Программа курса для учащихся начальных классов "Моя земля - Югра"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Данная программа является необходимой частью курса "Окружающий мир". Знакомит учащихся с особенностями природы свего края, традициями народа и историей земли Югорской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 УТВЕРЖДАЮ Председатель методсовета ____________________________ Протокол методсовета № _____ От «_____» _____________2009г. ПРОГРАММА «Моя земля - Югра» г.Урай 2009 |
Программа кружка «Моя земля – Югра»
1-4 класс
Пояснительная записка
Одной из важных задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, к родным корням. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Мой край – Югра» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды. Программа «Мой край – Югра» является неотъемлемой частью образовательного предмета «Окружающий мир», разработана в рамках регионального компонента. Само название программы говорит о том, что в ее рамках происходит приобщение учащихся к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Изучение программы «Мой край – Югра» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного понимания мира и положительного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, культурологическом отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов как «Литература родного края», «География ХМАО».
Главная цель программы – формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценностей. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о природе своей земли, о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
В соответствии с поставленной целью курса определяются задачи курса.
Первый год обучения - познание учениками своего края в прошлом и настоящем, приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
Задачи второго года обучения. Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в крае. Воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию.
Задачи третьего и четвертого года обучения: обобщение знаний о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека. Изучение значимости своего региона среди других регионов страны.
Программа кружка разработана в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы. Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся начальных классов.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира. Экологический отбор учебного материала помогает раскрыть взаимосвязь «природа-человек», выявить правовые нормы природы, определить доступную для учащихся природоохранную деятельность.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основании художественно-эстетического принципа изучаются художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота человеческого мира и человеческих отношений.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала используются экспозиции городского Музея Истории, вещественные источники исторических знаний и деятельности жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом практической деятельности детей (наблюдение, моделирование, метод составления проектов).
Новизна предлагаемой программы в более углубленном изучении таких тематических блоков, как: экологический, этнографический, культурологический, исторический. Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы, именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни.
Содержание курса – тематический план занятий:
1 класс
Введение.
Любовь к малой и большой Родине.
Природа Югры.
Природа в городе Урай. Экскурсия по городу.
Деревья, кустарники, травы на улицах города Урай.
Коренные народы Югры.
Занятия, быт, традиции народов Югры.
Экскурсия «Неживая природа города».
2 класс
Мир природы.
Экскурсия «Живая природа города».
Что растет на нашей грядке.
Овощная викторина «Витамины с грядки».
Плодовые и ягодные культуры. Экскурсия в парк.
Традиции и быт народов Севера.
Югорская семья, взаимоотношения членов семьи.
Игры и игрушки детей Югры.
Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера.
3 класс
Природа югорского края.
Сказки, мифы, легенды. Коллективный проект «Сказки Югры».
Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки.
Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций и обычаев народа.
Подземная кладовая Югры.
Экскурсия в Музей истории города на экспозицию «Первопроходцы Шаимской нефти».
Жилища и предметы быта народов Югры – экскурсия в Музей истории города Урай.
Земля и люди Югорского края.
Художники Югорского края. Посещение выставки картин художника Г.С.Райшева.
4 класс
Моя земля – Югория.
Природные сообщества края.
Красная книга Югры.
Традиции и быт народов Севера. Посещение этнографического музея в поселке Половинка (национальный обед).
Край таежных рек и озер.
Полезные ископаемые Югры в народном хозяйстве.
Живая связь времен. Экскурсия в этнологический центр в п. Половинка
Географические названия – свидетели прошлого. Проект «Мой город».
Итоговое занятие в форме праздника «Мой край – Югра»
Литература.
- Гаврилова О.Н. Природа края. Животный мир. - Тюмень, 1997.
- Тарасов А.И. Эколого-ботанические экскурсии в природу, Ханты-Мансийск, 1995.
- Экология Ханты-Мансийского автономного округа под ред. В.В.Плотникова.- Тюмень, 1997.
- Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. – ООО «СВ-96», Екатеринбург, 2001.
- Гаврилова О.Н. Природа края. Растительный мир. - Тюмень, 1997.
- Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Моя первая книга о животных. - М.: Дрофа, 1995.
- Шесталов Ю. Крик журавля. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1990.
- Рябинцев В.К. Природа Тюменского Севера. – Свердловск, 1991.
- Аквилева Г.Н.Клепинина З.А, Наблюдения и опыты на уроках природоведения – М.: Просвещение, 1988
- Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. - Калуга: Полиграфист, 1996
- Егоренков Л.И, Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников . – М.: Аркти , 1999
- Кочнева С. А. 300 вопросов и ответов о Земле иВселенной.- Ярославль: Академия развития 1997
- Левитман М.Х. Экология – предмет : интересно или нет? – СПб.: Союз, 1998
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Плешаков А.А. Зеленый дом. М.: Просвещение, 1999
- Ремизова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый дом, - М.: Просвещение 1996.
- Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. – М.: Новая школа, 1997
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль: Академия развития, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса для учащихся 1-2 классов «Здоровейка»
Рабочая программа внеурочной деятельности по оздоровительногму направлению разработана на основе авторской программы "Здоровейка". Программа включает в себя знания, личностные ориентиры, правила...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/30/picture-577273-1422651030.jpg)
Курс для учащихся начальной школы по развитию творческих способностей
Курс содержит планирование по развитию творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/26/picture-883851-1485410463.jpg)
Учебная программа элективного курса для учащихся начальной школы "История России"
Курс логически вписывается в общую систему образовательного процесса и имеет связь с другими предметами. Курс является интегрированным и реализует историческое, обществоведч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/19/picture-932378-1497872952.jpg)
Экологический праздник для учащихся начальных классов «Земля – наш дом, но не мы одни в нём живём».
Показ актуальности проблем охраны окружающей среды, развитие творческих способностей детей, активизация экологической деятельности через осмысление сделанного....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/12/picture-556645-1570886311.jpg)
Элективный курс для учащихся начальной школы "Юный эколог"
Программа «Юный эколог» - имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Теоретические основы программы – исследования возраст...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/12/picture-556645-1570886311.jpg)
Элективный курс для учащихся начальной школы "Я хочу читать"
Элективный курс ориентирован на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубоко...