства» Т. М. Семёновой; игра «Хоровод».
- «Человек и животные»
Познакомить с профессиями людей, связанные с животноводством; формировать положительное отношение к их труду; воспитывать бережное отношение к животным.
Совместная деятельность учителя и учащихся: игра «По зоопарку»; экскурсия.
- «Знакомство с городом»
Познакомить детей с их малой родиной – городом; формировать представление о предприятиях города; дифференцировать представление о профессиях необходимых городу; развивать вербальную память, наглядно-образное мышление; воспитывать чувство любви и гордости к родному городу.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: дидактическая игра «Где ты живёшь»; экскурсия по городу с целью ознакомления с предприятиями города.
2 класс
Задачи, решаемые в процессе воспитания и обучения:
- продолжить знакомство с общественно значимыми профессиями взрослых,
- привить навыки трудовой деятельности через общественно полезный труд;
- формировать интерес к труду взрослых через совместную деятельность
учителя и обучающихся;
- формировать личностную установку на собственную точку зрения, свободу
слова, чувство собственного достоинства;
1-2. «Знакомьтесь: наши друзья – книжки!»
Познакомить учащихся с профессиями работников типографии, с историей возникновения книги; вызвать интерес у детей к профессиям наборщик, печатник, линотипист, переплётчик; развивать навыки общения; вырабатывать навыки социального поведения; воспитывать бережное отношение к труду.
Совместная деятельность учителя и учащихся: игры «Линотипист», «Как делают книги», экскурсия в типографию.
3-4. «Библиотека – светоч знаний»
Познакомить с профессией библиотекарь; познакомить с историей профессии; вырабатывать навыки социального поведения; развивать интерес к книгам; воспитывать уважительное отношение к людям данной профессии; развивать зрительную память.
Совместная деятельность учителя и учащихся: беседа-тренинг; игра «Угадай, какая книжка»; игра на тренировку зрительной памяти; экскурсия в библиотеку.
- «Как приходят вести»
Познакомить учащихся с профессиями отросли связи; углубить знания о профессии почтальон; воспитывать бережное отношение к труду.
Совместная деятельность учителя и учащихся: игра «Отгадай слово», тренинговая игра «Наша почта», просмотр диафильма «Вести приходят так», М.: студия «Диафильм»; беседа
6-7. «Продавец – молодец!»
Познакомить с профессией «продавец»; сформировать представления о нравственных нормах взаимодействия с окружающими: доброжелательности, отзывчивости, честности; воспитывать бережное отношение к труду посредством игры.
Совместная деятельность учителя и учащихся: беседа-тренинг; игра «Умей промолчать», экскурсия в книжный магазин с целью привития трудовых навыков продавца.
8-9. «Профессия – журналист»
Познакомить с профессией «журналист»; развивать навыки общения; вырабатывать навыки социального поведения; помочь понять, что вместе играть веселее; формировать умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге.
Совместная деятельность учителя и учащихся: викторина, конкурс «Юный журналист».
- класс
Задачи, решаемые в процессе воспитания и обучения:
- расширить знания о мире профессий;
- осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности;
- формировать интерес к труду взрослых с привлечением родителей и
общественностью;
- развивать лидерские качества личности - ответственность за порученное
дело, за качество, но и умение подчиняться более компетентному в этом
вопросе лидеру;
1-2. «Куда уходят поезда?»
Познакомить со специальностями железнодорожников, их профессиональными качествами; пробудить интерес к профессиям «машинист», «проводник», «кассир»; расширить представление о транспорте; развивать внимание.
Совместная деятельность учителя и учащихся: просмотр диафильма «Про железного коня», авт. Л. Гальперштейн; викторина; игры «Что изменилось», «Не пропусти свою букву»; игры для установления профессионально важных качеств.
3. «По водным просторам»
Расширять представления о людях, имеющих профессии морского и речного флота: матросах, рулевых-мотористах, судовых электромеханиках, судоводителях; воспитывать у детей навыки партнерского общения; развивать желание помогать друг другу в игровой, трудовой и учебной деятельности; развивать память, мышление, внимание.
