Элективный курс для учащихся начальной школы "Я хочу читать"
рабочая программа (3, 4 класс)
Элективный курс ориентирован на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_ya_hochu_chitat.docx | 59.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по литературному чтению «Я хочу читать»
Рабочая программа по элективному курсу «Я хочу читать» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению.
Цели и задачи
Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения.
задачи:
- совершенствование навыка чтения учащихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся
Место курса «внеклассное чтение» в учебном плане
Во 2,3,4 классе-1 раз в неделю (34 часа).
Требования ФГОС по формированию универсальных учебных действий по работе с книгой
Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС . В примерной основной образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного уровней, в которые включены умения работать с книгой:
Выпускник научится:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | тема | Дата | |||
предметные умения | универсальные учебные действия | Деятельность учащихся | |||
Сказки | |||||
1. | Русская народная сказка «Золотой топор», «Ванюша и царевна» | Совершенствовать технику чтения, прежде всего понимание читаемого и выразительность. Совершенствовать поисковый способ чтения. Характеризовать персонажей. Выявлять мотивацию литературного персонажа. Определять и формулировать личное отношение к персонажам. | Формировать нравственно-этическую ориентацию. Приобщаться к национальной культуре. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Анализировать произведение с целью выявления мотивации персонажа. Анализировать поступки персонажей для определения личного отношения к ним. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывании. | Читают молча и, выразительно, вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Характеризуют персонажей. Выявляют мотивацию персонажа. Определяют и формулируют личное отношение к персонажам. Иллюстрируют прочитанное. | |
2. | Нанайская сказка «Айога» | Совершенствовать технику чтения, прежде всего понимание читаемого и правильность. Выявлять подтекст. Определять идею произведения. Подбирать пословицы по идейному смыслу. Делать пересказ с изменением лица рассказчика. Сравнивать произведения одного жанра. | Формировать нравственно-этические ориентиры. Планировать свои действия. Ориентироваться в тексте произведения. Выделять в прочитанном главное содержание. Анализировать произведение с целью выявления подтекста. Анализировать произведение с целью определения его идеи. Сравнивать произведения одного жанра. Соотносить произведение с пословицами по идейному содержанию. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. | Читают молча и, выразительно, вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Выявляют подтекст. Определяют идею произведения. Подбирают пословицы по смыслу. Делают творческий пересказ с изменением лица рассказчика. Сравнивают разные произведения одного жанра. | |
3. | Индонезийская сказка «Капиту- Музыкант» | Совершенствовать технику чтения, прежде всего правильность и выразительность. Совершенствовать поисковый способ чтения. Характеризовать персонажей. Выделять из текста эпизод. Составлять картинный план. Читать по ролям. Инсценировать. Сочинять свой текст по заданным параметрам. Определять тип сказки. | Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать навыки совместной деятельности. Создавать текст по заданным параметрам. | Читают молча, а также правильно и выразительно вслух. Читают выборочно. Обсуждают прочитанное. Характеризуют персонажей. Составляют картинный план. Выделяют из текста эпизод. Планируют свою учебную деятельность. Читают по ролям. Инсценируют прочитанное. Создают текст по заданным параметрам. Определяют и обосновывают тип сказки. Обсуждают успешность совместной деятельности. | |
4. | Австрийская сказка «Девочка и змея» Индийская сказка «Золотая рыбка» | ||||
5. | Ш. Перро «Спящая красавица» | Формировать воссоздающее воображение. Совершенствовать навык чтения, прежде всего правильность и выразительность. Анализировать заглавие текста. Прогнозировать читаемое. Читать выборочно. Формировать контекстное чтение, выявляя смысл устойчивых выражений. Характеризовать персонажей. Выявлять мотивацию персонажей. Выделять кульминационный эпизод. Определять идею текста. Подбирать пословицы, соответствующие прочитанному. Выявлять художественные языковые средства языка, использованные автором. Читать по ролям. Создавать собственный текст по заданным параметрам. Выбирать и читать книги по заданной теме. | Формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать способность к нравственной оценке поступков. Принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу. Формировать способность к самооценке. Формировать способность к оценке деятельности сверстников. Ориентироваться в тексте. Определять кульминационный эпизод текста. Ориентироваться в книгах. Анализировать заголовок произведения. Прогнозировать развитие действия. Анализировать контекст для выяснения смысла фразеологизмов. Анализировать текст с целью характеристики персонажей. Анализировать языковое оформление текста. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать свое мнение. Развивать навыки сотрудничества. Сочинять собственный текст по заданным жанру и теме. | Читают молча, а также вслух правильно и выразительно. Читают выборочно. Читают по ролям. Прогнозируют читаемое. Объясняют значения фразеологизмов, исходя из контекста. Характеризуют персонажей. Выявляют подтекст. Определяют идею текста. Подбирают пословицы, выражающие ту же идею, что и изученное произведение. Выявляют художественные языковые средства языка и определяют их роль в тексте. Выделяют кульминационный эпизод. Иллюстрируют прочитанное. Создают текст по заданным теме и жанру. Находят и читают книги по заданной теме. | |
6. | Д.Джекобс «Заколдованная принцесса». | ||||
7. | А.Н. Толстой «Иван-царевич и Алая-Алица» Е. Премяк «Пастух и скрипка» | ||||
8. | М. Пляцковский «Счастливый день» Г. Цыферов «Паровозик» | ||||
9. | В. Берестов «Честное гусеничное» Б.Ганаго «Две красоты» | ||||
Басни | |||||
10. | Эзоп «Ворона и лисица», «Черепаха и заяц». | Совершенствовать навык чтения, прежде всего осмысленность и выразительность. Читать выборочно. Характеризовать персонажей. Выявлять мотивацию персонажей. Определять и выражать личное отношение к персонажу. Определять идею текста, выраженную в виде морали. Соблюдать логические паузы, делать логическое ударение, владеть мелодикой голоса. Читать по ролям. Инсценировать прочитанное. Заучивать наизусть стихотворный текст. Систематизировать книги по заданным параметрам. Расширять читательский кругозор. | Формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать способность к неоднозначности нравственной оценки поступков персонажей. Развивать рефлексию. Принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу. Формировать способность к оценке поведения персонажей. Ориентироваться в тексте. Систематизировать книги. Анализировать текст с целью характеристики персонажей. Анализировать содержание текста для выявления подтекста. Вступать в дискуссию, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать свое мнение. Совершенствовать навыки учебного сотрудничества. | Читают вслух правильно и выразительно. Читают выборочно. Читают по ролям. Характеризуют персонажей. Выявляют подтекст. Определяют идею (мораль) текста. Инсценируют прочитанное. Заучивают наизусть стихотворный текст. Обмениваются читательским опытом. | |
11. | Эзоп «Комар и лев», И. Дмитриев «Лев и комар», И. Крылов «Скупой и курица» | ||||
12. | И.Крылов «Ворона и лисица», Л.Н. Толстой «Собака и ее тень», Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» | ||||
13. | Е. Пермяк «Про торопливую куницу и терпеливую синицу», С. Михалков «Жадный заяц» | ||||
Рассказы | |||||
14. | М. Пришвин «Лесная капель», С. Баруздин «Когда люди радуются» | Формировать навык чтения, прежде всего правильность и выразительность. Формировать поисковый способ чтения. Выявлять мотивацию поведения персонажей. Характеризовать персонажей. Определять личное отношение к персонажам. Выявлять причинно-следственные связи событий. Выделять из текста эпизод. Составлять цитатный план. Находить в тексте элементы сюжета. Соотносить пословицы с произведением. Соотносить иллюстрации и фрагменты текста. Читать по ролям. | Вырабатывать способность к нравственной оценке. Принимать и удерживать учебную задачу. Развивать умение контроля и самоконтроля. Ориентироваться в тексте. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Анализировать произведение для выявления мотивации поведения персонажей. Анализировать произведение для определения собственного отношения к персонажам. Анализировать произведение для выявления элементов сюжета. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать навыки учебного сотрудничества. | Читают правильно и выразительно. Читают выборочно. Определяют мотивацию поведения персонажей. Характеризуют персонажей. Определяют и обосновывают личное отношение к персонажам. Выявляют причинно-следственные связи событий. Анализируют цитатный план. Находят в тексте элементы сюжета. Соотносят пословицы с произведением. Соотносят иллюстрации и фрагменты текста. Читают по ролям. | |
15. | В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»» | ||||
16. | В. Осеева «Синие листья», Е Чарушин «Страшный рассказ» | ||||
17. | В.Драгунский «Куринный бульон» | ||||
18. | Н. Павлов «Случай с картошкой», Н. Надеждина «Картофель» | ||||
19. | О. Буцень «Мамины помощницы», Б. Емельянов «Надо и не хочется» | ||||
20. | С. Алексеев «Храм» | ||||
21. | С. Георгиевская «Галина мама» | ||||
22. | Л. Касиль «Таран», В. Коржиков «Амур» | ||||
Стихи | |||||
23. | А. Плещеев «Сельская песня», С. Дрожжин «Все зазеленело…», Ф. Тютчев «Весенние воды» | Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность. Совершенствовать поисковый способ чтения. Совершенствовать контекстный способ чтения. Формировать воссоздающее воображение. Определять эмоциональный характер произведения. Наблюдать за использованием разнообразных средств языковой выразительности. Обогащать словарный запас. Сравнивать поэтические тексты разных авторов по заданным параметрам. Иллюстрировать прочитанное. Заучивать наизусть. Составлять рассказ по пейзажной картине. Ориентироваться в книгах по заданным параметрам. | Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. Формировать экологическое сознание. Следовать инструкции. Контролировать свои учебные действия. Развивать способность к самооценке. Ориентироваться в тексте произведения. Ориентироваться в группе произведений. Ориентироваться в книгах. Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. Сравнивать поэтические тексты разных авторов. Ранжировать произведения по заданным параметрам. Систематизировать книги по заданным параметрам. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Создавать рассказ по картине. | Читают молча и выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Наблюдают за точностью использования слов в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием эпитета в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием сравнения в художественно организованной речи. Сравнивают поэтические тексты разных авторов по заданным параметрам. Иллюстрируют прочитанное. Заучивают наизусть. Составляют рассказ по пейзажной картине. Систематизируют книги по заданным параметрам. | |
24. | А. Майков «Христос воскрес!», А.Фет «Летний вечер», Е. Трутнева «Осень», | ||||
25. | Е.Благинина «Улетают…», А. Пушкин «Зимнее утро», С. Есенин «Разгулялась вьюга…», Д. Хармс «Как Володя быстро под гору летел», М. Цветаева «У кроватки», Дж.Родари «Лежебока», Е. Благинина «Шинель». | ||||
26. | В. Лебедев – Кумач «В селе…» | ||||
Познавательная литература | |||||
27. | Н. Орлова «Иоанн IV Васильевич Грозный» | Формировать навык чтения, прежде всего осмысленность и выразительность. Формировать поисковый способ чтения. Выявлять мотивацию поведения персонажей. Характеризовать персонажей. Определять личное отношение к персонажам. Определять отношение автора к персонажам. Выявлять подтекст. Выявлять причинно-следственные связи событий. Выделять из текста эпизод. Наблюдать над ролью пейзажного описания. Читать по ролям. | Вырабатывать способность к нравственной оценке. Принимать и удерживать учебную задачу. Развивать умение контроля и самоконтроля. Ориентироваться в тексте. Анализировать произведение для выявления мотивации поведения персонажей. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Анализировать произведение для определения собственного отношения к персонажам. Анализировать произведение для определения отношения автора к персонажам. Анализировать произведение для выявления подтекста. Анализировать произведение для определения роли пейзажного описания. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать навыки учебного сотрудничества.
| Читают правильно и выразительно. Читают выборочно. Определяют мотивацию поведения персонажей. Характеризуют персонажей. Определяют и обосновывают личное отношение к персонажам. Определяют отношение автора к персонажам. Выявляют причинно-следственные связи событий. Выявляют подтекст. Выделяют из текста эпизод. Наблюдают над ролью пейзажного описания. Читают по ролям. | |
28 | Детство Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря» | ||||
29 | Б. Сергеев «Сон приходит на порог» | ||||
30 | А. Ликум «Кто первый написал музыку?», « Какой кит самый большой?», А. Целлариус «Три тысячи змей», | ||||
31 | Ю. Аракчеев «Веселое лето», | ||||
32 | А. Леонович «Где «родился» паровоз?» | ||||
33 | Сочинение «Моя любимая книга» | ||||
34. | Читательская конференция |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | тема | Дата | |||
предметные умения | универсальные учебные действия | Деятельность учащихся | |||
1. | Самые интересные книги, прочитанные летом. | Получат представление о библиотеке, научатся рассказывать о своей домашней библиотеке. | осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; -принимать и сохранять учебную задачу; | Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. На основе названия текста определяют его содержание. Читают текст самостоятельно. Сравнивают высказанные предположения с прочитанным содержанием. Называют героев произведения | |
2. | Русская народная сказка «Несмеяна – царевна» | Совершенствовать технику чтения, прежде всего понимание читаемого и выразительность. Совершенствовать поисковый способ чтения. Характеризовать персонажей. Выявлять мотивацию литературного персонажа. Определять и формулировать личное отношение к персонажам. | Формировать нравственно-этическую ориентацию. Приобщаться к национальной культуре. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Анализировать произведение с целью выявления мотивации персонажа. Анализировать поступки персонажей для определения личного отношения к ним. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. | Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Рассказывают по рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Соотносят книги и рисунки, книги и текст | |
3. | Английская сказка «Джек и бобовый стебель» | Формировать навык чтения, прежде всего правильность и выразительность. Совершенствовать воссоздающее воображение. Прогнозировать характер произведения. Формировать поисковый способ чтения. Характеризовать персонажей. Определять личное отношение к персонажам. Пересказывать прочитанное. Читать по ролям. Иллюстрировать прочитанное. | Вырабатывать способность к нравственной оценке. Развивать рефлексию. Развивать эмпатию. Прогнозировать. Развивать умение контроля и самоконтроля. Развивать способность к самооценке. Ориентироваться в тексте произведения. Прогнозировать содержание текста перед чтением. Анализировать произведение с целью определения его идеи. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Сопоставлять разные произведения общей тематики. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать навыки сотрудничества. Пересказывать прочитанное. | Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя сравнивать сюжеты сказок разных стран; -объяснять значение незнакомых слов; -определять героев произведений; | |
4. | Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | Формировать навык чтения, прежде всего правильность и выразительность. Формировать воссоздающее воображение. Определять эмоциональный характер произведения. Определять личное отношение к персонажам. Характеризовать персонажей. Выявлять причинно-следственные связи. Выделять эпизод. Выявлять идею произведения. Наблюдать за использованием такого средства языковой выразительности, как художественный повтор. Выделять в тексте, определять роль в художественной речи. Делать художественный творческий пересказ (от иного лица). Иллюстрировать прочитанное (словесно). | Формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать эмпатию. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Формировать способность к самоконтролю. Ориентироваться в тексте произведения. Ранжировать информацию. Анализировать произведение с целью определения мотивации персонажей. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Анализировать произведение для определения идеи произведения. Анализировать произведение с целью наблюдения над использованием языковых средств. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Пересказывать прочитанное. | Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя инсценировать литературные сказки зарубежных писателей; -находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; -пересказывать подробно сказку , называть волшебные события и предметы в сказке; | |
5. | Сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» | Формировать навык чтения, прежде всего осмысленность и выразительность. Формировать воссоздающее воображение. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять эмоциональный характер текста. Определять мотивацию персонажей. Характеризовать персонажей. Выявлять причинно-следственные связи событий. Выявлять идею произведения. Иллюстрировать прочитанное. | Формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать способность к нравственной оценке поступков. Развивать рефлексию. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Планировать свою деятельность. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью определения мотивации персонажей. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. Анализировать произведение для определения идеи произведения. Обобщать прочитанное. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Делиться с одноклассниками читательским опытом. | Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Рассматривают портрет А.С. Пушкина. Рассматривают выставку книг — сказок А.С. Пушкина; выбирают из представленных на выставке книгах знакомые. Определить название сказки на основе иллюстрации. Читают самостоятельно отрывок из сказки. Определить, из какой книги прочитанный отрывок. Выбирают, какую книгу со сказками читать и почему читать именно эту книгу | |
6. | Дж. Родари «Волшебный барабан» | Формировать все качества навыка чтения. Совершенствовать воссоздающее воображение. Формировать поисковый способ чтения. Характеризовать персонажей. Наблюдать за использованием приема противопоставления. Опираться на ключевые слова. Определять идею произведения. Пересказывать прочитанное. Ориентироваться в книгах. Иллюстрировать прочитанное. | Формировать нравственно-этические ориентиры. Вырабатывать способность к нравственной оценке. Развивать способность к самооценке. Принимать и удерживать учебную задачу. Ориентироваться в тексте. Ориентироваться в книгах. Сравнивать персонажей. Анализировать произведение с целью определения его идеи. Сопоставлять разные произведения общей тематики. Обобщать прочитанные произведения одного раздела. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Учитывать мнение сверстников. Формировать навыки сотрудничества. | Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя Воспринимают на слух художественное произведение пересказывать текст подробно, выборочно; -характеризовать героев басни на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое | |
Басни | |||||
7. | Эзоп «Бесхвостая лисица», «Лев и Лисица», «Лев и медведь». | Совершенствовать технику чтения, прежде всего понимание и выразительность. Совершенствовать поисковый способ чтения. Характеризовать персонажей. Определять личное отношение к персонажам. Выявлять идею произведения (мораль). Соотносить пословицы с текстом. Читать по ролям. Сравнивать произведения по их идейному содержанию. Создавать текст с заданной идеей. Заучивать наизусть. | Формировать нравственно-этическую ориентацию. Формировать способность ставить перед собой исполнительскую задачу и следовать ей. Развивать навык самоконтроля при чтении. Ориентироваться в тексте. Анализировать текст для выявления мотивации, причинно-следственных связей. Сравнивать произведения по идейному содержанию. Обобщать прочитанное. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Прислушиваться к мнению одноклассников. Формировать навыки сотрудничества. Составлять высказывание определенной идейной направленности. | Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя Воспринимают на слух художественное произведение пересказывать текст подробно, выборочно; -характеризовать героев басни на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое | |
8. | И.А. Крылов «Осёл и соловей». | ||||
9. | Л.Н. Толстой «Цапля, рыбы и рак». С.В. Михалков «Белые перчатки». | ||||
Мифы | |||||
10. | Миф «Человек в одной сандалии». | Формировать воссоздающее воображение. Совершенствовать качество понимания читаемого, а также правильность и выразительность чтения. Читать выборочно. Формировать контекстное чтение, выявляя смысл устойчивых выражений. Расширять словарный запас. Выявлять главных и второстепенных персонажей. Характеризовать персонажей. Выявлять подтекст, мотивацию. Определять идею текста. Пересказывать прочитанное. | Формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать способность к нравственной оценке поступков. Принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу. Формировать способность к самооценке. Формировать способность к оценке деятельности сверстников. Ориентироваться в тексте. Ранжировать персонажей по их роли в тексте. Анализировать текст с целью характеристики персонажей. Анализировать текст для выявления подтекста. Обобщать прочитанное. Сравнивать прочитанные произведения. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать свое мнение. | Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя . Анализируют книги на выставке в соответствии с темой раздела. . Воспринимают на слух художественное произведение Читают произведение с выражением. Сравнивают художественный и научно-популярный текст Читают , отражая характер героя произведения Находят слова, которые отражают характер героя | |
11. | Миф «Как Геракл в один день очистил стойла царя Авгия» | ||||
12. | Миф «Геракл доходит до края света и достает яблоки Гесперид». | ||||
Былины | |||||
13. | Добрыня. | Формировать навык чтения, прежде всего правильность и выразительность. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять личное отношение к персонажам. Определять мотивацию персонажей. Характеризовать персонажей. Выявлять художественные особенности былин (построения, языка). Выявлять идею произведения. | Формировать нравственно-этические ориентиры. Принимать, удерживать и выполнять поставленную учебную задачу. Формировать способность к оценке и самооценке. ( Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение для определения мотивации персонажей. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Анализировать произведение для определения идеи произведения. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. | Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя . Анализируют книги на выставке в соответствии с темой раздела. . Воспринимают на слух художественное произведение Читают произведение с выражением. Сравнивают художественный и научно-популярный текст Читают , отражая характер героя произведения Находят слова, которые отражают характер героя | |
14. | «Бой с басурманской ратью под Киевом» | ||||
15. | «Илья Муромец и Калин-Царь» | ||||
Произведения на библейские темы | |||||
16. | Вавилонская башня. | Формировать навык чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения. Анализировать заглавие произведения. Определять мотивацию персонажей. Характеризовать персонажей. Выявлять причинно-следственные связи. Выявлять подтекст. Определять тему текста. Выявлять идею произведения. Сравнивать персонажей из разных произведений. Создавать продолжение текста. | Формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать рефлексию. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать заглавие произведения. Анализировать произведение с целью определения мотивации персонажей. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. Анализировать произведение для определения темы произведения. Анализировать произведение для определения идеи произведения. Сравнивать персонажей из разных произведений. Обобщать прочитанное. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Создавать продолжение текста. | Читают правильно и выразительно. Читают выборочно. Анализируют заглавие произведения. Определяют мотивацию персонажей. Характеризуют персонажей. Выявляют причинно-следственные связи. Выявляют подтекст. Определяют тему текста. Выявляют идею произведения. Определяют жанр произведения. Сравнивают персонажей из разных произведений. Создают продолжение текста. | |
17. | А. Мень «Благовещенье» | ||||
18. | А. Мень « Главная Заповедь» | ||||
19. | А. Владимиров «Молитва» | ||||
Пьесы | |||||
20. | С.В. Михалков «Как медведь трубку курил» | Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего - осмысленность, беглость и выразительность. Читать выборочно. Читать по ролям. Выделять эпизод. Определять эмоциональное состояние персонажа. Выбирать эмоциональный тон голоса, необходимый для передачи эмоционального содержания произведения. | Вырабатывать нравственные ориентиры. Формировать способность к самооценке. Формировать способность к оценке деятельности сверстников. Ориентироваться в тексте. Ранжировать персонажей по их роли в тексте. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать своё мнение. Учитывать мнение окружающих. | Читают правильно, бегло и выразительно. Читают по ролям. Читают выборочно. Определяют эмоциональное состояние персонажа и его причины. Читают выразительно, передавая эмоциональный и смысловой характер читаемого. Анализируют и оценивают качество собственного выразительного чтения и выразительного чтения одноклассников. | |
Рассказы | |||||
21. | К.Г.Паустовский «Подарок» | Формировать навык чтения, прежде всего осмысленность, правильность и выразительность. Формировать поисковый способ чтения. Выявлять мотивацию поведения персонажей. Характеризовать персонажей. Определять личное отношение к персонажам. Определять отношение автора к персонажам. Выявлять подтекст. Выявлять причинно-следственные связи событий. Определять идею произведения. Соотносить пословицы с произведением. Озаглавливать части текста. Читать по ролям. Инсценировать прочитанное. | Формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать рефлексию. Принимать и удерживать учебную задачу. Развивать способность к контролю и самоконтролю. Ориентироваться в тексте. Анализировать произведение для выявления мотивации поведения персонажей. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Анализировать произведение для определения собственного отношения к персонажам. Анализировать произведение для определения отношения автора к персонажам. Анализировать произведение для выявления подтекста. ( Анализировать произведение для определения идеи текста. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать навыки учебного сотрудничества. | Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя Читают рассказы, стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличают юмористическое произведение; находят характерные черты юмористического текста. Определяют настроение автора. Объясняют смысл названия произведения. Придумывают свои заголовки. Находят слова, которые отражают характер героя. Передают при чтении настроение стихотворения. Читают по ролям, отражая характер героя произведения. | |
