Элективный курс для учащихся начальной школы по краеведению «Моя малая Родина»
элективный курс (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования Карталинского муниципального района
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 31
ПРОГРАММА
элективного курса для учащихся начальной школы по краеведению
«Моя малая Родина»
г. Карталы
Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это – самый массовый вид науки.
Д.С. Лихачев
Пояснительная записка
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Моя малая Родина» - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места, исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведческой деятельности говорили и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского.
Сегодня под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:
- Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
- в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Программа элективного курса по краеведению «Челябинский Урал» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»,
- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,
- Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования,
- Концепция региональной национальной политики в Челябинской области,
- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на период 2006-2010 гг.
Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Курс призван обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости южноуральцев, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Элективный курс «Моя малая Родина» направлен на активизацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся в мероприятиях, посвящённых 75-летию Челябинской области, 65-летию города Карталы.
Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:
- пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
- воспитание любви к природе родного края;
- формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
- стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.
Задачи программы:
- совершенствование воспитательной работы, организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;
- создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
- поиск социальных партнеров и установление тесных связей с учреждениями образования, культуры и спорта;
- формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Принципы и подходы, лежащие в основе курса:
- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- дифференцированность
- практическая направленность
- креативность
Социальными партнерами школы выступают родители, учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, библиотеки), спорта.
Образовательным результатом программы будет:
- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания по истории и культуре родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
- способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Курс «Моя малая Родина» рассчитан на 4 года (период обучения в начальной школе) 30 часов в год и предполагает обогащение содержания и совершенствование форм работы.
Направления деятельности и предполагаемые формы работы:
В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.
Изучение Южного Урала по направлениям:
- географии
- экологии
- истории
- литературы
Организация проведения занятий
Особенностью данного курса является организация продуктивной и оптимальной технологии (применительно к возрастным особенностям младших школьников) – проектной деятельности, которая подразумевает индивидуальную и коллективно-творческую деятельности учащихся совместно с родителями, старшеклассниками по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:
- предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;
- обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;
- предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
- служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;
- включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Этапы творческого процесса имеют отчетливо выраженные промежуточные результаты:
- обоснование, осознание и принятие идеи (результат: принятая идея – задача), технологическая обработка идеи (результат: ее доведение до возможности практической реализации);
- практическая работа над идеей (результат: практическая реализация);
- апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи (результат: анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества).
Формы работы:
- уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, музыки;
- система внеклассной работы:
- совместная деятельность с родителями;
- классные часы;
- фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;
- художественное творчество учащихся;
- выпуск газет, листовок;
- экскурсии и походы по родному краю;
- устные журналы, беседы;
- деловые игры;
- встречи с ветеранами, Уроки мужества;
- просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;
- сбор и оформление материалов для школьного музея;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы,
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- походы, спортивные турниры, дни здоровья.
Мониторинг уровня овладения программой
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;
- участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, города;
- презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
- анкетирование родителей и учащихся.
Этапы деятельности учителя и обучающихся:
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, родителей, старшеклассников, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Элективный курс может быть рекомендован к использованию учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования.
Учебно-тематический план