Совместная деятельность учителя и учащихся: проведение праздника
( работа в группах; игра «Глаз-фотограф»).
4-5. «По дорогам идут машины»
Обогатить представление о профессии «водитель автомобиля»; познакомить с историей профессии; развивать внимание, память, мышление; моделировать проблемные ситуации и пути их решения; формировать высшие моральные качества личности: мужество, стойкость перед искушениями, способность к самосовершенствованию.
Совместная деятельность учителя и учащихся: беседа-тренинг; игры «Кто самый внимательный», «Неуловимый шнур», «Какой это знак»; ролевая игра «Улица», экскурсия на Автобазу с целью ознакомления с видами транспорта.
6-7. «Покорение космоса»
Рассказать о космонавтах, дать знания о том, что человек нашей страны впервые покорил космос; воспитывать чувство гордости за достижения нашей страны, участвовавшей в создании международной космической станции.
Совместная деятельность учителя и учащихся: рассказ на тему «Юрий Гагарин»; конструирование на тему «Космический корабль».
- «Наша служба и опасна и трудна»
Познакомить с профессией «следователь»; формировать высшие моральные качества личности: мужество, стойкость перед искушениями, способность к самосовершенствованию; воспитывать в детях чувство гордости, справедливости; развивать интерес к профессии посредством игры.
Совместная деятельность учителя и учащихся: пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»; игра «Следопыт».
- «Эти мудрые врачи»
Познакомить с профессией врача; развивать и поддерживать интерес к профессии; формировать навыки культурного поведения.
Совместная деятельность учителя и учащихся: пресс-конференция со школьной медсестрой; сюжетно-ролевая игра «В больнице»; экскурсия в детскую поликлинику с целью ознакомления деятельности медицинского персонала.
- «Что нам стоит дом построить»
Дать представление о строительных профессиях; развивать навыки общения; рассказать о технике безопасности.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: викторина; экскурсия на стройку жилого дома с целью ознакомления с планом стройки дома.
- «Шахтёру шахта, что птице – небо»
Познакомить с профессией «шахтёр»; воспитывать в детях чувство гордости за шахтёрский труд, уважительное отношение к профессиональному празднику; научить делиться впечатлениями с окружающими людьми, используя художественные средства выразительности.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: разучивание стихотворений о шахтёрах; выставка рисунков «Шахтёрский труд»; экскурсия в Краеведческий музей с целью ознакомления с передовиками шахтёрского труда нашего города.
- «Азбука профессий»
Обобщить знания о профессиях; продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества (пословицами, поговорками о профессиях); обогащать речь детей образными, меткими выражениями.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: составление «Азбуки профессий»
- класс
Задачи, решаемые в процессе воспитания и обучения:
- углубить представления детей о мире профессий;
- выработать навыки организации своей работы и работы товарищей;
- формировать интерес к труду взрослых через практическую
направленность;
- формировать рациональные взаимоотношения подрастающего человека с окружающим миром.
- «Мир профессий»
Расширить знания о мире профессий; развивать у детей коммуникативные навыки и умения; воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: игра «Определи профессию», «Вот я умелец какой».
2-3. «Весёлые мастерские»
Формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать у детей навыки партнерского общения; развивать желание помогать друг другу в игровой, трудовой и учебной деятельности; пробудить интерес к продуктам трудовой деятельности взрослых; изготовить продукты деятельности разных профессий.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: организация мастерской с целью изготовления продуктов деятельности разных профессий.
- «Творцы мира прекрасного»
Расширить представления о профессиях: дизайнер, архитектор, скульптор, пианист; учить детей видеть сходство этих профессий; вызвать желание детей поделиться собственными идеями.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: беседа; встреча со специалистами; изготовление книжки о понравившейся профессии.
6. «Рекламный ролик»
Развивать наблюдательность и мыслительные способности; пробудить интерес к рекламе; познакомить с профессией «художник по рекламе»; формировать навыки совместных действий.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: создание рекламного ролика.
- «Не игла шьёт, а руки»
Познакомить с профессией «портной»; закрепить умение пользоваться иголкой и ниткой; развивать мелкую моторику рук; продолжить формирование навыков сотрудничества; воспитывать трудолюбие, уважение к своему труду и труду своих товарищей.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: викторина; экскурсия в ателье с целью ознакомления процессом изготовления платья; конкурс «Юные модельеры».
10-11. «Профессия – повар»
Познакомить с профессией «повар»; вырабатывать навыки социального поведения; воспитывать бережное отношение к труду; развивать гигиенические навыки.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»; экскурсия в столовую с целью ознакомления процесса приготовления блюд.
12. «Откуда хлеб пришёл»
Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: выставка-дегустация хлебобулочных изделий; рассказ на тему «Берегите хлеб».
13-14. «Профессия – экскурсовод»
Обогатить представление детей о профессии «экскурсовод»; помочь осознать значимость памятных мест нашего города, сформировать уважительное отношение к ним; воспитывать чувство гордости за достижения нашего города.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: экскурсия по памятным местам города с целью воспитания чувства восхищения и гордости за достижения нашего города; конкурс рисунков «Мои впечатления».
- «Актёрское мастерство»
Развивать навыки актёрского мастерства; развивать мыслительные процессы; пробудить интерес ребёнка к себе как к формирующейся личности.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: экскурсия в Драматический театр с целью просмотра спектакля; инсценировка сказки.
18-19. «Профессиоведческий турнир»
Обобщить знания о профессиях; пополнить словарь детей названиями разных профессий; формировать интерес к труду взрослых через практическую направленность.
Совместная деятельность учителя и обучающихся: конкурс «Кинокомедия», конкурс пантомимы, словарь «Азбука профессий», игры «Третий лишний», «Что ни шаг, то профессия».
Список литературы для учителя
- Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и
психологов. / Е.А. Климов. - М.: «Контур», 2000. - 159 с.
- Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-
метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л. Коломинский. – Мн.:
ООО “ФУАинформ”, 2003. -312с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов.- М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -420с.
- Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: Учебное
пособие / Л.Г. Почебут. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2000.-320с.
- Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального
самоопределения. / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Первое Сентебря, 2004. –
203 с.
- Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов
– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / пер. с анг. – М.: Центр
общечеловеческих ценностей, 2004. – 318 с.
- Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших пед.
учеб. Заведений: Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.:
Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, - 2003.- 688с.
- Швандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие.
Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии /
Н.И. Швандрин. – М.: ВЛАДОС, 2005.- 544с.
- Быков О.В. Типичные варианты профессионального
самоопределения./Новые исследования в психологии и возрастной
физиологии. Выпуск № 1(3) -М: Педагогика, 2000.- с. 13-15.
- Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры / Е. А.Алябьева. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 125 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» (Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)
Программа«Банкир, фермер иль портной…Кто же я буду такой?»(Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)...
Рабочая программа курса " Логика" 3 класс
Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование курса " Логика"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» на 2014-2015 учебный год 4 класс Программа «Истоки», авторами которой являются И.А. Кузьмин, А.В. Камкин представляет собой апробированную образовательн...
Рабочая программа курса «Математика» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы для общеобразовательных учреждений по математике (автор М. И. Моро, Ю.М. Ко...
Рабочая программа курса Математика 4 класс ("Школа России")
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...
Рабочая программа курса " Речь" 2 класс
Рабочая программа по курсу «Речь» во 2 классе составлена по авторской программе «Школа развития речи» автора Соколовой Т.Н., основной образовательной программы школы, требований ФГОС общего обра...
Социально-ориентированный проект "Банкир, фермер иль портной...Кто я буду такой?"
Знакомство с профессиями и ориентация в океане человеческих занятий как важнейшее звено социальной адаптации ребенка. привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с...