Учебная программа элективного курса для учащихся начальной школы "История России"
элективный курс по истории (4 класс) на тему
Курс логически вписывается в общую систему образовательного процесса и имеет связь с другими предметами. Курс является интегрированным и реализует историческое, обществоведческое и страноведческое содержание образовательной области «Обществознание» в начальной школе. Он опирается на знания, полученные младшими школьниками в 1-2 классах из курса «Окружающий мир».
Темы для изучения курса «История России» отобраны с учётом возрастных возможностей школьников. Исторический материал курса даётся в хронологической последовательности: с древности до современности, по периодам. Это способствует созданию у мл. школьников конкретных образов об исторических эпохах, формированию историко-временных представлений, помогающих детям преодолевать присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего. В программе курса даются предложения по привлечению на занятиях регионального материала. Он даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику. Такое соединение близкого детям материала с далёким даёт им представление о тесной связи истории Отечества и родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
«История России»
Учебная программа элективного курса для начальной школы
Автор: Егорова О.В.
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №5» г. Сатка
Саткинского района
Челябинской области
Сатка 2008
Курс «История России»
пояснительная записка
Тип и вид элективного курса:
историко-обществоведческий, пропедевтический
Цели изучения курса:
1. Формировать у детей интерес к прошлому и настоящему родной
страны.
2. Формировать у детей представление об историческом процессе,
об окружающем их мире.
Задачи изучения курса:
1. Предварительное знакомство учащихся с далёким и недавним прошлым родной страны и края.
2. Создание у младших школьников конкретных образов об исторических эпохах, формированию историко-временных представлений.
3. Развитие познавательного интереса младших школьников к изучаемому предмету.
4. Воспитание любви к Отечеству и родному краю, уважения к истории и культуре народов России.
5. Оказание нравственного воздействия на личность учащихся, расширение их социального опыта.
Методологическую основу курса составляют небольшие беседы с использованием иллюстраций, исторических карт; отрывки из исторических документов, литературных памятников, воспоминаний современников и др.
Место и роль курса.
Курс логически вписывается в общую систему образовательного процесса и имеет связь с другими предметами. Курс является интегрированным и реализует историческое, обществоведческое и страноведческое содержание образовательной области «Обществознание» в начальной школе. Он опирается на знания, полученные младшими школьниками в 1-2 классах из курса «Окружающий мир».
Занятия проводятся 2раза в неделю, количества часов – 34. Категория обучающихся – учащиеся 3-х классов. Программа составлена с использованием пособия Ворожейкиной Н.И. Пропедевтический курс истории в начальной школе: беседы с учителем.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
Обоснование отбора содержания образования.
Темы для изучения курса «История России» отобраны с учётом возрастных возможностей школьников. Исторический материал курса даётся в хронологической последовательности: с древности до современности, по периодам. Это способствует созданию у мл. школьников конкретных образов об исторических эпохах, формированию историко-временных представлений, помогающих детям преодолевать присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего. В программе курса даются предложения по привлечению на занятиях регионального материала. Он даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику. Такое соединение близкого детям материала с далёким даёт им представление о тесной связи истории Отечества и родного края.
Общие характеристики содержания обучения.
Для активизации процесса обучения и воспитания используются различные методы и приёмы:
- рассказ;
- беседы с заданиями, требующие привлечение знаний из внешкольных источников информации;
- вопросы и задания репродуктивного и продуктивного, творческого характера;
- загадки, кроссворды, пословицы и поговорки;
- иллюстрации: рисунки, портреты исторических деятелей, карты;
- работа с терминами, хронологические задания;
- рисунки, раскрывающие термины;
- изложение содержания, такие как повествование и описание;
- игры – состязания.
Содержание учебного исторического материала должно стать основой для дальнейшего изучения истории в средней школе.
Основные знания и умения:
Дети должны уметь воспроизводить знания, в том числе:
называть:
- Основной Закон страны;
- народы, населяющие Россию (не менее трёх);
перечислять:
- права ребёнка;
различать и сравнивать:
- элементарные этические и эстетические понятия (добро-
зло, трудолюбие-леность и др.);
- государственную символику современной России;
приводить примеры:
- исторических и культурных памятников страны;
- достопримечательностей родного края;
- государственных праздников Российской Федерации.
Решать учебные и практические задачи:
- определять последовательность исторических событий;
- соотносить год с веком;
- показывать на исторической и современной картах России
территорию государства, крупные города, места историчес-
ких событий;
- рассказывать о родной стране, её столице;
- рассказывать о наиболее важных событиях в истории Оте-
чества.
Выявление уровня освоенности содержания проводится в занимательной форме в виде творческих заданий, решения простейших экономических задач, выполнения проектов, экономических викторин.
Форма оценивания: зачётная система, самооценивание.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во ч. | Теоретические формы реализации программы | Практические формы реализации программы | Формы Контролям |
Введение в историю. | 3ч. | ||||
1. | Что изучает история Отечества, родного края. | 1ч. | Беседа | Работа с рисунком-схемой | |
2. | Счёт лет в истории. | 1ч. | Рассказ,беседа | Хронологич.задачи | |
3. | Как люди узнают о прошлом. | 1ч. | Рассказ | Работа с иллюстрацими | Опрос |
Древняя Русь. | 8ч. | ||||
4. | Восточные славяне. | 1ч. | Чтение | Вопросы | |
5. | Русь при первых князях. | 1ч. | Рассказ, слов.работа | Карта, иллюстрации | |
6. | Древний Новгород. | 1ч. | Учебная игра | Карта,иллюстрации | |
7. | Владимиро-суздальская земля.Древняя Москва. | 1ч. | Чтение,рассказ | Сравнение | |
8. | Батыево нашествие. | 1ч. | Беседа,слов.работа | Карта | Задания |
9. | Борьба Руси с нем. и швед. захватчиками. | 1ч. | Рассказ | Игра | Опрос |
10. | Родной край в древности. | 1ч. | Рассказ, беседа | Экскурсия | |
11. | Повторение темы. | 1ч. | Беседа,работа с терминами | Карта, кроссворд | Задания |
Московская Русь | 6ч. | ||||
12. | Москва-центр объединения русских земель | 1ч. | Беседа | Работа с картой | |
13. | Куликовская битва | 1ч. | Чтение | Иллюстрации | |
14. | Иконописец Андрей Рублёв | 1ч. | Рассказ | Иллюстрации | Творч.задания |
15. | Русский город времён Московской Руси | 1ч. | Беседа | Иллюстрации, карта | |
16. | Московское государство при Иване Грозном | 1ч. | Рассказ, термины | Фотографии | |
17. | Повторение темы. | 1ч. | Дискуссия, краеведение | Карта,иллюстрац | Игра-состяз. |
Россия | 6ч. | ||||
18. | Защита Отечества от иноземных захватчиков. | 1ч. | Понятия, термины | Работа с картой | |
19. | Жизнь и быт царской семьи. | 1ч. | Рассказ | Иллюстрации | |
20. | Жизнь и быт горожан и крестьян. | 1ч. | Беседа | Сравнение | Задания |
21. | Русские землепроходцы. | 1ч. | Рассказ | Иллюстрации | |
22. | Образование в России в 17веке. | 1ч. | Беседа | Рисунки | Проект |
23. | Повторение темы. | 1ч. | Дискуссия | Игра-состязание | |
Российская империя | 11ч. | ||||
24. | Пётр 1 и его преобразования | 1ч. | Беседа | Составление характеристики | |
25. | Первый русский академик | 1ч. | Рассказ | ||
26. | Россия в царствование Екатерины 2. | 1ч. | Рассказ, беседа | Сравнение | |
27. | Воинская слава России.А.В.Суворов | 1ч. | Рассказ | Иллюстрации,пословицы | Творческие задания |
28. | Отечественная война 1812года. | 1ч. | Беседа, работа с терминами | Карта, хронологические задания | |
29. | «Золотой век»русской литературы. | 1ч. | Чтение,рассказ | Декламирование | Творческие задания |
30. | Освобождение крестьян от крепостной зависимости. | 1ч. | Чтение, расказ | Хронологические задания | |
31. | Расцвет русской музыки и живописи | 1ч. | Рассказ | Иллюстрации, прослушивание | Проект |
32. | Конец Российской империи | 1ч. | Беседа | Вопросы, работа с картой. | |
33. | Родной край в 18-нач.20 века. | 1ч. | Рассказ, беседа | Фото, иллюстрации | |
34. | Повторение темы. | 1ч. | Дискуссия | Игра-путешествие |
Содержание программы.
Раздел 1. Что изучает история Отечества, родного края. Счёт лет в
истории. «Лента времени». Как люди узнают о прошлом.
Исторические источники. Понятия и термины: история,
Родина, Отечество, летосчисление, век, археологи, перга –
мен, берестяные грамоты.
Раздел 2: Жизнь и быт, занятия, религия восточнославянских пле –
мён, жителей древнерусских городов; дать представле –
ние о древнерусском государстве, памятниках культуры;
героизм наших предков в борьбе с захватчиками.
Раздел 3: Усиление Московского княжества, рост его территории;
Становление и развитие Московского государства, жизнь
и быт его населения. Куликовская битва как наиболее зна
чимое событие в истории Отечества. Иконы, церковная и
гражданская архитектура Московской Руси.
Раздел 4: Жизнь, быт, культура, военная слава наших предков в 18-
19в.; необходимость отмены крепостного права, переме –
ны, произошедшие после него. Причины и последствия
Февральской революции. Исторические личности: Пётр 1,
Екатерина 2, М.В.Ломоносов, А.В.Суворов, М.И.Кутузов,
А.С.Пушкин, П.М.Третьяков и др.
Прогнозируемый результат обучения: самостоятельная учебно-познавательная деятельность, творческая познавательная деятельность с успешной презентацией.
Литература:
1. Приказ Министерства РФ № 1235 от19.05 1998г.
2.Ворожейкина Н.И. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России для 3 класса четырёхлетней начальной школы.Издательство «Ассоциация 21 век». Смоленск, 2001.
3. Ворожейкина Н.И. Пропедевтический курс истории в начальной школе:беседы с учителем.- Смоленск: Ассоциация 21век, 2006.
4. Воржейкина Н.И. Рабочая тетрадь по истории России, 3 класс.- С.: Ассоциация 21 век, 1999г.
5. Ишимова А.О. История России для детей.- М.-Мн., 1993г.
6. Трапезникова Г.П. История нашей Родины(методические рекомендации для учителей нач.классов).- Златоуст,1997г.
7.Ермильченко Н.В. История Москвы.: Белый город. – М.: 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ» для начальной школы
Целью элективного курса «Человекознание» является приобщение учащихся к основам психологической, валеологической и нравственной культуры.Основной предмет изучения — личная жизнь, вну...
Программа элективного курса по математике «Наглядная геометрия» для учащихся начальных классов.
Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у млад...
Учебная программа элективного курса по математике "Решение логических задач" (2,4) классы
Учебная программа«Решение логических задач»(элективный курс по математике для учащихся 2 и 4 классов на 34 часа)...
Элективный курс для учащихся начальной школы "Юный эколог"
Программа «Юный эколог» - имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Теоретические основы программы – исследования возраст...
Элективный курс для учащихся начальной школы "Я хочу читать"
Элективный курс ориентирован на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубоко...
«Влияние типов учебных программ на качество знаний учащихся начальных классов»
Проблемы современных школ.Какое УМК выбрать?...