элективного курса «Моя малая Родина»
1год обучения. Основы знаний географии родного края
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Содержание, основные понятия, идеи | Деятельность участников проекта | Итоговая работа |
Тематический блок №1.«Живу я в глубине России». | |||||
1. | «Наш край на карте». | 7 | Наш край на карте России, Южного Урала, Челябинской области. Поверхность нашего края. | Работа с литературой. Фотовыставка поверхности нашего края. Работа с контурной картой. | Страницы проекта «Язык земли». |
2. | Полезные ископаемые нашего края. | 7 | История образования Уральских гор. Полезные ископаемые Челябинского Урала, Карталинского района. | Работа с литературой: башкирская народная сказка о происхождении Уральских гор, «Сказы об Урале», чтение энциклопедий. Изображение Уральских гор. Ознакомление с образцами полезных ископаемых, изучение их свойств. Экскурсия в городской краеведческий музей. | Страницы проекта «В подземных кладовых Челябинского Урала». |
3. | Климат нашего края. Водоёмы нашего края. Почвы нашего края. | 8 | Континентальный климат. Роль водоёмов в жизни района с недостаточной влажностью. Особенности почвы степной зоны района. Охрана почв. | Экскурсия на метеостанцию города. Сбор информации о климате района. Изучение почв района. Составление памятки «Как защитить почву». Экскурсия на ближайший водоём (фотосъёмка). Экологический субботник на водоёме. | Страницы проекта «У природы нет плохой погоды». Страницы проекта «Голубые глаза Челябинского Урала». Страницы проекта «Земля-кормилица». |
4. | Растения нашего края. Животные нашего края. | 8 | Растения, животные нашего края. Полевые культуры, садовые культуры. Животные Карталинского района. | Игры: «Угадай растение», «Угадай животное», лото «Взаимосвязь между растениями и животными». Сбор гербария «Злаковые растения». Игра «Узнай меня по крупе». Рисунки детей, фотографии. Составление книжки-малышки из фотографий «Какие фрукты, овощи и ягоды растут на наших садовых участках». Сочинения: «Как я помогал сажать картошку», «Моя грядка в огороде», «На нашем подворье». Загадки «Домашние животные». Экскурсия «Растения родного края». Экскурсия в краеведческий музей «Животные родного края». | Страницы проекта «Растения и животные нашего края». |
Итого: | 30 |
2 год обучения. Экология родного края
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Содержание, основные понятия, идеи | Деятельность участников проекта | Итоговая работа |
Тематический блок № .2 «Сбережём природу своего края». | |||||
1. | Растения и животные вокруг нас: - животные и птицы, - насекомые, - растения. | 5 | Птицы зимующие, перелётные, кочующие. Насекомые: бабочки, жуки, сетчатокрылые, перепончатокрылые, двукрылые клопы. Деревья, кустарники, травянистые растения, цветы. | Обследование пришкольной территории, наблюдение за растениями, насекомыми, животными и птицами. Описание растений в условиях изменения факторов окружающей среды – «живые барометры». Коллекция осенних листьев. Изготовление кормушек для птиц. | Страницы проекта «Жалобная книга растений и животных Карталинского района». |
2. | Природные сообщества: - лес, - степь, - водоём. | 5 | Животные леса, степи. Прибрежные и водные животные. | План-схема «жителей» природных сообществ. Рисунки, загадки, выпуск газет, фото и видеосъёмка. Название рек Карталинского района. Моё путешествие по реке: местный ручей – Атлантический океан (план-схема). | Страницы проекта «Природные сообщества Челябинского Урала» |
3. | Красная книга Карталинского района. | 5 | Насекомые: дыбка степная, жук-олень, усач большой, шмель степной, махаон, апполон, медведица Гера. Птицы: орёл степной, орлан белохвост, беркут, сапсан, дрофа, черноголовый хохотун. Рыбы6 подкаменщик обыкновенный. Животные: выхухоль. Растения: рябчик русский, венерин башмачок настоящий, венерин башмачок крупноцветковый, ятрышник шлемоносный, ветреница уральская, водяной орех, ковыль перистый. Меры охраны. | Изучение литературы, составление каталога. Рисунки. Описание редких и исчезающих видов. | Проект «Красная книга Карталинского района» |
4. | Памятники природы Карталинского района. Ботанический памятник природы Джабык-Карагайский бор. | 5 | Памятник природы, ботанический памятник, геологический памятник, гидрологический памятник. | Изучение литературы. Экскурсия к памятникам природы Карталинского района. | Страница проекта «Лесной «остров» в степном «море», Проект «Памятники природы Карталинского района». |
Геологический памятник природы Анненская копь. | 3 | ||||
Гидрологический памятник природы озеро Безымянное. | 3 | ||||
Анненский государственный природный биологический заказник. | 4 | ||||
Итого: | 30 |
3 год обучения. История Челябинского Урала как часть истории России.
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Содержание, основные понятия, идеи | Деятельность участников проекта | Итоговая работа |
Тематический блок №3.«В Урале Русь отражена». | |||||
1. | Древняя история края. Из тьмы веков. Поселения эпохи бронзы. На пути кочевых народов. | 7 | Укреплённые поселения эпохи бронзы. Кочевые племена: саки, сарматы, … казахи, башкиры. | Изучение литературы. Посещение урочища «Кесене». | Страницы проекта «Древнее поселение бронзового века Каменный амбар (Ольгино)», Проект «Древние жители Южного Урала». |
2. | История города Карталы Казачий край. Традиционные ремёсла нашего края | 7 | История образования города Карталы. Первые переселенцы станицы Полтавка. Быт и ремёсла местных жителей. | Сочинение «Моя бабушки живёт в казачьей станице». Посещение храма. Сбор экспонатов для школьного музея. Встреча с интересными людьми. Посещение выставки ремёсел в городском краеведческом музее. | Проект «Станицы Карталинского района». Страницы проекта «Традиционные ремесла карталинцев» |
