Рабочая программа по окружающему миру.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру. Система Л.В.Занкова. 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №10»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __ окружающему миру
Составлена на основе программы Н.Я.Дмитриева, Казаков А.Н. Окружающий мир. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова/Сост. Е.О.Ярёменко, Нечаева Н.В.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.
____________________________________________________________________________________________________________________________
УМК Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Мы и окружающий мир: учебник. 2 класс. – Самара: корпорация «Федоров», 2009. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир». 2 класс. – Самара: корпорация «Федоров», 2009. Трофимова, Г. В. Тайны далекие и близкие: кн. для чтения. – Самара: корпорация «Федоров», 2004. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1–2 классы. – Самара: корпорация «Федоров», 2006.
Классы 2 Б
Учитель Бушуева Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Количество часов: I полугодие: всего 31 в неделю 2
II полугодие: всего 39 в неделю 2
Пояснительная записка к рабочей программе
по окружающему миру
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы УМК Н.Я.Дмитриева, Казаков А.Н. Окружающий мир. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова/Сост. Е.О.Ярёменко, Нечаева Н.В.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2008, который создан с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования по окружающему миру.
Рабочая программа составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Важнейшей особенностью начального курса окружающего мира является то, что он является частью образовательной системы Л.В.Занкова, несёт в себе её отличительные черты, сохраняя при этом свою специфику. Курс интегрированный. Содержание составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении. Особое значение приобретает дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний. Содержание курса выстраивается по принципу «дифференциации», то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.
В результате освоения предметного содержания у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы, ориентироваться в пространстве и времени.
В процессе изучения окружающего мира формируются представления о широкой целостной картине мира с опорой на современные научные достижения.
Содержание учебного материала позволяет развивать эмоционально – волевые, нравственные качества личности, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край.
Младший школьник получит представление о космосе и Земле, взаимодействии сил природы, о живой природе:
научится выполнять практические работы;
научится находить взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой и живой природы.
Изучение окружающего мира во 2 классе направленно на достижение следующих целей:
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Исходя из цели, стоящей перед обучением в системе Л. В. Занкова, решаются следующие задачи:
- на основе предметных знаний и умений подвести обучающихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию развития и изменчивости окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, делать обобщения и выводы; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, т.е. 70 часов в год (35 учебных недель).
Распределение часов в течение учебного года
Период обучения | Количество часов | Из них проверочных работ |
1 четверть | 18 | 2 |
2 четверть | 15 | 1 |
3 четверть | 20 | 2 + олимпиада |
4 четверть | 17 | 2 |
Итого за год: | 70 | 7 |
В течении года согласно с календарно-тематическим планированием будет проведено 7 комбинированных проверочных работ и 1 олимпиада.
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса.
К концу второго года обучения, обучающиеся должны знать:
- что Земля – планета, Солнце – звезда, Луна – спутник Земли;
- названия материков и океанов;
- что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
- устройство компаса и правила пользования им;
- три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе;
- условия, необходимые для жизни растений и животных;
- особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;
- правила поведения в природе и меры ее охраны;
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
- ориентироваться на местности относительно своего тела;
- определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
- различать вещества и тела;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;
- выполнять правила личной гигиены.
- между растениями и животными,
- между деятельностью человека и природой
К концу второго года обучения обучающиеся должны иметь представление:
- о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года,
- о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности,
- о том, как изучают окружающий мир,
- о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях;
К концу второго года обучения обучающиеся должны владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
- осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);
- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, классы животных, группы растений);
- пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);
- доказывать (устно) высказываемые утверждения;
- описывать (устно) объекты (явления) природы;
- пользоваться учебной и дополнительной литературой.
На уроках по окружающему миру применяются следующие методы: учебного поощрения, проектного обучения, частично – поисковый, познавательные игры, учебные дискуссии.
Формы организации учебного процесса самые разнообразные: дидактические игры, экскурсии, уроки – путешествия, уроки исследования.
Во время урока проводятся фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная и другие виды работ.
Изучение курса окружающий мир во 2 классе включает в себя следующие разделы:
- Общий взгляд на Землю.
- Как изучают окружающий мир.
- Космос и Земля.
- Взаимодействие сил природы.
- Живая природа.
УМК «Окружаюший мир 2 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и состоит из следующих компонентов:
Программа | Н.Я.Дмитриева, Казаков А.Н. Окружающий мир. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова/Сост. Е.О.Ярёменко, Нечаева Н.В.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2008. |
Учебник | Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Мы и окружающий мир: учебник. 2 класс. – Самара: корпорация «Федоров», 2009. |
Дидактические средства для учащихся | Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир». 2 класс. – Самара: корпорация «Федоров», 2009. |
Методическая литература | Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1–2 классы. – Самара: корпорация «Федоров», 2006. Трофимова, Г. В. Тайны далекие и близкие: кн. для чтения. – Самара: корпорация «Федоров», 2004; |
Материалы для проведения проверочных работ | Пупышева О.Н. Олимпиадные задания. 1-4 классы.- М.:»Вако»,2006 Окружающий мир. 2 – 4 классы. Олимпиадные задания./Сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2006. |
Критерии оценивания различных видов работ
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
В соответствии с положением «Об организации контроля и оценивании знаний,
умений и навыков обучающихся начальной школы» № 11 от 23.01.2009 знания, умения и навыки обучающихся по окружающему миру оцениваются следующим образом:
Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру производится в форме устного опроса, а также в форме письменных работ:
- самостоятельная работа с самопроверкой в классе при введении нового знания;
- обучающая самостоятельная работа, в которой выявляются и устраняются пробелы в знаниях;
- тест;
- проверочная контрольная работа - текущий контроль
- переводная и итоговая контрольная работа - итоговый контроль.
При письменной проверке знаний по окружающему миру используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи обучающихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа: поиск ошибки, выбор ответов, продолжение или исправление высказывания.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Примечание: оценку «2» я не ставлю, а даю возможность ученику выучить материал и выполнить работу на положительную оценку, т.е. подхожу индивидуально к оцениванию результатов учебной деятельности обучаемых.
Оценка тестов
Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он дал не менее 75% правильных ответов.
«Высокий уровень» - все предложенные задания выполнены правильно;
«Средний уровень» - есть задания с незначительными погрешностями;
«Низкий уровень» - выполнены отдельные задания.
Оценивание тестовых работ может проводиться по следующей схеме:
Базовый уровень 0 - 60% | 60 - 77% | 77 - 90% | 90 - 100% |
менее 17 баллов | 18 - 22 балла | 23 -26 баллов | 27-30 баллов |
"2" | "3" | "4" | "5" |
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьника. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик обучаемого.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
- За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по математике в 1-4 классах оцениваются одним баллом.
- Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
- При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по окружающему миру, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
Учебно-тематическое планирование
Дата, № урока | Раздел | Тема | Количество часов | Тип урока, технология работы | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Контроль уровня обученности | Дополнительные материалы | |
предметные | общеучебные | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I четверть | |||||||||
1 | 1. Общий взгляд на Землю. | Связь прошлого с настоящим. Стр.3 -7. | 1 | Урок получения новых знаний. | Что такое история. Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. | Иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются. | - уметь анализировать и сравнивать информацию, полученную на уроке; - установление связи между прошлым и настоящим. | Коллективное чтение, беседа. | Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. Ю. Мориц «Это очень интересно». |
2 | Россия - родина космонавтики. Стр. 8 - 10. | 1 | Урок получения новых знаний. | Земля – планета. | Знать значение космонавтики для изучения Земли. Познакомить детей с правилами ведения тетради и работы с текстом. | - достаточно быстрое чтение про себя и вслух; - умение работать с картой; - пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами. | Коллективное чтение, беседа. | Доска: Земля, космические корабли, спутники, фотографии космонавтов. Загадки. Снимки материков из космоса. | |
3 | 1. Общий взгляд на Землю. | Материки. Стр. 10 – 12. | 1 | Комбинированный. | Материки, их названия, расположение на карте. | Знать о своеобразии расположения материков; понятие материк. | - умение работать с картой; - пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами; - уметь анализировать и сравнивать полученную информацию; - иметь представление о различных явлениях живой и неживой природы, пробовать их объяснить. | Практическая работа с картой. Коллективное чтение, беседа. | Кроссворд. Энциклопедический словарь. |
4 | Материки и части света. Стр. 13. | 1 | Комбинированный. | Материки, их названия, расположение на карте. | Знать своеобразие расположения суши и Мирового океана; понятия материк и части света, их отличие и сходство. | Практическая работа с картой. Сам. работа (поурочные планы, с. 21-22). | Карточки для сам. работы. Карта полушарий. | ||
5 | Мировой океан. Стр. 14 – 19. | 1 | Комбинированный. | Океана, их названия, расположение на карте. | Иметь первичное представление о взаимодействии суши и океана, его влиянии на жизнь человека; активизировать представление детей о том, что такое погода. | Практическая работа с картой. Сам. работа (поурочные планы, с. 25). | Толковый словарь. Контурная карта России. Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. | ||
6 | Обобщающий урок по разделу «Общий взгляд на землю». | 1 | Урок контроля знаний. | Выявить уровень знаний по данному разделу. | - умение работать самостоятельно; - владеть (учиться) навыком самоконтроля. | Тест + контрольная работа. | Тестовые и контрольные задания. | ||
7 | 2. Как изучают окружающий мир. | Сто наук. Органы чувств человека. Стр. 20 - 22. | 1 | Комбинированный. | Система органов чувств. Гигиена органов чувств. | Знать об органах чувств человека, как средство познавания окружающего мира. | - уметь анализировать и сравнивать информацию, полученную на уроке; - уметь строить монологическую речь на поставленный вопрос; - метод рассуждения: от частного к общему, от общего к частному; - формирование первичных исследовательских навыков; - формулировка вывода по результатам анализа органов чувств. | Коллективное чтение, беседа. | Стаканчики с разнообразным соком. Репродукция И. Левитана «Над вечным покоем». |
8 | Зрение. Стр. 23. | 1 | Комбинированный. | Коллективное чтение, беседа. | Загадки. Кроссворд. | ||||
9 | Слух. Стр. 23 | 1 | Комбинированный. | Коллективное чтение, беседа. | Викторина (поурочные планы, с. 42). | ||||
10 | Обоняние и вкус. Стр. 24 – 25. | 1 | Комбинированный. | Коллективное чтение, беседа. Фразеологические обороты. | Загадки. Предметы для определения: лимон, сахар, перец, соль. | ||||
11 | Осязание. Стр. 25 -26. | 1 | Комбинированный. | Коллективное чтение, беседа. | Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. Правила гигиены органов чувств. | ||||
12 | 2. Как изучают окружающий мир. | Язык науки. Стр. 27 – 29. | 1 | Комбинированный. | Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем мире - энциклопедия, справочник. | Уметь дифференцировать понятия и определять их принадлежность наукам; самостоятельно работать с текстом; приводить примеры научных понятий окружающего мира и давать им определения, выделять существенные признаки. | - правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе; - соблюдать последовательность действий при коллективной учебной задаче; - умение самостоятельно работать с текстом: чтение, вопросы и задания, иллюстрации, схемы, таблицы; - формулировка вывода по результатам анализа; - умение пользовать справочной литературой; - метод рассуждения: от частного к общему, от общего к частному. | Коллективное чтение, беседа. | Карточки с понятиями: живая, неживая природа, растения, животные, Солнце, тепловые пояса, час, сутки, год, материки, части света, Мировой океан и т.д. Толковый словарь. |
13 | Наблюдения, рассуждения, выводы. Стр. 30 – 32. | 1 | Комбинированный. | Коллективное чтение, беседа. Лабораторная работа. | Свеча и стакан. Понятия: опыт и наблюдение. | ||||
14 | Инструменты и приборы. Стр. 33 – 35. | 1 | Комбинированный. | Температура воздуха. Измерение температуры тела человека. | Уметь дифференцировать понятия «инструменты и приборы». Знать устройство термометра и правила пользования термометром. | Коллективное чтение, беседа. Практическая работа. Тест. | Приборы, инструменты. Тестовая работа (поурочные планы, с. 59). | ||
15 | Книги и другие средства информации. Стр. 35 – 37. | 1 | Комбинированный. | Источники информации об окружающем мире: книги энциклопедии. | Знать разнообразные источники познания окружающего мира. | Выставка книг и слайдовая презентация «Источники познания окр. мира». | |||
16 | 2. Как изучают окружающий мир. | Тела и вещества. Стр. 37 – 42. | 1 | Урок получения новых знаний. | Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные. Примеры веществ. | Уметь выделять тела в окружающем мире и определять вещества, из которых они состоят. Знать три состояния веществ в природе. | - умение пользовать справочной литературой; - уметь высказывать предположения о возможных решениях; - уметь выполнять практическую деятельность под руководством учителя; - применять знания законов природы для решения проблемных ситуаций. | Коллективное чтение, беседа. Практическая работа. | Различные предметные картинки для определения состава веществ, из которых они состоят. |
17 | Что такое экология. | 1 | Комбинированный. | Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения в природе (на конкретных примерах). | Знать правила поведения человека в природе. Выяснить, что такое экология. | Коллективное чтение, беседа. | Слайдовая презентация «Экология». Музыкальное сопровождение экологическими песнями. | ||
18 | Обобщающий урок по разделу «Как изучают окружающий мир». | 1 | Урок контроля знаний. | Выявить уровень знаний по данному разделу. | - умение работать самостоятельно; - владеть (учиться) навыком самоконтроля. | Тест + контрольная работа. | Тестовые и контрольные задания. | ||
IIчетверть | |||||||||
19 | 3. Космос. | Главные особенности космоса. Стр. 44. | 1 | Комбинированный. | Звездное небо; наука астрономия. | Уяснить значение изучения космических тел, развивать умение наблюдать за небом и небесными телами. | - умение пользовать справочной литературой. | Коллективное чтение, беседа. | Фотографии, рисунки звездного неба, звезд, солнца, телескопы. Слайдовая презентация «Звездное небо». |
20 | 3. Космос. | Звезда по имени Солнце. Стр. 45 – 48. | 1 | Урок получения новых знаний. | Значение солнца для живой природы. | Уяснить значение изучения космических тел, развивать умение наблюдать за небом и небесными телами. | - правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе; - умение пользовать справочной литературой; - умение вести диалог; - умение сравнивать объекты, факты, явления; - уметь выполнять практическую деятельность под руководством учителя; - применять знания законов природы для решения проблемных ситуаций. | Коллективное чтение, беседа. Практическая работа. | Глобус, лампа, фотографии, рисунки Солнца. |
21 | Планеты. Стр. 49. | 1 | Урок получения новых знаний. | Планеты Солнечной системы. | Расширить знания детей о космических телах, научить определять Полярную звезду, познакомить с ее особенностями и значением на звездном небе. | Коллективное чтение, беседа. | Фотографии, рисунки звездного небе, планет Солнечной системы. Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. | ||
22 | Звезды и созвездия. Стр. 50 – 53. | 1 | Урок получения новых знаний. | Общие сведения о планетах, звездах и созвездиях. | Коллективное чтение, беседа. | Загадки. Плакат «Звездное небо». Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. | |||
23 | Луна – спутник Земли. Стр. 53 – 60. | 1 | Урок получения новых знаний. | Общее представление о Луне. Наблюдение за Луной. | На основе наблюдений за Луной установить причину смены фаз Луны, солнечного и лунного затмения. | Коллективное чтение, беседа. Практическая работа. | Слайдовая презентация «Луна - спутник Земли». | ||
24 | 3. Космос. | Обобщающий урок по разделу «Космос». | 1 | Урок контроля знаний. | Выявить уровень знаний по данному разделу. | - умение работать самостоятельно; - владеть (учиться) навыком самоконтроля. | Тест + контрольная работа. | Тестовые и контрольные задания. | |
25 | 4. Планета Земля. | Наш общий дом. Строение Земли. Стр. 61 – 63. | 1 | Урок получения новых знаний. | Земля – планета. Общее представление. | Иметь общее представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество, о рельефе местности, климате на основе наблюдений. | - правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе; - умение пользовать справочной литературой; - умение вести диалог; - формулировка вывода по результатам анализа. | Коллективное чтение, беседа. Наблюдение. | Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. Плакат «Строение Земли». |
26 | Географическая оболочка Земли. Стр. 63 – 64. | 1 | Урок получения новых знаний. | Формы земной поверхности. Равнины, горы, холмы, овраги (общее представление). | Коллективное чтение, беседа. Наблюдение. | Фотографии, рисунки гор, равнин, степей, лесов, водоемов нашей планеты. | |||
27 | Горизонт. Стр. 65 – 67 | 1 | Урок получения новых знаний. | Наблюдения и рассуждения о форме Земли. Форма земли. | Уметь наблюдать, рассуждать и сделать выводы о шарообразности земли. Уяснить понятия горизонт и линия горизонта. | Коллективное чтение, беседа. Наблюдение. | Фотографии, рисунки гор, равнин, степей, лесов, водоемов нашей планеты где видны линии горизонта. Загадки. | ||
28 | Открытие шарообразности Земли. Стр. 68 – 70. | 1 | |||||||
29 | 4. Планета Земля. | Ориентирование. Стр. 70 -74. | 1 | Комбинированный. | Определение сторон горизонта. | Уметь находить главные и промежуточные стороны горизонта, ориентироваться на карте; определить по карте России положение родного города по отношению к Москве, Смоленску, Новосибирску. | - правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе; - уметь выполнять практическую деятельность под руководством учителя; - умение работать с картой; - умение самостоятельно работать с текстом: чтение, вопросы и задания, иллюстрации, схемы, таблицы. | Коллективное чтение, беседа. Работа с картой. | Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. Карта. |
30 | Компас. Стр. 74 – 77. | 1 | Комбинированный. | Определение сторон горизонта при помощи компаса. | Знать компас, его устройство и правила пользования; об ориентировании на основе народных примет. | Коллективное чтение, беседа. Практическая работа. | Компас. Слайдовая презентация «Народные приметы». | ||
31 | Глобус и географическая карта. Стр. 77 - 80. | 1 | Комбинированный. | Глобус – модель Земли. Географическая карта. | Расширить и систематизировать знания детей о глобусе и карте. | Практическая работа с картой. Коллективное чтение, беседа. Тест + контрольная работа | Географическая карта, глобус. Загадки. | ||
32 | Рельеф Земли. Стр. 80 – 82. | 1 | Урок получения новых знаний. | Форма земной поверхности: равнины, горы. | Знать понятие «рельеф». Уметь читать карту. | Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. Карта местности. | |||
33 | Ландшафт. Стр. 83 - 84 | 1 | Комбинированный. | Знать понятие «ландшафт». Уметь читать карту. | Фотографии и рисунки с разными ландшафтами. | ||||
IIIчетверть | |||||||||
34 | 4. Планета Земля. | Обобщающий урок по разделу «Планета Земля». | 1 | Урок контроля знаний. | Выявить уровень знаний по данному разделу. | - умение работать самостоятельно; - владеть (учиться) навыком самоконтроля. | Тестовые и контрольные задания. | ||
35 | 5. Взаимодействие сил природы. | Тепловые пояса Земли. Стр. 85 – 87. | 1 | Урок получения новых знаний. | Смена времен года. | Уяснить зависимость наличия тепловых поясов от формы Земли, то есть различия в ее нагревании; систематизировать знания детей о смене времен года. | - правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе; - уметь выполнять практическую деятельность под руководством учителя; - умение работать с картой; - умение самостоятельно работать с текстом: чтение, вопросы и задания, иллюстрации, схемы, таблицы. | Практическая работа. Коллективное чтение, беседа. | Карта, глобус. Слайдовая презентация «Тепловые пояса». |
36 | Смена времен года. Стр. 87 – 91. | 1 | |||||||
37 | Суша под Солнцем. Стр. 91 – 94. | 1 | Урок получения новых знаний. | Рассуждения о воздействии, Солнца на сушу. | Знать о воздействии Солнца на сушу. Уметь определить разницу в нагревании воды, воздуха, суши и их свойств при нагревании. | Сам. работа по карточкам (блиц-опрос). Практическая работа. Коллективное чтение, беседа. | Карточки для сам. работы. Карта. | ||
38 | Внутренние силы Земли. Стр. 94 – 97. | 1 | Урок получения новых знаний. | Образование вулканов, землетрясений. | Знать, что такое вулканы и землетрясения, от чего они происходят. | Практическая работа с энциклопедиями. Коллективное чтение, беседа. | Слайдовая презентация «Вулканы. Землетрясения». Физическая карта. | ||
39 | 5. Взаимодействие сил природы. | Вода и ее свойства. Стр. 97 – 99. | 1 | Урок получения новых знаний. | Вода. Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть. | В процессе проведения опытов выявить свойства воды. Уяснить значение воды для живых организмов. | - уметь выполнять практическую деятельность под руководством учителя; - формулировка вывода по результатам проведенной практической работы; - правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе; - умение пользовать справочной литературой. | Практическая работа. | Загадки. Слайдовая презентация «Вода». |
40 | Три состояния воды. Стр. 99 – 101. | 1 | Урок получения новых знаний. | Вода. Три состояния воды. | Уметь наблюдать и делать выводы; сравнивать свойства воды в разных состояниях. | Практическая работа. | Приборы для практической работы. Загадки. | ||
41 | Что такое снег. Стр. 101 – 102. | 1 | Урок получения новых знаний. | Свойства снега. | В процессе наблюдения и рассуждения выявить, что такое снег и лед, как образуются снег и лед в природе. | Коллективное чтение, беседа. | Загадки. Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. | ||
42 | Почему лед плавает. Стр. 103 – 104. | 1 | Коллективное чтение, беседа. | Загадки. Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. | |||||
43 | Вода – растворитель. Стр. 105 – 107. | 1 | Урок получения новых знаний. | Свойства воды. | Уметь выявить свойства воды; делать выводы. | Практическая работа. | |||
44 | Подземные воды. Проверочная работа. Стр. 107 – 109. | 1 | Комбинированный. | Коллективное чтение, беседа. Проверочная работа. | Загадки. Задания для проверочной работы. | ||||
45 | 5. Взаимодействие сил природы. | Как и зачем люди изучают атмосферу. Состав воздуха. Стр. 109 – 111. | 1 | Урок получения новых знаний. | Атмосфера, как ее изучают, зачем. Воздух – смесь газообразных веществ. | В ходе рассуждений и опытов познакомиться с составом воздуха. | - умение самостоятельно работать с текстом: чтение, вопросы и задания, иллюстрации, схемы, таблицы; - умение пользовать справочной литературой; - уметь выполнять практическую деятельность под руководством учителя; - умение строить монологическое высказывание. | Коллективное чтение, беседа. | Тексты для пересказа (поурочные планы, с. 176). |
46 | Свойства воздуха. Стр. 112 – 115. | 1 | Урок получения новых знаний. | Легко определяемые свойства воздуха: не виден, не имеет запаха, летуч, легко сжимается. | В ходе рассуждений и опытов выявить свойства воздуха. | Коллективное чтение, беседа. Практическая работа. | Барометр. Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. | ||
47 | Ветры. Стр.115 – 120. | 1 | Урок получения новых знаний. | Образование ветров. | Иметь представление об образовании ветров, об их созидательной и разрушительной силе; о влиянии на формирование земной поверхности. Уметь самостоятельно использовать дополнительные источники знаний. | Коллективное чтение, беседа. Работа с дополнительной литературой. | Загадки. Слайдовая презентация «Ветры». | ||
48 | Грозные ветры. Стр. 120 – 121. | 1 | Комбинированный. | Какие бывают ветры. | Фотографии с последствиями «грозных» ветров. | ||||
49 | Круговорот воды в природе. Стр. 122 – 127. | 1 | Урок получения новых знаний. | Три состояния воды. Охрана природных богатств, воды. | Знать круговорот воды в природе; прививать основы экологических знаний. | Коллективное чтение, беседа. Практическая работа. | Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. Карточки с сам. работой. | ||
50 | 5. Взаимодействие сил природы. | Обобщающий урок по разделу «Взаимодействие сил природы». | 1 | Урок контроля знаний. | Выявить уровень знаний по данному разделу. | - умение работать самостоятельно; - владеть (учиться) навыком самоконтроля. | Контрольная работа. | Вопросы и задания. | |
51 | 6. Живая природа. | Жизнь – особенность нашей планеты. Стр. 128 – 130. | 1 | Урок получения новых знаний. | Царство живой природы. | Иметь представление о многообразии живой природы и условиях жизни. | - умение самостоятельно работать с текстом: чтение, вопросы и задания, иллюстрации, схемы, таблицы; - умение вести диалог; - умение строить монологическое высказывание; - формулировка вывода по результатам чтения и беседы; - умение пользовать справочной литературой. | Коллективное чтение, беседа. | Загадки. Толковый словарь. |
52 | Растения. Группы растений. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники. Стр. 131 – 135. | 1 | Урок получения новых знаний. | Растения, их разнообразие. | Иметь представление о разных группах растений, о постепенном их усложнении в результате исторического развития. Выяснить особенности растений: водорослей, лишайников, мхов, папоротников. | Коллективное чтение, беседа. | Фотографии, картины, пейзажи, рисунки лугов, озер и т.д. Загадки. Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. Вопросы для викторины (поурочные планы, с. 210). | ||
53 | Хвойные и цветковые растения. Стр. 136 – 139. | 1 | Урок получения новых знаний. | Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Части растений. | Знать о частях растения – цветке и плоде, способах распространения хвойных и цветковых растений. | Коллективное чтение, беседа. Викторина. | |||
IVчетверть | |||||||||
54 | 6. Живая природа. | Дикорастущие и культурные растения. Стр. 140 – 143. | 1 | Комбинированный. | Дикорастущие и культурные растения, их различия. | Выявить различия дикорастущих и культурных растений. | - правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе; - умение пользовать справочной литературой; - умение самостоятельно работать с текстом: чтение, вопросы и задания, иллюстрации, схемы, таблицы; - умение вести диалог; - умение строить монологическое высказывание; - формулировка вывода по результатам чтения и беседы; | Коллективное чтение, беседа. Работа с дополнительной литературой. | Загадки: сад, огород, поле. Фотографии, картины, пейзажи, рисунки лугов, озер и т.д. |
IV | |||||||||
55 | Растения, которые мы едим. Стр. 143 – 147. | 1 | Комбинированный. | Части растений. Дикорастущие и культурные растения, их различия. | Научить детей правильно определять съедобные части растений, классифицировать фрукты и овощи. | Игры: «Что мы едим», «Фрукты-овощи». Пословицы о хлебе. | |||
56 | Растения-путешественники. Стр. 147 – 149. | 1 | Комбинированный. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Учить выявлять, откуда появилось то или иное растение. | Фотографии, рисунки растений. Сообщения о растениях. | |||
57 | Грибы. Стр. 149 – 152. | 1 | Комбинированный. | Систематизировать знания о грибах как о царстве живой природы, расширить знания детей | Коллективное чтение, беседа. | Загадки о грибах. Блиц-опрос. | |||
58 | Животные: моллюски, насекомые и паукообразные. Стр. 152 – 155. | 1 | Комбинированный. | Животные, их разнообразие. | Выявить взаимосвязь растительного и животного мира; систематизировать знания о классах животных, побуждать детей к высказываниям, выводам. | Коллективное чтение, беседа. Сообщения о животных. | Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. Сообщения о животных. | ||
59 | 6. Живая природа. | Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Стр. 156 - 158 | 1 | Комбинированный. | Животные, их разнообразие. | Уметь установить принадлежность животного к той или иной группе. Выявить разнообразие животного мира на Земле. | - уметь классифицировать группы животных; - умение вести диалог; - умение строить монологическое высказывание; - умение пользовать справочной литературой; - умение самостоятельно работать с текстом: чтение, вопросы и задания, иллюстрации, схемы, таблицы. | Коллективное чтение, беседа. Сообщения. | Загадки. Игры «Рыболов», «Рыба». Рабочая тетрадь к «Окружающему миру» 2 класс. Сообщения. |
60 | Птицы и млекопитающие. Стр. 158 – 159. | 1 | Комбинированный. | ||||||
61 | Животные и среда их обитания. Стр. 160 – 165. | 1 | Комбинированный. | Условия, необходимые для жизни животных. Размножение, особенности питания разных животных. | Систематизировать полученные знания о животных, расширять кругозор, выявить, что необходимо для жизни разным группам животных. Установить цепи питания некоторых животных. | Коллективное чтение, беседа. | Слайдовая презентация «Животные». Таблицы «Цепи питания». | ||
62 | Дикие и домашние животные. Стр. 166 – 168. | 1 | Комбинированный. | Разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным. | Систематизировать полученные знания о диких и домашних животных, расширять кругозор детей. | Коллективное чтение, беседа. Сам. работа – цепи питания. | Карточки для сам. работы. Загадки о животных. Слайдовая презентация «Животные». | ||
63 | Бактерии. Стр. 169 - 170 | 1 | Урок получения новых знаний. | Бактерии. | Иметь представление о бактериях и их роли в жизни человека. | Коллективное чтение, беседа. | Слайдовая презентация «Бактерии». | ||
64 | 6. Живая природа. | Гигиена. Стр. 170 – 172. | 1 | Комбинированный. | Личная гигиена. | Уметь соблюдать правила личной гигиены. Иметь представление о том, где могут находиться вредные бактерии. | - формулировка вывода по результатам чтения и беседы; - умение вести диалог; - умение строить монологическое высказывание; | Коллективное чтение, беседа. | Пословицы о труде. Загадки о предметах гигиены. Инсценировка одной ситуации (поурочные планы, с. 272). |
65 | Обобщающий урок по разделу «Живая природа». | 1 | Урок контроля знаний. | Выявить уровень знаний по данному разделу. | - умение работать самостоятельно; - владеть (учиться) навыком самоконтроля. | Контрольная работа. | Вопросы и задания. | ||
66 | Итоговая работа по предмету «Окружающий мир». | 1 | Урок контроля знаний. | Выявить уровень знаний по предмету. | - умение работать самостоятельно; - владеть (учиться) навыком самоконтроля. | Контрольная работа. | Вопросы и задания. | ||
67 – 70
| Резервное время. | Комбинированный. |
Приложение 1.
Проверочные работы
Тема: Общий взгляд на Землю. ________________________________
1. Ответьте на вопросы.
Я живу на планете ____________ . Мой материк называется ________________ .
Это часть света ____________ . Моя страна ______________ .
Мой город ____________________ .
2. Запишите материки и соответствующие им части света.
Материки Части света
3.33333ч аситолдвыамирпгшукпукпргшукмвыимоювыитмюолывитолдфкиру3333
3. Запишите в порядке возрастания все материки. (Евразия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Африка, Австралия,)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Это единственный континент на Земле, на котором нет растительности.
_________________________________________________________________________________
55. Кто был первым космонавтом? Каких космонавтов вы ещё знаете?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы:
1.Земля, Евразия, Европа, Россия, Нефтеюганск.
2. Евразия – Европа, Азия.
Южная. Америка, Северная Америка – Америка.
Африка – Африка,
Антарктида – Антарктида.
Австралия – Австралия.
3.Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия.
4. Антарктида.
5. Гагарин Ю.А.
Тема. Как изучают окружающий мир.
_________________________________________
- Чем воспринимает кожа севшую на лоб муху?
_____________________________________________________________
- Кто погибает на чистой коже?
_____________________________________________________________
- Как называется отверстие в радужной оболочке глаза?
_____________________________________________________________
- Какой орган улавливает звук?
- Язык
- Веки
- Ушная раковина
- Что различают глаза?
- Запах
- Свет
- Звук
- С помощью каких органов чувств можно определить с закрытыми глазами укроп, мяту, чеснок и некоторые другие растения.
- Нос
- Рот
- Наружное ухо
- Дайте определение, что такое исток реки?
_______________________________________________________________
- Нарисуйте плакат «Берегите природу».
Ответы:
- Нервные окончания.
- Микробы.
- Зрачок .
- Ушная раковина.
- Свет.
- Нос.
- Начало реки.
Тема. Космос.
___________________________________________
- Из ряда слов подчеркните астрономические понятия:
Юпитер, луч, Земля, атлас, Большая медведица, лохматая медведица, месяц, тепло, горы, звезда, Меркурий.
- Дополни: самая большая планета - ______________________________
Самая короткая тень от солнца _________________________________
- Отгадайте загадку.
Белые цветочки вечером расцветают,
А утром увядают.
______________________________________________________________
- Найдите правильный ответ:
- Солнце- это…
- Планета
- Шар
- Звезда
- Солнце заходит на …
- Юге
- Западе
Востоке
- Часы бывают:
- Солнечные
- Земные
- Лунные
- Луна – это ____________________________________________________
- Нарисуйте отгадку.
Как – то утром, не спеша,
Надувает красный шар.
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
Ответы:
2. Юпитер
2.В полдень
3.Звёзды
4.Звезда
4. Западе
4. Солнечные
5. Спутник Земли
6. Солнце
Тема. Планета Земля.
___________________________________________________________________________
Обведи кружком правильный ответ.
- Местность или пространство, которое мы видим вокруг себя, называется:
- Природой
- Поверхностью Земли
- Горизонтом
- Основных сторон горизонта:
- Две (основная и промежуточная)
- Четыре (север, юг, запад, восток)
- Восемь (С-В, Ю-В, С-З, Ю-З, север, юг, запад, восток)
- Прибор для определения сторон горизонта называется:
- Компасом
- Глобусом
- Термометром
- Солнечными часами
- Земля вращается вокруг:
- Оси
- Полюса
- Экватора
- Глобус – это:
- Рисованный мяч
- Вращающаяся модель земного шара
- Модель Луны
- Земное ядро:
- Жидкое
- Твёрдое
- Газообразное
- Воду на карте обозначают:
- Коричневым цветом
- Голубым цветом
- Зелёным цветом
Ответы:
- Горизонтом
- Четыре
- Компасом
- Оси
- Вращающаяся модель земного шара
- Твёрдое
- Голубым цветом
Тема. Взаимодействие сил природы.
