Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира через проект.
учебно-методический материал

Бычихина Ольга Борисовна

В статье рассказывается о том, как можно использовать проектную деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе для формирования естественнонаучной грамотности. Статья сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира через проект

1 сл.Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение, используемое в PISA)

 2 сл.Естественнонаучная грамотность – способность:

 •использовать естественнонаучные знания,

•выявлять проблемы,

 •делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Международные сравнительные исследования в области образования подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении предметных знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям.

3 сл.Какие основные проблемы-пробелы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования? Дефицит не просто знаний, а знаний типа– «знаю как»:

 • формулировать вопросы;

• обосновывать, доказывать;

 • использовать простейшие приемы исследования;

 • строить развернутые высказывания;

• устанавливать надежность информации;

 • сотрудничать.

Всему этому можно и нужно учить! А учить, как известно, начинаем в начальной школе.

Надо отметить тот факт, что к сожалению, современные учебники  по окружающему миру не соответствуют поставленным задачам. В них почти нет заданий, подразумевающих исследования, опыты. Поэтому решение данных задач полностью зависит от мастерства учителя, от того, как он будет ставить задачи перед учащимися и вместе с ними их решать. На помощь может прийти метод проектов. Но опять же надо понимать, что полноценный проект ученик начальной школы не может выполнить в силу возрастных особенностей. Поэтому есть смысл говорить не о проекте, а о проектной задаче в начальной школе. 

4 сл. Метод проектов- это метод личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. Учебные проекты могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения.5 сл.

6 сл.   Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Таким образом, у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное- почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки)
  • целеполагать (ставить и удерживать цели)
  • планировать
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё главное)
  • проявлять инициативу при поиске способов решения задачи
  • взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию принимать или отклонять точки зрения других.

 Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в основной школе. Эти задачи содержат творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания и учебного предмета, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробовать различные пути решения. Они должны помочь детям научиться видеть и слышать друг друга. Но для того чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьёзные изменения в содержании и организации всего процесса обучения, а это уже зависит не от нас с вами.

Какие же проекты можно предложить детям? Конечно, интересные! Даже название должно содержать интригу и вызывать интерес. Например, «Удивительные зубы», «Снег чистый?», «Откуда берутся слёзы и почему мы плачем?», «Мой дружок-творожок», «А мороженое полезно?», «Куда исчезли динозавры?» и т.д.  Мы все знаем, как трудно накормить современных детей полезной едой. Наши увещевания, что это полезно, никого не трогают. На помощь может прийти проект-исследование о пользе каши или овощей, где можно не только найти научные подтверждения о пользе этих продуктов, но и попробовать самим приготовить блюда из овощей или крупы. В классе, конечно, это не сделаешь, но дома-то можно.

 В своей практике я использую проектные задачи, правда, не все проекты чисто научные, но все, так или иначе связаны с окружающим миром. 7 сл.

  Со вторыми классами в разное время мы делали проекты «Моя страна» (УМК «Школа 2100») и «Убранство русской избы», «На дне морском» (УМК «Перспектива»).8 сл Ребятам пришлось разобраться в понятиях «город» и «страна», продумать географическое положение, экономику своей придуманной страны, что довольно непросто, но очень интересно. Я видела, как идёт работа над проектом, поэтому подкидывала детям всевозможные проблемы, которые они должны были решить. Например, как будет соединен город и посёлок? Где лучше построить завод? А как продукция будет доставляться в другие регионы? и т.д. Для ответов на эти вопросы необходимо было использование знаний, полученных на уроках окруж.мира. 9 сл.Изучая историю, дети узнают, как жили наши предки, их обычаи, быт традиции. Ответом на эти вопросы стала проектная задача «Внутреннее убранство русской избы» по технологии. Но эта задача неразрывно связана с предметом окруж. мир.

 С третьеклассниками на «ура» прошли проекты «Русская масленица», 10 сл.«Летний сад Кронштадта» (в рамках внеурочной деятельности), где мы с ребятами выполнили проект реконструкции Летнего сада, ещё до того, как её сделал город. Самое интересное было то, что, когда мы увидели отреставрированный сад, нашли и свои идеи.

11 сл.  Работая над проектом «Русская масленица», мы не только изучили историю и традиции праздника, но и отыграли его по всем правилам, пригласив родителей. 12 сл.

В четвёртом классе ребята задались целью отпраздновать Новый год как-нибудь по- другому. После долгих споров решили попробовать сыграть в КВН. Раньше в КВН играли многие и эта игра не была чем-то особенным, а современные школьники очень мало знают об этой игре. В процессе подготовки дети познакомились с правилами игры, узнали историю этой игры и традиционные конкурсы. Оставалось только разделиться на команды и сыграть, что и было сделано. Некоторые родители решили тоже поучаствовать в командах. Так мы попытались наладить диалог между родителями и детьми. Хочу отметить, что всю подготовку дети вели самостоятельно, моя роль заключалась только в консультировании и регулировании конфликтных ситуаций, которые неизбежно возникали.

  Ещё одним проектом стал выпускной в 4-м классе. В данном проекте ребятам пришлось писать сценарий праздника самим, продумывать всю организацию, оформление, номера. Работа продолжалась всю 4-ю четверть и увенчалась отличным праздником с наименьшим привлечением родителей. Они были только гостями.

13 сл. Как видите, все проектные задачи носят чисто практический характер. Это опять же обусловлено возрастными особенностями учеников начальной школы: им интересно делать что-то своими руками, фантазировать и видеть готовый результат сразу.

 Работая над любым проектом, ребёнок прежде всего отрабатывает навыки коммуникации, а уже потом предметные умения, именно поэтому не следует злоупотреблять проектами и проектными задачами, особенно в нач. школе, нельзя каждую практическую работу превращать в проект. Надо не забывать, что проект- это всего лишь один из способов активизировать учеников, мотивировать их на исследовательскую и поисковую деятельность, заставить чем-то интересоваться. Возвращаясь к формированию естественнонаучной грамотности, можно отметить, что для работы над проектными задачами   детям приходится пользоваться естественнонаучными знаниями, полученными на уроках или из дополнительной литературы. Получается выявлять проблемы и находить способы их решения. А ещё проект даёт толчок к дальнейшему более глубокому изучению темы, а значит цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»...

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ.

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира и математики.Аннотация«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - так...

презентация "формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"

презентация "формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира"...

Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира

Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира....

Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира.

Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира....

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира методом проектной деятельности

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира методом проектной деятельности...

Презентация " Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизнен...