Коррекция психических процессов через развивающие игры у учащихся младшего школьного возраста
статья
Игра – «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребёнка читать, считать, писать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и загадывать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы в ней был элемент соревнования, если не с кем то, то хотя бы с самом с собой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская» Калининского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2011 год
«Коррекция психических процессов через развивающие игры у детей младшего школьного возраста»
Возраст: 7-11 лет
Автор: воспитатель ГПД Эстрина Любовь Семеновна
Игра – «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребёнка читать, считать, писать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и загадывать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы в ней был элемент соревнования, если не с кем то, то хотя бы с самом с собой.
Элементы единой системы тренировки интеллектуальных и творческих способностей детей, получившей название «КИТ» (креативно-интеллектуальный тренинг) позволяет решить важнейшую задачу – формирование потребности в умственной работе, в интеллектуальной и творческой активности.
Ориентация современной школы на гуманизацию образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения и других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагога.
Занятия, направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребёнка.
Исходными предпосылками разработками занятий по развитию интеллекта является необходимость участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса в развитии психических функций детей.
Грамотное проведение занятий, направленных на интеллектуальное развитие, позволяет ребенку учиться в школе.
Обучаясь в школе, ребёнок выполняет ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития его свойств (объёма, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
О памяти можно сказать, что все её виды тесно связаны между собой. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объём материала. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.
Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета (синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них).
Сенсорное развитие – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия во владении ребёнком навыками письма, чтения, счёта.
Итак, можно подвести итог: использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры направленные на коррекцию психических процессов: внимание, восприятие, память, мышление
В младших классах коррекционной школы VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность, является дидактическая игра. Цель ее – способствовать более прочном...
Программа по коррекции психических процессов и представлений об окружающем у детей 6-10 лет "Дом, в котором мы живем"
Рецензированная программа по экологическому воспитанию. Подходит для использования в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, а также других учреждениях, в которых дети находятся неп...
"Развитие и коррекция психического процесса воображение с помощью средств изобразительной деятельности у детей в младшем школьном возрасте"// Эффек. пед. опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково - Ростов-на-Дону. 2013.С.233-238
В данной статье рассмотрены разные средства развития воображения при помощи ИЗО искусства....
РАЗВИВАЮЩИЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
игры для детей...
"Профессия - школьник" серия индивидуальных психологических занятий по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального состояния для учащихся 1 классов с нарушениями интеллекта
Данный комплекс психологических занятий представляет собой индивидуальную работу с наиболее трудными детьми с нарушениями интеллекта по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального сост...
Игра - важный вид развивающей деятельности учащихся младшего школьного возраста
В данной разработке показаны виды игр, с помощью которых преодолеваются трудности в обучении у учащихся младших классов....
Игры-сотрудничества в гуманистическом процессе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста
В основе современной концепции воспитания детей заложен принцип гуманности и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране пр...