Викторина.
- В каком состоянии может находиться вода?
_________________________________________________________________
- Почему лёд плавает?
_________________________________________________________________
- Где обитают пингвины?
_________________________________________________________________
- Где обитает белый медведь?
_________________________________________________________________
- Какие тепловые пояса вы знаете?
______________________________________________________________
- В каком районе Земли стоит вечное лето?
_____________________________________________________________________
Ответы.
- Твёрдом, жидком, газообразном.
- Он легче воды.
- В Антарктиде.
- В Арктике.
- Холодный, умеренный, жаркий.
- В районе экватора.
Тема. Живая природа.
- Живую природу учёные делят на царства:
- Доскажи словечко:
- Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? __________________
- «Спина в веснушках.
Ах, как неловко!»
И покраснела… ____________________________
- Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… __________________________
- Отгадай загадки:
- Через море – океан
Плывёт чудо – великан.
Пряча ус во рту,
Растянулся за версту. ________________________
- Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. _______________________
- Скажи ты мне,
Какой чудак
И днём и ночью
Носит фрак? ____________________________
- Какое выражение является ошибочным?
- Весной на деревьях набухают почки.
- Весной появляется зелёная травка.
- Весной появляются раннецветущие растения.
- Весной в жизни растений никаких изменений не происходит.
- Ответь на вопросы:
- Как одним словом можно назвать животных, тела которых покрыты перьями?
____________________________________________
- Какой лесной зверёк сушит себе на деревьях грибы?
____________________________________________
- Какая птица не вьёт гнезда?
____________________________________________
- Нарисуй знак, который говорит:
«Не рви цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!»
Ответы.
- Растения, животные, грибы, бактерии.
- Цапля, божья коровка, жираф.
- Кит, черепаха, пингвин.
- Весной в жизни растений никаких изменений не происходит.
- Птицы, белка, кукушка.
Олимпиада.
________________________________________
- Моря какого из океанов не омывают берега России?
______________________________________________
- Выбери самую большую планету:
- Марс
- Сатурн
- Юпитер
- Пронумеруй растения в порядке смены ярусов в лесу (сверху вниз)
Копытень, калина, мох, осина.
- Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?
- Открытую поляну.
- Берег реки.
- Одиноко стоящее дерево
- Хвойный молодняк.
- Берёзовую рощу.
- Грибница – это…
- Девочка, собирающая грибы.
- Суп из грибов.
- Тело гриба.
- Время сбора грибов.
- Какая группа объектов относится к живой природе?
- Берёза, дом, собака.
- Растение, пингвин, Петя.
- Река, машина, трава.
- Узнай зверя по описанию.
Шуба пушистая, хвост голый – лопатой, строит плотины и хатки, ест кору ивы и осины. _______________________________________________
- Назови 5 птиц на букву С и 5 птиц на букву К.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- О ком идёт речь в загадке?
В одёжке богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видит солнца. ______________________________________________
Ответы.
- Индийского.
- Юпитер
- Осина, калина, копытень, мох.
- Берег реки.
- Тело гриба.
- Растение, пингвин, Петя.
- Бобр.
- Соловей, сорока, свиристель, снегирь, сова. Кукушка, канарейка, куропатка, клёст, коршун.
- Крот.
Литература
- Гулуева, Т.С. Окружающий мир. 2 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.н. Казакова / авт.-сост. Т.С. Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 281 с.: ил. – ISBN 978-5-7057-1865-8.
- Дмитриева, Н.Я. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 1-2 классы (1-4) [Текст] / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. – М.: «ЦОР 1», 2004. – 112 с.
- Дмитриева, Н.Я. Мы и окружающий мир [Текст]: учебник для 2 класса / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009. – 192 с.: ил. - ISBN 978-5-9507-0809-1.
- Дмитриева, Н.Я. Рабочая тетрадь у учебнику «Окружающий мир». 2 класс [Текст] / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009. – 56 с.: ил. - ISBN 978-5-9507-0882-4.
- Сборник программ для четырехлетней начальной школы [Текст]. Система Л.В. Занкова– Самара: Издательский дом «Федоров», 2007. – 272 с. – ISBN 978-5-9507-0479-6.
- Ушакова, О.Д. Красная книга России: Животные [Текст]: словарик - справочник школьника / О.Д. Ушакова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.: ил. – ISBN 978-5-94455-762-9.
- Ушакова, О.Д. Красная книга России: Растения [Текст]: словарик - справочник школьника / О.Д. Ушакова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.: ил. – ISBN 978-5-94455-766-7.
- Различные интернет сайты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...
Комментарии
Рабочая программа по окружающему миру.
Программа по УМК развивающая система Л.В.Занкова. 2 класс.