22. | Н.Н. Носов «Федина задача». Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». | ||||
23. | С.П. Алексеев «Подвиг у Дубосекова». | ||||
24. | С.П. Алексеев «Отдельный танковый батальон». А.В. Митяев «Куриная слепота». | ||||
Стихи | |||||
25. | А.К. Толстой «Благовест». С.Д. Дрожжин «Распустились почки…» А.А.Фет «Бабочка», К.Д. Бальмот «Шорохи», С.А. Есенин «Звезды», С.Я. Маршак «Ландыш». | Совершенствовать выразительность чтения. Формировать воссоздающее воображение. Определять эмоциональный характер произведения. Наблюдать за использованием средств языковой выразительности (точностью использования слов, метафорой, сравнением, эпитетом, повтором). Наблюдать над особенностями синтаксической организации стихотворной речи. Подбирать сравнения на заданную тему. Соотносить иллюстрации с фрагментами текстов. Иллюстрировать прочитанное. | Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. Контролировать себя при чтении. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. | Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя Сравнивают стихотворения разных писателей. Читают вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находят в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдают за ритмом стихотворного произведения, сравнивают ритмический рисунок разных стихотворений. поэтов на одну и ту же тему | |
26. | О.Е. Григорьев «Человек с зонтом», Б.В. Заходер «Переменка», М.С. Пляцковский «Доска объявлений». | ||||
Познавательная литература. | |||||
27. | А.Н. Томилин «Почему планета светится?», В.Г. Сурдин «Где ночевала тучка золотая?», В.Г. «Почему звезды мерцают?» | Формировать навык чтения, прежде всего осмысленность. Формировать воссоздающее воображение. Расширять словарный запас. Определять личное отношение к персонажам. Характеризовать персонажа. Выявлять подтекст. Выявлять причинно-следственные связи. Определять тему произведения. Выявлять идею произведения. Наблюдать над использованием выразительных языковых средств в художественно организованной речи (эпитетов, сравнений, олицетворений и др.). Иллюстрировать прочитанное. | Формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать рефлексию. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью определения личного отношения к персонажам. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Анализировать произведение с целью выявления подтекста. Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. Анализировать произведение для определения темы произведения. Анализировать произведение для определения идеи произведения. Анализировать произведение для наблюдения над художественными особенностями произведения. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. | Читают молча и вслух. Отвечают на вопросы к произведению. Расширяют словарный запас. Определяют личное отношение к персонажам. Характеризуют персонажа. Выявляют подтекст. Выявляют причинно-следственные связи. Определяют идею произведения. Наблюдают над использованием выразительных языковых средств в художественно организованной речи. Иллюстрируют прочитанное. | |
28. | Л.А. Багрова «Франция», | ||||
29. | Л.А. Багрова «Почему в лесу только листья ландаша?», «Почему березы белые?» | ||||
30. | Е.Н. Грицак, М.И. Ткач «Колокол» Н.Г. «Костяное ребро конька»» М. Шпагин «Секретное мороженое». | ||||
31. | А. Ликум «Когда была написана первая книга?», А.Ликум «Кто изобрел книгопечатание?». В. Силовьев «От слов книжных мудрость обретаем…» | ||||
32. | С. Толстой «Как я помню Льва Николаевича Толстого и чему он меня учил». | ||||
33. | С.Я. Маршак «Сила жизни». | ||||
34. | Обобщающий урок. Читательская конференция. | Принимают учебную задачу урока. Осуществляютрешение учебной задачи под руководством учителя проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса для учащихся начальных классов "Моя земля - Югра"
Данная программа является необходимой частью курса "Окружающий мир". Знакомит учащихся с особенностями природы свего края, традициями народа и историей земли Югорской....
Рабочая программа элективного курса «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ» для начальной школы
Целью элективного курса «Человекознание» является приобщение учащихся к основам психологической, валеологической и нравственной культуры.Основной предмет изучения — личная жизнь, вну...
Курс для учащихся начальной школы по развитию творческих способностей
Курс содержит планирование по развитию творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)...
Учебная программа элективного курса для учащихся начальной школы "История России"
Курс логически вписывается в общую систему образовательного процесса и имеет связь с другими предметами. Курс является интегрированным и реализует историческое, обществоведч...
Элективный курс для учащихся начальной школы "Юный эколог"
Программа «Юный эколог» - имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Теоретические основы программы – исследования возраст...
Интеллектуальная игра для учащихся начальных классов «Хочу всё знать»
Интеллектуальная игра для начальных классов "Хочу всё знать" проводится с целью развития познавательного интереса учащихся. активизации мыслительной деятельности; создания условий для практи...