3. | Герои земли карталинской. Почётные граждане города Карталы. | 6 | Герой Советского Союза, город-герой, подвиг, почётный гражданин города, передовик производства, отечественная война . | Встреча с почётными гражданами города Карталы. Встреча с ветеранами. Сочинение на тему: «Мой прадед воевал», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Сбор фотоальбома. Посещение Краеведческого музея города Карталы. | Страницы проекта «Почётные граждане города Карталы», «Земляки-герои Советского Союза». Проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». |
4. | Турпоход «Школы города Карталы». | 5 | История школ города. Школа-интернат. | Экскурсия по школе. Посещение школьного музея. Экскурсия по школам города Карталы. Памятка первоклассникам «Как не надо вести себя в школе». | Проект «Школы города Карталы» |
5. | «Старые фотографии рассказали». | 5 | Генеалогическое древо, семья, гнездо, потомки, предки. | Составление генеалогического древа. Оформление фотовыставки: «Мои прадеды». Сочинение «Старые фотографии рассказали». | Проект «Родословное древо». |
Итого: | 30 |
4 год обучения. Литература Челябинского Урала
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Содержание, основные понятия, идеи | Деятельность участников проекта | Итоговая работа |
Тематический блок №4. «В Урале Русь отражена»». | |||||
1. | Летописцы родного края: Ю.М. Алентьев, И.Н. Верхотуров, Н.В. Булучевский. | 6 | Летописцы. | Встреча с интересными людьми. Чтение произведений. Анализ произведений. Иллюстрация к стихотворениям. Сочинение после прочитанного. | Проект «Летописцы родного края». |
2. | Поэты Карталинского района | 6 | Поэты-земляки. | Встреча с писателями и поэтами района. Чтение произведений. Анализ произведений. Иллюстрация к стихотворениям. Сочинение после прочитанного. | Проект «Моя литературная тетрадь» |
3. | Авторы нашего детства: Татьяничева Л.К. Пикулева Н. В. Горская А.Б. Гроссман М.С. Преображенская Л. А. | 11 | Поэт, писатель, прозаик, размер стихотворения. | Изучение биографии. Чтение произведений. Анализ произведений. Иллюстрация к стихотворениям. Сочинение после прочитанного. Чтение по ролям. Инсценирование отрывков. | Проект « Я расту!» |
4. | Сказочники Урала: Бажов П.П. Гарин-Михайловский Н.Г. Мамин-Сибиряк Д.Н. | 7 | Сказы, | Изучение биографии. Чтение произведений. Анализ произведений. Иллюстрация к стихотворениям. Сочинение после прочитанного. Чтение по ролям. Инсценирование отрывков. | Проект «Нет земли нашей краше» |
Итого: | 30 |
Литература
1. Алентьев Ю.М. Карталинский район. – Магнитогорск, 1995.
2. Алентьев Ю.М., Гитис М.С., Моисеев А.П. Карталинский район. Тетрадь юного краеведа. – Челябинск, 2000.
3. Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области. - Челябинск, 2002.
4. Булучевский А.В. Карталинский район. – Магнитогорск, 1995.
5. Булучевский А.В. Из истории родного края. - Челябинск, 2000.
6. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Учеб. Для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, колледжей. - Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во,1977.
7.Гитис М.С., Моисеев А.П. Челябинская область. Краткий географический справочник. – Челябинск, 1995.
8. Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: Учебное пособие для учащихся. - Челябинск, 2001.
9.Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 55–59.
10. Корецкая Т.А. Земля Уральская: Энциклопедия для детей.- Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во» 2004.
11.Костюков В.П. Левит А.И. Южный Урал: география, экология, природопользование. – Челябинск, 2001.
12.Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителей нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: ВентанаГраф, 2002.
13. Моисеев А.П., Николаева М.Е. Памятники природы Челябинской области. – Челябинск, 1987.
14. «Охрана природы Южного Урала , 06», - областной экологический альманах. – Миасс, 2006.
15.Энциклопедия. Карталы. – Магнитогорск, 2004.
16. http://ist.rkc-74.ru Тематический предметный сайт «История и обществознание»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы
Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....
Элективный курс по английскому языку для учащихся начальной школы “Расскажи историю”
Для учащихся начальной школы (3 и 4 классы) важно проявлять себя многообразно: и развиваясь и развлекаясь одновременно. В ресурсном центре нашей школы накоплен большой материал по работе с младшими шк...
Рабочая программа элективного курса «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ» для начальной школы
Целью элективного курса «Человекознание» является приобщение учащихся к основам психологической, валеологической и нравственной культуры.Основной предмет изучения — личная жизнь, вну...
Курс для учащихся начальной школы по развитию творческих способностей
Курс содержит планирование по развитию творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)...
Учебная программа элективного курса для учащихся начальной школы "История России"
Курс логически вписывается в общую систему образовательного процесса и имеет связь с другими предметами. Курс является интегрированным и реализует историческое, обществоведч...
Элективный курс для учащихся начальной школы "Юный эколог"
Программа «Юный эколог» - имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Теоретические основы программы – исследования возраст...
Элективный курс для учащихся начальной школы "Я хочу читать"
Элективный курс ориентирован на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубоко...