Программа курса для учащихся начальных классов "Моя земля - Югра"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Бабайлова Елена Сергеевна

Данная программа является необходимой частью курса "Окружающий мир". Знакомит учащихся с особенностями природы свего края, традициями народа и историей земли Югорской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moya_zemlya_Yugra_s_oblozhkoy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

УТВЕРЖДАЮ

Председатель методсовета

____________________________

Протокол методсовета № _____

От «_____» _____________2009г.

ПРОГРАММА

«Моя земля - Югра»

г.Урай

2009

Программа кружка «Моя земля – Югра»

1-4 класс

Пояснительная записка

       Одной из важных задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, к родным корням. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Мой край – Югра» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды.  Программа «Мой край – Югра» является неотъемлемой частью образовательного предмета «Окружающий мир», разработана в рамках регионального компонента. Само  название программы говорит о том, что в ее рамках происходит приобщение учащихся к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

  Изучение программы «Мой край – Югра» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного понимания мира и положительного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа   в природном, хозяйственном, социальном, культурологическом отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов как «Литература родного края», «География ХМАО».

     Главная цель программы – формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценностей. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о природе своей земли, о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

В соответствии с поставленной целью курса определяются задачи курса.

 Первый год обучения - познание учениками своего края в прошлом и настоящем, приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.

Задачи второго года обучения. Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в крае. Воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию.

Задачи третьего  и четвертого года обучения: обобщение знаний о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека. Изучение значимости своего региона среди других регионов страны.

Программа кружка разработана в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы. Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины,

самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Программа предназначена для учащихся начальных классов.

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира. Экологический отбор учебного материала помогает раскрыть взаимосвязь «природа-человек», выявить правовые нормы природы, определить доступную для учащихся природоохранную деятельность.

Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

На основании художественно-эстетического принципа изучаются художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота человеческого мира и человеческих отношений.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала используются экспозиции городского Музея Истории, вещественные источники исторических знаний и деятельности жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом практической деятельности детей (наблюдение, моделирование, метод составления проектов).

Новизна предлагаемой программы в более углубленном изучении таких тематических блоков, как: экологический, этнографический, культурологический, исторический. Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы, именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни.

Содержание курса – тематический план занятий:

1 класс

Введение.

Любовь к малой и большой Родине.

Природа Югры.

Природа в городе Урай. Экскурсия по городу.

        

 Деревья, кустарники, травы на улицах города Урай.

Коренные народы Югры.

Занятия, быт, традиции народов Югры.

Экскурсия «Неживая природа города».

2 класс

Мир природы.

 Экскурсия «Живая природа города».

Что растет на нашей грядке.        

Овощная викторина «Витамины с грядки».

Плодовые  и ягодные культуры. Экскурсия в парк.

Традиции и быт народов Севера.

Югорская семья, взаимоотношения членов семьи.

Игры и игрушки детей Югры.

Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера.

3 класс

Природа югорского края.

Сказки, мифы, легенды. Коллективный проект «Сказки Югры».

Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки.

Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций и обычаев народа.

Подземная кладовая Югры.

Экскурсия в Музей истории города на экспозицию «Первопроходцы Шаимской нефти».

Жилища и предметы быта народов Югры – экскурсия в Музей истории города Урай.

Земля и люди  Югорского края.

Художники Югорского края. Посещение выставки картин художника Г.С.Райшева.

4 класс

Моя земля – Югория.

Природные сообщества края.

Красная книга Югры.

Традиции и быт народов Севера. Посещение этнографического музея в поселке Половинка (национальный обед).

Край таежных рек и озер.

Полезные ископаемые Югры в народном хозяйстве.

Живая связь времен. Экскурсия в этнологический центр в п. Половинка

Географические названия – свидетели прошлого. Проект «Мой город».

Итоговое занятие в форме праздника «Мой край – Югра»

Литература.

  1. Гаврилова О.Н. Природа края. Животный мир. - Тюмень, 1997.
  2. Тарасов А.И. Эколого-ботанические экскурсии в природу,  Ханты-Мансийск, 1995.
  3. Экология Ханты-Мансийского автономного округа под ред. В.В.Плотникова.- Тюмень, 1997.
  4. Гаврилова О.Н.  Край родной. Азбука краеведения. – ООО «СВ-96», Екатеринбург, 2001.
  5. Гаврилова О.Н. Природа края. Растительный мир. - Тюмень, 1997.
  6. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Моя первая книга о животных. - М.: Дрофа, 1995.
  7. Шесталов Ю. Крик журавля. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1990.
  8. Рябинцев В.К. Природа Тюменского Севера. – Свердловск, 1991.
  9. Аквилева Г.Н.Клепинина З.А, Наблюдения и опыты на уроках природоведения – М.: Просвещение, 1988
  10. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. - Калуга: Полиграфист, 1996
  11. Егоренков Л.И, Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников . – М.: Аркти , 1999
  12. Кочнева С. А. 300 вопросов и ответов о Земле иВселенной.- Ярославль: Академия развития 1997
  13. Левитман М.Х. Экология – предмет : интересно или нет? – СПб.: Союз, 1998
  14. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  15. Плешаков А.А. Зеленый дом. М.: Просвещение, 1999
  16. Ремизова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый дом, - М.: Просвещение 1996.
  17. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. – М.: Новая школа, 1997
  18. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль: Академия развития, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса для учащихся 1-2 классов «Здоровейка»

Рабочая программа внеурочной деятельности по оздоровительногму направлению разработана на основе авторской программы "Здоровейка". Программа включает в себя знания, личностные ориентиры,  правила...

Курс для учащихся начальной школы по развитию творческих способностей

Курс содержит планирование по развитию творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)...

Учебная программа элективного курса для учащихся начальной школы "История России"

    Курс логически вписывается в общую систему образовательного процесса и имеет связь с другими предметами. Курс является интегрированным и реализует историческое, обществоведч...

Экологический праздник для учащихся начальных классов «Земля – наш дом, но не мы одни в нём живём».

Показ актуальности проблем охраны окружающей среды, развитие творческих способностей детей, активизация экологической деятельности через осмысление сделанного....

Элективный курс для учащихся начальной школы "Юный эколог"

Программа «Юный эколог» - имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Теоретические основы программы – исследования возраст...

Элективный курс для учащихся начальной школы "Я хочу читать"

Элективный курс ориентирован на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубоко...